Каждая счастливая семья счастлива...

Дарья Дорошко
    Каждая счастливая семья счастлива... 

Сыч в известной детской повести Феликса Зальтена "Бемби" самозабвенно ораторствует перед оленёнком: "А есть ли на свете что-либо столь же ненужное, как родственники? Ведь если они знатнее вас, вам нечего с ними делать, а если нет, то и подавно. Первых мы терпеть не можем за гордость, вторых - за ничтожество. Словом, от родственников лучше держаться подальше.". Да, Сыч, безусловно, поднаторел в риторике, однако постулат его не находит должного отклика в душе доброй и сердце горячем и искреннем. И не потому ли произведение завоевало столько детских сердец, - да и взрослых не оставило равнодушными - что основной его темой является тема дома, семьи, а основной ценностью предстают тёплые взаимоотношения внутри этой-самой семьи?

Внутрисемейные отношения никогда не оставляли равнодушными ни отечественных, ни зарубежных литераторов. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.», - любим цитировать мы Льва Николаевича, забывая о том, что это мысли не классика, а человека. Живого человека, не понаслышке знакомого с этими самыми семейными трудностями и радостями. Свой опыт вплетают авторы в канву произведений, свои ошибки и собственные открытия. Отнюдь не истина это в последней инстанции. У читателя опыт свой, ошибки свои и правда - своя. Назвав все счастливые семьи одинаковыми и разглядев различия лишь в несчастьях, Толстой выдаёт себя с головой: сразу становится понятно, что свою семью он считает несчастливой. Вот если бы наоборот: "Все несчастливые семьи похожи друг на друга, каждая счастливая семья счастлива по-своему."! Чувствуете разницу? Но не видит он всего разнообразия гаммы счастливых внутрисемейных отношений, не различает оттенков радости взаимопонимания и поддержки. Мрачные нюансы, многогранный спектр недомолвок, обид и истерик - вот то, что предстаёт перед его оком во всём своём романтическом многообразии. Как дышим, так пишем. Это понятно. Вот почему не складывается семейная жизнь у героев романа "Анна Каренина", вот почему так много горечи в произведениях великого русского гуманиста.

Семейные ценности - это хорошо, но не стоит, пожалуй, с таким пристрастием взвешивать их на своих внутренних весах в поисках "обвеса". Не в магазине, поди. Кто ищет, тот найдёт. Ищите обман - будет вам обман, ищите преданность - обретёте её в близких и родных людях, которым верите. Не нужно ничего усложнять. Никакие принципы (читай - капризы), никакое возлелеянное самолюбие не стоят тёплых объятий родного чуда, доверившегося вам и верящего в вас.

"Мы в ответе за тех, кого приручили."... Но и приручёный в ответе за того, кто его приручил. А ещё он в ответе за собственную приручённую кем-то жизнь. (Круговая порука тепла, доверия и свободы. Oroboro Ответственности...). "Маленький принц" - одно из самых неоднозначных произведений того, кто считал самой главной роскошью роскошь человеческого общения. Согласна! Читая взахлёб Экзюпери, мы погружаемся в каскад образов и тончайших судьбоносных переплетений, секретсоздание которых так же восхитителен и непостижим, как создание самой Вселенной. О, как же прекрасно это великое панно переплетений солнечных лучей наших судеб! И все мы в ответе за целостность и гармоничность этого шедевра. Даже соловьи перестают петь сутки напролёт, когда строят гнёзда... 

Пожалуй, в детстве и старости мы более всего способны оценитьс животворящее тепло семейного очага. Неужели только из-за физической уязвимости? Не думаю. Просто именно дети и пожилые люди получают больше остальных членов семьи этого самого тепла. И вовсе не потому, что другим не остаётся - тепло сердец не лимитировано, - а потому, что они согласны принять эту любовь. Потому, что не помеха им ложная гордость. Потому, что не путают любовь с жалостью. Неспроста наши дети так увлечённо играют в "Дочки-матери", перенося мир любви и тепла в свои игры, и тем самым как бы расширяя его границы, принимая активное участие в его создании. Подросткам сложнее: тепло в их сознании трансформируется в вязкий туман, а забота - в цепи. Хочется встать на крыло, вот и машут они этими крылами, отбиваются, кусаются. Не принимают , но, как ни странно, отдают. И устают, замерзают, и учатся потом заново быть любимыми. Полагаю, многие со мной согласятся, что вышеупомянутый Сыч из сказки про Бемби - подросток.

Фильмы, спектакли, повести, романы, стихи и песни - все - о чём они? О нас. А кто мы? люди, человеки, каждый из которых , занят в ведущих ролях спектакля-жизни: бабушка, дед, отец, мама, сын, дочка, брат... И сюжетные линии переплетаются, мезансцены дублируются, действия перетекают из одного в другое, перемежаясь антрактами.   
У всех нас общие предки - первые люди, первый мужчина и первая женщина, не так ли? А это значит, что всё население Земли - одна большая-пребольшая семья! Лично у меня становится теплее на сердце от этой (не такой уж и банальной) мысли.