Перегуд

Сергей Домашев 15
         *  *  *

Орды полудиких эфталитов*
Хлынули с восточной стороны.
Воды рек от Ганга и до Инда**
Разом помутились от скверны.
Застонали горы и равнины,
Рухнули святые купола...
Двести лет империя росла,
И за двести дней легла в руины.
Всё разбито, сожжено дотла,
Часть людей погибла, часть ушла.

Предки наши по путям торговым
Двинулись на север, на Кавказ.
Кем были они?
            Мы не готовы
Что-то утверждать о них сейчас.
Между тем, уверенно поспорим
С каждым, кто историком зовясь,
В чистом роднике разводит грязь,
Будучи с людьми и честью в ссоре;

С теми, кто, служа задачам скрытным,
Нас, цыган относит к первобытным
Североиндийским племенам,
Жившим по соседству с царством Гуптов.
Этот довод - ложный,
                но кому-то
Важно униженье сделать нам.

А теперь задумайтесь, ромалы:
Вот уже четырнадцать веков
Мы кочуем. Это срок не малый.
И для первобытных дураков
Просто не под силу было б выжить
Среди прочих, кто умнее их -
Развитых, коварных, жадных, злых.
Впрочем, так с другими вышло.
                Мы же,
Как вы сами видите, живём,
Да к тому же, пляшем и поём.

Разве кто-нибудь от нас полезней
Из людей, сводящих нас на нуль?
Мы свободно лечим от болезней
Без больниц и всяких там пилюль.
Мы куём железо, вяжем сети,
В ювелирном деле знаем толк.
И в вопросах вещего никто
Лучше от цыганей не ответит.
Мы вручную делаем ковры -
Лучше мастеров из Буширы***.

Мы живём без школы, но сравните
Нас с другими: уровень каков?
Мы легко читаем на санскрите****
И постигли много языков.
Есть ли государство, где б цыгане
С местными общаться не могли?
Или, от шатров своих вдали,
Вымерли б от недостатка знаний
И от неуменья хлеб добыть?
Нет таких. Да и не может быть.

Нам уменья не упали с неба,
Это опыт наших праотцов.
Мы впитали по своим потребам
Всё, включая мысли мудрецов.
Те, что если бы цари признали
Вовремя, и дали б им простор,
Царство гуптов, может, до сих пор
Ни войны не знало б, ни печали.
Мы, ромалэ, видно из всего -
Выходцы из нескольких кругов:

Ювелиры, лекари, актёры,
Коновалы, кузнецы, ткачи...
Видно, были и купцы, коль скоро
Мы в торговле с детства ловкачи.
Так что, в историческом вопросе -
Кто мы, на каком куске пути -
Можно к дикарям нас отнести
После тех, кто нас туда относит.
...Почему ж мы, с развитым умом,
В таборе застряли кочевом?

Добрый рок или судьбы коварство,
В продолженье всех этих веков,
Нам создать мешали государство,
Вынуждая жить особняком.
Может, мудрецы, учтя былое,
Строго наказали сыновьям,
Внукам, правнукам и даже нам -
Никогда не сотворять такое,
Что бы зависть чью-то разожгло
И тем самым породило зло.

Может, может...
          Мне эти вопросы
Мысли путают, сбивают в ком.
А потом, как утренние росы,
Их уносит слабым ветерком.
Ветер жизни - наших дум уборщик.
Выдувая пыль и шелуху,
Ценности, подобные шлиху*****,
Оставляет он.
           И чем их больше
Накопится в чьей-то голове,
Тем ценнее этот человек.

Может, я ещё не в полной мере
Жизнь познал,
            но видел я цыган
Много из оседлых.
                И уверен:
Счастье их - сплошной самообман.
Кое-кто из них уже богатый,
Миллионы в банках, власть, почёт...
А шатёр увидит - потечёт
Влага из очей.
           И я, кудлатый,
Лошадей ведущий по росе,
Покажусь ему счастливей всех.

В том разгадка главного вопроса
О кочевье нашем.
             Кто не смог
Сам того понять,
             Тут и философ
Не втолкует. Помогай им Бог.

Кстати, и о Боге. Я не буду
Вглубь нырять. Тут не возьмёшь спроста.
Вкратце так.
          Народ наш верил в Будду,
А потом уверовал в Христа.

Чуть ли не вначале наше эры
Вести о "спасителе" земли,
О Христе, индусам принесли
Византийские миссионеры******.
И народ, в безумстве от беды,
Отвернулся сердцем от Будды.

В наших старых песнях и сказаньях
Нирвана******* маячит сколько раз!
Видно, специально, на прощанье,
Бывший Бог лишил блаженства нас,
Заменив покой скитаньем вечным
В буре бесконечных бурь и гроз.
Но зато нас бережет Христос,
Хоть в моленьях мы небезупречны.

Только раз мы крепко, как смогли,
Службу православию несли
____________
* Эфталиты - Кочевые племена, одна из ветвей гуннов. в 5 веке завоевали асю среднюю Азию, создав там примитивное государство.
В 490 году под предводительством своего вожака Торомана, вторглись в государство Гуптов, что стало величайшим бедствием для индийского народа. Преемника Торомана, Махтракула, называли богом смерти и разрушения. в 550 году государство эфталитов перестало существовать.
**Инд и Ганг - главные реки Индии. Расстояние между их устьями - 3000 км. Обе реки в нижнем течении находились на территории государства Гуптов.
*** Бушир (Бушира) - портовый город в Персидском заливе в Иране, из которого уже более тысячи лет развозят по всему миру знаменитые персидские ковры.
**** Санскрит - язык древней и средневековой Индии, используемый ныне в религиозной, философской и художественной литературе. Относится к индоевропейской языковой семье. Существующие ныне языки и наречия многочисленных цыганских родов связаны между собою санскритским корнем.
***** Шлих - тяжелые кристаллы драгоценных минералов, получаемые тщательной промывкой исследуемых пород.
****** В первой половине нового тысячелетия древняя индийская религия буддизм, была почти полностью вытеснена иудаизмом. Ненужной стала и рабовладельческая религия брахмаизм. Освободившиеся и колеблющиеся души охотно отлавливали христианские миссионеры из Византии.
******* Нирвана - в буддизме и нек. др. религиях: вечное блаженство человека, состояние полного покоя, получаемое в награду от Бога.

              *  *  *

Века через два после ухода
Из земель индийских, где пожар
Всё ещё дымил,
             с каим-то сбродом
Предки вышли к стойбищам хазар.
Трудно было разобрать вначале
Кто они - друзья или враги
Меж собою и ко всем другим?
Мы такого царства не встречали.
Где бы было столько языков
И такого ж множества божков*.

Люди будто с идолами смешаны,
Их глаза - как осокой прорезаны,
Руки складывай и падай ниц:
Хари без бород и без ресниц.
Ноги калачом. И так привычные
К лошади, что не пройдут версты.
С длинными косами, криком зычные,
Злы, и в отношеньях не просты.
Там племён большой конгломерат.
Нашим предкам был никто не рад.
   
И теперь ещё никто не знает,
Сколь обширным был хазарский стан:
От Уральских гор и до Дуная,
От земель грузинских до славян.
Бесконечное число родов
И племён союзных кочевало
Со стадами. Пастбищ всем хватало.
Только было мало городов.
А столицей этой смеси вер
Был сначала город Семендер**.

Маленькие серые домишки,
Камень редко, в основном - саман.
Да и это - роскоши излишки,
Ни к чему кочевникам дома.
Им нужней шатёр, седло, колёса,
Табуны, отары и гурты.
А дома нужны для бедноты,
Той, чьи руки пользуются спросом,
И уже не обойтись без них
На полях и в разных мастерских.

Мастерство хазарам - не вновинку,
Тут ведь мастера из разных стран.
Средний мастер делает для рынка,
Лучший называется "си-хан"
Это виртуоз в каком-то деле,
Высший ранг, владыка мастерства!
У людей кружится голова
От изящества его изделий.
Каждый сИ-хан славен был и вхож
Во дворцы кагана и вельмож.

У хазар вельможи не теснились
Возле трона.
          Главы их родов
Доменом*** своим обзаводились,
Обходясь без всяких городов.
Крепость-замок, рядом с ним сельцо****,
Свита, войско - признак силы княжей.
Князь иной о красной крыше***** даже,
Не шутя, в устах вертел словцо.
Не чурались этого греха
И индусы, с именем "си-хан".

Правда, в феодалах не бывали
Наши предки.
          Но, ценя их дар,
Их владыки сразу выделяли
Из числа любых иных хазар.

В силу важных жизненных причин,
Стать смогли искусней, чем когда-то
Мастера узорного булата,
Полотна тончайшего ткачи,
Гончары, артисты, мудрецы,
Весь свой род прославив слогом "ци-".

Разглядеть индуса в груде серой
Было всем легко и потому,
Что, взращенный христианской верой,
Он душой не равен никому.
Убивать и грабить запрещает,
Жить зовет в смиреньи и труде,
Храмы создавать ведёт людей
И давнишние грехи прощает
Бог его.
    Знать, он добрей других,
Он роднит людей, сближая их.
______________
* В хазарский Каганат входило более пятидесяти этнических групп.
** Семендер - хазарский город в низовьях р. Сулак (в совр. Дагестане).
Разрушен а 965 г. во время похода князя Святослава. Первая столица хазар.
*** Домен - феодальное хозяйство и место поселения, а также вся территория, принадлежавшая феодалу.
**** Сельцо - небольшое поселение при княжеской усадьбе, жители которого занимались лишь службой при дворе.
***** В Хазарском Каганате красная черепичная крыша (из привозной черепицы) была привилегией кагана. Князь, покрывший свой замок такой крышей, объявлялся противником кагана и раскольником государства.