открытое письмо Фиме Жиганцу

Катя Солдатенко
                   

                Фима Жиганец "Великая сила паскудства. О серой стихирной гнили"
                http://www.stihi.ru/2014/02/23/1321

                Я, конечно, не сумела промолчать и прятать свое мнение в залежах рецензий не считаю нужным.

                Здравствуйте, Саша.

                Статья о паскудстве должна была появиться. Я рада, что про циничное творчество Леонида Серого - гнусного проекта ли, подлого пиарщика ли - узнает как можно больше народа. Во имя Памяти.

                      Но пресловутый четырнадцатый пункт в этой статье - компонент инородный и ,мягко говоря, некрасивый , и цель внесения его в контекст мне неясна.  Возможно, я чего-то не знаю. Но, Саша, я убеждена, что поставив  на одну доску фальшивки Серого и "Беспамятное" Лешека - спорное, но искреннее произведение - после  всего  обоюдно-неприглядного диалога, после обид и оскорблений, Вы опрометчиво -сознательно налили масла в огонь. Вы поступили нечестно.

                      Саш, понимаете, что главная Ваша  претензия к литературному герою стихотворения Лешека и самому Лешеку :"Вы НЕ ТО помните!" и "Вы НЕ ТАК рассказываете".

                      Вы историк, и понимаете, что ошибки в руководстве боевыми операциями были, были и приказы "любой ценой", было и солдатское мнение о людях, эти приказы отдававших.  Это не выдумка автора. Это не попытка украсить текст жареной деталью. Это просто художественная деталь, Вы понимаете о чем я.
  
                       Вы поэт , и понимаете, что такое пространство произведения, художественная правда и вымысел, аллюзии и реминисценции - один вуз топтали, там хорошо учат.

                       Вас не устроили образы и приемы, которые избрал автор, покоробили "скотч" и "асталависта", жесткий намек на Жукова и "пижонство" в раскрытии святой темы. Но согласитесь, если хоть один фронтовик  называл маршала "мясником", это тоже нужно помнить. 
Я не уловила в стилистике стихотворения фривольных интонаций, заметна, скорее,  горечь  и моральное страдание : годы идут, беспамятством нашим обесцениваются подвиги, загламуривается День Победы. Я так вижу, я так слышу.
 
                       Память многогранна: так пусть в ней останется все, не только белый конь на Красной площади.  Помнить нужно всё, чтобы  война не стала в сознании кадрами "Небесного тихохода" или михалковской халтуры. Мне  , честно, абсолютно неважно, что выпьет внук за помин души своего деда.  Я за то, чтоб он вообще не пил. Мне важно, чтобы День Победы не стал для  молодежи красочным ежегодным шоу с дискотекой на Театральной площади. Мне важно, чтобы знали и помнили.  Хуже забвения - только наведение глянца.
Кажется, Лешек об этом писал свое "Беспамятное". 

                      Саш, Вы знаете, я учитель , и у меня было много возможностей убедиться, что дети сейчас не знают о войне ничего. Им  никто не рассказывает о подвигах , они не читают книг, в семьях нет культа памяти , патриотическое воспитание в школах - в глубокой пропасти. Школьников гоняют на возложение венков, ставят галочки за проведенное мероприятие. Вот и растет поколение, знающее о Великой Отечественной из компьютерной игрушки; шнурующие кеды георгиевскими ленточками,глумливо ненавидящее все  праздничные торжества за их бессмысленность и неискренность.  

                       По большому счету, стихотворение Лешека не документальная зарисовка  о конкретной войне, а размышление о бесчеловечности любого вооруженного конфликта, впоследствии становящегося архивной пылью. Ибо при любом раскладе найдется и"мясник", двигающий полки на смерть,  и ДОТ, уничтожить который можно, только завалив трупами, и люди, из крови и мяса, идущие в эту мясорубку - за Родину, за принципы, за  главное.  Война - это ,по-любому , страшно. И каким бы спорным ни был инструментарий создания "Беспамятного", его идейно-содержательное ядро  - требование памяти, а не отказ помнить!


P.S.  Признаться я не хотела писать: сил нет видеть,  как дискуссия скатывается к потасовке в рыбных рядах. Мне больно видеть оскорбленными моих друзей, мне противно видеть присосавшихся к разговору бездарных уродов-замполитов, стремящихся любой ценой всплыть и попиариться. Мне страшно, что единственное на сегодняшний день святое и консолидирующее нас понятие - Победа - в пылу полемики променялось на личные амбиции авторов и вопли о правоте.