Трапеза Господня - Тайная Вечеря

Вера Гиоргадзе
(Мф. 26, 6-16). Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, - речью подобного которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него перед очами уже только смерть, - заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше. Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами, и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного . – Св. Феофан Затворник
____________________________________            
               


                «Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя. И вкушая это,
                творите это в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)





…И – закатилось солнце, село.
Лишь в синих сумерках луна,
Словно в предчувствии, не смела
И глаз казать… Едва плыла
Над затихающим Сионом:
«Врата источника»… Ступни…
Их много ввысь! – к порогу дома,
Где Он, Двенадцать…

– …Хоть взгляни!

***

И нам всё видно нынче: в храмах
В Четверг Великий все как встарь!
В них: дух, что в нощь перед Расправой,
В Сионской Горнице – алтарь;
Потир – то Чаша; Блюдо – дискос;
Святая Трапеза – Престол…
И – Сам Господь не то что близко:
«Ядите Тело, пейте Кровь
Мои, творя в воспоминанье…».
Причастник – часть уж Божества,
Соединившись с Ним телесно,
Под видом хлеба и вина
Дары вкушая Те!

Сияет
Небесным родственник Христа!
И – в буйство дьявол с свитой: знают,
Не дотянуться! Ибо сам
И Ангел Божий из-за света
Не может видеть Святость ту:
Слепит Причастие!
…А бесы?!

Всё тем, «по образу» что! – суть.
И – разделяет сокровенно
Вино и радости Иисус
И хлеб страданий с Ему верным!


               
               

     УМОВЕНИЕ НОГ
____________________________________            



– Скажи, луна, что видишь ты?

То время Вечери... Диавол
Иуде в сердце уж вложил
Предать Его. Сын Божий, зная,
Исшел от Бога Он, к Нему ж
Отходит: встал, с Себя одежду
При этом верхнюю сняв…

– …Ну ж!

Взял полотенце... Вот неспешно
Им препоясался и... Влив
Во умывальницу воды, Он! –
Ученикам Своим умыл
Всем ноги, вытерев.

– …Господь… но?! –
Петр был в смущеньи...

– Не теперь,
Уразумеешь после ты,
Зачем Я делаю то...

– Нет,
Ввек не умыть Те ног моих!

Иисус сказал:
– Коль так, то части
Со Мною, Петр, не имаши.

– Нет, нет! И руки в Твоей власти,
И голова...

Сказал: «…умыть
Уже омытому – лишь ноги! –
Ибо он чист весь. Вы чисты,
Да… но не все». Одевшись, снова
Возлег.

Себя уничижил,
Раба на время приняв зрак, Он! –
Превозносения – то прежде
Над всем, – явив смиренье.

«Так
И поступайте вы: блаженны,
Коль исполняете. Раб, – рек, –
Ибо не больше господина».


 
     ИЗОБЛИЧЕНИЕ ПРЕДАТЕЛЯ
___________________________________            




Трапе'за вглубь…

Он, не в упрек:
– Один из вас предаст все ж Сына...

– Кто это, Господи?

Рех: «Тот,
Со Мной кто руку – в блюдо с солью...»

Впрочем, как есть о Нем: идет
Сын Человеческий, да только
Уж не родился б лучше тот,
Кем предается Он...

(Так горько…)

– Не я ль, Равви? – Искариот,
При сем присутствующий тоже,
Спросил Его.

(Иуда, о…)

– То ты сказал, – Христос продолжил, –
И вот рука та за столом
Моим.

(Ведь вновь предупрежденье!)

А нощь темней все за окном,
И все тревожней… Темнь… Волненье.


***


А где-то Матерь... Вдаль глядит…
Родившей сердце вряд обманет:
Как ноет в Девичьей груди,
Питавшей млеком Сына... –
Мать ведь!

Иерусалим, ужели спишь…

Народ-завистник спит усталый!
Нет сна Пилату. Жутка тишь:
Нисан четырнадцатым «славен».


***


– …Луна, а Симонов-то  где?

– Хлеб… хлеб берет из рук Иисуса.

«Что делашь, делай поскорей», –
(Знал, сатана вошел с тем кусом)
Иисус сказал. И, приняв, в ночь
Предатель вышел...

***

Вор - Иуда!
Красть был у Господа не прочь
И сил Божественных он всюду;
Прибегнув к помощи Христа,
Ища себе земного чуда,
Любовь крал, время...

Нищим, ждал
Бог: «…у дверей стою, стучу Я»...

Но! Тот, Кто предан – одесную!
Предавший – душу загубил.
На небесах – Спаситель! Ну, а
Иуда... – То не нам судить…



            
    УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ
____________________________________            



«И – когда ели же они»,
Взял Он Божественной рукою
Своею хлеб, благословив
Пред раздаянием тем, кои
Друзья Его, и преломил:
– Сие есть Тело Мое!

Тело
Христово – хлеб ли? Говорит
Святая Церковь – нет! То – с верой
Есть преломляемый Хлеб! Виждь,
Христа в сем Вели Преломленье
Самою жизни в мире зла;
И раздирание завесы
Уж вскоре Храмовой в том; знак
И возвещаемой в сем смерти…
«Сие творите…» – в «преломлять»,
Прежде всего!

И дальше:

– Пейте
Из Чаши все! – то Кровь Моя
Завета Нового, за многих
Во оставление грехов
Да изливаемая.

Вот и
Тому, кто жизнь свою готов
Отдать за Господа, – с Причастьем
Грехи прощаются! – ценой
Страстей Христовых в смерть.

– …И знайте,
Покуда в Царстве Моего
Отца не буду пить вино Я
Уж с вами новое, – не буду
Отныне вовсе Я от плода
Пить виноградного сего.

***

Вот это Трапеза Господня!
В той Тайной Вечере: Любовь
К Ученикам Своим, сегодня ж –
И к нам! И Тело Его, Кровь –
Все во спасение! Бог любит,
Благословляет нас, с Собой
Соединяет сим. И будем
Как Он любить!.. Поди, умой
Другому ноги. Трудно? Стыдно?
Христос омыл! – причем тому,
Кто отречется вскоре… Видно
И христьянина по сему.



            
     ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА С УЧЕНИКАМИ;
     НАСТАВЛЕНИЕ АПОСТОЛАМ ПО ПУТИ В ГЕФСИМАНИЮ
____________________________________            



Иуда вышел…

«Ныне, – рех Он, –
Сын Человеческий в веках
Прославлен, Бог прославлен в Нем же.

Недолго быть Мне с вами… Дам
Я, дети, Заповедь: «Любите
Друг друга вы, как возлюбил
И Я вас. Так и все увидят,
Узнают вас, – что вы Мои.

…И из любви к вам, в жертву Я
Жизнь полагаю, ибо – друже!
Нет той любви и больше, как
Кто за друзей положит душу.

…Не возмущайтесь и когда
Мир за любовь к врагам, своим хоть,
Возненавидит вас: Меня
Возненавидел прежде! Прихоть
Коль исполняли б мира вы,
Его потворствуя порокам,
То полюбил б вас, как своих.
А так… Привык он гнать пророков
И обличителей: всех тех,
Кто призывает к покаянью!
Сей мир, озлобленный на всех,
Лишь при одном упоминанье
О Моем имени травить
И вас преследовать жестоко
Повсюду будет... Но средь них
Немало тех, кто вами ж – с Богом!»

По направлению к горе
Шли Елеонской. И в пути им
Был виноградник. Знали все,
Сколь надо сил, благодарил б он
Его взрастившего с трудом
Красою спелой винных ягод.
Остановились, и Христос
Сказал, на рай зеленый глядя:

«Я – виноградная лоза,
Вы – ветви, Отче – виноградарь.
Не приносящую плода
Он отсекает ветвь! Так надо,
Сама собою ибо ветвь
Не плодоносит, коль не будет
На виноградною лозе.
Коль – не во Мне: и вам то, други.
Кто пребывает же во Мне,
В том пребываю Я! И много
Плода приносит тот, а нет…
Ничто не можете без Бога!

Иду к Пославшему Меня,
Печалью сердце полно ваше,
Но Я Уте'шителя вам
Пошлю с небес. Придет когда же
Дух Святый истины, то Он
Откроет все вам и наставит
На всяку истину, – Отцом!
Се возвестив, Меня прославит».

Мысль о страданьях уж и смерти
Не покидала, видел всяк,
Но Иисус, утешить: «Верьте,
Опять увидите Меня.

Предупреждаю, много дней
Вам видеть скорбных. В испытаньях
Бы ободрить, скажу: во Мне –
В борьбе за правду, – сил и радость,
И мир души, и кротость-мать,
Спокойство духа своего
Найдете вы, коль пребывать
Со Мною будете, при том
В уединении со Мной
Во постоянном!»

В возглас! – следом:
«Мужайтесь же! Никто иной, –
Я победил мир! Вам – победа!»

Ученики поймут позднее
О нотах в крике торжества:
Словам победным сим поверят,
Как по стопам пойдут Христа.

Петру же:
– Симон, Симон!.. Се, вас
Просил он сеять – сатана –
Аки пшеницу… Я молился,
Не оскудела бы твоя
Святая вера; так и ты,
Как обратишься, твоих братьев
И утверди.

– Куда же Ты
Идешь-то, Господи? – Петр замер.

– Куда иду, тебе нельзя,
А после ты пойдешь за Мною.

– …Но я – и душу ж за Тебя!

Иисус сказал:
– Все соблазнитесь
О Мне вы в ночь сию, то так,
Ибо написано десницей:
«И поражу как только Я
Се стада пастыря, все овцы
Тут же рассеются». Друзья,
Вас предварю ж, – единокровцы! –
По Воскресеньи… От Меня
Ты отречешься, Петр, уж ныне –
Двух прежде песен петуха.


***


Хлеб преломляется, за ним же
И изливается вино.
Иуда в ночь ушел.

(…Петр, ты же!..)
Но будет так, как и должно.

А Гефсиманский сад уж близок,
И Он войдет в него. Луна,
Оливы, небо... – им б не видеть!
Прости нас, Отче, всех… Всех нас!

К Кресту – путь с Трапезы! Со злом,
Со смертью – Бога то сраженье
Последним будет… Лишь мечом
Любови только совершенной
В нем одержать победу и
Отдачей Господа всецелой!

В Четверг Великий причастись,
Душой раскаявшись, бы смело
Ему на «Любишь ли Меня?»
Как Петр ответить: «Ты же знаешь,
О мой Господь, люблю Тебя».

***

Луна вдруг скрылась.


...кто там?..
         
Тяжко...






Христе Боже наш, по неизреченному милосердию Твоему сделай нас победителями безрассудных страстей, сподоби увидеть Твою славную победу над смертью, светлое и дающее жизнь Воскресение и помилуй нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь»




____________________________________            

*«И когда вошел Христос в Иерусалим, говорит (Евангелие), весь город пришел в движение (Мф. 21, 10), люди же, подстрекаемые первосвященниками из зависти, искали убить Его. Но Он таился, скрываясь, а появляясь, говорил к ним притчами». http://spbda.ru/lib/a-3516.html
* «Традиция указывает место, где стоял дом, в котором Спаситель совершил Тайную вечерю на Сионе. Тогда этот квартал располагался в пределах, обнесенных городской стеной. Поскольку место это возвышенное, то туда можно было подняться по высокой лестнице через Ворота источника. Название происходит от находившейся за городскими стенами купальни Силоам, которая неоднократно упоминается в Библии.»

*Дискос – небольшое блюдо на особой подставке, на которое во время литургии полагаются св. Агнец и частицы просфор, вынутые на проскомидии.

*«Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой [Святой Трапезы], став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта Кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта Кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю Кровь, а ангелы собираются. Она — спасение наших душ, Ею радуется душа, Ею украшается, Ею согревается, Она делает наш ум светлее огня, Она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду, и оружие имея духовное. Но я не сказал еще о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя» (Беседа 46,3 на Евангелие от Иоанна)». – Св. Иоанн Златоуст

*«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.» - от Иоанна 15:15

* «Он был вор», — говорит Евангелие от Иоанна о Иуде

*Иуда Симонов Искариот –Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым[9]. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

* «Вас ожидает победа, потому что Я победил мир! - Апостолы, конечно, не поняли этого торжественного победного возгласа, а вслед затем, когда наступили дни тяжких испытаний их веры во Христа, они, быть может, и не вспоминали о нем; не победа, а полное поражение представлялось им, доходившим до уныния, отчаяния. Но когда они, исполняя завет Христа, пошли в мир проповедовать Его учение, когда стали привлекать к Нему толпы людей разных народностей, когда гонения, истязания и самая смерть не могли вынудить у обращенных ими ко Христу отречения от Него, —тогда Апостолы вспомнили победные слова своего Учителя и поверили им.»



17.04.2014г.

http://www.youtube.com/watch?v=Of_sbUNrcX0 SaveFrom.net
Stamatis Spanoudakis Mistikos Dipnos