Параллели. Пушкин -13- Ночь...

Кариатиды Сны
                " Я был уже в том положении, когда сильно хуже уже вряд ли
                могло быть, поэтому что бы ни приносил день , то всё была бы 
                маленькая , но радость."
                Евгений Винокуров

               

"В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

...

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь."

                Марина Цветаева


  Ночь...  Время, когда всё спит. Тишина.  И поэту ничто не мешает сосредоточиться.
  И принимать у себя Музу, чей негромкий шаг ещё нужно услышать.
  Ночь...  Время, когда всё спит. Тишина.  И злодею ничто не мешает творить свои
  тёмные дела, не  видные на тёмном...  чтобы застать врасплох  жертву...
  Ночь...  Время  для любви. Оно тоже ждёт тишины, чтобы было слышно совместное
  дыхание ... чтоб были видны только звёзды на небе , только отражения их
  в глазах...
  Ночь...

   Время действия в ключевых сценах произведений Пушкина  - тоже Ночь... Возьмём для начала его "Цыган" :

1.
----------------

"Но вот на табор кочевой
Нисходит сонное молчанье,
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
Огни везде погашены,
Спокойно всё, луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет.
В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подернутое паром.
Его молоденькая дочь
Пошла гулять в пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле,
Она придет; но вот уж ночь,
И скоро месяц уж покинет
Небес далеких облака, —
Земфиры нет как нет; и стынет
Убогий ужин старика."

2.
---------------
"Всё тихо; ночь. Луной украшен
Лазурный юга небосклон,
Старик Земфирой пробужден:
«О мой отец! Алеко страшен.
Послушай: сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».

СТАРИК

Не тронь его. Храни молчанье.
Слыхал я русское преданье:
Теперь полунощной порой
У спящего теснит дыханье
Домашний дух; перед зарей
Уходит он. Сиди со мной.
...

ЗЕМФИРА

    Слышишь? хриплый стон
И скрежет ярый!.. Как ужасно!..
Я разбужу его...

СТАРИК

          Напрасно,
Ночного духа не гони —
Уйдет и сам..."


3.
-----------------
"Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека...
Он с трепетом привстал и внемлет...
Всё тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно всё; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы..."


     Всё, что мы знаем о ночи , здесь есть: Тишина, Молчание, Спокойствие, Луна, Сон и Бессонница, Ночные кошмары в снах и Дух ночной,  Измена и Звёзд неверный свет ...
Убийство, Смерть...  и Любовь :" Умираю любя...".

************************
томится душа           *
в неверном свете Луны  *
слепой поводырь        *
                *
от пустоты свет        *
Солнца отражается      *
за зеркалом тьма         *
                (КС)

   Если посмотреть в этом  (ночном!)смысле драматические произведения Пушкина, то что мы видим?

             I.

  "Б О Р И С  Г О Д У Н О В" : 

1.Глава  "Ночь . Келья в Чудовом монастыре" -
------------------------------------------------

"Г р и г о р и й (пробуждается).
 Всё тот же сон! возможно ль? в третий раз!
 Проклятый сон!... А всё перед лампадой
 Старик сидит, да пишет – и дремотой
 Знать во всю ночь он не смыкал очей.
 Как я люблю его спокойный вид,
 Когда, душой в минувшем погруженный,
 Он летопись свою ведет; и часто
 Я угадать хотел, о чем он пишет?..."

2. Глава "НОЧЬ. САД. ФОНТАН. " - свидание  Самозванца с Мариной Мнишек, сговор.

"С а м о з в а н е ц
...Ты ль наконец? Тебя ли вижу я,
 Одну со мной, под сенью тихой ночи?
 Как медленно катился скучный день!
 Как медленно заря вечерня гасла!
 Как долго ждал во мраке я ночном!
...
 Недаром я дрожал.
 Она меня чуть-чуть не погубила.
 Но решено: заутра двину рать."

  И т.д.

Под тенью  ночи, втайне  строятся чудовищные планы ... Днём они осуществляются...

***************************
А "Сон разума             *
рождает чудовищ" - текст  *
Франциско Гойи            *            
                (КС)
-----------------------------------

             II.

"М О Ц А Р Т  И  С А Л Ь Е Р И":

МОЦАРТ
...Намедни ночью
Бессонница моя меня томила...

САЛЬЕРИ
...Быть может, посетит меня восторг,
И творческая ночь, и вдохновенье...

МОЦАРТ
...Мне день и ночь покоя не даёт
мой чёрный человек. За мною всюду,
как тень, он гонится...
Всю ночь я думал: кто бы это был?


МОЦАРТ
Пойду засну...
САЛЬЕРИ
Ты заснёшь
         надолго, Моцарт!


Вот и здесь ассоциации Ночи и Смерти. Смерти и Сна.
И Сальери  здесь ночь - Чёрный человек, несущий Ночь(Смерть) Моцарту и его музыке, которые День и Свет!

**************************
завистница Ночь          *
всё время крадёт  Солнце *
День  возвращает         *
                (КС)

-------------------------------------------------------

           III.

К А М Е Н Н Ы Й  Г О С Т Ь:

  У главного героя Дон Гуана, вынужденного скрываться от расплаты за его злодейства и преступления, ночь -  излюбленное время, его пора, пора тёмных страстей... Это и время его появления в Мадрите, у Лауры, Доны Анны...

ДОН ГУАН
Дождёмся ночи здесь...

В июле... ночью.

Однако уж и смерклось.
Пока Луна над нами не взошла
И в светлый сумрак тьмы не обратила,
Взойдём в Мадрит.

ЛЕПОРЕЛЛО
испанский гранд, как вор,
Ждёт ночи и луны боится...

ЛАУРА
... Ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
блести на синеве густой и тёмной -
и сторожа кричат протяжно:ЯСНО!..
А далеко, на севере - в Париже -
Быть может, небо тучами покрыто...

ДОН ЖУАН
Оставь его - перед рассветом , рано,
Я вынесу его  под епанчёю...

ДОНА АННА
Я вас приму - но вечером- позднее...

***********************
Луна свидетель        *
преступных замыслов и *
деяний людей          *
                *
боимся Луны           *
это сдерживающий      *
фактор для зла в нас  *
                (КС)


              IV.

"П И Р  В О  В Р Е М Я  Ч У М Ы"

  О, это особое произведение! Там  - только мрак, только ночь, только смерть. Не помню (надо посмотреть!) висит ли там на небе Луна, или  и её нет - только свечи, которые гаснут одна за другой, как гаснут жизни - одна за другой...
  Чума... Чёрная смерть.  Та же холера из "Болдинской осени" Пушкина, в которую и были написаны  "Маленькие трагедии". Холера, перекрывшая все его дороги к счастью предстоящей женитьбы. Но и, как ни странно,  подарившая нам  и чудо этих ПЕСЕН... Что бы мы были без них. Помнится в этом смысле и "Метель" Пушкина (крутила людьми, вертела, однако, к счастью привела!). Стихии , рок... Тоже излюбленные Темы Пушкина.

Выдержки  из "Пира"... Написала и подумала о "Пирровой победе"... С чего бы это? Посмотрю потом и подумаю. Итак:

"...Разгоняли мрак, который ныне
Зараза , гостья наша, насылает..."

"...Он ушёл уже
В холодные подземные жилища..."

"... Телега , наполненная мёртвыми телами.
     Негр (!!?- КС) управляет ею... "(Но ведь  и Пушкин из негров - не он ли и здесь?)

"...Ужасный демон
Приснился мне: весь чёрный, белоглазый..." ( Вот ещё один Чёрный человек!)

"...Эта  чёрная телега
Имеет право всюду разъезжать-
Мы пропускать её должны..."   ( А вот и смерть - везде разъезжает, везде пропускают!)

"... Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
и в тьму кромешную тащат со смехом..." ( Вот и безбожники появились с их безбожными
                делами!...)

"... Я написал его
прошедшей ночью..."  (Вот  и здесь Ночь!)

А дальше... Это то, о чём я уже писала и ещё напишу. Протест! Вызов!

"...Запремся также от Чумы!
Зажжем огни...

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
...
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма..."

"... Председатель остаётся, ПОГРУЖЁННЫЙ в глубокую задумчивость."



  Уже сказано ( и немало !), что  Смерть погружает нас в Ночь. Но и Ночь  погружает в Смерть, окунает нас в неё, мажет нас чернотой, окрашивает снаружи и изнутри. Для Пушкина смерть - не освобождение ( от мук болезни, от земных пут для  свободной души), для Пушкина смерть - это  и дикая несправедливость по отношению к достойным людям ( Моцарт, его смерть - злодейство), и наказание за преступления перед людьми и Богом ( как носителем нравственных ценностей в представлении людей).
  Ночь - подруга Смерти. Она способствует  и злодейству, и несправедливости... Она  будит  в нас того Чёрного человека, который есть в каждом их нас. Он порой заказывает нам реквиемы, которые мы пишем для самих себя. Вот вопрос, кстати, о Чёрном человеке Моцарта. Не сам ли он его заказал себе, явившись в каком-нибудь тревожном сне? Тут вспоминается  и Чёрный человек Есенина - воистину это он сам :
  "...  "Черный человек!
Ты прескверный гость.
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
. . . . . . . . . . . . .

...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало..."

  И здесь Ночь...



  И "Борис Годунов" , и все "Маленькие трагедии" ( и многие др. произведения) Пушкина заканчиваются смертью. Смерть пропитывает насквозь  все его произведения. Видно, это "излюбленные мысли" автора, который сам сталкивался с чередой смертей -
любимых людей, друзей-декабристов (Вальсингамом в "Пире во время чумы"), сам искал её в бесконечных дуэлях(Дон Гуаном в "Каменном госте"), поверив цыганке-предсказательнице, что он умрёт в дуэли от  руки белокурого человека - выискивал  своим чёрным человеком этого белого человека ( или наоборот - всё так перемешано!)..
 Это Пушкин, как Моцарт в "Моцарте и Сальери", от чёрной зависти  мог быть "прирезан за общим столом"( или сам кого-нибудь прирезал...) или продан убийцам ( не обязательно это  люди) за 30 серебренников( как и получается в жизни  с каждым великим человеком, да и вообще каждый и НЕ великий встречается в своей жизни с такими предательствами). И он же, Пушкин ,  боялся стать "Скупым рыцарем" , сидящим во тьме подземелья и ночи среди своих богатств , и умереть среди  них...

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем...


   Великий Пушкин везде писал Самого себя. Как и мы пишем - каждым словом, каждым поступком... Не обязательно великие. Даже напротив - порой, мелкие, недостойные самих себя.

Люблю эту строчку :" Ты, Моцарт , недостоин сам себя!"  Ибо всё же мы - все должны быть великими, раз Человеки.