Гэ Сюань?. Цин Цзин Цзин

Алесь Ромашкин
("Канон чистоты и покоя",
в составе Даосского Канона;
авторство под вопросом,
первая половина правления династии Тан (618 - 906 гг))


Лао-владыка изрек:

Великое Дао, что формы само не имеет,
 родило, им форму придав тем, и Небо и Землю.
Бесстрастно, вращает оно и Луною и Солнцем.
Без имени, осуществляет существ миллиарды.
Зову его Дао.

Небесное Дао и чисто и мутно,
  недвижно и движется Дао.
Небесное - чисто и движется,
  земное - на месте и мутно.
И чисто мужское, а женское - мутно,
  покоится женское там, где мужское подвижно.
Где корень небесный сошел,
  там родилось существ наполненье.
Движенье - основа покоя
  и мути основой - прозрачность.

Спокоен и чист,
  человек возвращает к Истоку земное с небесным,
любя чистоту,
  всеобъемлющий Дух человечий ее замутняет умом лишь.
Поскольку хоть любит покой - все же страсти его отвлекают.
Рассей возделенья, и сам успокоится ум твой,
 очисти его - и очистится дух, не возникнут
   все шесть возделений тогда и три яда исчезнут.

Не могущий ум свой от мути очистить -
  тем страсти свои не рассеял.
Способный рассеять, затем, созерцая свой ум,
  ума не находит в уме том,
   и формы извне созерцая, не видит там форм,
     в зримых сущностях - их не находит.

Три первых ступени постигший - разбужен уже, постигает
  и дальше он пустоту, созерцая пустОты в пустом же.

Предайся ж всемерно безмолвью, источника нет у безмолвья.
Где взяться страстям и желаньям? Их нет, им рождаться там негде.
Исконен покой здесь и сообразен он миру.
Обретший Исток обретает его естество
  и покой и всесообразность...

Кто чист и спокоен - лишь тот уже к Дао подходит.
Кто приобщен уже к Дао, то им обладает, однако
 в реальности нет ничего, чем он бы обладал бы.

Преображеньем себя получает он имя "несущего Дао".
Кто осознанья достиг, тот являет его в совершенстве.

Не склонны к турниру в том высшие;
 в этом отличие высших от низших.
Дэ высшая в том, чтобы Дэ не иметь;
 хоть пониже - в цепляньи за Дэ.
Цепляющий сути, однако, не выявит, ибо
 не соответствуя сам он ни Дэ и ни Дао.

Причины необадания Дао - привязка к суетному миру,
 дух чистый в смятенье влеченье,
   явленье существ тьмы,
      отсюда искания, алчность, волнения муки,
        и телу с умом причиненье страданий.

В воронку смертей и рождений попав,
 в океане страданий
 так тонут,тем Дао утратив.
                Постигший же Дао
  себя сам находит, спокоен и чист уже он постоянно.


Необладания Исконным Дао причины -
  привязанность всуе к уму и смятение духа,
   отсюда явление сонма существ,
    а за ними
    искания, алчность возникнут,
     что лишь раздражает, волнуя,
      мечтания суетные - тело и разум страдают.

Смертей круговерть и рождений,
  и все безвозвратней
    страданий стремнина,
      утраченность Истины Дао.


Кто ж Дао постиг, самого себя тот обретает.
Достигший уже осознания - чист и спокоен!