Моей матери ЭССЕ

Нина Аксенова
ЖИЛА В ТАВОЛЖАНКЕ ФЕЛЬДШЕР... (ЭССЕ, ПОСВЯЩАЮ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МОЕЙ МАТЕРИ
СУХОВОЙ ВЕРЫ АНТОНОВНЫ)


  Моя мать умерла на 94-ом году жизни. Умерла…  Страшное слово! Но её светлое имя Вера будет жить вечно в моей памяти и в памяти тех, кто её любил и знал.
  Она родилась в большой семье. Отец молодым погиб при строительстве моста в Воронежской области. Моя любимая бабушка Паша сначала одна воспитывала детей, но нашёлся человек, который взял в жёны вдову с пятью детьми. Вместе они поставили на ноги девятерых детей.
  Моя мать мечтала о профессии врача. Но судьба распорядилась по-своему. Мать, окончив Липецкий медицинский колледж, стала работать фельдшером в Тамбовской области.
  Там вышла замуж в 1939 году. Отец работал учителем и директором школы. Его забрали в армию в том же, 1939-ом, во время подготовки к Финской войне. К счастью, она окончилась. Однако долго радоваться не пришлось: нагрянула Великая Отечественная. Мой отец прошёл всю войну от первого до последнего дня, вернулся домой в декабре 1945 года.
  В 1940 году у матери родился сын, который  увидел  своего отца спустя пять лет и умолял  выгнать из дома « чужого дядьку». Все военные годы они жили вдвоём вдали от близких родственников. В село приходили похоронки. Какие мысли одолевали мать все эти долгие годы!..
  А потом - тяжёлое послевоенное время. В 1946 году у неё родилась дочь, и она уговорила отца переехать поближе к родственникам её матери. С сентября 1946 года родители начали жить в городе Грязи.  В 1950 году  родился сын.
Первые годы по приезде в родные края мать работала в железнодорожной больнице, затем её перевели в  Грязи-Орловский врачебный участок. Не хватало акушеров, и ей пришлось освоить эту нелёгкую профессию.
  Вспоминаю, что в детстве мы часто оставались одни: мать уходила принимать роды, а отец работал на мотовозоремонтном заводе то в первую, то во вторую, то в третью смену.
  Моя мать знала в Таволжанке каждый дом. Обходы, прививки, весенняя и осенняя профилактика больных, доставка хронически больным людям лекарств на дом – со всем она справлялась. Государство заботилось о людях. Спустя годы, как опытному фельдшеру, маме предложили возглавить  медпункт на мотовозоремонтном заводе. Работать стало чуточку легче, хоть ночами она могла быть дома. Заботилась о здоровье рабочих крупного завода. Неоднократно её отмечали за добросовестный труд.
  Росли дети. Их было трое. Сын отслужил «срочную» в Германии, дочь окончила школу. Почти одновременно пришлось учить двоих детей в высших учебных заведениях. Это только спустя годы понимаешь, какие трудности испытывала мать, а тогда нам казалось, что многое для нас не делается.Теперь понимаешь, что в те годы всем было трудно. Матери пришлось взять на себя тяжёлый труд, работать на полторы ставки.
  Знаю теперь, что не всегда она была сыта: детей надо было кормить. Знаю теперь, что она сама ходила в одном и том же платье годами, а ведь не старая была. Какие надо было иметь нечеловеческие силы, чтобы у детей осталось впечатление, что семья живёт в достатке! Всегда было приготовлено что-то вкусненькое, всегда было идеально чисто в доме. Эту привычку медицинского работника мать сохранила до глубокой старости.
  Жизнь понемногу становилась лучше. Росли трое детей. Семья получила небольшую квартиру от завода. Сколько было радости! Взрослые дети обретали семьи, росли внуки. Так случилось, что их воспитанием мать занималась ничуть не меньше, чем родители. Заболели внуки, куда же их, как не к бабушке-медсестре! Она и уколы сделает, и лекарства вовремя даст.
  На пенсии можно было бы отдохнуть, но сложилось так, что старший сын переехал в другой город, а его дочь, студентка, осталась жить у бабушки. Каждое утро мать рано вставала, чтобы проводить внучку в институт. Одновременно один за другим у неё жили внуки, чаще всего во время болезни: всех было жалко, все были роднее родного.
  Мама освоила новую профессию-повара. Готовила на всех. Варила огромные кастрюли вкусных щей, пекла горы необыкновенно тонких блинчиков и вёдрами - воздушные пирожки.
  Откуда у неё и у моего отца до глубокой старости были такие неимоверные силы, чтобы помогать нам всем?..
  Мечтала доживать свой век у дочери. Так и случилось. Жила после смерти мужа в шестидесяти километрах от родного дома, у дочери, как мечтала; здесь же и умерла. Какое страшное слово – умерла!..
  В свой последний путь отправилась в родные места, на кладбище в Таволжанку.   
Многие помнят мою мать, они вместе с нами часто вспоминают её добрым словом.
  Пусть земля тебе будет пухом, моя родная…