Посвящаю моим предкам

Николай Курагин
                Какая жизнь отликовала,
                Отгоревала,отошла!
                И все ж я слышу с перевала,
                Как веет здесь ,чем Русь жила.
                Н.Рубцов.

В краю,где череда лугов волнистых,
Где в рощах хоровод березок чистых,
Где нивы с хлебом золотым
Шумят под ветром молодым...
Мой дед, мой прадед в тех краях
Растили хлеб. Увы и ах
Не довелось мне видеть их,
Но зов покоя не дает,
Ведь был прекрасен их полет
В трудах ,в исканиях своих.

С землей- кормилицей повенчаны,
Крестьянской долей грубо мечены
Ваш труд на первый взгляд уныл,
Но бог давал терпенья,сил;
Являясь цельными людьми,
Теперь то уж  поди пойми
Какими были вы в быту,
Как отдыхали в прошлый век
И как любил наш человек
Природу,землю ,красоту.

Любовь к земле-любовь не мнимая,
О ней все помыслы- она родимая.
И заповедь первейшая-беречь ее;
Все это знает, понимает мужичье.
Они землей живут ежеминутно
И слушают и чувствуют как будто
Когда земля потребует  работы,
Как заберет всех целиком и без остатка.
Тут медлить-грех-не долго до упадка.
Вот их расчеты,мысли и заботы.

И для работ крестьянских в круге ежегодном-
Прямая связь с круговоротом, тем, природным.
И связь та существует явно,зримо,
Неразделима,слитна связь и нерушима.
Мужик наш средь больших и малых дел
Сметлив был,мудр и ум его кипел;
С природою в тандеме выжить нужно,
Сберечь скотину,урожай собрать;
В семье то едоков  обычно рать
И все трудились посему примерно,дружно.

Но не единым хлебом живы люди были,
За буднями труда ведь не забыли
Традиционных праздников веселых
Тех что от предков к ним пришли проворых:
Здесь шумные и озорные  святки,
Рождественские бойкие колядки,
Крещенские гадания девичьи,
На масленицу проводы зимы,
Егорий, Троица,Купала -даже мы
Считаем каждый праздник чем то личным.

Так как же наши пращуры трудились,
Хозяйство как вели и веселились,
Как наши бабки при лучине пряжу пряли
И как холсты, половики на стане ткали?
А что мы помним по родительским рассказам,
Верны ли немудреным их наказам,
Кто знает точно цену слову "хлеб",
Как выстрадано сердце хлебом тем?
Ну и вопрос,довлеющий над всем-
А прочен ли каркас духовных скреп?

...Весна! И солнце пригревает  днями жарко,
Чернеют пятнами круги проталин ярко,
Ручьи по улицам торопятся, бегут
И воду грязную с соломою несут.
У изб завалинки просохли,снег сгоняет.
А ребятня...-та по дворам уже с утра играет.
На Благовещенье окончен санный путь-
В разливе реки ,речки, ручейки.
На лошадях сейчас ей богу не с руки-
До Светлой Пасхи отдыхают кони пусть.

А бабы зиму всю за прялками...-хвала и честь-
К весне все спряли:лен,посконь и шерсть,
Уж ткацкий стан стоит в углу избы,
На нем основа-это ткут холсты...
И день деньской однообразно и в два тона
В избе разносится ритмично и проворно
От узенького бёрда и подножек
Такой уютный и домашний перестук:
Крак,тук! Тук,крак! Тук,тук!
Я помню мать моя ткала вот также тоже.

И пахота земли вот вот уж, скоро
И мужику пора соху готовить споро:
Где поменять сошник,где борону связать-
Весна торопит всех-не время отдыхать.
А лошадям -дать отдых непременно.
Они изнурены с зимы трудом безмерно,
А тут еще ожеребилась и кобыла,
Ее бы прикормить,да сена нет.
Солома яровая-та сошла на нет
И в ход идет ржаная-все что было.

Дни уж длинны и на страстной неделе
О Светлой Пасхе помыслы, дела и цели.
В Четверг Великий очищается жилище:
Скоблятся лавки,пол, чтоб было чище,
Стирают ,моют,убирают огород,
Ведь по преданию весь следующий год
В избе водиться будет чистота,
Как в этот день пред Пасхою Святою.
А кто омоется в ручье перед зарею,
Тот смоет грех,того минует суета.

После святой недели сеять надо,
Крестьянин грома ждет,тепла и пара.
И вот нежданно тучка набежала,
Все потемнело вдруг и душно стало.
Кругом ничто не колыхнет,
Вода в пруду не шелохнет,
Пар на дворе как в бане,а у дома
Кудахчут курицы,купаяся в пыли,
Летают птицы низко и вдали...
Раздался наконец уж рокот грома.

Перекрестились все кто слышал это-
Пора сев зачинать-весна на лето.
Запричитали бабы,-"Бог тепла дает"
Купаться к речке все бегут...и дождь идет
"Пора пахать"-твердит мужик,-уж грому бог дал,
По вечерам  тепло,днем с поля пар,
Почти одет лес в изумрудную листву
И соловьи в кустах такую кажут прыть,
Что слава богу; урожаю ведь не быть,
Коль соловей поет в безлиственном лесу.

А как земли готовность пахарь узнает?-
Он в поле крепко в кулаке её сожмет
И бросит; коль рассыплется она-
Созрела значит и готова уж земля,
А коль упала комом,то постой,-
Не рано ль начинать метать сохой.
Метанье-это землю первый раз пахать.
И если пахарь говорит ,что он метал-
Он сделал взмет,он только что начал
Одной сохой впервые землю поднимать.

За мёткой шаг последует второй-
Вновь перепашка-поперёк но  с бороной
И третий раз перепахать не грех;
Земля воздаст сторицею на всех;
Чем мягче и рыхлей она весною,
Тем урожай потом богаче и весомей,
А если после сева проливным дождем
Бывает сплавит  пашни верхний слой-
Под солнцем коркой высохнет сухой
Земля, в которой семена с ростком.

Тогда ту корку,что росткам мешает,
Мужик вновь пашет,то бишь он ломает.
И перепашка эта вновь нужна;
Опять соха,опять всё та же борона.
Для всходов землю нужно дать рыхлей,
Хоть повод так ломать-для яровых полей.
...И вот наш пахарь в поле-есть зачин.
Перекрестился-с богом он везде,
Просфору съел на первой борозде
И дальше продолжает мётку чинно.

Для яровых,чем раньше сеять,тем и лучше
Так для овса сев-время кваканья лягушек,
А впрочем для овса-
пословица проста:
"Сей хоть в грязь-
Будешь князь"
Горох сажают рано,средь полей,
Чтоб от набегов ребятни его сберечь,
А летом выставляют и охрану-деда сиречь.
Он в шалаше сидит-лишь Цербер его злей.

Пшеница-прихотливый самый хлеб.
Иль урожай,иль недород,а середины нет.
К тому же землю сильно истощает.
Доход с нее не часто ,но бывает.
Её по большей части сеют первой
И по земле навозной и отменной.
И засух она вытерпеть не может,
Дождей не любит-ляжет на корню,
А ляжет-так колосья не нальют.
Такая вот культура милостию божьей.

Но вот и сев... Теперь заботы лишь о семенах,
Они насыпаны в веретьях иль в мешках.
Мешки стоят у пашни на меже
И наш севец севалку пробует уже.
В округлый кузов низкий из лубка
Он насыпает золотые семена.
На шею кузов вешает он свой,
Потом идет по полю и горстями
Бросает влево,вправо семенами.
В конце же он запашет все сохой.

В Егорий лист березовый с копейку,
Уж бог дал первую грозу и дождик-лейку,
Уже щетина молодой травы по полю
И выпас первый у скота теперь на волю.
С утра  на выгон все стекаются гурьбой,
Хозяйки погоняют всех коров вербой.
Они хранили её рядом с  образами
С дня Воскресенья Вербного нарочно для того,
Чтоб скот благословлён был,чтоб добро
Царило меж скотом и пастухами.

За зиму долгую коровы настоялись
По тесным стойлам и хлевам-намаялись;
Теперь на поле своё стадо вспоминают-
Кого то в стороне уже бодают.
Хозяйки с криками"Ужо" бегут к разбору,
Хлестая вербою бодливую корову.
А с края поля-старики единым рядом,
Из ружей все стреляют холостыми.
Пыжи летят и дым стоит над ними-
Традиционно от зверей  оберегают  стадо.

Закончен сев весенний в мае,
У пахаря уже соха  в сарае
Блестят в тени стальные сошники-
Землей отчищены холодные клинки.
А на дворе бушует месяц май;
Цветы черемухи вам шепчут-"Отдыхай
Под сенью благовонной сих ветвей..."
И ландыши в лесу благоухают,
Поищешь и  найдешь- они в траве бывают.
Букет для милой- чудо-нет его нежней.

А что за действо буйное в садах.
Все в белом цвете будто в облаках.
Деревья в коконах из белоснежной мари...
И все цветет сейчас в бушующем угаре.
Над яблонями пчел полет пытливый-
Здесь первый вылет их с зимы неторопливый.
Еще до взятка далеко и пчелки слабы.
Вот крылышки окрепнут-будет славно.
Ну а пока они кружат над цветом плавно.
Сейчас очиститься им требуется как бы.

Многоголосый птичий хор неудержим.
Повсюду слышен их весенний звонкий  гимн.
Скворцы веселые уж заняли скворешни
И силы пробуют для личных песен вешних.
Ох  и забавно это пенье шутовское-
Любого передразнит  чудо плутовское:
...Вот соловей защелкал вдруг ретиво,
А вот петух домашний будто квохчет,
Свистит,скрипит,мяукает коль хочет,
Щебечет пересмешник наш... вот диво.

Но вот последний майский вечер
Сменился теплой ночью летней.
Чуть слышно веет тихий ветер
И сырость льнет к земле,заметней
Упавшая роса,как божья благодать
На травах и цветах при лунном свете.
Безмолвно на пруду-здесь тишь да гладь
Лишь изредка плеснет у старых ветел
Склонившихся над самою водою.
...Дергач кричит по низовым полям,
Лягушки квакают в болотце по краям,
Но это все вдали ,а  здесь ты только сам с собою.

Уж полночь скоро... как недолги ночи летом.
Заря вечерняя пылает алым светом.
За ночь ее не меркнет полоса,
Лишь двинет на восток тихонечко  краса
И шире, шире разливаться станет вдруг,
Пока в полнеба не зардеет полукруг.
...И вот уже позолотило на востоке,
Пахнуло ветерком,запели воробьи,
Край солнца красного поднялся у земли
И хлынул свет...-его пурпурные потоки.

Встает пастух со своего простого ложа.
Перекрестился,помолился на восток-не гоже
Не помолившись день начать- умылся из ведра,
Взял кнут,котомку и уже он у двора.
Скотина нехотя на улицу выходит.
Хозяйка ласково коровушку выводит
Любезно,нежно по спине ладонью хлопнет:
-"Ну матушка родимая,пошла"
И это не пустые ведь слова.
Корова чувствует  добро и ласку  помнит.

Вот огласилась улица мычаньем стада,
Пастух покрикивает зычно-так и надо,
Чтобы  в свой срок скотину выгоняли
Те,кто забыли, отвлеклись иль спали.
Со многих улиц гонят скот одновременно,
И у околицы соединят всех непременно
В одно большое стадо озорное,
То стадо пастухи погонят в поле,
Туда где сочная трава и много воли,
Где наслаждение коровам неземное.

С Петрова дня пришел черед покосам.
О, эта ранняя косьба по летним росам
Чем раньше встали наши косари с рассветом,
Тем легче в холодке косить им ,да при этом
С утра кусает  мошкара не так уж больно
И травы влажны от росы еще довольно,
А той порой пока муравушка росиста,
Так любо-дорого косить-легко и быстро;
Тверда рука-коса поет со свистом,
Размах плеча...-и на прокосе чисто.

А что за чудо свежескошенное сено.
В жару и зной порою негой млеет тело.
И только душное благоуханье на лугу
Бодрит и радует,дурманит наяву,
Пьянящей сладостью в грудине затаясь,
Зовет в работу не спеша, благословясь
В стог ляжет  сено и  зеленым и пахучим
Не пересушенным,не влажным-важна мера,
Чтобы скотина хорошо то сено ела;
Зимою корм быть должен наилучшим.

Но скоро ли стожок поставят в поле?
Ведь нужно накосить как можно боле,
Да чтоб с погодою для сушки угадать-
Должно быть вёдро непременно дней на пять.
Вот в эти дни с семьей не покладая рук,
Крестьянин трудится-его стихия мук
Воздвигнет стог в итоге-может даже два...
...Ну а в предутренней сырой,прохладной сини
Звон кос стоит-там в низменной лощине
У мужиков идет серьезная косьба.

Под косами трава положена в валы,
С травою наряду подкошены цветы.
Упали ниц и вот уже завяли,
Поникли разом,неживыми стали,
Но те валы пора разбить пореже,
Чтоб травушке быстрее сохнуть свежей.
Уж  солнцем залит сенокос лихой с рассветом,
Позолотились сразу: лес, кусты,дорога.
Уже пора косцам передохнуть немного;
День обещает жарким быть-привычно это  летом.

...Июль прошел-буреют в поле ржи,
Окончен сенокос до праздника Ильи,
Овсы желтеют-значит скоро жать
И под озимые пора уже пахать.
Ночами  зОрниц ярких сполохи сплошные, 
От светляков в траве горят огни живые,
Перепела кричат во ржах:- фирить-пирю,
Обильней росы по утрам и холоднее,
Туман в низинах стелется, синеет.
...И август-серпень начал жатву уж  свою.

Хлеба созрели и колосья налились,
В руках их разотри  и  удивись,
Как зернышки рассыплются в ладонях-
Для жатвы добрый знак,отмеченный сегодня.
...А завтра-жнитво.Бабы жнут и вяжут,
Снопы готовые потом в суслоны встанут,
Зерно в суслонах будет дозревать
Недели две на сжатом поле том,
Потом снопы свезут на старое гумно,
Чтоб досушить и к обмолоту приступать.

За жнитвом август весь проходит
В низинах ночью холод бродит
На нивах всё голей,голей
Снопы свезли уж все с полей
Морозно утром,посеребряна отава;
Вот- вот и осень-нерушимо её право.
А с окончанием последних десятин
Той жнице,что постарше,посметливей
Обжинки доверяются на ниве.
Еще же их зовут "козы" обжин;

Последки не  срезать-оставить на аршине
Пучёк стеблей ржаных с колосьями на ниве
Колосья все собрать, связать вверху-
Беседочку получим  иль "козу".
Её выпалывают чисто всю  внутри
И хлеба с солью оставляют посреди.
Серпы собрав присутствующих лиц
Лицом сидит к "козюльке"  баба та
И через голову бросает за себя
Серпы по очереди, ждущих её жниц.

Тогда загадывают бабы на свой род
До жнитва следущего кто как доживет.
И когда  брошены серпы спешат они
Всяк к своему и смотрят у земли:
Коли воткнулся к церкви серп концом
Тогда вещается смерть скорая потом,
А та,чей серп всех дальше от "козы"упал
Считается всех дольше проживет.
Но нет уныния от предсказаний,каждый год
Охотно жницы повторяют ритуал.

Ну а  "козюльку" нашу оставляют в поле
И жницы с пением идут домой довольны,
У каждой ручки у серпа обмотаны стеблями
В "козюльке" сжатыми последними руками.
Однако чаще вяжут снопик с тех стеблей
И с торжеством несётся с поля символ сей.
Последний сноп в дожинках это благодать.
Хранимым будет он когда придет весна.
Зерно с него добавят в семена,
Чтоб урожай хороший в будущем собрать.