Пабло Пикассо. Искусство ума

Анна Акчурина
"Чем более ужасающим становится этот мир, тем сильнее искусство становится абстрактным". Пауль Клее.
«Одни видят, что есть, и спрашивают, почему.
Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю: «Почему нет?» П.Пикассо.


В России прошла серия выставок художника Пабло Пикассо, а так же объединенных выставок графики - Пикассо и его ближайших сподвижников, а так же представителей авангарда: Жоржа Брака, Анри Матисса, Василия Кандинского, Жоана Миро, Сальвадора Дали, и других. География этого начинания обширна: Москва, Владимир, Нижний Новгород, Липецк, Курган, Новосибирск, Киров, Ижевск, Воронеж, Петрозаводск, Самара, Мурманск, Тюмень, Омск, Тамбов, Калининград, Великий Новгород, Санкт-Петербург…
Не обошло  это начинание и столицу Татарстана.  3 января в  в Национальном культурном центре "Казань" было открытие выставки «Пикассо. Параграфы.» 62 подлинных  литографии , охватывающие  почти все стадии его творчества, начиная с протофовизма – до экспериментов конца 50-х годов.
От  ярких примеров импрессионистического фовизма зритель переходит к «голубому периоду» Пикассо - серия «Les bleus de Barcelone»,  далее идут несколько литографий периода кубизма, на стыке между аналитическим и синтетическим кубизмом (пример которого представлен на фото, среди документов, дополняющих выставку),  затем следуют несколько известных портретов – Жаклин Рок, Франсуазы Жило, и – перед нами сюрреалистический период его творчества, где трансформированные изображения его жены, Ольги Хохловой  чередуются с другими - так и хочется сказать – «объектами» исследования художника. И наконец серия из 30 выразительных эскизов к «Гернике», сделанных в 1937 году, сразу после того, как немецкой авиацией был стерт с лица земли мирный город в Испании: агонизирующие, судорожно вывихнутые фигуры лошади, женщины с мертвым ребенком в объятьях, силуэты  быка. Пикассо говорил, что лошадь и бык – жертвенные животные, и в его  изобразительной системе это и образ страдания в том числе, а в «Гернике» - метафора растерзанной фашизмом Испании, и Европы как таковой. Не удивительно, что это полотно вызвало такой резонанс в мире. По собственным словам Пикассо, «живопись – не декорация интерьера. Это инструмент войны, для атаки  и защиты против врагов». «Герника» действительно явилась его политическим манифестом. Во время оккупации Франции, нацисты часто наведывались в его Парижскую мастерскую. Известен рассказ фотографа Доры Маар: «Пикассо был абсолютно спокоен. Его хотели запугать, называли выродком, коммунистом и евреем. На все три обвинения он ответил молчанием сфинкса. Обвинители несколько раз в ярости пнули повернутые к стене картины, но рамы оказались крепкими. Уходили они недовольные тем, что увидели, и еще больше тем, чего не увидели. И когда один из них, пообещал вернуться, Пикассо протянул ему один из моих снимков «Герники»: «Прошу вас, моя визитная карточка, на память». … Пикассо рассказывал потом, через несколько дней, в «Флоре», что гестаповцы спросили его по поводу «Герники»: «Ваша работа?» На что он ответил: «Нет, ваша».
Продолжают экспозицию неоднозначные образы Минотавра, в которых запечатлена то невинная безмятежность и гармония детства человечества, то стихийная мощь и угроза животного начала,-  и великолепные по своему изяществу и предельной выразительности  сцены корриды из цикла «Торос и торерос». Заключительным аккордом собрания является  литография «Христос в терновом венке». Вот в целом 16 разделов - или «параграфов» - выставки.
Окидывая подытоживающим взором этот великолепный ряд, хочется выделить работы художника периода фовизма, утонченный «Портрет сестры», в котором реализм и импрессионистический подход нашли прекрасный баланс художественности и правды, лаконичную литографию «торо и торерос», датированную 10.07.1959. И конечно, его листы периода кубизма, для которых  характерна выверенная гармония, единство колорита и минимализм выразительных средств, отличающие лучших художников всех времен, начиная с наскальной живописи пещеры Альтамира. Кстати, именно о ней Пабло Пикассо говорил: «После Альтамиры искусство пошло на спад». Не случайно его быки ассоциируются с непревзойденными по точности наскальными рисунками, оставленными на заре человечества. Их объединяют одни характерные черты: предельный лаконизм – и правда образа, чуждая плоскому фотографическому натурализму, от которого нас предостерегали все великие  художники.  Возможно, поэтому понимание произведений Пикассо всегда являлось непростой задачей, а лучше сказать, пробным камнем для восприятия, ибо, как замечал сам художник, «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу». Проблематику новаторства в искусстве, как в любой другой деятельности человека отражает еще один из его парадоксов Пикассо: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше.» И это только на первый взгляд кажется шуткой. В действительности же все подлинное  - «не от мира сего», его язык  требует глубокого погружения в  иную реальность.
Как бы то ни было, начинания Пикассо предвосхитили  революцию в искусстве 20 века, определив пути развития многих  направлений  от живописи  и скульптуры до архитектуры.  Его  лаконичный стиль и буйство цвета читаются в шедеврах современной рекламы, в образцах уличного искусства, граффити… Наконец - в ультрасовременной компьютерной графике и дизайне. Пикассо не только дал начало кубизму, стал одним из  вдохновителей и отцов сюрреализма, но повлиял и на смежные искусства: литературу и кинематограф.  Таким образом, можно говорить о школе мысли, о традиции Пикассо – как ни парадоксально это звучит для такого одиозного бунтаря и ниспровергателя основ, для которого тесна любая школа, любое направление.

Журнал "Талант", №12.
(29 января 2014 г)