К вопросу о семи греческих мудрецах

Просвещение
          Только что я закончила публиковать эссе о семи греческих мудрецах. Осталось резюме, которое предполагает быть более кратким, чем то, о чём я писала, пользуясь определённой базой как интернета, так и философских книг.

           Есть и некоторые вопросы от авторов, на которые я пыталась уже ответить в рецензионном блоке ранее. Считаю уместным сказать об этом более выпукло. Итак, читатели обратили внимание на то, что я говорю не о семи, а о восьми мудрецах. Поэтому объясняю причины. Дело в том, что разные источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Полагают, что Платон вывел коринфского тирана Периандра из состава "семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам, а вместо него ввел почти мифического Мисона.
У позднеантичного историка философии Диогена Лаэртского, который составил более поздние списки место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает опять таки Периандр, что, на мой взгляд, справедливо.
Правда, были и другие списки. Согласно некоторым из них число мудрецов возрастало иногда аж до 17 человек. Но во всех дошедших до нас списках неизменно фигурируют четыре имени: Фалес, Биант, Питтак и Солон. На оставшиеся три места (если семь мудрецов) претендовало до двух десятков человек. Я же решила придерживаться «общепринятого» списка, но написав всё же и о Мисоне, о котором заявлял Платон. (См. ироническое эссе "Место мыслителя Мисона" http://www.stihi.ru/2014/05/17/336).

       Позвольте же дать персоналии основных фигур с электронными ссылками на  мои статьи. При составлении текстов автор опиралась на  сведения, приводимые знаменитым позднеантичным историком философии Диогеном Лаэртским в его труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также на выссказывания других - царей, философов, государственных деятелей. Широко использовались мифы и легенды, а также анекдоты.


               

   1. Фалес Милетский
   2. Питтак Митиленский
   3. Биант Приенский
   4. Солон Афинский
   5. Клеобул Линдский
   6. Периандр Коринфский
   7. Хилон Спартанский



1. ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ - родоначальник милетской философской школы, (родился приблизительно в 625 г. умер в середине VI в. до н.э.).  Фалес происходил из знатного финикийского рода, был современником Солона и Крёза. Признаётся также родоначальником европейской науки и философии, кроме того, он был математиком, астрономом и политическим деятелем, пользовавшимся большим уважением сограждан.
/Статья "Великий многоразумный Фалес"  http://www.stihi.ru/2013/11/14/1725/


2. ПИТТАК МИТИЛЕНСКИЙ (приблизительно 651 до н. э. — 569 до н. э.) - родился на Лесбосе – самом большом острове Эгейского моря, важнейшим городом которого была Митилена. Питтак был эсимнентом, то есть представителем выборной тирании  - такой формы единоличного правления, когда народ как носитель верховной власти сам добровольно вручает эту верховную власть одному человеку.Но Питтак прежде всего интересовал античных писателей как один из "семи мудрецов", т.е. как автор метких и поучительных сентенций. В то же время его деятельность в качестве эсимнета и законодателя, представляющая для нас особый интерес, привлекала к себе гораздо меньше внимания.
/Эссе "Питтак Митиленский - эсимнет и мудрец" http://www.stihi.ru/2013/11/27/2019

3. БИАНТ ПРИЕНСКИЙ (также Виант, Биас, Биант из Приены, VI век до н. э.) — древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из семи особо чтимых мудрецов. Родившись в небольшом ионийского города Приена, он не оставил после себя ощутимых биографических следов.Умный политик и советник, а также автор прекрасных афоризмов, он особенно неотразимо выступал в суде, но мощью своего слова пользовался лишь с благою целью. На это намекает и Демодик Леросский в словах: Если надобно судиться – на приенский лад судись!
/ Статья "Биант Приенский - гражданин и философ" http://www.stihi.ru/2013/12/07/534

4. СОЛОН АФИНСКИЙ (638 – около 559 г. до н. э.) - выдающийся законодатель и знаменитый греческий мудрец-тираноборец. Древнегреческий город АФИНЫ и его политик СОЛОН неразрывны: период расцвета города  начинался в древности с его законодательства  как правителя, избранного жителями этого полиса в 594 году до н. э. демократическим путём из числа девяти архонтов (начальников). Его афоризмы - гномы - представляли собой нравственные самоограничения, другие заключали философский смысл, третьи являлись мировоззренческими изречениями. 
/Статья «Солон и премудрости афинской демократии» http://www.stihi.ru/2013/12/15/1174

5. КЛЕОБУЛ ЛИНДСКИЙ (около 540 - 460 гг. до н.э.) - был правителем (тираном) родосского города Линдоса. Он и родился в Линдосе (Линде) — городе, находящемся на мысе Крана - на юго-востоке острова Родос в Греции. Некоторые сообщают, что род свой он возводил к Гераклу, что отличался силой и красотой, что был знаком с египетской философией. У него была дочь Клеобулина, сочинительница загадок в гексаметрических стихах, упоминаемая Кратином в драме, названной по ней во множественном числе: "Клеобулины". Этот же Клеобул, говорят, обновил храм Афины, основанный Данаем.
Он сочинял песни и загадки объемом до 3000 строк.
/Эссе «Почитатель меры Клеобул»  http://www.stihi.ru/2013/12/23/1656

6. ПЕРИАНДР КОРИНФСКИЙ - сын Кипсела, правил древним греческим городом Коринфом в 627 – 585 гг. до Рождества Христова, и еще при жизни стяжал славу одного из величайших мудрецов своего времени.  Как выходец из аристократического рода и, к тому же, сын правителя одного из богатейших городов Греции, Периандр получил прекрасное образование.  В своё правление  он отстроил Коринф и превратил его в самый прекрасный и процветающий город греческого мира. В результате проведенных им реформ была создана могущественная держава, территория которой простиралась от Ионического моря до Адриатического.
/ Исследование "Мудрый тиран Периандр" http://www.stihi.ru/2013/12/05/736

7. ХИЛОН СПАРТАНСКИЙ - согласно преданию,был единственным крупным политиком(эфором) в Спарте периода становления Пелопоннесской лиги и тираноборчества Спарты - явлений, хронологически совпадающих и занимающих примерно три - четыре десятилетия вокруг 550 г. Именно в середине VI в., т.е. в период политической активности Хилона, в Спарте произошли перемены глобального масштаба как во внешней, так и во внутренней политике.  С именем Хилона можно связать реформу эфората в Спарте.
/В эссе "Добродетели и советы спартиата Хилона" http://www.stihi.ru/2014/05/25/852


            Конечно, тем для дальнейшего исследования немало. Так, нет до сих пор согласия в вопросе об авторстве тех или иных гном. В частности, изречение «Знай себя» приписывают не только Хилону, но и старейшему и самому прославленному из мудрецов -  Фалесу Милетскому. Согласно легенде, собравшиеся в Дельфах мудрецы лучшими выбрали две гномы - «Знай самого себя» и «Ничего слишком». Их написали на стене Дельфийского храма, и они воспринимались как советы самого бога Аполлона.


                *        *        *

Итак,  все семь философов были гражданами и мудрецами Древней Греции века шестого до Рождества Христова, прославившими свои края и свои имена. И каждому из них было присуще то или иное изречение или афоризм, которые мы используем сегодня как величайшие мудрости всех времён. Слова  известной древнегреческой эпиграммы сообщают: 

"Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
"Мера важнее всего", - Клеобул говаривал линдский;
В Спарте "Познай себя самого!" - проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
"Лишку ни в чем!" - поговорка была митиленца Питтака;
"Жизни конец наблюдай!" - повторялось Солоном Афинским;
"Худших везде большинство!" - говорилось Биантом Приенским;
"Ни за кого не ручайся!" - Фалеса Милетского слово".


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
С искренним уважением,
Елена Грислис


                28.05.14