***

Ирина Валентиновна Маринова
   Я бережно храню литературный сборник «Плетень», который мне подарил Павел Сушко при нашей первой встрече, с хорошей подписью: «От молодежного литературного объединения «Студия «Автор» Россия Ирине Валентиновне и всем жителям Приднестровья с наилучшими пожеланиями». Нас связала поэзия. Пусть наши связи с Россией крепнут и в области литературы.

          Инженер – строитель Павел приехал в Тирасполь из подмосковного города Дмитров, чтобы работать на одном из объектов, строящихся в нашей республике российской организацией «Евразийская интеграция». Молодой человек  интересуется  литературой и сочиняет стихи. Появившись у нас в столице, он сразу стал искать пишущих людей. Я рада, что первой его инстанцией стала библиотека. Верно, говорят, - все дороги ведут в Храм, а миссия библиотеки – быть Храмом Культуры. Неведомая рука привела его именно ко мне. И вот, побыв на одном из заседаний «Школы будущих поэтов», которую я веду в Центральной городской детской библиотеке, для читателей 5 – 11 классов, Павел решил найти в Тирасполе молодых людей уже студенческого возраста, тоже занимающихся стихотворчеством. И, конечно, нашел. Я рада, что есть у нас в ПМР талантливые ребята, которым интересно писать стихи, узнавать что–то новое из области литературы. Так наши с Павлом обоюдные усилия увенчались внеочередным уже совместным заседанием: Литературной встречей юных поэтов школы «Пегасик» с членами молодежного творческого объединения. Какое точно они придумают себе название, не знаю, но «импульс» уже получен. Ребятам обоих объединений было хорошо и интересно вместе. Павел нашел «своих» в молодежном клубе «Клуб 19»,куда был приглашен на литературные чтения собственных произведений. Ему понравились стихи ребят и он рассказал мне: «Поскольку я сам  уже более 10 лет являюсь участником молодежного творческого объединения «Студия «Автор», то предложил ребятам создать подобное объединение в Тирасполе. Они поддержали идею. 25 марта 2014 года прошло первое собрание нашего объединения, и теперь оно вошло в состав уже Международного Молодежного творческого объединения «Студия «Автор», став ее частью».
        А в конце апреля мы собрались уже в библиотеке на творческий вечер. Ребята по очереди читали свои стихи. Татьяна, Виктор, Юрий, Андрей и другие начинающие поэты еще очень молоды. Хочется тем из них, которые не знают, объяснить значение некоторых слов, терминов. Например, что такое «декаданс».
       В стихотворении Татьяны слово «декаданс» повторяется рефреном. Она пишет:
                В твоем  декадансе,
                Как будто бы в танце.
                Твои состояния –
                Нелепая мания.
                Быть нужным кому – то.
                Зачем? Почему – то
                Твои  состояния
                В излишке внимания
                Внутри громкой песни,
                А значит, не вместе.
                Уходим опять.
                Мне горько дышать
                Тобой или духом.
                И неповторимо.
                В твоем декадансе
                Мне невыносимо.
        Строки действительно пронизаны настроением невыносимости, упадничества, безнадежности. В «Краткой Литературной энциклопедии» читаем «Декаданс – то же, что декаденство. От французского слова decadence – упадок. Возникнув в 19 – начале 20 вв. декаденство сильно сказалось и в литературе. Особенно в литературе Франции  в таком его направлении, как символизм, во главе которого стояли «проклятые поэты» - Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Поль Валери, Андре Жид и другие. Эстетические взгляды символистов вели к субъективному, поэтической неясности, к отрыву идеи от смысла слов.  Однако, как дороги  истинным   любителям поэзии стихи этих поэтов. В. Воровский, критикуя, находил в декаденстве «немало крупных талантов», «оригинальную мысль и своеобразную силу». А. М. Горький, подчеркивая, что «декаденство явление вредное, - явление с которым необходимо бороться», в тоже время писал: «Европа создала наиболее рафинированную литературу, выработала наиболее тонкое мастерство слова: Уайльд, Рембо, Метерлинк, Верлен и десятки других – все это тончайшие мастера «ювелирного искусства» в литературе. Из того, что они сияли так ярко, - следует сделать вывод в пользу силы слова, в доказательство необходимости изучать его, всецело обладать им». Мне очень хочется, чтобы современные молодые люди, пробующие свои силы в поэзии не просто употребляли какие – то красивые слова, к примеру «декаданс», но и  хорошо знали, что они обозначают. Главным  совет от меня, члена городского объединения «Взаимность», поэта и библиотекаря, руководителя «Школы будущих поэтов» - молодым начинающим поэтам, - участникам народившегося в этом году молодежного творческого объединения – читайте как можно больше стихов хороших поэтов русских и зарубежных, впитывайте в себя музыку их строк! В свое время Верлен написал стихотворение «За музыкою только дело» - об искусстве поэзии. Строки эти стали его поэтическим Манифестом:
Так музыки же вновь и вновь!
                Пускай в твоем стихе с разгону
                Блеснут в дали преображенной
                Другое небо и любовь.
                Пускай он выболтает сдуру
                Все, что внотьмах,  чудотворя
                Наворожит ему заря…
                Все прочее – литература.
                (перевод Б. Л. Пастернака)
        У Татьяны  бесспорно есть поэтическое видение, есть потребность выражать мысли стихами. Но меня поразило, как две жизнеутверждающие строки в следующем стихотворении девушки:
                Биение сердца твоего
                Зовет меня творить! ,-
      Вдруг в конце стихотворения перебиваются пессимизмом:
                И я искал тебя одну
                Во мраке мглы ночной.
                А я жду смерти и тону
                Иду ко дну…с тобой.
        Конечно, тут еще юношеский максимализм дает о себе знать, и  веяние нашего неспокойного времени. Но стихи предназначены как раз для того, чтобы стать защитой от зла и несовершенства мира. У Татьяны есть  и такое стихотворение:
                …Мы сидели с тобой и смотрели
                В эти красные звезды с небес.
                Эти звезды так ярко горели,
                Мы сидели с тобой и искали
                В этом небе пустые мечты.
                Они были полны печали,
                Они были все так же пусты…
      Правда, неплохо? Но мне так хочется, чтобы Татьяна прочитала и сравнила это свое стихотворение с отрывком из Артюра Рембо, одного из представителей декаданса Франции:
                Вы замечаете сквозь ветку над собой
                Отрывок голубой тряпицы, с неумело
                Приколотой к нему мизерною звездой,
                Дрожащей, маленькой и совершенно болой.
                Июнь! Семнадцать лет! Сильнее крепких вин
                Пьянит такая ночь… Как будто бы спросонок,
                Вы смотрите вокруг, шатаетесь один,
                А поцелуй у губ трепещет,  как мышонок…
   Читайте же, читайте поэзию! Впитывайте, учитесь и надейтесь на чудо!
         В предисловии к книге стихов одного замечательного поэта я прочитала:
        «Когда – то один молодой поэт, как бы находясь на пороге безбрежного, прекрасного мира, возвещал:
                И мы вглядываемся в звезды.
                Точно видим их первый раз.
                Точно мир лишь сегодня создан
                И никем не открыт до нас…
         Открыть мир заново -  это ли не привычная юношеская декларация? Как охватить мир в его целостности? Как соотнести человека и Вселенную? Как завоевать свое место в мире? Эти вопросы уже тогда волновали Вадима Шефнера. Став настоящим поэтом, он позже написал свои размышления о стихах:
                Стихи – не пряник и не кнут.
                И не учебное пособие.
                Они не сеют и не жнут –
                У них задание особое.
                Милее им в простом быту,
                Почти не слышно и невидимо.
                Жить, подтверждая красоту
                Всего, что вроде бы обыденно.
                Но в громовые времена,
                Где каждый миг остер, как лезвие.
                На помощь нам идет она –
                Великодушная поэзия.
                Где пули свищут у виска,
                Где стены и надежды рушатся
                Припомнившаяся строка
                В усталых пробуждает мужество.
                … Тоска, разлука ли, болезнь, -
                Что ни творится, что ни деется, -
                Пока стихи на свете есть,
                Нам есть еще на что надеяться.
        Молодые люди, пришедшие в библиотеку на творческий вечер, выходили друг за другом и представляли свои творения. Виктор с вызовом прочитал стихи, в которых сами названия говорили о том, какая метущаяся душа у поэта – «Паранойя», «Горячка», «Я пасынок спального микрорайона». И хоть мы с Виктором из разных поколений, но это его стихотворение меня зацепило:
                Я пасынок промзоны и спального района,
                Где стены домов расходятся от ора,
                Где взрыв баллона – это фейерверк.
                Где люди просто так ладонь кидают вверх!
                Где единицы мыслят по – другому-
                Нули запаяны в свинцовые круги,
                Где минус – это плюс любому перелому!
                Там, где поэт домам
               
                читал
                свои
                стихи.
               А он вдруг прочитал совершенно другое, философское, с названием «Бумажный кораблик».
              Виктор предварил его строками:
                Уходя, не скучая по дому,
                Слежу за собой, точно зритель.

                Облака застилают Солнце,
                Поезда едут в разные стороны,
                Это все для меня отдается
                Небом чернеющим, в воронах…

                …Ведь к нам все вернется однажды,
                А я совсем не забочусь об этом.
                И как будто кораблик бумажный
                Плыву по асфальтовым рекам.

                Надувает ветер мой парус
                И неважно, в каком океане,
                Я хочу, чтоб на матче остались
                Написанные инициалы…
              Да, эти юноши и девушки не хотят прожить жизнь незамеченными. Они ищут диалога, они стремятся стать лучше, чтоб остаться в памяти, пусть инициалами, строчками…А. возможно, кто – то и откроется, как поэт! Дерзайте. Учитесь! Поэзия – это, прежде всего большой труд.
             Порадовалось сердце, когда стихи вышел читать еще один юноша. Дмитрий держал в руках книгу представителя старшего поколения. Это был сборник стихов советского писателя Александра Гатова «Влюбленным всей земли». Дмитрий готовился заранее, идя на встречу. Сначала он прочитал строки стихотворения из книги с символическим названием – «Юным, вступающим в жизнь»:
                …Иллюзий счастья не ищи в покое,
                Учись повелевать своей судьбой:
                Ей предстоит крещенье огневое,
                Разведай космос, дай микробам бой!
          Вот когда сошлись в одном полюсе наши взгляды, помыслы, несмотря на то, что мы люди разных поколений. Поэзия нас соединила! Дмитрий читал и свои стихи, которые написал за 3 часа до литературного вечера. Наша встреча проходила 26 апреля, и следующий молодой  поэт Юрий прочитал свое стихотворение «Принять», посвятив его отмечаемой в этот день 28–й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая высветила все проблемы безопасного развития цивилизации. Юрий читал:
                В полынных степях Украины
                Есть брошенный атомоград.
                Былое величие старой империи, -
                Его не вернуть нам назад.
                Здесь нет никого, ни души
                В покинутой этой обители.
                Лишь ветер холодный и злой
                Гуляет по улицам Припяти.
                Средь воя его, застыл Прометей,
                Не дрогнув под злобным хохотом,
                Хранитель былых величайших идей,
                Он тоже когда–то был богом.
        Аристократизма и умения подчинить себе аудиторию у следующего молодого поэта, по имени Андрей было не занимать. Высокий, красивый парень с непокорной шевелюрой и слегка ироничной улыбкой сообщил, что прочитает стихотворение в стиле дадаизма. Думаю, что не все юноши и девушки знают, что это вообще такое? Помогу, как  поэт, филолог и библиотекарь. Вот как об этом сказано в «КЛЭ» («Краткой литературной энциклопедии»): Дадаизм – от французского dadaisme, от dada – «лошадка», так же «конек», «излюбленное занятие». В переносном смысле – бессвязный детский лепет. Дадаизм – модернистское направление в литературе и искусстве Западной Европы, главным образом Франции и Германии. Возник в Швейцарии в 1916 году. Программой дадаизма был протест против традиционализма и буржуазных условностей в искусстве, выраженный средствами абсурда. Французский поэт, румын по происхождению Т.Тцара в 1919 году возглавил группу так называемых « абсолютных» дадаистов. Это ранние Луи Арагон, Андре Бретон, Поль Элюар и др. Они выпускали журналы «Дада», «Литература», «Поговорка», «Каннибал» и ратовали за абсолютное искусство, утверждали аллогизм, как основу творческого процесса – «мысль формируется во рту» В общем, это своего рода художественное хулиганство, бессмысленное сочетание слов и звуков. Но у таких талантливых поэтов, как ранний Арагон, стихи, под влиянием дада полны были юношеского задора:
                Радость брызжет в ритме музыки,
                На три такта звучит лира.
                Радость брызжет, как щепки дерева, -
                Это трудно описать.
                Кружитесь головы, кружитесь возгласы,
                Ради любви к кому,
                Ради любви к чему,
                Ради любви ко мне.
                (перевод  Т. В. Балашевой)
          В 20–х годах во Франции дадаизм слился с сюрреализмом, перенявшим парадоксальность приемов дадаизма. А в Германии – с экспрессионизмом. А в середине XX  века стал одним из источников «Поп-арта».
           В общем,  лично я, услышав стихотворение нашего Андрея, получила огромное удовольствие, несмотря на его своеобразный художественный эпатаж и «филологическое хулиганство:
                Красна девица во лбу со Звездой полынию
                Не простила мне татьбу, испужавшись млынии.
                Вишь, послаша ми Стрибог, vater мой, анафему.
                Зачерствел мой колобок, треба флюрографию.
                Золотушный костоправ лечит мой французский нрав,
                Внутривенные кадрили геометрических забав:
                Сутула спина – втирай Шукшина,
                С желудочным соком поможет Набоков,
                От страха и стресса вас выручит Гессе,
                Широка клоака – попей Пастернака,
                Инако, инако, все – сумрачный лес:
                Кто ест амальгаму, тот ест мракобес…
                От соли в суставах – Флобера Густава,
                Болей в пояснице не знал Солженицын,
                В грудине зима – стограмм Куприна,
                Для вывода шлаков примите Живаго.
                Увага, Увага, дар ну ынцелес –
                Я все понимаю, зацвел кариес…
            Желаю Андрею новых успехов, пусть пробует свои силы в разных литературных направлениях. Я верю в него, может, когда–то и о нем скажут, как сказал Поль Элюар в стихотворении «Поэты, которых я знал»:
                Мой друг Арагон
                помогает людям
                Самих себя выражать
                В наших людских
                пределах
                В наших земных
                границах
                И сверх всяких пределов
                И сверх всяких границ.
                (перевод М. Н. Ваксмахера)
           Но пусть Андрей знает, что на пути может встретить и много непонимающих и, особливо критикующих. Есть у нас и свои «пародисты», в чьи зубы он может попасть на тернистом пути в поэты. Поэтому предупредив их, советую узнавать пародистов с классики, например с Александра Иванова. Кстати, я уже выискала у этого пародиста одну пародию, словно для Андрея написанную. Книга из моей личной библиотеки, могу дать почитать.
            Девушка Александра предварила свое выступление заявлением, что «ей не нравится то, что сейчас происходит в мире, и что уже нет сил,  терпеть это безумье!»
            Все мы с ней, конечно, согласились. Свои мысли Александра пробует выражать стихами. К сожалению, она не оставила мне свои стихи,  но помню начало одного ее стихотворения:
Её душа давно уже мертва…
           Но мне особенно запомнилась такая ее строка:
                Я хочу научиться писать мимо строчек…
            Непонятно, почему запомнилась. Может, под настроение от дадаизма? Вроде, красиво сказано, а как понять – то? Ведь, не между строчек, а мимо… Там где «между», кроется много, а где «мимо»?
            От нашей библиотеки  выступили молодые ребята, выпестованные и обогретые нашим страстным желанием помочь им, дать им окунуться в мир литературы и поэзии. Это Дмитрий Лунгу и Денис Дойчев. Оба юноши уже стали победителями в открытом поэтическом конкурсе, проходившем в конце года в библиотеке. Именно они получили попеременно в I и II туре Гран-при и I – е места. Денис уже студент филфака, а Дмитрий еще старшеклассник, который собирается посвятить жизнь искусству. Денис уже соприкоснулся с высокой поэзией Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока. А Дмитрию еще предстоит ответить на философские вопросы о сущности жизни.
          Стихи у них разные, но интересные. И оба уже умеют выступать на публику.
   Вот одно из стихотворений Дениса, посвященное А. Ахматовой (с эпиграфом С. Есенина) «А люди разве не цветы?»
                Розы расцвели на рассвете
                Холодного осеннего дня
                Нового времени дети
                Так дороги для меня!

                Розы расцвели на рассвете,
                В бархате красном цветы
                В саду, где гуляет ветер,
                Не теряют своей красоты.
 
                Там,  где гуляет ветер
                И нежно льется печаль,
                Розы расцвели на рассвете,
                Раскрыв свою алую таль.
         У Дмитрия стихи совсем другие. Он только открывает для себя этот мир, его хорошие и плохие стороны, делает свои выводы, размышляет:
Плохих людей на свете не бывает,
Есть только боль и разочарованье.
                Порой, и их я понимаю…
                Когда дитя рождается на свет,
                Не видит он всех ваших бед,
                Со временем лишь осознает:
                Весь этот мир опасен и жесток.
                Пока ребенок он, со мной он не согласен.
                Порой, в глазах людей горят огни,
                Наполненные ненавистью вашей.
                Когда–то спросит сын иль дочь –
                - За что, скажите мне, настолько
                мир жесток?
                Что происходит, дайте мне ответ?
                Но вы молчите, и у вас ответа нет…

           Встреча  подошла к концу. Ребята из «Школы будущих поэтов» были рады знакомству со старшими юношами и девушками. Им всем еще есть чему поучиться. Впереди будут еще творческие вечера и, возможно, совместный коллективный сборник, к которому все мы стремимся. Надеюсь, он получится не хуже, чем подаренный Павлом Сушко, литературный сборник «Плетень», прочитав который можно познакомиться со стихами и прозой участников: молодежного творческого объединения «Студия «Автор» Россия». Тут же представлено их экспериментальное творчество и литературные игры. В предисловии к этому сборнику читаем: «Обозрев сборник, можно сделать первый вывод – он написан хорошими, душевно чистыми и здоровыми людьми. Конечно, очень разными и по приоритетам, и по интересам, и само собой, по уровню мастерства и таланта». И наши, приднестровские ребята любят писать стихи, совершенствуют свое мастерство, учатся. Хочется закончить рассказ стихотворением юной поэтессы Натальи Долгодворовой из «Школы будущих поэтов «Пегасик».
                Писатель пишет от души
                Все его строчки хороши.
                Писатель пишет день и ночь
                И вдохновенье ищет…
                Прочь!
                Все строчки лишние смети!
                Никчемные все рифмы прогони!
                Прочь!
                И занятые эти не пиши!
                И многоточью точек – помаши!
                Прочь!
                И вопросительный,  и скобки убери!
                Кавычки, звезды – прочь пошли!
                Все россыпи ненужных букв
                С ошибками смешными не важны…
                Ужасно? Плохо?
                Бессмысленно все? Глупо?
                Не спеши!
                А докажи ты людям, докажи,
                Что у тебя прекрасные стихи!
                Когда писатель пишет от души,
                Все его строчки – хороши!
        Ребята с удовольствием идут в библиотеку, присутствуют на заседаниях 
«Школы «Пегасик», узнают,  какие бывают стихи, какие бывают рифмы, узнают о переводчиках и переводах,  знакомятся с творчеством таких современных поэтов, как Андрей Усачев, Михаил Яснов, Людмила Уланова, Валентин Берестов и другие, встречаются с нашими приднестровскими поэтами. С некоторыми наиболее способными ребятами я веду индивидуальную работу. Это сложный, но очень нужный для будущих поэтов труд. Верю, что кто – нибудь из них обязательно будет поэтом. Все поэтами, конечно, не станут, но вырастут культурными, понимающими и любящими поэзию людьми.
                Ирина Маринова, поэт,
                секретарь по прозе Лито «Взаимность»
                руководитель «Школы будущих поэтов»,
                главный библиотекарь ЦГДБ,
                отличный работник культуры ПМР.