Амстердам-город контрастов

Графиня Рудольштадт
               
             После возвращения в родной город, Вероника,долгое время чувствовала отголоски чужой войны, в которую, по воле судьбы, ее семье  пришлось попасть в Средней Азии. Бесконечный круги маленького ада, когда нельзя найти    работу без прописки, а прописка нужна для поиска работы. Сын так и вырос, не попав на учет по льготам и каким-то пособиям, положенным ему в этом возрасте. Выкинутые из жизни российские бывшие, как объяснили, граждане так и мучились, то получая по году гражданство, то ,как муж Вероники, не получив прописки у родной мамы, так ,как не было выписки из города, где просто сожгли милицию и паспортный стол. И какое гражданство надо было принимать, когда все были гражданами одной красивой и цветущей страны из детства СССР, гражданства таджикского-то никто не принимал и паспорта у всех членов семьи были русскими, с большими буквами СССР. И по странному стечению обстоятельств все манипуляции с принятием гражданства происходили в паспортном столе, который находился в доме родителей Вероники и откуда она уезжала на комсомольскую стройку в Таджикистан. Походив по кругам этого  мероприятия, муж просто бросил свой паспорт на стол к начальнику паспортного стола .И прописался уже у своих родителей через три года после приезда и банально за деньги.
                Когда эти мытарства как-то утряслись, начались поиски и придумывания работы, которые через ближайшие годы заканчивались то ее потерей, то сокращением ,то еще большими неприятностями. Лихие девяностые стучались в окна съемных квартир отчаянно и иногда со звоном разбитых судеб. К своим тридцати пяти годам, Нике часто казалось, что тайна наших несчастий и неурядиц состоит в том, что слишком много времени, и можно размышлять счастлив ты или нет….До событий войны, посещали голову мысли о собственной ненужности. Одна только мысль утешала, что несчастье всегда кажется маленьким, если оно последнее в жизни. Но как узнать и предположить ,что последнее? И запомнилось на всю жизнь, что нельзя покупать счастье ценой чужих страданий и нельзя позволить разъедать свою душу мелочам и ненужным страданьям. Вера в гуманные ценности человека постоянно истончается, делается призрачной,иногда вообще разочаровывает….И когда казалось, что милый не понял, подруги предали, начальник глупый, а все близкие равнодушные люди…Это вообще не конец света, это его чуть брезжущие сумерки нашего бытия. А добрая ночь и рассветное утро все равно наступят…И все это можно характеризовать, как данность той жизни уже на Родине. Поэтому все неприятности Ника воспринимала уже как приезд в неизвестность, в которой надо было выжить, выстоять, вытащить семью, а главное не дать сыну почувствовать себя ущербным от того, что родители  и он сам стали беженцами в родной стране.
               Друзья  пытались помочь и предложили работу  по созданию фирмы пищевых технологий. Изголодавшись по серьезной работе Ника с головой окунулась в эту интересную работу. Работали по 24 часа и жаловались, что в сутках их мало. А надо было еще столько сделать. По роду службы предстояли курсы повышения квалификации за рубежом , в частности в Голландии, Финляндии, Турции ,Италии.
               Знакомство с  работой и достопримечательностями этих стран было очень интересным, содержательным и после событий войны вообще казалось  чем-то недосягаемым, нереальным. Ника жила как во сне и все время боялась проснуться.
            В Голландию летели самолетом из Финляндии. А в Финляндию, край «голубых озер» попали на маленьком туристическом автобусе типа нашей «маршрутки». Голландия выглядит сверху зеленой  равниной с четкими линиями дорог и различных каналов. И все они блестели в солнечный день  и с высоты казались синими нитками. Вода в судьбе этой страны играла такую же роль, как и в Таджикистане. Узкие каналы, напомнили арыки в Средней Азии, а те, куда вода с полей утекает в Голландии, обсажены пирамидальными тополями. Они стоят, как почетный караул и тоже сходство- в Средней Азии по берегам каналов другие часовые –тутовые деревья. Почти всё, что растет в Голландии, растет не по воле природы, все возделано человеком. Фруктовые деревья, кустарники вдоль дорог и дамб - всё бережно культивировалась людьми. И опять аналогия с Таджикистаном, там каждый клочок земли с любовью обработан и давал несколько раз в год урожай.  В Голландии маленькие рощицы из платанов, дубов, ясеня, лип и берез, ивы - тоже всюду плод труда человека.
            И среди этой зелени - королевство тюльпанов. Тюльпаны издавна являлись символом Голландии наряду с мельницами, сырами, башмачками из дерева, с разноцветными раскрасками, радующими глаз неуемных туристов. Тюльпан, привезенный купцами с Юго-Востока, по какой-то причине так в Голландии полюбился.С давних времен так много выращивают тут тюльпанов ,что  за тройку луковиц тюльпанов, привозимых купцами из солнечных стран в сыроватую, влажную и ветреную Голландию, платили столько, сколько стоил хороший дом, построенный в самом престижном месте Роттердама и Амстердама.
          Религия предков, трудная жизнь и суровые обычаи, дали основу  голландцам воспринимать жизнь как борьбу за выживание. Такой практичный подход заметен на каждом шагу. В Голландии все либо в контрасте, черное, либо белое, нет полутонов. Удивительные дома на сваях, стоящие в воде по берегам каналов, домики на брошенных баржах и везде цветники, разбитые, где только возможно, трудолюбивым населением. И еще поразили велосипедные дорожки и велосипеды, скованные цепью у домов. Люди передвигаются по городу на велосипедах, велофаэтонах, и по каналам на маленьких прогулочных пароходиках.
           Без романтических силуэтов  домов и огромных цветников невозможно представить себе этот необыкновенный край у слияния Мааса, Рейна и Шельды. Сам Амстердам - это город с потрясающей готической  архитектурой, с гостеприимными жителями. Жители просты в обращении, но почему-то на улицах торговлей занимаются в основном негры и китайцы, видимо основное население занимается другими видами деятельности и днем его мало видно на улицах.
         Во многих известных городах мира есть достопримечательности, которые притягивают толпы гостей и туристов, жаждущих открывать новое и получать свежие впечатления. Это старейшая фабрика алмазов и  колоритный район улиц “красных фонарей”. Есть еще довольно-таки интересная улица геев, где перед окнами кафе и ресторанов приплясывают ярко раскрашенные мужчины в немыслимых  туалетах . Про этот город распустили много слухов о том, что там без всяких проблем, прямо на улице, можно приобрести и употребить лёгкие наркотики, а также есть целый район, где девушки из разных стран занимаются древнейшей профессией. Да, действительно, Амстердам – это город свободных нравов, который сохраняет все свои необычные традиции вот уже более восемьсот лет. И все эти слухи, на удивление, являются правдой. Естественно, что обычный турист среди белого дня едва ли увидит какие-то отличия Амстердама от остальных европейских городов, но всё изменится, когда на город опустится вечер. Группа, в которой была и Вероника, вечером гуляла по вечернему Амстердаму. Ника снимала камерой красивые памятники и необычную архитектуру зданий. Немного отстав от основной группы, она вскоре заметила, что осталась на сумрачной улице одна, а на перекрестках, у дверей увеселительных заведений, стояли толпы странных людей, немного пьяных, немного разгоряченных чем-то, может и наркотиками Но уже сам тот факт, что  в родном городе не стоят на углах сборища негров, торгующих неизвестно чем, сподвиг Нику сначала на быстрый шаг, а потом уже и бег. Она неслась к гостинице так, что можно было уже передавать эстафетную палочку, как уже давно не бегала по улицам города.
               Амстердам делится на множество небольших  частей сетью каналов, общая протяжённость которых составляет более ста километров. Но, в тоже время, все части города соединены арочными кружевными мостами, которых насчитывается более тысячи. Затаив дыхание Ника рассматривала шедевры живописи, на экскурсии по одной из самых известных достопримечательностей Амстердама - музею Ван Гога, где находится самая большая в мире коллекция его картин и китайских гравюр. И, наконец, с туристами отправились в знаменитый квартал Амстердама.   Местные жители называют этот район “Розовым кварталом”, который находится практически в центре города. Он широко известен, как квартал “Красных фонарей”,  из-за того, что девушки, которые предлагают себя в качестве товара, красуются в витринах, подсвеченных красным светом.
       Интересный и запоминающийся район, но Ника, смотря на витрины с живыми куклами за  стеклом, долго не могла избавится от гнетущего чувства безнадеги и безысходности. Прямо посреди квартала находится одна из самых старых церквей Амстердама, которую построили ещё в 1306 году. Это маленькая церковь, которую со временем перестроили в большой храм. Там же находится детский сад, в который молодые мамы приводят по утрам своих детей. Это никого не смущает, а люди, которые приводят туда детей, спокойно общаются с девушками с ”витрин”, как со старыми знакомыми. Кстати, пресловутые старомодные фонари с красными стёклами там тоже есть. Самое интересное, что среди всего этого спокойно живут и работают обычные амстердамцы. Они сами очень гордятся своим кварталом. В Амстердаме никто не закрывает свои окна шторами. Ещё во времена испанских инквизиторов запрещалось занавешивать окна из-за того, что католики боялись заговоров. Ещё необходимо помнить, что в квартале “красных фонарей” не разрешается пользоваться средствами фото - и видео - съёмки. Однако и желания ни у кого из группы не возникло снимать на камеру чью-то разбитую, несостоявшуюся жизнь. Вид у женщин за стеклом был совсем не счастливый, а если учесть, что ширина улицы составляла где-то два-три метра и небо  и солнце почти не заглядывали в узкие темные улицы, то появилось желание быстро пробежать эту безнадежную улицу и никогда сюда не возвращаться.
         Совсем другие впечатления радовали на цветочных базарах, которые находились прямо на площадях. Там было такое разноцветье растений, разнообразных цветов и особенно тюльпанов. Там же приобретались и луковицы. На стажировке в компании Нике подарили огромный рюкзак этих луковиц и пришлось тащить это в древности богатство через несколько границ и потом раздавать знакомым и родственникам. Такие луковицы были посажены и в Таджикистане, в городе окруженном горами Курган-Тюбе, куда Вероника приезжала к сыну уже после войны. Сын работал там в международной организации «помощь детям Таджикистана».
           Самое интересное –это в Амстердаме День театров. На площадях города возникали импровизированные театральные площадки, со зрительным залом на улице. И повезло, что именно в этот приезд, этот день состоялся и Ника смогла увидеть и услышать игру актеров в театре под открытым небом.Все,что увидела Ника в Голландии еще долго будоражило ее душу.