Весёлый карандаш... п. Майский Белгородская обл

Поэты Прозаики Приднестровья
План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1 класса в объединении «Весёлый карандаш»

Чегринцева Татьяна Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МОУ «Майская гимназия

Белгородского района

Белгородской области»

Тема: «Объёмная аппликация из бумаги «Красивые птицы».

Виды учебной деятельности: работа с бумагой и картоном.

Цели:

1. Научить делать объёмную аппликацию, методом повтора и усложнения приёма работы в технике «аппликации». Совершенствовать представления об использовании шаблонов и техники обведения их карандашом; развивать воображение, пространственные представления, а так же мелкую моторику рук.

2. Развивать основу мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

3. Воспитать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Задачи:

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Дать понятие «Орнитология», «Орнитолог».

Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезания силуэта птицы из картона, создать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного украшения.

Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения птиц и развитию своих творческих способностей.

Материал и оборудование:

для учителя: готовая поделка из бумаги, картинки с изображением птиц и презентация « Красивые птицы», аудиозапись голосов птиц, на листе бумаги изображение ветки дерева без листьев, образец деталей из бумаги для украшения птицы. Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.

для учащихся: цветной картон, цветная бумага, шаблоны птиц, клей,  ножницы, карандаш.

Оформление доски: запись темы урока, изображение ветки дерева без листьев, образец выполненного задания, элементы украшения птицы, цветовой спектральный круг.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Вступительная беседа.

У: - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что вы покажете им, как вы умеете дружно и активно работать.

- А чтобы поднять себе настроение и настроиться на рабочий лад, давайте вспомним нашу разминку-стихотворение.

Хором: - Я очень люблю рисовать

Деревья и птиц, и зверят.

Мне нравится думать, мечтать

О будущей жизни ребят.

Улыбайся солнышко нам на счастье,

Улыбайся солнышко нам почаще.

-Улыбнитесь друг другу, чтобы подарить своему соседу кусочек теплого солнышка.

2. Открытие темы урока детьми.

У: - Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Отпылала заря на востоке, Ипослышалось в ближних кустах
В непролазно-густых, невысоких,
Нежно - тихое пение птах...
Налетело на птиц вдохновение,
В догорающем свете зари...
Не спугни их прекрасное пенье,
И душою и сердцем замри!

Итак, о чём сегодня мы будем говорить? (О птицах). Но мы будем не только говорить, но и мастерить своими руками. А что мы будем мастерить? (Красивых птиц)

ФРИДА - ЮНЫЙ ОРНИТОЛОГ

Восхищают Фриду птицы,
Ей ФЛАМИНГО даже снится:
Африканские озёра
С птицей статной, яркопёрой.
Снится также ей ФРЕГАТ,
Он - морской летун-пират,
Птичью пищу отнимает,
Красным шаром всех пугает.
Горловой его мешок
Вызывает страх и шок.
Кроме всех "летучих" снов
Снятся Фриде стаи ДРОФ.
Подбородные усы
Дрофам, видно, для красы.
Птицы эти с виду - "Ах!",
Очень сильные в ногах.
Только это не барьер
Тем, кто злобный браконьер,
И у них дрофиный вес
Вызывает интерес...
Назревает катастрофа:
Вымирают птицы дрофы!
И, сквозь сон, у Фриды слёзы,
Будто колют сердце розы.
Жалко птиц, на сердце колко:
- Что ж Вы, люди, словно волки?!
...Фрида - юный   ОРНИТОЛОГ,
Каждый птенчик сердцу дорог.

Просит Фрида всех людей:

- Будьте чуточку добрей!

 Натали САМОНИЙ*


Дети, а как вы думаете, кто такой орнитолог? (Это человек, который знает о птицах почти всё). Орнитология – наука о птицах.

- А вы знаете стихи о птицах? (Дети читают стихи).

- Ребята, сегодня с утра ко мне на окошко в кабинете прилетала сорока и сказала, чтобы мы ждали гостей. К нам на занятия должны прилететь красивые птицы. И урок наш будет называться как? («Красивые птицы»).

Учитель - Скажите, пожалуйста, а какое время года сейчас? (Ответы детей весна) А по каким признакам вы догадались? (Ответы детей снег растаял, тепло стало и т. д.)

Учитель - Это особое время было и для наших предков. Оно имело огромное значение. Весна – это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. И начинать его нужно было правильно. Считалось, что весна прилетает к нам на крыльях птиц, которые возвращаются к нам из теплых стран. И поэтому птиц ждали с нетерпением, к их прилету готовились и даже зазывали их.

Образ птицы нашел свое отражение и в народном творчестве. Умелые мастера изготавливали ковши в виде птицы, расписывали посуду, зимними вечерами девушки вышивали птиц на полотенцах и рубашках, расписывали мебель и шкатулки. Мастера по резьбе вырезали из дерева птиц и украшали свое жилище. Детям лепили из глины игрушки в виде птиц и расписывали их. Даже пекари не упускали возможности в своей работе использовать образ птицы весной.

А каких птиц вы знаете? А какие из них перелётные и какие зимующие?

Давайте посмотрим на экране, какие красивые птицы существуют в мире.

Просмотр презентации «Красивые птицы»

Учитель - А вы хотите смастерить какую – либо птичку и тем самым позвать перелетных птиц?

- Тогда сегодня мы смастерим вот такую фантастическую птицу (показать образец сказочной птицы).

Учитель – А что нам для этого понадобится: (Ответ: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей)

Учитель – Но прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила техники безопасности. Какие правила будем соблюдать? (Дети называют правила безопасности работы инструментами).

Зрительная гимнастика

- Прежде, чем мастерить птицу из бумаги, надо посмотреть, а в классе есть у нас птицы выполненные детьми? А ну-ка глазками поищите. (Дети показывают птиц, которых видят).

- А теперь надо подумать, из каких деталей она будет состоять ваша птица, какие цвета бумаги нужно подобрать.

(Дети обращают внимание, что голова и туловище - это одна деталь, а крылья, хвост, хохолок это другие детали.)

На доске показать детали, из которых будет выполняться красивая птица.

- Вырезать начинаю с туловища, а точнее с хвоста. Затем режу прямо вдоль спины, закругляю голову и постепенно перехожу на клюв. Затем снова от хвоста, вдоль живота, и перехожу к клюву, который заостряю.

- Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его делать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая красивая птица. Люди в старину считали, что изображение птицы в доме, на одежде, на предметах быта приносит счастье в дом. Чем необычнее, интереснее будет ваша птица, тем больше радости и счастья она принесет вам.

Самостоятельная творческая деятельность детей

Во время работы включить музыку для эмоционального настроения.

В процессе выполнения аппликации педагог помогает ребятам советом, направляет, подсказывает. Перед наклеиванием уточняет, что необходимо приклеить в первую очередь, что в последнюю.

  - На тело птицы, к хвосту, мы приклеим полоски цветной бумаги предварительно закрутив концы ножницами. Крылья вырежем сложив бумагу в 4 слоя в форме лепестков, и приклеим в центре туловища со смещением по дуге. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно держит голову и, кажется, что она вот-вот выпорхнет из рук и улетит.

  Физкультминутка Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули кисти, встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо присядут, покажем

Крылья сложим назад.

По мере выполнения работы учащимися, птицы приклеиваются на подготовленную ветку. Дети, которые первыми закончили свою птицу, приклеивают к ветке листочки и цветы, заранее приготовленные учителем.

Учитель - Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились.

Теперь можно и птиц позвать. Дети встают, машут руками имитируя крылья птиц, а учитель читает, зазывает птиц:

Учитель -

Жаворонки прилетите к нам,

Красное солнышко принесите нам,

А зимушку унесите от нас.

Перепелки - перепёлочки!

Прилетите к нам,

принесите нам

весну теплую,

лето плодородное

Весну с дождем,

лето с травами.

Весну с солнышком,

лето с зернышком

Учитель – Ребята, а ведь правда наступила весна! Смотрите как наше деревце распустилось и на него стали прилетать сказочно - красивые птицы.

Организация выставки.

-У нас получилась целая стая птиц. Может быть они принесут нам счастье. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими. Включить аудиозапись птичьих голосов, и на время, закрыв глаза, представить себя в сказочном лесу.

(рассматривание и анализ детских работ).

- Образ птиц всегда привлекал людей, поэтому они не только сочиняли песни, но и сказки, загадки, пословицы и поговорки. Давайте попробуем разгадать загадки о птицах.

Если позволяет время можно загадать загадки.

Загадки о птицах

Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь... (Ворона)

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только... (Стриж.)

В поле есть, где прокормиться,
Только негде загнездиться,
Огороду, полю – врач
Глянцевитый черный... (Грач.)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!

И ставит точку…» (Дятел.)

За окном у меня сидит
Синенькая птичка.
Отгадайте поскорей,

 Это же - ... (Синичка)

Без умолку стрекочет,
Работать не хочет,
Прыгает весь день,
Прыгать ей не лень.  (Сорока)
На вид неказист, зато голосист. (Соловей).

- Ребята, а каким видом деятельности мы занимались? (Объёмная аппликация).

- Мы добились своей цели? Мы справились с работой? (Да, у нас всё получилось).

- А благодаря чему у нас получилась такая красивая коллективная работа? (Ответ: Каждый из нас старался, чтобы получилось красиво и аккуратно).

- А где можно применить полученные знания на сегодняшнем занятии? (Можно сделать подарок, украшение для дома). А может кто-то будет орнитологом?

- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее.

- Удивительно, чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?

Вы можете подарить ее тому, кому захотите. У нас получилась, красивая картина, которая будет украшать вашу классную комнату. Пусть в вашем классе будет счастье и благополучие. Ну а гостям мы подарим тоже кусочек радости, счастья и память о нашей школе. (На обратной стороне створки доски заранее были прикреплены подарочные птицы, выполненные заранее другими детьми). Дети открепляют птиц и дарят гостям под звуки птичьих голосов в записи.

В заключение урока хочется прочитать стихотворение.

БУМАЖНАЯ КОРМУШКА

Неважно, что первая
работа бумажная:
Ведь главное – своими
Руками, что важно!
Ведь главное – это
О птицах забота;
С любовью – любая
Не в тягость работа.
Чтоб было бы птиц
На земле – миллионы:
Чтоб птицы бы счастья
Песнь пели свою –
И в мире во всём.
И в нашем краю!

 Натали САМОНИЙ*

ИСТОЧНИК:
Энциклопедия знаний "Pandia.ru",
www.pandia.ru/text/78/448/73802.php




*Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/11/10/7190
http://www.stihi.ru/2009/06/11/5860