Целебные строки. Эссе

Муратов Сергей
А на том берегу...
 Елена Курелла
http://www.stihi.ru/2013/04/24/6672

http:///youtube.com/watch?v=dQ94tiSCGj4


        …вот уже который раз читаю и перечитываю это стихотворение.  А почему? Да потому, что никак не могу начать то, что казалось таким простым – написать о творчестве поэта Елены Курелла. Оно так многопланово и многомерно, что в рамках  эссе,  кажется это сделать невозможно. Я нарочито избрал именно это стихотворение, хотя для разговора о поэте и его таланте можно было бы избрать что – то другое. И вот оно – первое моё утверждение – бери любое  и откроется целый мир образов и ассоциаций для исследования и понимания языка стихотворца. Но почему всё ж таки это – «А на том берегу»?
       Оно из недавних… И кажется таким простым и знакомым, что у кого ни будь может возникнуть обманчивое чувство - и я так смогу. Знакомым с самой первой строки – «А на том берегу»… - привычные,  не раз слышанные слова, и которые каждый из нас в своей жизни произносил неоднократно. И, наверняка, не один поэт употреблял конструкцию из этих слов, ставших уже идиомой.
       И всё же… обманчивое чувство. При всей кажущейся простоте, сразу попадаешь под магнетизм  харизмы  поэта, который не старается убедить в своей искренности, а просто искренно пишет о чувстве, которое возникло  от того, что увидела «на том берегу», и вовлекает в  это переживание,  и ты следуешь за ним, потому, что веришь. А веришь, потому, что это правда.
       На первый взгляд – поэтическая зарисовка, можно сказать рисунок с натуры, вид из окна, что тут такого? Но… Энергетика слов, динамика, сокрытая в них, притягивает внимание души, именно души, а не ума, для которого, казалось бы,  всё тут ясно.
       Мало-мальски  поющий человек сразу почувствует песенную природу строк и, прочитав первые четыре, второе четверостишье начнёт «мурлыкать» на какой ни будь знакомый мотив,  а пропев третий катрен, скажет – я песню сочинил. И с превеликим удовольствием прочитает – пропоёт стихотворение ещё и ещё…  Но не это главное.
       Это стихотворение совершенно ненавязчиво, незаметно, но на уровне подсознания погружает в пространство, составляющее большую часть, глубинную часть бытия человека – его религиозную зону. И при этом совершенно не важно, как идентифицирует себя читатель – верующий, или не верующий. Как же добивается такого эффекта автор?
       А дело в том, что никакого усилия со стороны поэта, как бы и не производится. Его чуткое, онтологически настроенное на восприятие Духовного  ухо слышит и опознаёт необходимое для выражения своего внутреннего состояния. И уже за вербой, мёртвыми травами, сгорающими в огне,  ты видишь не просто бытовую природную зарисовку.  Духовному взору открывается процесс, который воспет и будет воспеваем многими и многими стихотворцами – покаяние, катарсис, воскресение. И только слепой не разглядит провиденциальную связь – стихотворение родилось накануне одного из праздников православных христиан – Входа Господня в Иерусалим, иначе ещё называемого Вербным воскресением. Им начинается Страстная седмица – это дни, когда трепетная душа человека сочетается с настроением сострадания Страстям Христовым: ещё недавно кричащие «Осанна» разочарованы, но уже подходит к концу период жизни человечества, который в Новую Эру назовут Ветхозаветным. Уже  предан и продан  Тот, кого встречали, как Царя и скоро опустится черная ночь ужаса и страха, которая не удержит от трусости сердце даже такого пламенного последователя Христа, как Петр – трижды отказавшегося от Того, за Кого обещал умереть несколько часов назад. Но душа его проснётся. Она проснётся от  петушиного крика  и спасительный, очистительный огонь покаяния явит слёзы, орошающие, омывающие минутную слабость.  За которой последует возвращение к Кресту, без которого не возможно было бы Воскресение.
       Мне совершенно не хочется превращать свои рассуждения в аналитический разбор  терминологического значения понятий, которые рождают у меня, как читателя,  строки стихотворения. Это было бы убийством поэзии и навязыванием личностного восприятия другим. А стихотворение таково, что само по себе, рождает у любого  читающего свой мир образов и переживаний. Но не могу не сказать, о том, что стихи Елены Курелла имеют такую притягательную силу, именно потому,  что религиозны. Религиозны не наличием богословских терминов, чем грешат множество авторов, употребляющих к месту и не к месту «божественные» слова. И религиозны не в том смысле слова, который мы придаём, извратив само понятие. Религия – это не способ веры. Это восстановление связи. И порой, чтобы восстановить связь с Богом, человеку сначала необходимо восстановить связь с самим собой. Со своей  душой, которая не может быть не мила человеку, ибо нет ничего для него дороже в этом мире.  Что я и нахожу в целительных строках  поэта Елены Курелла. Чему и помогает её поэзия  соприкасающимся  с  ней.


А на том берегу
Верба вновь расцвела.
Слов найти не смогу,
Как же сердцу мила!

Как всегда по весне
Травы мёртвые жгут -
И сгорает в огне
Грусти ветхий приют.

Там, на том берегу,
Сон мой выжжен дотла.
А на чёрном лугу...
А на чёрном лугу
Верба вновь расцвела!