Пушкин. Параллели -17- Келья...

Кариатиды Сны
                "... Фантазия, тобою
                Одной я награжден,
                Тобою принесённый
                К волшебной Иппокрене,
                И в келье я блажен."

                А.С. Пушкин
                ********************************************



  Ну вот, пришла пора поговорить и ещё об одной близкой  Пушкину  ( по многочисленным обращениям  к ней) теме... КЕЛЬЯ.

  Так, что же такое КЕЛЬЯ для  его современников ? Обращусь, пожалуй, к словарю Даля. Помнится, именно Владимир Иванович Даль исполнял свой врачебный долг у постели умирающего  поэта, скорее, утешая , чем умея ему помочь. " Ему благодарный поэт передал черный сюртук, простреленный пулей Дантеса, со словами: "Выползину тоже возьми себе". "Выползина" - слово, подаренное Пушкину Далем (шкурка, которую сбрасывает змея). Вдова подарила ему перстень, который Пушкин считал своим талисманом. К Далю были обращены слова умирающего Пушкина: "Жизнь кончена..."   Он закрыл Пушкину глаза, вскрывал тело и писал заключение о причине смерти" ( Янченко Т.С. "ДАЛЬ - МЕДИК, ХИРУРГ, УЧЁНЫЙ")

И там же мы можем прочесть:

 "Несмотря на краткость их общения, эти отношения можно смело назвать дружбой. Даль мечтал познакомиться с любимым поэтом, показать ему свои сказки. Именно после знакомства с Пушкиным Даль вошел в литературную элиту России. Еще одна встреча с Пушкиным произошла вблизи Оренбурга. Поэт проехал тысячи верст, чтобы познакомиться с местами, которые он собирался описать в "Истории Пугачевского бунта".
 Даль провел с Пушкиным несколько дней. Они не расставались ни на минуту и стали близкими друзьями. Не исключено, что именно Пушкин подал мысль Далю взяться за словарь. Восхищенный сказками Даля, Пушкин подарил ему рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью "Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин". Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства "Курочка Ряба" принадлежит сказочнику Казаку Луганскому (Далю)."

  Итак, толковый словарь Даля...
По Далю   - КЕЛИЯ, КЕЛЬЯ - комната инока, покойчик монаха.
Там же - КЕЛЕЙНЫЙ -  к келье относящийся - секретный, тайный; происходивший глаз на глаз с кем или наедине. КЕЛЕЙНО, КЕЛЕЙНЕ  - наедине и втайне.

   Да и во всех словарях  - старых и нынешних - это "отдельная жилая комната монаха."


  "Борис Годунов"  у Пушкина так и начинается:

      
" Ночь, келья монаха в Чудовом монастыре.

ПИМЕН.  Я долго жил и многим насладился;
        Но с той поры лишь ведаю блаженство,
        Как в монастырь господь меня привёл...
        Сподобил... уразуметь ничтожность
        Мирских  сует."

 Посмотрим параллели в "Маленьких трагедиях".

1."СКУПОЙ РЫЦАРЬ":

БАРОН.  ... Весь день минуты ждал, когда  сойду
            В подвал мой тайный...
            Я выше всех желаний, я спокоен...

       ( Тайный подвал здесь  - келья, где Скупой рыцарь чувствует себя  рядом
         со своими богатствами счастливым.)

2."МОЦАРТ И САЛЬЕРИ" :

САЛЬЕРИ.    Нередко , просидев в безмолвной келье
            Два, три дня, позабыв и сон  и пищу,
            Вкусив  восторг и слёзы вдохновенья...

         ( В келье творит Сальери , испытывая широкую палитру чувств - и восторги,
           и слёзы вдохновенья.)


3."КАМЕННЫЙ ГОСТЬ" :

ЛЕПОРЕЛЛО.  Молва о дон Гуане
            И в мирный монастырь  проникла даже.
            Отшельники хвалы ему поют...

ДОН ГУАН.   Всё к лучшему: нечаянно убив
            Дон Карлоса, отшельником смиренным
            я скрылся здесь...

          ( В келье скрывается от преследований Дон Гуан- надёжном и тайном убежище.)


4. "ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ":


 ... Его  здесь кресла
     Стоят пустые, будто ожидая
     Весельчака - но он ушёл уже
     В холодные подземные жилища...

 ... Ваши ненавистные восторги
     Смущают  тишину гробов.

           ( А вот ещё одна ассоциация с кельей. Тишина гробов... Не там ли  в
             полной мере защищён, успокоен, счастлив человек?)

А вот лирика Пушкина. В его представлении Поэт и Монах в какой-то степени синонимы.

В стихотворении "19 октября" мы читаем:

" Пылай , камин, в моей пустынной келье..."
" Я, затворник  ваш опальный..."

 Сколько сожалений  здесь о легкомысленной юности :

"С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво..."


И ещё стихи:

"Нашёл  в глуши  я мирный кров
 И дни веду смиренно..." ("Мечтатель")


"Вот кабинет уединенный,
Где я, Москвою утомленный,
Вдали обманчивых красот,
Вдали нахмуренных забот
И той волшебницы лукавой,
Которая весь мир вертит,
В трубу немолчную гремит,
И - помнится - зовется Славой -
Живу с природной простотой,
С философической забавой
И с музой резвой и младой..." ( "Послание к Юдину")

"... И горним  светом озарясь .
     влетела в скромну келью" -  это о Музе, конечно ( в том же "Мечтателе")...

"... О Галич, близок, близок час,
Когда, послыша славы глас,
Покину кельи кров пустынный,
Забыв волшебный свой Парнас,
Златой досуг и мир невинный." ("К Галичу")

Ибо:

" ...Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине." ("Деревня")


И всё-таки, что заставило меня сегодня взяться за эту тему? А-а... вспомнила. Кто-то  из моих друзей посетовал на невозможность порой  изолироваться от  людей. И тогда  одиночество - возможность самоуглублённо заниматься  делами - будет подарком. И кто-то слёзно просил Бога  пронести мимо чашу сию, чтобы одиночество не стало наказанием. И кто-то написал : "Для творчества одиночество - это жизнь"! -
Счастье! На этом и поставим пока точку.