В Кабачке Бестужева- Петровича 9 апреля

Гусарова Татьяна
Очередное место проведения «Кабачка» уже само по себе замечательное. Ресторан «Петрович» - детище известного художника-карикатуриста Андрея Бильжо со всеми вытекающими отсюда последствиями: оформлением залов в стиле эпохи развитого и до развитого социализма, характерного меню (в названии блюд уже фигурируют не только пионерки и комсомолки, но  также Сноуден и Юлия Тимошенко с Кличко), уникальной посудой, где карикатуры вместо цветочков.

Когда в зал вошёл Юра Свешников, я поняла: скучно не будет. Критикует он, как правило, конструктивно, стихи у него хорошие и плюс ко всему дает много информации. Помню, на одном из заседаний он поведал этимологию слова товарищи – от воровского «товар ищи».(http://www.stihi.ru/2012/12/11/7350)

С недавних пор заседания кабачка начинаются с  приватного танца И. Бестужева под задорную песенку поющего игрушечного котяры, ликом и фактурой схожего с прообразом. Оттанцевав, Илья объявил заседание открытым. Отметив последнюю стихирную тенденцию писать про Париж, тоже прочел прикольненькое про столицу моды, где

…Эдитпиафные каре
Да песни Маши Laforet,
Канкан развратных фонарей
У кромки утра.
Внизу бушует Place Pigalle,
И муленружит карнавал,
А я – галантность разменял
На камасутры…

Стих полон топонимов, и Бестужев начал разъяснять, что есть где во французской столице, и присутствующие поддакивающее кивали, мол, езживали-езживали по Парижам, хаживали-хаживали по Place Pigalle. Ну а кто и не бывал там, то уж всяко слышал про шансы Лизы!

А.Смирнов посетовал на творческий застой и прочел  «Не насилую мысли».

Не насилую мысли, не насилую руки
Коли пусто в душе и в эмоциях пауза.
Для чего на людей проецировать скуку
И накапливать строчки с безразличием страуса…

Да и не надо, Саш, насиловать. Если писать захочется, то мысль добровольно уляжется под перо.
Прочел и про 23 Февраля, однако не славословящее солдата произведение, а  пацифистское, «… не буду воспевать солдата, а буду лишь его жалеть».

Затем читала Наталья Ориан. Но она не воспринимает критику, даже конструктивную. Пытались братья-поэты подсказать ей, мол, тут бы рифму изменить, а тут – ритм подправить, но поэтесса безапелляционно заявила: «Можно критиковать сколько угодно, я всё равно сделаю по-своему». А вот Бестужев только «за». Критикуйте, дескать, моё весеннее.

Город линяет.
              Сбрасывает
                льдистую чешую,
Солнышком согревает   
                обшарпанные за  зиму стены
Цимес предвесенья -
                это верчение на краю
Или вращение
             ночей и дней
                на шампурах катренов…

Ну народ и развернулся! Юра хотел было сказать доброе слово, что это  достойный  образец бестужевского стиля, но наткнулся на резкое возражение автора: «Неправда твоя! Этим ритмом из 700 моих стихов написаны только два».
Свешников (цитирую): «Когда я писал пародию на твои стихи, чётко уловил этот твой ритм и стиль отображения действительности».
Ориан (цитирую): «Я бы не стала укладывать Бестужева в определённый стиль. Он многогранен».
Марина Демина согласилась, что это стихотворение выбивается из общей стаи, не является показательным для Ильи.
- Ё-п-р-с-т! – подумалось мне. - Как же хорошо народ знает творения Бестужева.
Однако наша правдолюбка Марина была бы не Мариной, если бы этим и ограничилась, отнюдь.
- Ты специально вставляешь слова типа «цимес»? Я вот не знаю, что это такое.
Бестужев (цитирую): «Возьми словарь и посмотри. Читателя надо развивать».
Однако в конце концов сжалился и раскрыл лексическое значение этого слова.

Юра Свешников прочел «Терем и тюрьма». Кто-то сказал ему, что эти слова имеют общее значение (говорю же - Юра, помимо прочего, просветитель). Вот  и обыграл это на первый взгляд парадоксальное сходство.
 
Дверь и окно.
Терем – тюрьма.
Жизни кино.
Угол и тьма.
Стены вокруг.
Пол, потолок.
Замкнутый круг.
Ты одинок.

Ведущий тут же выдал экспромт на предложенную тему:
Дверь и окно, терем – тюрьма,
Жизнь – г…, ну её на…
Юра признался, что рассматривал этот вариант, но приличие взяло верх.
Н. Ориан обратила внимание на типичный цветаевский ритм этого стихотворения. Но тут возразила Люся Ветрова, мол, хорошо знаю поэзию Марины Ивановны и не согласна с замечанием.

Юра в последнее время увлекся написанием детских стихов, одно из них и представил на суд слушателей. В нем ребенок восстаёт против «жути» долларов:

Доллар, прочь скорее с глаз!..
 
или  далее

Делайте же, люди, так,
Чтоб пропал проклятый знак!

Попутно он попиарил журнал «Мурзилка», которому в мае исполнится 90 лет, и справедливо заметил, что по этому журналу можно восстановить историю страны.
Народ стал задавать вопросы, для какого возраста эти стихи. Оказалось, для 10-12 лет, но у большинства возникли сомнения, что в таком возрасте дети вообще читают стихи!

Люся Ветрова (с длинной гривой шикарных волос) была без гитары. Прочла стихи, написанные еще в школе. Одну из строчек «Вы ощущали пустоту В самом себе, в самом себе?» Бестужев (не иначе, в свете надвигающейся экономической блокады) переиначил на свой лад: «Вы ощущали пустоту В кармане брюк, в кармане брюк?»
Стихотворение Люси про бабочку удостоилось возгласов «Браво!».

Я - бабочка,
И мы с природой слиты,
Запретные
Дороги мне открыты...

Порхаю я,
Хоть опадают листья,
Я - бабочка
И чуда жду от жизни…

Елена Авдеева представила нам стихотворение  про весну. Экспертам не приглянулись банальные рифмы. Снизили, мол, звучание стихотворения. И все бы ничего, но, на беду, произведение написано, пардон, секстинами.
Юра, поддерживаемый народом, потребовал разъяснений про секстины. Бестужев прочел блиц-лекцию об этом виде стихотворения - на две рифмы (твёрдая форма), состоящего из шести строф, каждая из которых включает по шесть стихов. Ну и так далее в том же духе. (От себя скажу проще – читайте, друзья, Данте и Петрарку).
Но Юра не унимался и приставал к Елене:
- Нет, вы все-таки объясните, какое чувство эта форма более всего отражает?
Елена, впервые в кабачке, не сориентировалась, но на подмогу опять пришёл Бестужев:
- Это блистательное упражнение для поэтического ума.
Однако Юру ответ не удовлетворил. Остальные внимательно следили за ходом дискуссии.
Илья поставил точку, пояснив, что секстина позволяет обыгрывать комбинацию из шести банальных рифм. Во как!

При этом ответчик до такой степени разволновался, что, дабы это дело перекурить, достал было сигарету. Но вдруг вместо табакокурения стал читать стихотворение о вреде никотина.
И тут кое-кто возмутился, прямо-таки пригвоздил автора! Дескать, ратуешь за отказ от вредной привычки, а сам смолишь как паровоз! Где достойный пример?
И уже Елена пришла на помощь ведущему, желая читать дальше, при этом робко поинтересовалась, читать секстины или не секстины?
- Не секстины! - хором ответил зал.

Андрей Гаврилин сразил наповал своей активной жизненной позицией в отношении российско-украинского конфликта, выраженной в соответствующих стихах. Активисты Майдана, оккупанты Киева, подстрекатели-янки – всем досталось по полной! Но более всего - женщине с косой. А как выразительно читал Андрей! Вспомнилось у Высоцкого про одного кренделя с Канатчиковой дачи, помните? -  «разошёлся, так и сыпет….».
А закончил одно из стихотворений автор призывом:
Миру – мир, а смерти – смерть!

Призадумались… Затем кто-то пытался вспомнить национальность «оранжевой принцессы», но попытку перейти на личности пресек Бестужев, прочтя свой «Бурьян» на ту же тему. Только он не тупо рубил правду-матку, как Гаврилин, а мастерски связал Майдан-Майданек и газовую тему.

Рушатся судьбы, страны,
Нет ни кнута, ни пряника.
Пахнут костры Майдана
Дымом из труб Майданека.

На мой взгляд, это очень сильное стихотворение, достойное широкого признания. Ну а фраза «звери штампуют новости» просто на душу легла. Не знаю, как вам, а меня, откровенно говоря, уже достали эти россказни про Крым и Майдан, когда часами по всем каналам талдычат одно и то же.

От суровых дум о судьбах братских народов отвлекла светловолосая красавица      И. Тресвятская. Читала, по ее выражению, попсовые стихи. Про музу, которая «.. задержалась на диване, Скидывая пепел между строчек…», про любовь, при которой «рвётся душа от макушки до пяток», а также – внимание! - про то, что станет «олигархом меж поэтов, Ведь поэты тоже человеки…».
Люся поинтересовалась перлом любовной лирики, мол, как это - «чтобы в любви и не расстаться»?
За Ираиду ответили из зала Тютчевым: «Умом Россию не понять». 
Шутник ведущий вставил своё: «Умом БЛОНДИНОК не понять».

Валентина Карпушина-Артего – новое лицо в кабачке. Стеснялась. Призналась, что она поэт самобытный. Но утаила, что лауреат специальной премии "Писатель года" в номинации "Выбор издательства"!
Строки одного её стихотворения «Мы не в цирюльне, на Парнасе, У каждого свой стиль…» поначалу меня смутили, но поэтесса ловко обыграла мысль «пусть стихи не совсем гладко причесаны, главное, в них есть душа», и сравнение показалось вполне оправданным. Вот и мои друзья (не поэты) не замечают языковых шероховатостей стихотворения, если оно зацепило. В общем, завершила Валентина стихотворение так:

Пусть и отличной будет стрижка,
Но не останется стихов.
 
В конце вечера порадовала афоризмами экспансивная Екатерина Р., вот такими:
Безропотно молчу. Кажись, я труп.
Севшая батарея телефона помогает не прерывать удовольствия.
И т.п.
Судя по комментариям, у присутствующих дам особое удовольствие вызвал афоризм: «Меня хотят, я с этим соглашаюсь, И никогда в содеянном не каюсь».

В конце вечера Илья писал экспромт на предложенные слова. Народ изощрялся, подкидывая словечки «субмарина, Менглет, визуализация». Но Бестужев за пару минут сформировал-таки из них удобоваримое.
Традиционно вечер закончился общим танцем под песню кота.

P.S. А Мошков за весь вечер не произнес ни слова, просидел, нахохлившись, в углу. А чашка кофе «эспрессо» в «Петровиче» стоит 12 (Двенадцать) рублей.