Сценарии балетов Два стихоторения в прозе

Михаил Мазель
«Сценарии балетов»
Два стихотворения в прозе


I. Белый квадрат

        на музыку первого виолончельного
        концерта Д.Д. Шостаковича

        «Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
        мы все обрели: и надежную пристань, и свет...»
                Булат Окуджава



1. Поднимается занавес и с первых «нот» зритель видит, что на сцене происходит сражение. Ясно, что оно происходит уже давно. Зрители «вклинились» в самый разгар сражения. Танцоры одеты в костюмы трех эпох: одна группа в шлемах с конскими хвостами, обнаженная до пояса. Другая - носит гусарские шапки с киверами и майки с эполетами. Третья - одета в костюмы цвета хаки и каски…. В каждой группе три-четыре пары танцоров. Сразу бросается в глаза, что костюмы пар - разных оттенков. Персонажи сражаются. То танцоры большими прыжками движутся навстречу друг к другу и разбегаются, то кружатся сцепившись руками, то бешено вращаются на месте и снова бросаются навстречу друг к другу. Сперва группы пляшут, чётко соблюдая границы изначально выделенного им на сцене места, но постепенно ареалы танцев расплываются и, наконец, становится очень трудно различать «временные» группы. На сцене идёт одна битва, напоминающая месиво. Битва достигает своего апогея. Участники начинают «убивать» друг друга. Танцоры падают один за другим на подмостки. Часть уносят «оставшиеся в живых». Часть остается лежать распростертыми. Хорошо заметно, что все «умирают» по-разному. Первые – умирая, падают как от удара стрелы, вторые - как от выстрела, третьи разлетаются, словно от взрыва. Битву сопровождают картины, спроецированные на заднике сцены. Горящие юрты, подожжённые летящими стрелами. Горящие деревни и церкви. Разрушенные черные остовы мегаполисов. Когда на сцене остаются только хаотически разбросанные лежащие «погибшие» герои, небо (до того черное, даже не небо, а фон для картин пожаров) окрашивается в розовые тона и по нему медленно двигаются серые, отороченные жёлтым ореолом облака. Всё как бы припорошено серой дымкой.




2. На заднике сцены продолжает проецироваться небо с облаками, которые несутся, меняя цвет. Небо так же меняет цвет. За короткое время несколько раз сменяются день и ночь, а оттенки неба меняются: от зловеще-красного, до нежно-голубого. По сцене разбросанно, ставшее ненужным оружие: копья, шпаги, ружья…. С самого начала на сцене видны женщины: в полупрозрачных легких нарядах, в бальных платьях, и в рабочих костюмах. Они стоят на коленях в трёх углах сцены. Они скорбят над убитыми… Видно, что «погибшие» лежат в разорванных костюмах, перепачканных кровью. Костюмы женщин, так же как и костюмы солдат, разных оттенков. Четко заметны пары, но они перемешаны. В скорби они не замечают, что они враги. Постепенно, склоняясь, заламывая руки и раскачиваясь над распростертыми телами, они ложатся на сцену и теперь сами лежат, как убитые, а те, о ком они скорбели, поднимаются, как бы очнувшись от летаргического сна, и… скорбят о них… Некто (их много-много в черно-белых одеждах)… переодевают «оживших убитых» в новую чистую одежду. Те танцуют с женщинами (руки которых безвольно свисают). Осознав, что женщины мертвы, они уносят их на копях, саблях и ружьях, лежащих на сцене с самого начала. Едва скрывшись, они моментально возвращаются и бросаются друг на друга, но сплетаются в танце, заламывая к небу руки не в силах воевать…. Декорации (проекции) сменяются снова на сгоревшие дома. Но именно сгоревшие: пламени нет. Небо белёсое и на фоне него чернеют остовы сгоревших домов как деревенских, так и многоэтажных громадин: разрушенных с зияющими глазницами пустых окон. Постепенно все танцоры собираясь в центре сцены и перемешиваться… Все пары спутаны по временами и цветам, но постепенно «воины» образуют «круги» на сцене – по шесть человек в каждом и, сидя в шпагатах или просто наклоняясь имитируют вращение шестерёнок, а внутри этих «клумб» или «курганов», просачиваясь под их сцепленными руками, возникают «ожившие» женщины (или «приведения» потому как теперь все женщины в одинаковых белых платьях). Женщины не понимают, где круги именно их мужчин, и потому или изламываются на месте или мечутся. В конце концов, так и не выбрав, они замирают как цветки, выросшие на клумбах или могильных холмах. Эти «холмы» образованны шестерками мужчин, опустивших головы, стоящих на коленях, вытянувших вверх руки: или как воткнутые штыки, копья, мечи, или как сорняки. Из этого леса рук извиваются женщины, теперь уже не только в белых платьях, но и с красными шарфами, повязанными вокруг лба (удивительно как они это сделали незаметно для зрителя). Наконец они замирают в драматически изогнутых позах, с отчаянно вытянутыми руками и развивающимися на ветру белыми лентами или шарфами …. Сцена погружается в полный сумрак. Ничего не видно.


3. Из темноты выхвачен задник сцены, едва проглядываемый в темно-синем свете прожекторов. Мужчины в белом выносят «рулоны» сверкающие «как бы в лунном» свете и начинают их (поставив вертикально) разматывать. Внутри рулонов оказываются женщины. «Размотка» происходит так, как разметка перед парадом, когда выходят «линейные» со штыками и флажками. Женщины -«линейные» занимают всю ширину сцены. Они стоят «по стойке смирно», продолжая держать размотанные ленты. Получается подобие белой стены. Над стеной (сзади) как птицы подпрыгивают мужчины в белом взлетая с распростертыми руками и исчезая за «стеной». Потом они занимают места женщин, перехватывая ленту-стену, а женщины начинают спереди прыгать как те же птицы. Сзади ленты появляются мужчины одетые в грим деревьев (коричневые костюмы и головные уборы, изображающие кроны). Теперь они сжимают в руках (ветвях) участки стены. Мужчины и женщины в белом образуют пары. Эти пары строят на сцене узоры, превращаясь в лабиринт, изображая то ли радиальные лучи, то ли концентрические круги. Неожиданно в центре появляются двое, а потом трое в красном и, соединив ноги, прогибаются назад изображая распустившийся цветок. Потом их всех сметают танцоры в зелёном, синем и оранжевом. Они сидят на сцене, нагибаясь вперед назад как травы… (вода и пшеница). А через них пробегают несколько солистов в белом и потом их всех прорезают три потока в красном. То ли лучи солнца изображающие восход, то ли потоки крови. Все снова погружается в черноту.


4. Вспыхивает очень яркий свет. На сцену (сзади) выходят шесть «лидеров» трех пар «армий». За каждым по два знаменосца. Женщины (те, что тосковали) бросаются к ним, но их сметают выходящие маршем «легионы»... Знаменосцы машут, лидеры прыгают, легионы маршируют. Женщины пытаются их остановить, но их оттесняют к краям сцены (уносят на руках, горизонтально приподняв бережно над головами), кланяются, отдают честь, и снова идут к лидерам…. Темп марша нарастает, и вдруг всех их сметают «молодые» люди в трико (мужчины и женщины совершенно одинаковые): в белом с непонятными эмблемами. Легионы отступают, но так как будто маршируют. Их место (вместо 6-ти разных) занимает один «квадрат» без лидеров. Все практически одного роста и словно на одно лицо. Участники, маршируя вправо и влево разворачиваются, сперва синхронно, потом хаотично, потом снова синхронно. И вдруг через них как трещины пролетают несколько легионеров всех 6-ти «армий» в порванных окровавленных костюмах. Квадрат «трескается» и все застывают в разных позах.

< 15 февраля 2014 года >


II. Разрушение стереотипов

     на музыку второго виолончельного
     концерта Д.Д. Шостаковича

     «Красный, синий, голубой –
     Вбирай себе любой.
     Это наш закон людской…»
                Виктор Луферов


1. Поднимается занавес.

Темнота. Медленно проявляется бело-синий свет. Маленькое «окошко», выхваченное в темноте лучами двух прожекторов. Сперва в нём видны руки женщины. Чуть погодя - что её на поднятых над головой ладонях держит мужчина. Он стоит, потом начинает поворачиваться и очень медленно двигаться к краю сцены. Неожиданно появляются ещё две точно такие же пары. Они «проплывают», не замечая присутствия друг друга. Зрителю кажется, что пары неживые, застывшие, заколдованные; что ни мужчины, ни женщины не в состоянии шелохнутся, а перемещает их кто-то невидимый, находящийся под сценой, вцепившийся мужчинам в ноги. Но когда это обманчивое чувство почти перерастает в уверенность, пары начинают сближение. Мужчины остаются прямыми. Ноги женщин, распахнутые в шпагате, возлежат на ладонях мужчин. В тот момент, когда стопы балерин едва не касаются друг друга, и возникает «скрытый» треугольник, балерины начинают делать легкие движения руками, очень незаметно раскачиваясь.

Подчиняясь движению невидимого маятника, мужчины принимаются ходить по кругу. Женщины раскачиваются сильнее. Мужчины - припадают на одно колено, отставляя назад другую ногу, и постепенно садятся в шпагат. Женщины разматывают опоясывающие их ленты, соскакивают с ладоней, и начинают движение на носках вокруг мужчин, которые тянут к ним руки. Постепенно, они все шестеро ложатся, сильно изогнувшись, образуя два полукруга с проходом. Через него очень медленно идёт пара «в белом». Прожектора освещают их ярче лежащих и время от времени поднимающих руки.

Цвет одежды лежащих танцоров, на самом деле, не белый, как это казалось в начале, а светло-голубой. Пара продолжает подобие танца: наискосок из дальнего левого к ближнему (правому) краю «прохода». То партнёр поднимает партнёршу, то она вырывается из его объятий, но не убегает. Очень медленно они двигаются через «фигуру». Он её удерживает за пальцы, а она всячески выказывает стремление двигаться вперёд, делая ласточку и указывая свободной рукой желание вырваться. Она рвётся вперед, но он непоколебим. И даже наоборот слегка пятится назад. Какое-то время они пытаются двигаться туда-сюда, по очереди: крутясь вокруг ноги, вытягивая руки в разных направлениях, делая ласточки и циркули. Опять - маятник. Никто не уступает. Никто не побеждает.

И тут становится заметным, что дальний край сцены ожил, что это не чернота декораций, а мужчины в чёрном трико. Они приближаются, растянувшись цепочкой, со скрещенными через одного, руками, иногда делая слишком широкие выпады вперёд, иногда немного отступая, но в целом продолжая движение вперёд. С краёв сцены к ним примешиваются женщины. Волна «черноты» (не только мужчины, но и женщины одеты в сплошные трико с капюшонами) надвигается.

«Капризная» парочка застывает в нерешительности. Лежащие - слегка приподнимаются, и чёрные (расцепившие руки) сначала хаотично проходят «чрез них», а потом начинают с ними танцевать и в танце уводят всех за сцену. Едва танцоры в голубом и солисты исчезают, как на сцену отовсюду выплескиваются красные и жёлтые. В свою очередь, они начинают вовлекать чёрных… в танец. Чёрные соглашаются, но танцуют дергано, неприятно для наблюдающих за ними. Жёлтые и красные пытаются смягчить их движения. Танцующие пары образуют полукруг (уходящий в глубину сцены) и вдруг (длинными прыжками, словно слетая с неба) появляются двое зелёных: женщины в зеленых трико. Пока они солируют, незаметно «вылетает» (из центра полукруга, который не секунду расступается) ещё одна зеленая танцовщица – только не в трико, а в юбке и не в капюшоне, а в шапке со звездой. Ненадолго троица становится центром внимания, Тем временем с двух сторон сцены возвращаются солисты в белом. Они стремятся друг к другу. Едва паре удаётся соединить руки, как зелёные разлучают их. Две - уводят девушку, а та, что со звездой, увлекает мужчину. Полукруг черных и желто-красных медленно отступает за сцену. Цвета задней декорации постоянно светлеют. Чем ниже – тем ярче.

На сцене остаются трое зелёных и двое белых. Белые продолжают попытки воссоединиться. Они отталкивают зелёных, но те возвращаются. Наконец, солистам удаётся взяться за руки, а трое зеленых разбегаются налево, направо и (та, что со звездой) назад. Едва она исчезает, как на сцене «совсем светает», и посреди задника, окрашенного в цвета утреннего неба, загорается яркая одинокая точка – звезда, явно символизирующая Венеру.


2. По сцене прохаживаются туда – сюда, как на главной улице большого города, чёрные в цилиндрах и перьях (соответственно). Жёлтые и красные - вперемешку в юбках поверх трико или колпаках арлекинов с двумя ушами-рогами и колокольчиками. Недолго они ходят тремя несмешивающимися потоками, потом жёлтые и красные образуют пары. Потом с ними смешиваются чёрные. Постепенно эта живая масса занимают всю сцену.

Вдруг в этой толпе начинают мелькать шестеро в голубом. Они всячески пытаются соединиться, но трехцветная толпа им не даёт. Как-то им удаётся протиснуться на передний край, хотя и разрозненным. Через всю толпу просачиваются трое в зелёном. Голубые соединяются, зеленые пытаются протиснуться через них, но теперь голубые, будто забыв о своих недавних трудностях, не дают им этого сделать. В результате - возникает цепочка. Зеленые стоят через двух голубых… и тут с двух сторон снова выскакивают двое танцоров в белом.
Зелёные сразу разрушают цепочку голубых и снова мешают солистам.

Постепенно «толпа» отступает, но не уходит со сцены. Голубые занимают их место. Зелёные – перед ними, а солисты самый центр. Пока они, обнявшись, танцуют – все остальные начинают смыкаться вокруг: треугольник зелёных, потом кольцо голубых и постепенно толпа красно - жёлто – чёрных (они снова распределяются слоями). Они смыкаются. Все исчезают в кольце чёрных, и только вдруг на секунду на руках солиста над толпой поднимается звезда шапки зелёной и тотчас исчезает. Одновременно появляется солистка на руках троих голубых и так же быстро исчезает. Чёрные смыкаются и вытесняют всех назад.


3. По сцене торжественно, почти маршируя, похоже на начало второго акта, ходят чёрные, жёлтые и красные, только теперь на жёлтых и красных - чёрные куртки. Чёрные приглашают их на танец. Во время танца вновь объявляются шестеро голубых. Они становятся третьими в каждой танцующей паре и снимают с жёлтых и красных чёрные куртки. Те возвращают свой цвет. Оказывается, что черные куртки на самом деле двухцветные. Голубые выворачивают их и, пытаясь надеть цветные куртки, на чёрных увлекают их в танце.

Основная масса чёрных стоит и наблюдает за происходящим. Цветные оставшиеся без партнеров, сперва смешиваются с рядом стоящих чёрных на заднем плане, а потом исчезают за ними. Чёрные, танцующие с голубыми, опомнившись, сбрасывают куртки, но продолжают танцевать. Достойно, хотя и с нарастающим напряжением.

Постепенно чёрные отталкивают голубых и образуют свой круг справа сцены, а слева сцены образуется круг голубых. Круг голубых всё растерянней, а круг чёрных всё зловеще. В какой-то момент в кругу голубых возникает пара солистов. Танец чёрных становится очень мрачным и… на сцену вылетают трое в зелёном. Одна - пробегает через круг голубых, постепенно разрывая его. Друга разрывает круг чёрных, а третья (со звездой) пляшет в самом центре сцены. Начинается хаос. Солисты исчезают. Чёрные и голубые начинают охотиться друг за другом. Трое зелёных танцуют сами по себе.

Постепенно основная масса отступает назад. Шесть пар чёрных и голубых как-то охватывают трёх зелёных и превращаются в смешанную цепочку. В широкой полосе сцены (между цепочкой у края и толпой сзади) появляются солисты. Когда они с двух сторон подходят друг к другу – цепочка разрывается (на той зеленой, что со звездой) и разбегается налево и направо. Звезда пытается помешать паре, но убегает, а задние, как по приказу - уходят за сцену. Танец солистов проникновенен и тревожен. Они обнимаются и озираются, и ждут чего–то. Ждут, что их разлучат…

Когда надрыв их танца достигает накала из-за сцены (сзади) как «выскакивающие от напряжения гвозди» возникают один за другим чёрные. Когда они, растянувшись через интервал, занимают весь задник сцены, красные и жёлтые начинают проноситься перед ними - между ними и солистами. (Танцоры мечутся по сцене в плащах и шарфах, которые развиваются и создают красно-жёлтые волны.)

Жёлто-красные образуют шесть колонн, движущихся вперёд к краю сцены. В который раз разлученные солисты оказываются слева и справа от этих шеренг. Чёрные стоят, как вкопанные, а во главе колонн оказываются шестеро голубых. Кажется, что каким-то странным чудом, именно голубе оказываются во главе - командовании красных и жёлтых. Они поворачиваются к зрителю спинами и взмахивают руками. Как под гипнозом шесть колонн замирают. Голубые начинают танец между ними, смотря друг на друга, но не сближаясь, а мечась между колоннами цветных. Чёрные сзади продолжают стоять не шелохнувшись и непонятно: они замерли или они не дают никому уйти за сцену.

Наконец, голубым удаётся оттеснить колонны за края сцены. Когда последние шеренги исчезают, мимо уходящих голубых (которые не прикасались к цветным, а только плавными движениями рук заставляли тех отступать) появляется пара солистов. Они танцуют с отчаянием и грустью, и постепенно к ним сзади (между чёрных) выскакивает та, что со звездой, а слева и справа две другие - зелёные. Солисты, кажется, не замечают их приближения, а они уже и не пытаются их разлучить, а делают как бы оберегающие движения руками над ними.

Непонятно. То ли солисты умирают? То ли засыпают? То ли переносятся куда-то? Непонятно зелёные их убивают, или спасают, или облегчают страдания? Они заколдовывают их или наоборот спасают от заколдованного окружающего мира?

Непонятно.

Чёрные начинают хаотично: (кто-то) выдвигается на сцену, а кто-то исчезать за ней.

Получаются шахматы.

Между чёрных шахматных фигур крадучись выступают жёлтые и красные. Их немного, гораздо меньше чем в танцах. Они с каждым шагом группируются, как и чёрные. При этом они делают движения, похожие на пляски шаманов, пытаясь разогнутся, но с каждым шагом это всё труднее. Когда они занимают свои шахматные позиции, они оказываются в положении на корточках с выгнутыми спинами, опущенными головами и сами себя охватывают за колени. На переднем плане герои-солисты на секундочку вскидывают руки – то ли во сне, то ли… Трое зелёных накрывают их собой. Та что со звездой последняя взмахивает руками и тоже склоняется над ними.

Занавес.

< 15 февраля 2014 года >




ПЕРВЫЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

http://www.youtube.com/watch?v=h23WjKXDe4w

ВТОРОЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ:

http://www.youtube.com/watch?v=WyF_pWzegXA