Экспертный обзор. Майя Шварцман. Март-2014

Большой Литературный Клуб
БЛК - шорт-лист и комментарий -  Майя Шварцман, март 2014

Не знаю, должна ли я раздавать еще и места с 1-го по 10-е, очень не хотелось бы, поэтому будем считать, что номера в моем списке – это иногда просто номера. Кроме того, читала, не заглядывая в авторство – принципиально.

1.
ВАДИМ СМОЛЯК "Лир"
http://www.stihi.ru/2013/12/21/9773 номинатор Елена Ширимова

Это стихотворение я помню с Кубка Мира -2013. Для меня стихотворение "Лир" совершенно не о надежде, со знаком плюс или минус, не об уверенности, не о призыве к стыду (ну-ка, дочки! ну-ка, собес!), а о восхитительной самодостаточности человека. Для меня ключевое слово стиха - "нравится!" Подобно нищему, которого Адмет просил умереть вместо себя (как прежде престарелых своих родителей и воинов, идущих на битву, дескать, вам так и так умирать), который ответил, что он не уступит добровольно счастья этой жизни: солнца, утреннего света, тепла - Лир этого стихотворения не зависит от благ, подразумеваемых обществом: благодарные дети, приличное содержание, место прописки. Он независим от чего бы то ни было, и его жизнь ему нравится - без и помимо всего этого реквизита.
Я уже писала, что для меня строфа с перечислением имен дочерей - необязательна, достаточно ориентира названия, а суть стиха - вот в этой независимости духа. Для меня это стихотворение о человеке, который - помимо всего этого антуража и аллюзий сюжета - не говорит с обидой, подобно тысячам, "мне и так хорошо". Он чувствует и говорит просто: мне хорошо. Мне есть чему учиться у ЛГ.

2.
ОЛЬГА ЗАБИРОВА-НОВОЕ "Двери открываются"
http://www.stihi.ru/2012/10/19/2859 номинатор Геннадий Руднев

Обратила внимание на это стихотворение из-за его необычного строя и смелого голоса автора, звучащего октавой выше привычной полутоновой затушеванной лирики. В русской поэзии говорить о любви меланхоличным тоном с подавленным вздохом в конце каждой строфы стало просто обязательным. Из области сожалений: жаль, что заданная форма первых двух строф с удлинённой дактилической рифмой автором не выдержана, и стих теряет эту дактилическую удивительность.
Из замечаний трезвым голосом: почему всё-таки «она» опять же открывала шкаф, а не муж, который так и не появляется. Очевидно, муж, побыв, уходит, и она выпускает любовника из шкафа со всем пенообразованием. А любовник, дельфин он там, или нет, всё-таки ведёт её домой, то есть вполне доволен таким положением вещей, шкафом и пр.  Вот ведь...

3.
ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ "Депрессия"
http://www.stihi.ru/2014/03/06/1023  номинатор Геннадий Руднев

Привлекла пропорциональность и круговая замкнутость формы стиха: движение обихода – стрелка и кошка (лучше бы белка, но ладно, редкий домашний зверь) – вокруг ЛГ, который пластом, хотя и досадно встаёт во второй строфе. Из досад второго плана: сильное эхо из «Неохота вставать. Никогда не хотелось» И.Б.

4.
ЕЛЕНА ИГНАТОВА "Перебранка с изящной словесностью в районе  киевского Подола"
http://www.stihi.ru/2014/03/07/1151 номинатор Александр Крупинин

Интонация стиха хороша, и безнадежность перебранки тонко отмечена редкими попаданиями рифм. Спасибо за «заболоцкие» намёки: жирный стебелёк мака, мальвы, прохожий с кренделями, желобки, проложенные красиво.  Всё-таки выпадает из образности для меня это «пивОм» со своим ударением – это другая песня всё-таки; и забавно половодье глаз. Хотя Заболоцкому в тон – почему бы и нет?

5.
СВЕТЛАНА МАРКОВСКАЯ "про Николая"
http://www.stihi.ru/2013/05/28/5295 номинатор Александр Крупинин

Радует стильность. И тонкий яд. Несмертельный яд русского прищура на жизнь.
Не сочтите занудой, но я не приветствую разновариантность концовки, дескать, кому что. У Марка Твена в «Гекльберри Финне» есть эпизод с рисунками некой юной художницы, рисовавшей бледных романтичных дев с руками, простертыми к небу, второй парой рук тут же, прижатой к груди, третьей, сжимающей роковой кинжал – впечатляющие были рисунки. Просто художница еще не решила, что оставить деве, а что стереть для вящего эффекта, « и от этого она, говорит Гек, по-моему, смахивала на паука».

6.
ВОЙНЕР ГРИГОРИЙ "Благодарственная"
http://www.stihi.ru/2014/03/14/736 отборочный тур БЛК

В пару «Николаю». Понравилось – за уловимый вызов творцу реестром всего,  что уже не нужно, поскольку есть. Это стихотворение, написанное по принципу «Нет, не тебя так пылко я люблю», из которого ясно, что именно тебя. Это я о концовочке, если что.

7.
ТАЛИ-1 "Евангелие от Евы - часть вторая"
http://www.stihi.ru/2013/02/19/10974 отборочный тур для резидентов БЛК, квота Степа

Театральное стихотворение. Чувствуется, что прочитано вслух не раз и не два в процессе. Эта театральность и ставит его особняком и его же несколько снижает, когда падает занавес последней фразы.
Разумеется, имхо, но вот мне здесь лишние и «чёрт» и сама интонация уступки – ясно, что автор женщина, раз заставляет ЛГ молотить-молотить доводы противостояния, да и сдуться, дрогнув голосом. Редко встречала такое в жизни, потому и говорю: театральный монолог. Кусочек пьесы.

8.
EIRONEIA "Pavasaris"
http://stihi.ru/2010/03/10/1972  номинатор Сергей Богомолов

Литовский, стало быть, Вертумн ))... Привлекло яркостью и густотой. Иной автор размазал бы такую образность по нескольким стихотворениям, а тут щедрость налицо. Несколько напрягло «бежит бежит сверкая и долой» - всё-таки глагола не хвата, небось, не лозунг. Также и «всевидящая лапочка» притормозила, но в итоге – принято, авторская интонация, да здравствует. За корнишон ящерки и «любовь идёт тобой» – вообще поздравления первопроходцу.


Далее замечание: если бы меня не просили выбрать 10, я бы тут и остановилась. Если честно. Но нужно ещё два.

9.
НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Что видят двое"
http://www.stihi.ru/2011/09/27/8238   номинатор Регина Мариц

Стихотворение задело контрастом добротной стабильности русской традиционной лирики со странными противоречиями избранного антуража. Опять же уверена, что автор – женщина.  Очень понравились «зашедшие», стремящиеся приключиться друг в друге, тем более, что это тут же подчёркивается воссоединением слов в кронах, и так же озадачивает  сравнение, данное этой парности: почему-то упившаяся своим одиночеством птица (числом одна). Совершенно не поняла, что имеет в виду автор, изобретая словосочетание «единая молва» в данном контексте.

10.
РОМАН КРУЧИНИН "Господи, рассветом путь разметь..."
http://www.stihi.ru/2013/06/08/7977 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Анны Арканиной

Высмотрено мною за негромкость. Именно так, по-моему, и стоит произносить то, что произносится в этом стихе (простите за тавтологию, это не издёвка, совсем нет). Мне лично несколько чужда эта «Родина», но автору виднее. Будь моя воля, я бы переставила строфы местами – автор ( то бишь ЛГ) этого заслуживает.