Раньше мне как-то не очень нравился Ван Гог... Это его отрезанное ухо, эти его бесчисленные портреты, эти его болезненные мазки. Рыжий, неуравновешенный. Я сама такая. Рыжая. Мы, рыжие, как по лезвию бритвы ходим. Нас бросает то в пламень, то в холод; мы то как палящий, удушливый зной, то словно лимонное мороженое. Нам бы как-то в рамках себя держать, ведь психику беречь надо. И я больше жаловала других, "спокойных" художников - скажем, Рембрандта, Вермеера, Ренуара, Моне. На их картинах и глаз радуется, и душа отдыхает.
Мне часто приходилось слышать - я ведь в Питере выросла - "Ой! Да ты прямо как будто с полотен Ренуара сошла!" Вот я и вбила себе тогда в голову, что больше всех люблю Ренуара с его пышными рыжеволосыми дамами, с молочно-белой кожей, с туманными глазами, в них покой и нега, они как будто только что приняли ароматическую ванну. Как посмотрю на такую картину, как будто сама искупаюсь в такой ванне - с молоком и мёдом, с липовым цветом и малиной. Ванна Афродиты называется. Можете проверить.
Несколько дней назад побывала в Амстердаме. Ну как было не посетить музей Ван Гога?
Но Ван Гога я оставила на десерт. В первый день посмотрела Рембрандта в Rijksmuseum, потом сходила в Эрмитаж, там была выставка Гогена и его последователей, и в последний день - к Ван Гогу. Именно он и поразил меня в самое сердце. Не уберегла свою психику таки.
Что меня завораживает во всей истории Ван Гога - это его брат Тео.
Именно Тео всегда ободрял и снабжал деньгами своего "непутевого, странного" брата, которого, кроме Тео, никто не понимал и не поддерживал в стремлении стать известным живописцем. Говорят, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Но у Винсента не было жены, у него был брат Тео. И он стоял за ним, как надежда и опора.
Оказывается, Ван Гог учился и в Брюсселе, в художественной академии при Королевском музее искусств, где преподаватели поместили его в один класс с пятнадцатилетними, как "неумеющего рисовать". Вообще он очень много мест жительства поменял - жил в Нюэнене(Голландия), в Амстердаме, Брюсселе, Антверпене, Париже, Арле и Овере. Всё гоняло его по свету, как лодку. Чего же он искал?
В музее все его работы расположены в хронологическом порядке, сначала "Едоки картофеля" и прочие картины в темных, мрачных тонах, в самом начале его художественной активности, время жизни в Нюэнене, когда он ещё только учился.
Он не сразу решил, что будет писать красками, начал с рисования.
"Сначала Ван Гог занимался только рисованием, и его работы никому не бросались в глаза. Но вот однажды он натянул холст на мольберт, чтобы - впервые, в нашем ателье -писать красками. Похоже, что его заинтересовала модель: женщина, сидевшая на табуретке. Ван Гог тогда начал было рисунок, но почти сразу свернул его и
поспешил к мольберту. Женщину он пересадил на диван и завернул в голубое
покрывало, удивительно сочетающееся с ее золотистой кожей. Потом начал
писать с необычным рвением, бросая стремительными мазками краску на бумагу.
Казалось, он загребает ее лопатой: она так и струилась с его пальцев.
Цветовая насыщенность картины поразила нас. Привыкшие к классическим
приемам, мы не могли найти слов".
Идём дальше.
Знаменитые "Подсолнухи", но их в музее в то время не было,- на выставке в Лондоне, А вот натюрморты с желтыми фруктами, синие ирисы, - раздолье красок, ведь тогда он жил и работал в Париже и дружил с импрессионистами, и "заразился" от них. Да и само небо Парижа было прозрачнее и радостнее, чем мрачное небо Боринажа.
Однако сам он себя импрессионистом не считал. Он пошёл дальше, вырабатывая свой собственный стиль. Ему понадобился примерно год, чтоб от мрачной голландской палитры перейти к светлой импрессионистской гамме.
"Он часто сравнивал искусство живописи с музыкой и, чтобы почувствовать
и понять эту общность, стал сам брать уроки игры на фортепьяно у одного
старого органиста. Но учеба продолжалась недолго, поскольку Ван Гог во время
занятий то и дело сравнивал звуки музыки с красками - то с прусским голубым,
то с темно-зеленым - перебирая оттенки от темной охры до светлого кадмия. В
результате почтенный органист решил, что имеет дело с сумасшедшим, и
отказался от странного ученика."
Цветы на его картинах умоляют о любви, солнце - как раскаленный шар, который жаждет прохлады, листья деревьев в летних пейзажах - колышатся на ветру, а два грушевых дерева, залитые лунным светом, полны невыносимого одиночества.
Как же был одинок этот человек! Когда ему было около 30, он был влюблен в женщину по имени Кей, но был отвергнут ею.
От брата Кей он узнает, что его отвергли прежде всего из-за бедности. "... И потом я беседовал с ее братом, который как официально, так и официозно дал мне понять, что все дело в деньгах. Официально или официозно - неважно, обе манеры подлые. Покинув Амстердам, я не мог избавиться от чувства, что побывал на рынке рабов. И тогда - не сразу, а постепенно - любовь умерла во мне, заменив место бесконечной пустоте".
А вот ещё из его письма брату Тео:
"Тогда я подумал: как мне хотелось бы, чтобы рядом была
женщина. Я больше не мог жить без любви. Просто без женщины. И вот без
долгих поисков я нашел, что искал. Она далеко не красива и не молода, в ней
нет ничего особенного. Думаю, что я в какой-то мере возбудил твое
любопытство. Она довольно высокая и крепко сложена, у нее не такие изящные
ручки как у Кей, ведь ей приходится много работать. Но она не груба и не
вульгарна, и в ней есть что-то очень женское. (...) И вот - уже не в первый
раз - я не смог усмирить в себе влечение и симпатию к созданиям, которых
священнослужители презирают и проклинают с высоты своих кафедр. Сам же я
вовсе не осуждаю их. Подумай: мне тридцать лет: как же мне не испытывать
потребности в любви? Эта женщина добра ко мне, очень добра,
чрезвычайно мила и сердечна".
Эти слова Винсент написал о падшей женщине по имени Син, которую подобрал беременную и приютил у себя. Жениться на ней он не смог из-за разности общественного положения и по причине бедности. Син потом вернулась на прежний путь,а в возрасте 54 лет покончила с собой, выбросившись в реку.
Картины свои он редко подписывал полным именем, объясняя это тем, что "Ван Гог - трудно произносимая для иностранцев фамилия, так что ее наверняка исказят, если мои картины когда-то попадут во Францию или Англию. А Винсент - имя для всех ясное и простое".
И последний период - в Арле, где уже начал прогрессировать его душевный недуг, и во всех его полотнах - тоска, неизбывная душераздирающая тоска по покою, который он искал, создавая свои картины. Как будто творчество было его единственным спасением, чтоб не сойти с ума.
В Арле он познакомился с доктором Феликcом Реем, который вспоминал о нём следующее: "Он все время носил пальто, больше напоминавшее балахон, и все испачканное краской. Ведь рисовал он обычно большим пальцем, вытирая его о ткань. Кроме того, он - подобно пастуху - носил соломенную шляпу с огромными полями, защищавшую его от солнца. Перед тем как утром с мольбертом и холстами выйти из дома, он ставил в камин котел с серыми бобами. Когда он вечером, смертельно усталый и голодный, возвращался домой, то заставал камин уже, естественно, остывшим, а бобы были готовы лишь наполовину и мало съедобны. Однако он съедал это малопривлекательное варево. А бывало, что не ел вовсе, а лишь выпивал что-то крепкое. Непосильная работа вытягивала из Ван Гога все силы, поскольку лишь одна вещь в мире была важна для него: искусство.
Случалось, что запасы красок, присланные Тео из Парижа, кончались, а у него
самого не было денег, чтобы их купить, и приходилось временно отказываться
от занятий живописью. Но знакомый аптекарь Арманд часто из сострадания
снабжал Винсента красками".
Про историю с ухом не стану рассказывать, знаете сами - затея Ван-Гога сделать из "жёлтого дома" приют художников лопнула, как мыльный пузырь, и только Поль Гоген побыл там гостем, что закончилось ссорой, после которой у Ван-Гога произошел кризис, тогда-то он и полоснул себя по уху...
Испугавшись своего ухудшающегося состояния, он безропотно позволил поместить себя в психиатрическую лечебницу.
Он рисовал и в лечебнице, где провел последние полтора года своей жизни, и именно в это время создал самые замечательные свои шедевры - пронзительные арльские пейзажи, настоящие симфонии красок, в которых художник как бы дарит зрителю частицу своего экстаза, унося в надзвездные просторы!
Гений и безумство... Как часто они рука об руку в одном человеке.
Прелестные, трогательные пейзажи с цветущими деревьями! Вот нежный цветущий миндаль на фоне голубого неба - в подарок Тео, по случаю рождения его первенца. А вот - триптих - "Цветущие сады". Ван Гог создавал этот триптих в сжатые сроки, ведь сады цветут совсем короткое время, надо было уложиться в 3 недели.
Он умер в Овере, выстрелив себе в живот, и через день скончался.
Гроб был драпирован простой белой тканью и покрыт массой цветов, в том числе подсолнухами, которые он так любил, а также георгинами и другими желтыми цветами. Это был его любимый цвет, символ света, к которому он так стремился -как человек и как художник. Он прожил всего 37 лет. Десять из них он рисовал, и за это время создал около 800 картин. Жаль, что далеко не все они сохранились.
А когда я вернулась в Бельгию, наступила весна, и все ландшафты, мелькающие за окном поезда были Ван Гоговские - и лиловые пашни, и сакуры в цвету, и воспаленное жёлтое солнце, и даже небо казалось мне желтовато-салатовым, как на картине "Сеятель". А на шее я увозила Ван Гоговский шарф с мотивом подсолнухов - как подарок на память. И теперь мне кажется, это всегда будет со мной - его пронзительно-жёлтое солнце, его жажда жизни, его стремление к свету.
"Жёлтый цвет - высшая просветлённость любви" - говорил Винсент Ван Гог.
Хотя есть мнение, что обилие жёлтого цвета в его картинах - из-за абсента, который он частенько пил; по мнению ученых, длительное употребление абсента вызывает зрительные галлюцинации.
на иллюстрации - "Сеятель" Ван Гога
цитаты взяты из источника: Йохан П.Натер. Ван Гог. Биография