О музыкальном прочтении стихов 1

Маштаков
   Роль ритмической составляющей стиха обсуждается в работах питерского филолога Елены Невзглядовой, в частности, в них говорится о значении особой интонации при прочтении стиха - так, называемой монотонии, переходящей иногда на пение *(см.примечание).
   И мы тоже поговорим об этом, взяв приглянувшийся мне пример с нашего сайта

На излёте прелестнейших дней   http://www.stihi.ru/2014/05/07/1772
Янина Юдина 2

На излёте прелестнейших дней кофе утренний пахнет корицей
И ласкает усталый мой взгляд белым шёлком букет хризантем...
На исходе прелестнейших дней сердце просит моё повториться
То , что  скрылось в  туманной дали, но  ещё не ушло насовсем.
На излёте прелестнейших дней достаю из комода тетрадку...
Ах, как жаль, что коснулась листа, никого не спросив, желтизна...
В чем её упрекать?..У всего есть, наверно, свои недостатки...
Это время листы не щадит. Пусть не спорит: его в том вина...
Но спасибо ему от души, что не стёрло бегущие строчки!
И , что, как не смешно, еще жив незабытой любви аромат...
Что вчера под окном , как тогда, раскрывались доверчиво почки,
И цветением новой весны любовался, застыв, циферблат.
...На излёте прелестнейших дней вечер пахнет заваренным чаем,
У печенья особенный хруст и немного горчит пастила.
На излёте прелестнейших дней с удивлением я  замечаю,
Как легко объяснить может жизнь, что  сама я понять не смогла.....
--
   Давайте разобьём тест на четверостишия. Обозначим ритмику стихов, оставив одни гласные буквы. Будем вести счёт и во время стиховой паузы - цезуры, в середине стиха, и во время стиховой паузы, оканчивающей стих. Этот счёт во время пауз будем обозначать знаками тире.
    Не будем обращать внимание на ударения, соответствующие фразовому звучанию слов, но, в соответствии с правилом монотонического прочтения стихов, выделим заглавными буквами метрические ударения. **
    Взгляните, как это читается и поётся на счёт раз-два-три:

аиЁееЕеиЕ---оеУеиАеоИе--
иаАеуАыоЯ---еыЁоуЕиаЕ---
аиОееЕеиЕ---ееОиоЁооИя--
ооЫоуАоаИ---оеЁеуОаоЕ---

   Заметим, что цезура по своему положению совпадает со смысловой паузой при фразовом прочтении стиха, разделяя каждый стих на пару образов - семантически отделённых друг от друга отрезков:  дни-кофе, взгляд-хризантемы,  дни-сердце, а в последней строке цезура вообще совпадает с пунктационным делением текста запятой.
  Таким образом, цезура в начальных строках появляется в читательском восприятии естественным образом, и она определена фразовой интонацией. Поэтому она легко читается, и, по выражению Ю.М.Лотмана, стихи набирают инерцию звучания. Но посмотрите, что делается дальше!
  Следующие две строки продолжают инерцию, но третья -

"В чем её упрекать?..У всего есть, наверно, свои недостатки..."

читается

ёеЁуеАуеО---еаЕооИеоАи--

- фразовой интонации на знаке вопроса не делается. По выражению Е.Невзглядовой вопросы в стихах всегда теряют свою адресованность, они адресуются риторически к некому Высшему Адресату, а не к реальному читателю.
  Не делается и паузы на многоточии! А посмотрите - многоточие ведь есть в тексте.
  Цезура делается там, куда её поставила инерция музыкального чтения - после слов "у всего".
  Что это даёт в выразительном плане? Создаётся семантический акцент на словах "у всего". Ведь при фразовом (не музыкальном) прочтении, эти слова пролетают как бы между прочим, общим местом. А при монотоническом (музыкальном) чтении именно эти слова очень красиво и выразительно подчёркиваются. Выделяется их смысл.
  При отдельном прочтении этой строки, с ориентацией на фразовую интонацию, может показаться, что ритмика в стихе хромает. Но это не так, стихи надо петь, а не читать.

   Далее по тексту Вы можете видеть акцентацию цезурой слов "ещё жив", "как тогда", "новой весны".
   Вы видите также, что текст при таком музыкальном прочтении далеко не монотонен - сопоставление ритмической интонации с привычной фразовой интонацией создаёт выразительные вариации звучания.
   Ещё раз повторю - стихи нужно петь, без этого внутреннего пения они иногда совершенно не воспринимаются. Игра фразовой и музыкальной интонаций создаёт красивейшие места в поэзии.
--
*   о пении стиха из статьи Е.Невзглядовой "Уменье чувствовать и мыслить нараспев" -
   "Берберова в своих мемуарах, вспоминая о том, как читал Михаил Кузмин (он почти пел), пишет: “пение было тогда чем-то почти обязательным”. Как ей однажды говорил Мережковский, это пошло от Пушкина — так ему объяснил Полонский, слышавший Пушкина. Стиховеды тоже полагают, что напевная манера чтения соблюдается по традиции. Однако за два века русская поэзия так изменилась, поэты такие разные (например, Фет и Маяковский), что нет никаких причин для сохранения единой традиции."

**  о фразовой интонации там же -
  "Фразовая интонация всегда адресована, фразовое ударение предназначено собеседнику, оно — коррелят адресации. Например, предложение "я поеду завтра в Москву" отвечает на вопрос “куда?” — как бы заданный собеседником, а предложение "я поеду в Москву завтра" отвечает на молчаливый вопрос “когда?” (фразовое ударение в письменной речи стоит обычно на конце фразы). Фразовое ударение, таким образом, выделяет цель сообщения. Но если представить себе эту фразу в стихах, с ритмическими ударениями, — "Завтра поеду в Москву" — коммуникативная цель сама собой отпадает, поскольку фразовое ударение заменяется тремя ритмическими. Речь утрачивает естественно-речевую адресованность."

   Спасибо за внимание.
____________
Укажу на автора, поющего свои стихи под гитару
Евгений Братцев - http://brattsev.ru/
О проекте "Авторским голосом" на нашем сайте вы, наверное, знаете
- http://www.stihi.ru/avtor/avtorgol