Итоги января. Катерина Молочникова

Большой Литературный Конкурс
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!

Когда-то давным-давно на Стихире работала редколлегия, и каждый день выходил свежий редакторский обзор. Достигалось это бешеной (без иронии) организованностью редакторов: за каждым из них был закреплен день недели, за который он полностью просматривал контент сайта (до сих пор помню, что у меня был четверг). Представляете, да? Надо было раз в неделю просмотреть 1000-1200 ужасных, очень  плохих и просто плохих стихов, чтобы выбрать 10-20 для обзора. Прямо скажем, это была «работа, требующая самоотречения»!

Однажды разбирать четверговый контент напросился мой приятель, который тоже тогда обретался на нашем дорогом сайте. Мы засели в его маленькой квартирке, где было строгое правило «мы не курим в комнате». После первых семи примерно страниц он встал, принес из кухни пепельницу и молча поставил ее рядом с компом.
— Ты чего, Саш? — удивилась привычная к контенту я. — Мы же не курим в комнате!
— Нет уж, сегодня мы курим везде, — мрачно ответил мой нежный напарник. — Мне психическое здоровье дороже физического, пожалуй.

Это я к чему, дорогие мои… как здорово, как здорово, что уже несколько лет я курю только электронные сигареты! И могу курить их где угодно и когда угодно, не задымляя ни окружающих, ни себя! Ибо, открыв лист, любезно присланный Павлом Самсоновым и честно изучив его первый раз, впала в состояние «хочется курить бесконечно и выть протяжно», которое не развеялось, к сожалению, после последующих пяти прочтений.

Куря и подвывая, написала Павлу, которому удалось, сломив вполне искреннее сопротивление, втравить меня в эту… мгм… «экспертизу». У Павла поинтересовалась в выражениях, запрещенных нынешним законом о СМИ, всегда ли это так теперь на БЛК или специально в мою честь. Получила ответ, который цитировать не стану, и карт-бланш называть вещи своими именами, даже нецензурными. Но, честно говоря, у меня почти все прочитанное вызвало больше желания ныть, чем клеймить, поэтому детей, беременных и особо нежных поэтесс от мониторов убирать не обязательно.

Как всегда, отмечу только тексты, которые произвели на меня хорошее впечатление «сделанностью» или — о боже! — и вовсе произвели впечатление стихов (таких, оговорюсь, в подборке оказался только один. И счастье, что вообще оказался). Не будет ниже ни высоколобых критических рассуждений, ни глубокого анализа. Я — читатель, руководствующийся исключительно собственным вкусом, считающий его хорошим и не скрывающий этого.
Поехали.

МИХАИЛ СВИЩЕВ "Катарсис"
http://www.stihi.ru/2013/09/13/3804 отборочный тур для резидентов

Чем кромешней, тем, стало быть, круче
и красивей, когда вдалеке.
Просто времени теплый наручник
запотел на холодной руке,

и в царапинах блеклая  "свема"
по экранной бежит полосе,
просто кончилась летняя смена
и подсохли уже насовсем

на коленках зеленка и гравий,
пионерский прокашлялся горн,
просто музыка в зале играет,
и распроданы кровь и попкорн

в тарантиновской фильме нарядной,
просто жизнь от стены до стены
как Тамарка из первого ряда
симпатичней всего со спины.

Автора этого текста узнала без гугла, но не уверена, плюс ему это в данном случае или минус.
Миша (надеюсь, можно обращаться запросто после всего, что как-то было между нами тут же на БЛК?), скажи, пожалуйста, когда-нибудь женщина заявляла, что хочет тебя выпороть? Если нет, буду первой. За что? За неаккуратную эксплуатацию темы, за неряшливую работу со словом, за недотягивание до собственной ненизенькой планки.

«…по экранной бежит полосе» — ну, допустим, экран — действительно полоса (хотя для меня «полоса» — что-то более узкое). Ладно. Но «…и подсохли уже насовсем / на коленках зеленка и гравий» — Миша, елы-палы, ты гравий видел?! Понимаю, что в тексте речь о ссадинах, полученных на гравиевой дорожке, но не может, не может гравий засохнуть на коленях, это же каменюки!
«просто жизнь от стены до стены /как Тамарка из первого ряда / симпатичней всего со спины» — пожалуйста, объясни мне значение этих строк. Не образное, а именно смысл. Я не могу составить это предложение. Откуда здесь «как», что с чем сравнивается? Расстояние от стены до стены — с Тамаркой из первого ряда? Со спиной Тамарки? «И» вместо «как» дало бы мне хотя бы понимание смысла, а о метафоре можно отдельно спорить. Раз семь перечитала (на третий, кстати, заметила, что «тарантиновская фильма» относится к «крови и попкорну», а не к Тамаркиной спине, и это — проблема авторской пунктуации) — и не поняла. И завяленный в названии катарсис ну совсем не случился.

Но почему же этот текст вообще попал в обзор, спросите вы? А потому, отвечу я, что, во-первых, верю в способность Михаила прислушаться и перестать лениться, заняться не только вдохновением, но еще и ремеслом. А, во-вторых, из-за действительно прекрасных двух строк «просто времени теплый наручник / запотел на холодной руке», за которые автору — искренне спасибо.


Автор не узнала, погуглив, не удивилась. В целом, у него получилась довольно прочная безумная вязь, которая, хоть и не вызвала отклика внутри меня, но вполне органично совместила Матросова, Гоголя, печенегов, «Пятый элемент» и вообще черта в ступе.
Безусловно, это нравится не всем, и, если спросить «зачем?» — «а вот!» будет вполне логичным ответом. «Мясник так видит», и все тут! Видит по-своему, и это — ценно.

КАЛИНЕНКОВ ОЛЕГ "Матросов-джан"
http://www.stihi.ru/2013/12/03/9465 отборочный тур для резидентов

матросов утыкаясь мордой в снег
провидел в генетическом распутстве
как захлебнётся кровью печенег
на блок-посту у скифской нашей пустыни
составленной из неба без воды
и от меча с мечом алаверды

а ты лежишь не дуя в пиалу
и выпиваешь за святаго духа
за луч из забинтованной лилу
за на ночь от вакулы оплеуху
и чуешь, как растёт сквозь эту жесть
ещё не хвост, но понемногу шерсть


Следующий текст технически весьма не безупречен. Тем не менее, мне хочется его упомянуть, потому что простейшими средствами, без намека на выпендреж, автору удалось создать настроение и отличные образы. Спасибо за сову, сверчка, соловья и уснувшего пилота.

ФЕЛИКС АКСЁНЦЕВ "Река"
http://www.stihi.ru/2010/05/31/1129 номинатор Сергей Богомолов

Тут лежит река на боку.
Вдоль реки - берега текут.

И цветы молчат у реки,
На плечах раскрыв лепестки -

Чуют, как за речкой сверчок
Соловью зажёг язычок,

Как звенят в зрачках у совы
Фонари на пол-головы.

На реке застыл сонный плот.
И висит над рекой пилот.

И блестят стрекозьи глаза.
Облака по крыльям скользят.

И костёр погас на плоту.
И пилот уснул на лету.


Со второй строфы автор узнается однозначно. Я мемы очень не люблю, но тут, пожалуй, не могу ничего сказать, кроме «Рахман такой Рахман». Несомненное его достоинство — старается, в отличие от многих и многих авторов, говорить современным человеческим языком, а не «поэтическим штилем».
Нормальный такой текст, крепенький. Многим, думаю, понравится. Мне — нет, но я — известная переборчивая Галя.

РАХМАН КУСИМОВ "форточка"
http://www.stihi.ru/2008/03/08/248 номинатор Елена Ширимова

вот проснёшься в голове опять
вместо песен слышишь канонаду
надо меньше пить и больше спать
впрочем ничего уже не надо

в форточку на первом этаже
жизнь влетит и скажет обречённо
плохо дело плохо здравствуй джек
плохо дело плохо я никчёмна

о мой недоступный абонент
память не бывает неразменна
город из забывших обо мне
был бы впечатляющих размеров

я скажу вам добрый вечер miss
вам на остановку мне в аптеку
я прекрасно болен худшим из
способов скучать по человеку

вот проснёшься где же я сейчас
оглядишься и мороз по коже
нет тотошка это не канзас
это даже близко не похоже

в этот бар заходят сгоряча
на официанток нет управы
нет стрихнина значит дайте чай
он у вас вполне себе отрава


Следующего автора узнала не то что по первым строкам, а по названию стиха — недаром когда-то очень любила то, что он пишет. Оговорюсь сразу — этот текст мне не понравился совсем. Но он профессионален, он, что очень важно для такого подбора метафор, короток, в нем есть динамика. 
Из плохого — «…и вместо символа веры скажу стихи» — ох, Дима, все-таки, ты моментами впадаешь в пафос. 

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ  "На Страшном Суде в Судетах, где нет Судет"
http://www.stihi.ru/2008/05/19/2875  номинатор Кира Леонидова

На Страшном суде в Судетах, где нет Судет,
и времени больше нету, а только свет
стоит небывалой силы и кривизны,
я вижу себя в затылок и со спины

смывает трупные пятна поток частиц,
как падаль, путем возвратным, я выйду из
подземной своей пещеры под рев стихий
и вместо символа веры скажу стихи

о том, что душа устала от многих бед,
о том, как она мечтала увидеть Свет,
и тем печаль утолити в конце времен,
пожать плечами и выйти, как Лазарь, вон


И на десерт — обещанное стихотворение (до этого мы говорили про «поэтические тексты», если вы обратили внимание).

ТЭЙМИ ЛИНН "И дикие гуси"
http://www.stihi.ru/2013/12/03/340 номинатор Геннадий Руднев

Обесславь, убей, но гори, гори
злым осколком солнца в моей горсти.
Каждый галл желает разрушить Рим,
каждый гусь желает его спасти.

Под камнями - прах, меж камней - трава,
нет ни галльских палиц, ни птичьих крыл.
Дребезжит будильник.
Звенит трамвай,
что сейчас покатится сквозь миры,

мимо гуннов, галлов и диких стай,
мимо скифий, греций, гиперборей...
Дорогая Акка, не улетай -
нет слабее Города на заре.

..На обломках храма пьет пиво галл
и рисует граффити на стене.
Я тебе смолчал и себе солгал -
никакого Рима на свете нет.

Дорогой автор, я бы только все же написала бы «город» со строчной — чтобы избежать вышеупомянутого пафоса.
Но в целом это тот случай, когда мне не хочется анализировать, что именно зацепило. Раз произошло — значит, написано все правильно. Хотя ничего из ряда вон: и про Рим уже много раз мы читали, и про галлов, и про трамвай — тем паче. Но вдруг мелькает среди всего этого серое крыло Акки — и получается неожиданно мудрый стих о том, что «пепел твоих сигарет — это пепел империй».

Вот и вся моя «экспертиза».
Спасибо нам всем, что потратили на это драгоценное время.
Перекур.