Друзья, делюсь радостью!

Аверо-Беспалова Галина
Не могу не поделиться радостью. Тем более, что в последнее время огромный дефицит приятных новостей.
Друзья, порадуйтесь вместе со мной!
В Ульяновской области, на родине Анатолия Николаевича Жукова (да и моей тоже), по инициативе и стараниями земляков скоро увидит свет новая книга писателя. Вот, только что прислали на утверждение страницы вёрстки моего текста об авторе и макет обложки. Всё ок! Тираж обещают к майским праздникам, разойдётся по школам и библиотекам области.


                    БОЛЬШОЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ

«Целый громадный мир... безбрежный, буйно красивый, богатый и щедрый, бесконечный и безначальный…» жил в душе большого и самобытного русского писателя Анатолия Николаевича Жукова, и более полувека он делился этим миром со своими читателями, с каждой своей новой книгой открывая его во всём многообразии.
Говорят, время неумолимо, но и сегодняшнему читателю книги Анатолия Жукова интересны. Со страниц своих творений, малых и больших, писатель подкупающе открыто и честно рассказывает о жизни, ведёт с читателем доверительную беседу – будто с давним испытанным другом. И оказывается, задушевных собеседников волнует одно: одни тревоги, одни надежды, одна жизнь. Но писатель не только видит жизнь, как она есть, он видит ещё и то, какой она должна быть, и показывает это своему читателю, приглашает к раздумьям. Его герои – живые, узнаваемые, они любят, страдают, спорят, трудятся, совершают поступки…
Книги писателя в 70-90-е годы прошлого века выходили немалыми тиражами и стремительно исчезали с прилавков. Тогда же миллионы читателей впервые узнали и полюбили хмелёвцев и Хмелёвку, большое село на берегу Волжского залива – место, где разворачиваются действия романов, повестей и рассказов Жукова. И это совсем не случайно – ведь автор живописал своих земляков-волгарей, их повседневность и представления о жизненном идеале и счастье, изображал родные, дорогие сердцу места, которые любовно сохранял в памяти и душе.
Детство и юность Анатолия Жукова во многом типичны для поколения, рождённого перед Великой Отечественной войной. Он появился на свет в самом начале 1931 года в Приволжском краю – в селе Новая Хмелёвка Самарской области. Нелёгкое время было. «Через две с половиной недели после моего рождения, – вспоминал он, – деда и других несговорчивых середняков раскулачили… и в рождественские морозы всех "кулацких отродьев" – в путь, на Казахстан». Отца будущего писателя спасло от высылки лишь то, что он с молодой женой и новорожденным сынишкой к тому времени жил отдельным домом. А вскоре растущая семья перебралась в соседнюю Ульяновскую область, в новообразованный зерносовхоз.
Старший ребёнок в многодетной крестьянской семье, Анатолий с малых лет приобщился к труду – был заботливым нянькой для младших, пока родители с раннего утра и до позднего вечера пропадали на совхозных работах. В первое же военное лето десятилетний мальчик заменил, как и многие его сверстники, ушедших на фронт взрослых: «На жатву хлебов отец взял меня с собой на комбайн копнильщиком, а называл лестно помощником штурвального… Мне за это платили как штатному трудяге. Работали мы до полуночи, уже при фарах, ночевали в соломе до рассвета и военной команды отца, начальника агрегата: "Подъём, солдаты!"» А после того, как отец ушёл на фронт и погиб в последний год войны, мужичок-подросток стал главной опорой и кормильцем большой семьи, полноправным членом и работником совхоза. Возчик на волах и лошадях, сеяльщик на тракторе, штурвальный на комбайне… – кем только не приходилось ему трудиться.
Затем, в свой срок, служба в армии. Здесь и появилась в 1953 году на страницах газеты «Защитник Родины» Одесского военного округа первая публикация Анатолия Жукова – рассказ «Дружба». Он был замечен читателями, а конкурсное жюри присудило автору вторую премию.
После демобилизации вернулся в родной совхоз продолжать крестьянский труд. Между делом писал стихи, рассказы и очерки о родном хозяйстве, о земляках. Его материалы охотно публиковали в районной и областной прессе, и вскоре добровольный селькор получил направление в редакцию Старо-Майнской газеты – заведовать сельхозотделом. Днём работал, вечерами учился – навёрстывал упущенное за годы войны, выполнял наказ отца: «Вот вырастешь большой, окончишь школу, станешь учиться дальше и узнаешь много такого, чего и я не знаю… Вот бы тебе доучиться до самого верху, до академии! Достигнешь, а? Постарайся, сынок, ты смышлёный, ухватистый. Прими моё пожеланье как наказ, как завещанье на всю жизнь».
С фотоаппаратом и блокнотом объезжал селькор родные приволжские просторы – на мотоцикле, на верховой лошади, на санях, на моторной лодке. Знакомился с людьми, вникал в их проблемы, наблюдал характеры… Это стало настоящей жизненной школой для будущего писателя.
В 1960 году Анатолий Жуков, уже известный в Ульяновской области журналист, получил аттестат зрелости и выпустил первую книжку – сборник рассказов «Опоздавший пассажир». Через год тридцатилетний начинающий прозаик уехал из родных мест в Москву и поступил в Литературный институт.
Ещё студентом, он активно публикуется в центральных изданиях, а после окончания вуза, как литсотрудник популярного журнала «Сельская молодёжь», много ездит по стране, работает в редакции издательства «Советский писатель», в середине 80-х заведует отделом прозы журнала «Новый мир», служит секретарём правления Московской организации Союза Писателей, затем писатели выбирают его секретарём своего партийного комитета, а в бурные перестроечные годы становится председателем правления крупнейшего издательства «Советский писатель». И позже, уже находясь на заслуженном отдыхе, Анатолий Николаевич много трудился на посту одного из руководителей Международного Сообщества Писательских Союзов.
И все эти годы, полные мелких повседневных хлопот и огромных неизбывных треволнений, Анатолий Николаевич выполнял своё главное жизненное предназначение – писательское. Бессонные думы о людях, о судьбах многострадальной деревни, родной земли и всей страны он воплощал в художественные образы. Его произведения трудно, с многолетней проволочкой, искромсанные цензурными ножницами, но всё же издавались.
А на рубеже 80-90 гг. книги Жукова наконец стали выходить в полной авторской версии многотысячными и миллионными тиражами (отдельными изданиями, толстожурнальными и роман-газетными). Лучшему из них – роману «Дом для внука» в 1979 году присуждается премия Союза писателей СССР. По одному из новых повестей в 1986 году снимается двухсерийный художественный фильм «Повод», который не потерял актуальности до сих пор и время от времени появляется на телеэкранах.
Книги о жизни – такой, какая она есть, честные, пронизанные лёгким юмором и добродушной иронией в сочетании с чарующим лиризмом и светлой печалью, получили заслуженное признание читателей и критики. Особого внимания специалистов удостоился роман «Судить Адама!», крепко выстроенный из четырёх сатирических повестей, объединенных единым художественным замыслом, общими героями, пространством и временем действия. Это «наиболее оригинальное, выходящее из ряда привычных жанров произведение… одновременно и единственное, неповторимое явление в русской литературе» – отмечала литературовед А. Баженова.
Критики подчёркивали совершенно особый характер сатиры Жукова. Если обычно под сатирой подразумевается обличение, осмеяние, бичевание, как, например, у Салтыкова-Щедрина и его последователей, то жуковская сатира – смех изнутри, щадящий, сожалеющий, писатель добродушно подтрунивает над своими героями, которых он любит, как очень близких людей, понимает и принимает со всеми их недостатками, но которые хотел бы исправить. Реальное соседствует с ирреальным, лирическое с юмористическим, серьёзное с шутейным, рядом с искромётным юмором и точными реалистическими приметами времени и живыми, узнаваемыми персонажами, с характерным для каждого героя особым языком, присутствует буйная писательская фантазия, помогающая высветить ставшие уже привычными парадоксы и несуразности жизни – почти поголовное мелкое воровство и всеобщее укрывательство, беспросветная казёнщина и непролазная трясина бюрократизма.
О нашумевшем романе писала Т. Иванова в популярном журнале: «Есть родственный взгляд, есть печаль по людям, боль за них – и есть великолепное чувство юмора. Такого произведения у нас не было давно-давно… Жуков напомнил нам, что такое настоящий русский юмор. Было бы... невыносимо, если бы лучшие книги не пробуждали в нас лучшие чувства, если бы… нам нас самих не объясняли, не любили бы нас, всяких, не жалели, не показывали бы нам нас в своих книгах, как в зеркале, чтобы мы могли, разглядев отражение, ужаснуться безобразию, восхититься прекрасным и понять друг друга, понять, понять…»
Более чем полувековая работа вырастила деревенского паренька с поволжской глубинки, из потомственной крестьянской семьи, в крупного русского писателя, лауреата Международной премии им. М. А. Шолохова.
И в последние годы Анатолий Николаевич по-прежнему много работал, несмотря на коварный недуг, приковавший его к костылям, о которых по своему обыкновению шутливо сетовал друзьям: «Невыездной теперь я – костыли проклятые визу не выдают…» По-прежнему был остёр и добродушно-ироничен язык писателя, приметлив взгляд, ясен и глубок ум. Но год от года печальней и неутешней становились думы его. «В летаргическом сне», «Летальный исход», «Позади будущее», «Как жить, Егорыч?» – эти произведения вряд ли нуждаются в особом представлении, их названия говорят сами за себя.
Благодаря хлопотам почитателей, земляков писателя, увидели свет небольшие тиражи новых изданий: «Вечерний Благовест, или Реквием по Берёзовке»(2006) и «Были Заволжья»(2011). Он радовался им – наверное, не меньше, чем когда-то первым своим многотысячным тиражам.
К 80-летнему юбилею Анатолий Николаевич, один из последних могикан русской советской литературы, которых год от года всё меньше и меньше среди нас, на свои пенсионные средства издал крохотным тиражом двухтомник «Так и живём» (2010). Уникальное издание! Оно составлено из многолетних дневниковых записей писателя. Это не просто летопись частной жизни человека, его друзей и современников, это – бесценные свидетельства жизни и гибели большого писательского союза, крушения великой страны. Горькие раздумья мудреца, пережившего невосполнимые потери…
Своеобразным продолжением двухтомника явилась последняя книга – «Неслучайные встречи» (2013). Анатолий Николаевич трепетно и тщательно подготовил рукописи к изданию, но подержать в руках пахнущую типографской краской книгу уже не успел – она опоздала всего на неделю. В ней собраны написанные в разные годы статьи, очерки о дорогих автору людях, с которыми сводила большая судьба: журналистские маршруты, литературная деятельность, просто повседневная жизнь. Николай Благов, Станислав Романовский, Борис Примеров, Евгений Ларин, Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Анастасия Харитонова, Александр Проханов, Александр Люкин, Иван Николюкин… и много других имён, известных – которые на слуху и сегодня, и – полузабытых или вовсе безвестных, к сожалению, незнакомых нынешнему читателю. Сборник стал прощальным признанием в любви друзьям, данью памяти навсегда ушедшим, благословением и мудрым напутствием живущим.
Морозным днём 21 февраля 2013 года Анатолия Николаевича не стало. В подмосковном Переделкине, на краю писательского кладбища на обрывистом холме приютился деревянный крест, возле – всегда свежие цветы. Над могилой склонила длинные плакучие ветки высокая берёза. За ней – дорога, мчатся машины, внизу – у подножия холма струится с тихим мелодичным звоном Сетунь. Быстрые воды её не замерзают даже зимой. И это соседство последнего земного приюта писателя с неугомонной трассой с вечно спешащими авто и с неумолчной певуньей рекой кажется символичным. Он там не одинок. И мы с писателем – пока с нами его книги.
«Целый громадный мир – во мне... безбрежный, буйно красивый, богатый и щедрый, бесконечный и безначальный… И я всему открытый, каждодневно смертный – один в этом мире. Неужели один? И неужели только потому, что все люди временны, и каждый рождается и умирает в одиночку? Пусть так. Но вокруг меня, рядом со мной живут прекрасные, неповторимые, удивительные люди... Когда я почувствую, узнаю, что ты понимаешь меня, веришь мне, что ты видишь этот мир таким же, каким вижу его я, стараясь постичь во всей нетленной мудрости и простоте, тогда не стоит говорить о нашем одиночестве и временности на земле – если люди в понимании близки, мир вечен».

                               Галина Беспалова


= = = = = = = = = = = =
Приглашаю на страничку А. Н. Жукова. Там много интересного, будет ещё больше - периодически выкладываю воспоминания писателя о современниках, жизни и гибели большого писательского Союза...  http://www.stihi.ru/avtor/zukov