О музыкальном прочтении стихов 2

Маштаков
   Давайте мы с вами посмотрим ещё на один пример - стихотворение К.Р. "Растворил я окно..." и известный романс П.И.Чайковского на его строки. Это стихотворение в отношении его структуры и семантической акцентации разбирается в конце диссертации Черновой М.М. "Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста" (диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук)  Горно-Алтайск, ГГУ, 2002.
   Сама диссертация достаточно интересна, особенно в разделах обзора, но тому, кто заинтересуется этим текстом, советую искать его не по названию диссертации (в связи с защитой авторских прав доступна только аннотация), а по запросу - "Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов", и вы попадёте как раз туда, куда следует.
   Не сказал бы, что разбор этого стихотворения, проводимый Черновой, меня бы удовлетворил. Напротив, текст стихотворения намерено втискивается в некую, заранее определённую схему, с подсчётом числа слогов, и с выделением в соответствии с правилом "золотого сечения" зачина, доминанты и окончания стихотворения. Возможно, что каким-то текстам эта схема и соответствует, но подгонять все стихи под эту схему вещь явно надуманная.
   Для выявления читательского восприятия строк стиха проводился эксперимент с использованием различных групп респондентов. Респонденты, в соответствии с данным им заданием, разбивали строки на более короткие отрезки и указывали на замеченные ими смысловые, эмоциональные и др. доминанты. Затем всё это статистически обрабатывалось.
    В диссертации приводятся результаты по нескольким, наиболее показательным примерам, а общее количество исследованных таким образом стихов ( брались лучшие стихи наших классиков) превысило сотню. Представляете, какой гигантский труд?
    Но многое в нём обесценено, поскольку респонденты - далеко не поэты, и даже не люди, пишущие стихи, с их, хоть и маленьким, но собственным опытом. Кроме того, оценки по среднестатистической массе выявляют всегда "серый" вкус, и не дают того результата, на который рассчитывали. Поэтический текст в полной мере может воспринимать и анализировать только достаточно подготовленный читатель.

   А потому я хочу провести самостоятельный разбор этого текста, основанный на его структуре и на тех знаниях, которые мы имеем.
   Будем следовать общему положению, высказанному Ю.М.Лотманым, о том, что первые строки текста создают инерцию восприятия, которая затем прослеживается и во всём тексте, но имеет тенденции к нарушению. Отступление от одной нормы (например, ритмической) сопровождается усилением другой нормы (например семантической, фонетической и проч.) В результате стих как бы играет своей структурой, задавая при этом интонацию своего звучания.  *(см. примечание)
   Такая игра прекрасно видна на взятом нами примере. Итак, текст -

Растворил я окно - стало грустно невмочь -
   Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
   Благовонным дыханьем сирени.

А вдали где-то чудно так пел соловей;
   Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей,
   Об отчизне я вспомнил далекой,

 Где родной соловей песнь родную поет
   И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
   Над душистою веткой сирени.

13 мая 1885

Уже первая строка, с цезурой посредине, и следующие пол-строки создают инерцию звучания. Но окончание второй строки короче на два слога, и наш слух, следуя инерции длительности звучания, заставляет нас читать текст более медленно. Это замедление реализуется и в музыке, создавая музыкально выраженную эмоцию.
В семантическом плане всякое нарушение нормы, привлекая внимание читателя, создаёт смысловой акцент. Кстати, респонденты Черновой и указали на семантический акцент именно на этих словах. Вы видите, что этот акцент во многом определён именно структурой стиха.

Третья  строка. Мы по инерции ожидаем паузы (цезуры) в середине. Она ожидается, но её нет -
 
И в лицо мне пахну!ла весенняя ночь

я поставил восклицательный знак на место ожидаемой цезуры.
Но что произошло? Возникло ударение, и семантическое, и музыкальное на слове "пахнула" - на том слове, на которое указала цезура.
Четвёртая строка  катрена акцентируется цезурой точно таким же способом -
 
   Благовонным дыхань!ем сирени.

и слышится затягивание фонем "а" и "е", особенно в окончании. Музыка романса следует за интонацией произношения.

Первая строка второго катрена тоже очень интересна -

А вдали где'-то чу!дно так' пел соловей

акцентирование производится не только ожидаемой цезурой, но и сверхсхемными ударениями на словах "где" и "так" создавая лёгкие паузы, короткие задержки после этих односложных слов. В семантическом плане создаётся образ удалённости этой красоты- "где-то чудно так" ...
Сходным образом акцентируются слова в следующих трёх строках -

   Я внимал ему' с гру!стью глубокой
И с тоскою о ро!дине вспомнил своей,
   Об отчизне я вспо!мнил далекой

идёт красивая перестановка акцентаций -
о РОДИНЕ вспомнил - об отчизне ВСПОМНИЛ

Заключительный катрен возвращает нам первоначально установленную структуру с цезурой между словами -

 Где родной соловей ! песнь родную поет
   И, не зная земных ! огорчений

точно также затянуто и акцентировано окончание второй строки.
И опять повторяется акцентация цезурой в следующих строках -

Заливается це!лую ночь напролет
   Над душистою ве!ткой сирени.

ах, как затянута фонема "е" на цезуре предпоследней строки и в окончании последней!
Вот этой исключительной выразительности последних строк есть очень интересное психологическое объяснение. Мне его подсказал автор с ником "Анарко" -

 "Могу привести один интересный феномен, открытый ещё И.П.Павловым. «Феномен пушечного удара». Он заключается в том, что при выработке определённого стереотипного действия (или рефлекса) используется эмоциональное или пищевое подкрепление.
Когда этот рефлекс хорошо закреплён нужно заглушить его множеством других не имеющих к нему отношения раздражителей через какое-то время, когда мы снова вернёмся к этому рефлексу, то он вдруг проявится с десятикратной силой."

  Мы, конечно, далеко ушли от опытов Павлова, но психология оказывается всё такой же и на более высоком уровне. Заключительные строки, идущие после строк, возвращающих к первоначально заданному звучанию, воспринимаются читателем с особой силой.
  Статистика по респондентам, приводимая Черновой, в общем, подтверждает ту акцентацию, которая была выявлена нами. Но мы с вами не только выявили смысловые акценты текста, но и объяснили, каким образом из интонационного звучания текста эти акценты возникают.

   Если записать в три строки акцентированные слова, то получится текст, напоминающий японскую поэзию -

Пахнула дыханьем.
Где-то чудно так грустью.
О родине вспомнил.
____
*  интонация звучания поэтического текста задаётся его ритмической основой, и записана, таким образом, в тексте подобно тому, как музыка записывается знаками на нотном стане -
" В стихотворной строке это звучание получает определенную длительность (количество слогов), интенсивность (ритмические ударения) и тембр (соответствие с лексикой), то есть, отделившись от фразовой интонации, это звучание приобретает способность выражать эмоции..."
"В прозаической письменной речи количество слогов в слове, порядок словесных ударений и длина фразы сами по себе выразительностью не обладают. В стихе при наличии ритмической монотонии эти факторы приобретают выразительность"
-  Е.Невзглядова "Интонационная структура стихотворной речи"
____________________________

Дополнение. Композиционная структура текста.

  Через некоторое время после того, как это статья была опубликована, я решил вернуться к анализу этого стиха.

  Дело в том, что мы с Вами, уважаемый читатель, покинули исследование М.М.Черновой слишком быстро, указав лишь на совпадение семантически значимых слов в её и в нашем исследовании. Совпало, ну и хорошо.
  И  если целью её экспериментов было - "экспериментально аргументировать наличие/отсутствие закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры и характер ее корреляции со смысловой структурой вербального поэтического текста." То да, такая корреляция доказана.
  Но подумаем - что именно доказано?  Доказано ли то, что автор, такой молодец,  придал своему творению ритмически гармоничную структуру, поддерживающую его замысел? Да, доказано.
  Доказано ли, что ритмически гармоническая структура, построенная определённым образом, а именно, с использованием принципа "золотого сечения", определяет собой семантические акценты? Нет, она их не определяет.
  Она предоставляет место для семантических акцентов, делает их более зримыми. Но акцентов на "нужном" месте может и не быть. Становится ли от этого стих плохим?
  Посмотрим внимательно на подход Черновой, цитирую -
<< Поскольку информативность любого текста в немалой степени определяется, эффективностью его структурной организации, мы попытались выяснить, насколько эффективно каждый из ритмико-структурных вариантов передает смысл текста. Для этого необходимо было определить позицию гармонического центра, так как известно, что в этой абсолютно сильной позиции концентрируются смыслы, формирующие эмоционально-смысловую доминанту текста. В качестве единицы счета был избран смысловой отрезок. Количество выделенных смысловых отрезков (для каждого ритмического варианта отдельно) умножалось на коэффициент 0,618 и, таким образом, выявлялось, какой смысловой отрезок находится в позиции гармонического центра.>>
Обратим внимание на "как известно, что в этой абсолютно сильной позиции концентрируются смыслы" - речь идёт о ГЦ, гармоническом центре, находящимся в силу принципа золотого сечения на позиции 0,618 от конца текста.
   Вот с какой стати эти самые главные смыслы там находятся? А если бы там оказались какие-нибудь мало значащие строки? Как бы их принял читатель?

   Тем не менее, давайте посмотрим на текст стихотворения глазами Черновой. Не будем делить текст на смысловые отрезки, достаточно деления на строки.
    В стихотворении 12 строк 12 х 0,618= 7,42  Гармонический центр находится между 7- и 8-й строками, читаем их -
"И с тоскою о родине вспомнил своей,
   Об отчизне я вспомнил далекой"
и о, да, несомненно семантический центр. Но, обратите внимание, не только своим положением по принадлежности к золотому сечению этот центр выделен. Он выделен ещё и "зеркалом" в котором начало стихотворения отражается в его окончании.
   Повтор семантики в строках 7...8 тут же отражается в повторе слов "родной...родной" в первой строке окончания.
   И в последней строке - повтор начальной рифмы на "сирени".
   "Зеркало" окончания выделено не только структурным отражением-повтором, но и семантическим эхо-повтором. Если начало является изображением весенней ночи в Германии с пением соловья, то окончание - эхо-воспоминание.
   Можно ли было обрубить текст на окончании второй строфы, нарушив правило золотого сечения? Если рассматривать текст как некое сообщение, то - да, в принципе всё уже сказано в начале стиха. Новой информации окончание не несёт.
   Но поэзия - не философский трактат, она принципиально уходит от сообщительности, она стремится к гармонии и к любованию этой гармонией. А для этого и времени не жалко. Потому в стихах можно наблюдать так много повторов, которых мы не находим, например, в прозе. Отсюда и разбиения текста в пропорциях золотого сечения.
   И, наконец, отметим, что не только любование гармонией на фоне отсутствия какой либо сообщительности выделяет третью строфу. Высокое эмоциональное переживание следующее за подъёмом к гармоническому центру - вот что её выделяет. В этом отношении 3-я строфа становится чуть ли не главной во всём стихотворении.
И надо сказать, что это - чисто поэтическая вещь, отделяющая поэзию от прозы, эмоциональное переживание при отсутствии сообщительности в тексте. Как такое может быть? Дело в том, что переживание, о котором мы говорим, предварено семантикой первых двух строф.
   Структура, напоминающая собой поэтическое озарение - восхождение, при плотной работе сознания, инсайт, и сбор результатов - эстетическое любование, или катарсис, если хотите так называть это состояние.

Резюме. Да, композиционные красоты золотого сечения в этом стихотворении есть, но они далеко не единственные.

Спасибо за внимание.