Повторы в Писании. День Четвертый

Дмитрий Бурменко
   С Четвертым Днем тоже не все так просто. В этот День, согласно Писанию, были сотворены Солнце, Луна и звезды, «чтобы светить на Землю». Однако мы уже в Первый День имели Небо и Землю, и Свет! Как это ни парадоксально, но если мы присмотримся, получается, что первоначальный Свет произвел Бог без всяких светил, а уже потом дал возможность светилам также его производить (а некоторые считают, что только трансформировать уже полученный Свет от Бога). Комментаторы говорят, что Свет Божественный является еще и духовным понятием, и раскрывается Он для тех, кто удостаивается войти в Мир Горний.
   Что же до светил, то тут одно из объяснений заключается в том, что рассказ, начиная со Второго Дня, ведется Писанием как бы от наблюдателя находящегося не в Небе, но на земле. До того времени, пока не появилась зелень, всю землю окутывал туман, как сказано: «пар поднимался от земли». Звезд не было видно, но после появления растений, влажность стала падать, туман рассеялся и стали видны солнце, луна и звезды.
   Каждый День творения нес в себе некую двойственность. Первый День – это чудо творения соединенное с катастрофой тоху ва-вогу, о которой я писал рассказывая о Первом Дне, во Второй День произошло некое разделение. Это единственный из Дней о котором не сказано, что он хорош. Предание говорит, что в этот День миры разделились на высшие и низшие, появились условные рай и ад. На Третий День творческий процесс был связан с возникновением органической жизни и в тоже время некое самоуправство совершает Земля, я об этом писал комментируя Третий День. А вот что пишет о Четвертом Дне комментатор Борис Берман:

   Само время вошло в Творение в Первый День, вместе с приливно-отливной волной Света и Тьмы. В Четвертый День с помощью светил создаются циклы земного физического времени: года, месяца, суток.
   Слово «мэорот» - «светила» - написано в стихе 14 сокращенно (без буквы «вав») и в таком виде обретает смысл чего-то недоброго и грозного. Меорот управляет физическим временем и в них умерщвляющая сила времени, времени ставшего, неумолимого. В этом состоит ущерб Четвертого Дня Творения.

   Тут сказано главное – мы сильно теперь ограниченны во времени. Духовную работу, которую мы должны сделать, нужно успеть сделать в строго ограниченный срок…