Музыка - это воз духа. Шопен. Поллини

Арабский Алфавит
В молодости часто хочется "душевности", лиричности, страсти - явно выраженных эмоций. В музыке нравятся смены темпа, замедления, ускорения, интересных подголоски и прочие изюминки - это как бы передает присущее молодости ощущение ежесекундной изменчивости мира и чувство свободы (свободы поведения - "хорошо ходить конем, власть держать над полным залом..."). Каждый шаг чреват открытием, под привычным внешним слоем находишь уйму нового и интересного.

Есть такая свобода и в этюдах Шопена, написанных в "дикой молодости".

Стоит послушать интерпретации Григория Соколова http://classic.chubrik.ru/Chopin/Etudes_Sokolov.html
и Бориса Березовского http://classic-online.ru/ru/listen/7023
- у обоих есть это: сыграть "душой", "субъективно".

А Маурицио Поллини, хотя и записал этюды тоже молодым человеком, дал совершенно иную трактовку http://classic.chubrik.ru/Chopin/Etudes_Pollini.html .
У него это не лирическая и не "молодая" музыка. Она у него надвозрастная, вне-временная, вечная. И даже не а-эмоциональная, а над-эмоциональная. Даже в самых "бурных" этюдах - бури у Поллини отдают объективностью природных катаклизмов, над которыми человек не властен. Поллини словно смотрит на них с высоты разума.
Можно и так: высшего разума. Как написано в известной книге: И увидел Бог, что это хорошо. Что "это"? Все, что есть в Его мире, до человека, уже - хорошо.

Многие другие пианисты обращают в Шопене внимание на душу (человека). Поллини - на дух, который сперва носился над водами, а потом, очевидно, и над всем другим, что было сотворено, в том числе и над человеком. Это другое у Поллини есть, но дух - над.
Ценю его запись за эту надмирную высоту, которую Поллини обнаружил в Шопене, за открытие новой перспективы в этюдах - при идеальном воплощении нового замысла.

[Подобное "вознесение" над бурями вижу и в пушкинских строчках "И счастлив тот...": http://www.stihi.ru/2014/05/29/8654 ]

***

Интересно, что Поллини в юности зачитывался философскими текстами и подумывал о профессии физика. Это, наверное, способствует взгляду сверху, как из окна космического корабля. Происхождение вселенной, круговорот веществ, высшая гармония, стремление к идеалу... Кантовское "звездное небо".

Из биографии Маурицио Поллини:
>>Получив в 1960 г. первую премию на шопеновском конкурсе в Варшаве, Поллини поступает в университет на специальность "физика". Он отдается своим увлечениям – плаванью, шахматам и вновь берет уроки фортепиано: у Артуро Бенедетти Микеланджели, знаменитом молчаливом соотечественнике (Микеланджели старше Поллини на 22 года). Занятия заняли в сумме всего пять или шесть часов, вспоминал ученик позже, но такие, которые он никогда не забывал. Целый год Поллини не выступал вообще. Затем в выступлениях всё больше наблюдаются "капризы". Поллини не доволен инструментом, подтверждает и отменяет концерты, настаивает на всё большем количестве репетиций в студии при записи на пластинку. За его спиной уже поговаривают о нервных срывах и пребывании в клинике.
Между 1963 и 1966 годами Поллини выступает не более 15 раз в год. "Больше не мог".<< (мой пер. с немецкого)


Наверняка Поллини пришлось пройти через катаклизмы (имею в виду слухи про его нервные срывы и пребывание в больнице для душевнобольных), как через чистилище.

И потом она появилась - его прекрасная ясность. Не случайно он записал всего фортепианного Шёнберга, сияюще-ледяную вторую сонату Булеза и изживающие всякую телесность и чувственность Вариации Веберна. Вот уж поистине,

Старая потеря
Тела через ухо.
Ухом — чистым духом
Быть. Оставьте буквы —
Веку. Чистым слухом
Или чистым звуком
Движемся?

Цветаева, "Поэма воздуха"

"Духа" - не "души".
Воз-Духа.
Музыка - это воз духа. ))








(Из разговоров на музыкальных форумах, 2007 г.)