Динамические перемены... г. Омск

Поэты Прозаики Приднестровья
Статья
об организации динамических перемен
и динамических пауз
в БОУ города Омска «СОШ №142»

Муравей на перемену в школу шумную зашёл
и застыл от изумленья, переменой поражён...
- Муравей, - скажи хоть слово!
Он сказал: - Вот это да-а-а...
Муравейника такого я не видел ни-ког-да!
(В. Левановский)

Здравствуйте, я Ярилов Альберт я хочу поделиться с вами тем, что я узнал сегодня. Мой младший брат учиться в первом классе, и он рассказал мне о том, что у них в школе  есть «большие» перемены и они в это время выходят на улицу и играют в разные интересные игры.  Я считаю, что в наш век технического прогресса двигательная активность детей становится всё ниже и ниже, так как ребенок много времени проводит за компьютером, за экраном телевизора и не занимается спортом. Из интернета я узнал: малоподвижный образ жизни приводит к тому, что у ребенка появляются не только проблемы со здоровьем, но и трудности в учении. Это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, проблемы личностного плана.
Я думаю, что отсутствие стойких интересов и увлечений, приведет к тому, что  окружающий мир, которому радуемся мы, перестанет быть для нас радостным и занимательным и ребенок закроется и отгородится ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Поэтому сам я занимаюсь спортом и приобщаю брата к физическим нагрузкам и как оказалось не только я, но и школа.  Я решил расспросить о динамических переменках у учителей начальных классов. И первый мой вопрос звучал так:
- Для чего нужны динамические перемены и динамические паузы по их мнению?
Для снятия утомления и восстановления работоспособности учащихся в нашей школе используются динамические перемены. Они помогают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены предназначены не для решения задач физического совершенствования, они носят главным образом релаксационный, оздоровительный и игровой характер. Двигательные переменки дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции и затем с новыми силами взяться за трудное дело – учение. Ребенок длительное время находится в статическом положении, происходит снижение двигательной активности, уменьшается способность эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям и головному мозгу, а потому замедляются процессы восстановления и падает работоспособность.
Вывод: для снятия перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников необходимы нормализация образовательного процесса и занятия активно-двигательного характера. Это могут быть динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия.


- А как в нашей школе организуются динамические перемены и динамические паузы?
 
Чем занять ребенка на перемене, чтобы  ребенку было интересно, динамично, конечно же, это игра, но  какая она должна быть?  Сегодня перед общеобразовательными школами стоят серьезные задачи.
В нашей школе мы проводим подвижные игры, способствующие  активному отдыху детей, снижающие накопившееся на уроках утомление, повышающие работоспособность к следующему уроку. На большой динамической перемене после второго или третьего урока дети выходят на улицу и классные руководители вместе с учителями физической культуры организуют детей и проводят подвижные игры такие как: «Жмурки», «Хвост и голова»,  «Мама, ниточку распутай», «Вызов номеров», «Море волнуется», «Ручеек», «Колдуна», «Коршун и наседка», «Птичка»  и т.д. Местом ее проведения, зависит от содержания и погодных условий - это могут стать коридоры и рекреации школы, спортивная площадка, пришкольная территория. По продолжительности – это 20-30 минут активной динамической работы.
Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и интересов детей.
Если после урока ученики начальной школы гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Просто у большинства детей возбуждение преобладает над торможением, и такие дети не могут себя контролировать. Ребятам трудно сконцентрироваться на учебе. Поэтому динамические перемены дают им возможность освободиться от излишнего напряжения в ситуации, а также важно отметить, что совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений. Подвижных игр на школьных переменах очень много. Здесь важно знать меру и стараться не перевозбудить детей, иначе им потом трудно будет сразу сосредоточиться на уроке. А также наши дети делают утреннюю зарядку всем классом вместе с учителем. Ну и во время урока все учителя используют, конечно же, физкультминутки.
- Почему именно подвижные игры?
Игра остается ведущей деятельностью для детей младшего возраста, через нее ребенок познает мир, открывает себя, учиться строить отношения с детьми. Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах учителями начальных классов решаются следующие задачи:
- создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
- включить учащихся в активную деятельность, организовать их двигательную активность в соответствии с принципами и правилами физического воспитания;
- добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;
- развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
- обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам.
Подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство.
Делаем выводы: если не хотите, чтобы в вашей школе было так…


Наши мальчики «спортсмены»,
Ведь на каждой перемене.
Ни за что их не унять:
Упражняются опять!
…Тренировки, тренировки –
Для спортивной, знать, сноровки.

Вот на старте Коля с Толей,
Что ракетой мчат по школе,
Догоняет их Олег –
Этот спорт зовётся «БЕГ».
Бег спортивный – это КРОСС,
На него огромный спрос!

Мальчик Боря дружит с БОКСОМ,
Оттого с распухшим носом:
Он вчера подрался с Васей,
Что его в игре «раскрасил».

Коль дерущихся гурьба –
То не драка, а БОРЬБА.
Но совсем не «вольная»,
А кулачно-школьная.

(Н.  Самоний, отрывок из ст-я "Школьный спорт"*.)

то  следуйте нашему девизу «урок кончается, игра начинается».  И тогда ребенку будет приятно и интересно находиться в школе. Ребенок должен учиться с желанием и радостью. Поэтому наша школа и проводит динамические перемены, для всестороннего развития способностей каждого учащегося, для его самореализации и учебы, несомненно.

«Урок кончается - игра начинается»

Перемена

"Перемена, перемена!" —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок...
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!



ИСТОЧНИК:
Сайт учителя физической культуры
БОУ города Омска "СОШ №142"
Вотяковой Татьяны Леонидовны.




*Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2011/01/03/8902