Читаем Гоголя. Ремейк 2014

Нат Верперлуда
Автор - Н.В.Гоголь
 а далее небольшой цитатник из Тараса Бульбы.

   Сыновья ...  были два дюжие молодца, еще
  смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые
  лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.
   - Не смейся, не смейся, батьку!
   - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,
  поколочу!
   - Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. - сказал Тарас Бульба,
  отступивши с удивлением несколько шагов назад.
   - Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
   - Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки?
   - Да уж на чем бы то ни было.
   - Ну, давай на кулаки! - говорил Тарас Бульба, засучив рукава, -
  посмотрю я, что за человек ты в кулаке!
   И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали
  насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая
  и оглядываясь, то вновь наступая.
…-Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с
  сыном стали целоваться. - Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня
  тузил; никому не спускай! 
Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь
  полковой чин, кто только был налицо
   - Ну ж, паны-браты, садись всякий, где кому лучше, за стол. Ну, сынки!
  прежде всего выпьем горелки! - так говорил Бульба. - Боже, благослови!
  Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же боже, чтоб вы на
  войне всегда были удачливы! Чтобы бусурменов били, и турков бы били, и
  татарву били бы; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и
  ляхов бы били! Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как
  по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли
  на свете горелка. Как, бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я
  грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?
   "Вишь, какой батько! - подумал про себя старший сын, Остап, - все
  старый, собака, знает, а еще и прикидывается".
Да когда на то пошло, то и я с вами  еду! ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем,  домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой?
 Да пропади   она: я козак, не хочу!
 Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на
  Запорожье, погулять.
- Затра же едем! Зачем откладывать! Какого
  врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На
  что эти горшки? - Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.

…Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли
  возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся
  южная первобытная (Мало)Россия, оставленная своими князьями, была опустошена,
  выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись
  дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду
  грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в
  очи…
   Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он
  создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда
  влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие
  перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги,
  соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил
  простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были
  наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов…
…    Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им
  деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь…
 Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в
  дальней траве точку, сказавши: "Смотрите, детки, вон скачет татарин!"
  Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои,
  понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что
  козаков было тринадцать человек. "А ну, дети, попробуйте догнать татарина!..
  И не пробуйте - вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Черта". Однако
  ж Бульба взял предосторожность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они
  прискакали к небольшой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр,
  кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней. чтобы скрыть след
  свой, и тогда уже, выбравшись на берег, они продолжали далее путь.

   Чрез три дни после этого они были уже недалеко от места бывшего
  предметом их поездки…
  Козаки сошли с коней своих, взошли на паром и чрез три часа плавания были
  уже у берегов острова Хортицы, где была тогда Сечь, так часто переменявшая
  свое жилище.
"Здравствуйте, панове!" -
  "Здравствуйте и вы!" - отвечали запорожцы.
Везде, по всему полю, живописными  кучами пестрел народ.
 По смуглым лицам видно было, что все они были закалены  в битвах, испробовали всяких невзгод. …
   Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада.
  На большой опрокинутой бочке сидел запорожец без рубашки: он держал в руках
  ее и медленно зашивал на ней дыры. Им опять перегородила дорогу целая толпа
  музыкантов, в средине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку
  чертом и вскинувши руками. Он кричал только: "Живее играйте, музыканты! Не
  жалей, Фома, горелки православным христианам!" И Фома, с подбитым глазом,
  мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке …
Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече
  отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один
  всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась
  по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в
  рукава, и пот градом лил с него, как из ведра.
"Да сними хоть кожух! -  сказал наконец Тарас. - Видишь, как парит!"
 - "Не можно!" - кричал   запорожец.
"Отчего?" - "Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то   пропью".
А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого  платка; все пошло куда следует…
"Откуда бог несет  тебя, Тарас?"
 - "Ты как сюда зашел, Долото?"
- "Здорово, Кирдяга! Здорово, Густый! Думал ли я видеть тебя, Ремень?"
 И витязи, собравшиеся со всего  разгульного мира восточной России, целовались взаимно; и тут понеслись   вопросы: "А что Касьян? Что Бородавка? Что Колопер? Что Пидсышок?"
 И слышал  только в ответ Тарас Бульба, что Бородавка повешен в Толопане, что с
  Колопера содрали кожу под Кизикирменом, что Пидсышкова голова посолена в
  бочке и отправлена в самый Царьград.
 Понурил голову старый Бульба и  раздумчиво говорил: "Добрые были козаки!"
… Вся Сечь представляла   необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.
 Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера,   если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки
  торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее.
  Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное
  разгулье веселости…. здесь были те, у которых уже  моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь - и  жизнь во всем разгуле;
 что здесь были те, которые, по благородному обычаю,  не могли удержать в кармане своем копейки;
 что здесь были те, которые дотоле  червонец считали богатством, у которых, по милости арендаторов-жидов,  карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нибудь выронить.
хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто  они и как их зовут….
Пришедший являлся   только к кошевому; который обыкновенно говорил:
   - Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
   - Верую! - отвечал приходивший.
   - И в троицу святую веруешь?
   - Верую!
   - И в церковь ходишь?
   - Хожу!
   - А ну, перекрестись!
   Пришедший крестился.
   - Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь
  курень.
…Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые
  очень походили на отдельные, независимые республики, а еще более походили на
  школу и бурсу детей, живущих на всем готовом.
Никто ничем не заводился и не  держал у себя. Все было на руках у куренного атамана, который за это   обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь
  харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко
  происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час
  доходило до драки. Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу
  бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась
  гульня….
Он все придумывал, как бы
  поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как
  следует рыцарю. Наконец в один день пришел к кошевому и сказал ему прямо:
   - Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам?
   - Негде погулять, - отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и
  сплюнув на сторону.
   - Как негде? Можно пойти на Турещину или на Татарву.
   -Не можно ни в Турещину, ни в Татарву, - отвечал кошевой, взявши опять
  хладнокровно в рот свою трубку.
   - Как не можно?
   - Так. Мы обещали султану мир.
   - Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов.
   - Не имеем права. Если б не клялись еще нашею верою, то, может быть, и
  можно было бы; а теперь нет, не можно.
   - Как не можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два
  сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты
  говоришь - не имеем права; а ты говоришь - не нужно идти запорожцам.
   - Ну, уж не следует так.
   - Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы
  человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему
  христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на
  какого черта мы живем? растолкуй ты мне это. Ты человек умный, тебя недаром
  выбрали в кошевые, растолкуй ты мне, на что мы живем?
   Кошевой не дал ответа на этот запрос Это был упрямый козак. Он немного
  помолчал и потом сказал:
   - А войне все-таки не бывать.
   - Так не бывать войне? - спросил опять Тарас.
   - Нет.
   - Так уж и думать об этом нечего?
   - И думать об этом нечего.
   "Постой же ты, чертов кулак! - сказал Бульба про себя, - ты у меня  будешь знать!"
 И положил тут же отмстить кошевому.
   Сговорившись с тем и другим, задал он всем попойку, и хмельные козаки,
  в числе нескольких человек, повалили прямо на площадь, где стояли
  привязанные к столбу литавры, в которые обыкновенно били сбор на раду. Не
  нашедши палок, хранившихся всегда у довбиша, они схватили по полену в руки и
  начали колотить в них. На бой прежде всего прибежал довбиш, высокий человек
  с одним только глазом, несмотря, однако ж, на то, страшно заспанным.
   - Кто смеет бить в литавры? - закричал он.
   - Молчи! возьми свои палки, да и колоти, когда тебе велят! - отвечали
  подгулявшие старшины.
   Довбиш вынул тотчас из кармана палки, которые он взял с собою… Литавры грянули, -
 и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные кучи запорожцев.
 Все собрались в  кружок, и после третьего боя показались наконец старшины:
кошевой с палицей в руке - знаком своего достоинства,
 судья с войсковою печатью,
 писарь с   чернильницею
 и есаул с жезлом…
   - Что значит это собранье? Чего хотите, панове? - сказал кошевой.
Брань и крики не дали ему говорить.
   - Клади палицу! Клади, чертов сын, сей же час палицу! Не хотим тебя
  больше! - кричали из толпы козаки.
..Крик и шум сделались общими.
   Кошевой хотел было говорить, но, зная, что разъярившаяся, своевольная
  толпа может за это прибить его насмерть, что всегда почти бывает в подобных
  случаях, поклонился очень низко, положил палицу и скрылся в толпе.
   - Прикажете, панове, и нам положить знаки достоинства? - сказали судья,
  писарь и есаул и готовились тут же положить чернильницу, войсковую печать и
  жезл.
   - Нет, вы оставайтесь! - закричали из толпы. - нам нужно было только
  прогнать кошевого, потому что он баба, а нам нужно человека в кошевые.
   - Кого же выберете теперь в кошевые? - сказали старшины.
   - Кукубенка выбрать! - кричала часть.
   - Не хотим Кукубенка! - кричала другая. - Рано ему, еще молоко на губах
  не обсохло!
   - Шило пусть будет атаманом! - кричали одни. - Шила посадить в кошевые!
   - В спину тебе шило! - кричала с бранью толпа. - Что он за козак, когда
  проворовался, собачий сын, как татарин? К черту в мешок пьяницу Шила!
   - Бородатого, Бородатого посадим в кошевые!
   - Не хотим Бородатого! К нечистой матери Бородатого!
   - Кричите Кирдягу! - шепнул Тарас Бульба некоторым.
   - Кирдягу! Кирдягу! - кричала толпа. - Бородатого! Бородатого! Кирдягу!
  Кирдягу! Шила! К черту с Шилом! Кирдягу!
   Все кандидаты, услышавши произнесенными свои имена, тотчас же вышли из
  толпы, чтобы не подать никакого повода думать, будто бы они помогали личным
  участьем своим в избрании.
   - Кирдягу! Кирдягу! - раздавалось сильнее прочих. - Бородатого!
   Дело принялись доказывать кулаками, и Кирдяга восторжествовал.
   - Ступайте за Кирдягою! - закричали.
   Человек десяток козаков отделилось тут же из толпы; некоторые из них
  едва держались на ногах - до такой степени успели нагрузиться, - и
  отправились прямо к Кирдяге, объявить ему о его избрании.
   Кирдяга, хотя престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем
  курене и как будто бы не ведал ни о чем происходившем.
   - Что, панове, что вам нужно? - спросил он.
   - Иди, тебя выбрали в кошевые!..
   - Помилосердствуйте, панове! - сказал Кирдяга. - Где мне быть достойну
  такой чести! Где мне быть кошевым! Да у меня и разума не хватит к
  отправленью такой должности. Будто уже никого лучшего не нашлось в целом
  войске?
   - Ступай же, говорят тебе! - кричали запорожцы. Двое из них схватили
  его под руки, и как он ни упирался ногами, но был наконец притащен на
  площадь, сопровождаемый бранью, подталкиваньем сзади кулаками, пинками и
  увещаньями. - Не пяться же, чертов сын! Принимай же честь, собака, когда
  тебе дают ее!
   Таким образом введен был Кирдяга в козачий круг.
   - Что, панове? - провозгласили во весь народ приведшие его. - Согласны
  ли вы, чтобы сей козак был у нас кошевым?
   - Все согласны! - закричала толпа, и от крику долго гремело все поле.
   Один из старшин взял палицу и поднес ее новоизбранному кошевому.
  Кирдяга, по обычаю, тотчас же отказался. Старшина поднес в другой раз.
  Кирдяга отказался и в другой раз и потом уже, за третьим разом, взял палицу.
  Ободрительный крик раздался по всей толпе, и вновь далеко загудело от
  козацкого крика все поле. Тогда выступило из средины народа четверо самых
  старых, седоусых и седочупринных козаков (слишком старых не было на Сечи,
  ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью) и, взявши каждый в руки
  земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положили ее
  ему на голову. Стекла с головы его мокрая земля, потекла по усам и по щекам
  и все лицо замазала ему грязью. Но Кирдяга стоял не сдвинувшись и благодарил
  козаков за оказанную честь.
…  А на другой день Тарас Бульба уже совещался с новым кошевым, как
  поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Кошевой был умный и хитрый козак,
  знал вдоль и поперек запорожцев и сначала сказал: "Не можно клятвы
  преступить, никак не можно".
А потом, помолчавши, прибавил: "Ничего, можно;  клятвы мы не преступим, а так кое-что придумаем. Пусть только соберется   народ, да не то чтобы по моему приказу, а просто своею охотою.
 Вы уж знаете,  как это сделать. А мы с старшинами тотчас и прибежим на площадь, будто бы
  ничего не знаем".
   - Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы
  нарушить мир: сохрани бог…
  Так я все веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурменами: мы
  обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по
  закону нашему…
   - Что ж он путает такое? - сказал про себя Бульба.
   - Да, так видите, панове, что войны не можно начать. Рыцарская честь не
  велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних
  молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии. Как думаете, панове?
   Кошевой испугался; он ничуть не хотел подымать всего Запорожья:
  разорвать мир ему казалось в этом случае делом неправым.
- А с чем приехали? - спросил кошевой, когда паром приворотил к берегу.
- С бедою! - кричал с парома приземистый козак.
   - С какою?
   - Позвольте, панове запорожцы, речь держать?
   - Говори!
   - Или хотите, может быть, собрать раду?
   - Говори, мы все тут.
   Народ весь стеснился в одну кучу.
   - А вы разве ничего не слыхали о том, что делается на гетьманщине?
   - А что? - произнес один из куренных атаманов.
   - Э! что? Видно, вам татарин заткнул клейтухом уши, что вы ничего не
  слыхали.
   - Говори же, что там делается?
   - А то делается, что и родились и крестились, еще не видали такого.
   - Да говори нам, что делается, собачий сын! - закричал один из толпы,   как видно, потеряв терпение.
   - Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши.
   - Как не наши?
   - Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и
  обедни нельзя править.
   - Что ты толкуешь?
   - И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на  святой пасхе, то и святить пасхи нельзя.
   - Врет он, паны-браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал  значок на святой пасхе!
   - Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей  Украйне в таратайках.
 Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что  запрягают уже не коней, а просто православных христиан.
 Слушайте! еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз.
Вот какие  дела водятся на Украйне, панове!...
  - Стой, стой! - прервал кошевой…Стой! и я скажу слово. А что ж вы - так бы и этак поколотил
  черт вашего батька! - что ж вы делали сами? Разве у вас сабель не было, что
  ли? Как же вы попустили такому беззаконию? …
- Э, как попустили такому беззаконию! А попробовали бы вы, когда
  пятьдесят тысяч было одних ляхов! да и - нечего греха таить - были тоже
  собаки и между нашими, уж приняли их веру.
   - А гетьман ваш, а полковники что делали?
   - Наделали полковники таких дел, что не приведи бог и нам никому.
   - Как?
   - А так, что уж теперь гетьман, заваренный в медном быке, лежит в
  Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему
  народу. Вот что наделали полковники!
   Всколебалась вся толпа. Сначала пронеслось по всему берегу молчание,
  подобное тому, как бывает перед свирепою бурею, а потом вдруг поднялись
  речи, и весь заговорил берег.
   - Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы
  запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие
  мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с
  полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет! ….

А дальше можете дочитать сами, открыв оригинал незабвенного Николая Васильевича
_____________________
В первоначальной редакции повесть была напечатана в сборнике
  "Миргород", 1835.