Проповедь насилия

Любовь Гаршина
Дурной пример, мы знаем, заразителен. Когда же всё делается для возведения
дурных дел в ранг особой доблести, - соблазн подражательства для слабого человека становится непреодолимым. Не будем отрицать, индустрия развлечений, так называемое современное культуротворчество для широких народных масс, -  совершает эту работу со знанием дела, в некотором роде талантливо, – живо, красочно, увлекательно и массово, с учётом требований рынка потребления. Куда до этого размаха высокому искусству...

И то сказать, статья это не коммерческая,  дело тонкое. Тут нужен труд души, тут просыпается колосс памяти, являя, не всегда радостные, ассоциации, тут некий нефизиологический позыв вызывает сильное душевное беспокойство и настойчивое желание заглянуть в себя... и тогда понимаешь (хотя бы и нечаянно) как гениально задуман ты свыше и как бездарно воплощается эта идея в реальности. Боже, да это совесть... Зачем это?.. если превозносимый  культ удовольствия настаивает на противоположном. Be Happy! Лови момент, играй мускулами, пока они налитые. Будь выше всяческих сентиментов, пока жив – испробуй всё. Будь, чёрт возьми, настоящим мужчиной. 
      
Вы спрашиваете как в 24-летнем аспирантике колорадского университета, мусолившим там неврологию, а под партою, державшим фигу, - созрела потребность убивать? Где он мог научиться жестокости? ...В свете усиленной пропаганды насильственного метода разрешения каверзных ситуаций (мода со времён Каина и Авеля), и древней как мир хитрости оправдания дурных дел «благой целью» «борьбы с мировым злом», которые массовая культура муссирует за неимением каких-либо собственных  идей, - вопросы, по меньшей мере, наивные.

Кровавая история, произошедшая по вине не в меру впечатлительного потребителя массовой продукции игрового кино и участника рискованных компьютерных игр, который, заметьте, намеревался стать врачевателем, - не просто показательна. Этот, мягко говоря, «заблудший», будто избран Провидением, чтобы глаза и уши наши разверзлись. Каждая подробность любовно разработанного им сценария чудовищного преступления, говорит о том, что дитятя всего-навсего вошёл в роль крутых героев современного мифа о непобедимом Бэтмане. Во время ареста Д. Холмс явно был в образе одного из его врагов: отрекомендовавшись Джокером, он всё ещё изображал «силы зла». К сожалению, в результате соответствующей «художественной подачи», негативная личность (не имеющая даже условных нравственных ограничений, которыми наделена в такого рода «искусстве» позитивная) - обладает множеством  преимуществ при демонстрации возможностей, всячески поощряемых и приветствуемых культом физической силы. Немудрено, что именно «отрицательный художественный образ» становится невероятно притягательным не только для извергов (хотя для них – в первую очередь), но и для начинающих хилых культуристов. Увы, на такой побочный результат указывал ещё Бертольд Брехт.

Зрелищность, внешняя привлекательность - непременные черты массового  искусства. Неукоснительно соблюдает его неписаные законы современное кассовое кино. На первом плане здесь оказываются сногсшибательные спецэффекты, затмевающие в мозгу среднестатистического зрителя «благородную цель», которая, якобы, наличествует в «произведении» ввиде захватывающих баталий между изрядно накаченными представителями «сил добра» и не менее накаченными злодеями. О, как не страшно, как изобретательно герои убивают друг друга! Каким шуточным (по сравнению с фильмами ужасов) подвергаются пыткам! Как весело смотреть на блеск бутафорского металла, зарево ненастоящих пожаров, томатную кровь искустно и не очень имитирующую ранения! Палачь и жертва одинаково полураздеты, и это затрудняет их идентификацию, ведь оба одинаково мстительны, кровожадны и охочи до драки. Зато в последних кадрах, победителю автоматически приписывается олимпийское великодушие и благородство, - тогда, слава Богу, окончательно выясняется, кто есть кто. Количество трупов с обеих сторон, по-видимому, призвано служить доказательством молниеносной реакции задействованных в побоище персонажей, их поистине звериной ловкости, а также  безошибочности действий, проистекающей из хладнокровного рассчёта. Других качеств в этом деле и не требуется.
      
Насмотревшись такого рода увеселительных шоу, слабый, недалёкий, безвольный, но амбициозный невростеник поневоле решит, что самоутвердиться таким образом ничего не стоит. «Будь, что будет, - решит он сгоряча... или даже после тайных мучительных раздумий, - надо менять прозябание в неизвестности на миг торжества, на глоток настоящей жизни»! ...Ничем, кроме склонности к играм со всамделишным оружием, сроду не отличавшееся существо по имени Джеймс Холмс тоже решило, что пришёл его звёздный час, что признание не за горами, что есть у него шанс заявить о себе, доказать, что и он способен на феерические деяния, и он обладает «суровыми мужскими качествами».

Задумался ли он хоть на миг, что самоутверждаться предстоит на живом, а не бутафорском материале, - то бишь, на живых людях? Навряд ли. Ведь в классическом сценариии о псевдо-герое Бэтмане мукам совести, нравственным исканиям места не отведено. Всё правильно, не о том же речь. Поэтому убивать не менее красиво и профессионально, чем это делают любимые герои боевиков, было его единственной заботой. «Получившийся очень жестоким» «Тёмный рыцарь...» от Warner Brothers, на премьере которого Холмс и учинил побоище, стоившее жизни, психического и физического здоровья более сотне зрителей, - оказался лишь хорошим поводом осуществить эту идею.    

Да, он убийца. Чего страшнее? Но назвать его негодяем, всё равно неуместно. Почти уверена, что следствие установит его невменяемость на момент преступления. Что, конечно, не значит, будто в остальное время он полностью отдавал себе отчёт в действиях. А тогда как же? А так: не имея в виду ничего плохого, этот «фантазёр» всего лишь хотел инсценировать полюбившиеся кинематографические фрагменты и поиграть (всамделишным!) оружием - непонарошку. Но, может быть, и продемонстрировать «актёрские способности». Ясно, что всё это на уровне идеи фикс, ведь перед тем, как открыть стрельбу, он...  воспроизводит сцены из «Тёмного рыцаря»... Даже в бронежилет нарядился и волосы выкрасил в рыжий, чтобы всем стало ясно, какой он крутой, хотя его и называют «неуравновешенным». Второй круг ада (заминировав квартиру) он также подготовил с учётом множественных «пиротехнических эффектов», по его понятиям приличиствующих случаю. 

Но была тут и «задняя мысль». Он, вероятно, надеялся, что посылка с детальным планом этой рискованной затеи, тщательно собранная и высланная заведомо не кому-нибудь, а университетскому психиатру(!) - чудесным образом оградит его от кровопролития. Таким манером, поднявшись в собственных глазах и наделав много шуму, он, тем не менее, не станет убийцей в полном смысле этого слова. Ах, сорвалось... какие-то головотяпы не передали уведомления по назначению. А если б даже и передали, как это имело место в соответствующих службах задолго до трагедии 9/11, - где гарантия, что сие возымело бы какое-то действие?
      
Безумное, совершенно неосмысленное и, одновременно, жалкое, растерянное  выражение физиономии насмерть перепуганного случившимся Холмса, которое мы видим на фотографии, запечатлевшей его вскоре после учинённой бойни, - свидетельствует, что он очнулся, наконец, от роли супермена. Экранные образы «титанов» и все спецэффекты как-то сразу померкли. Кошмар реального, а не киношного горя  возвратил его в обычную ипостась, но он и теперь не соображает, каким образом эта реальность ускользала от его сознания. Немудрено. Проповедь зла обычно ослепляет свою жертву. А проповедь добра - за неимением зрячих - остаётся невостребованной.

Что может дать иск одного из пострадавших, поданный на киностудию, сочинившую «Тёмного Рыцаря...», если поделки в жанре «настоящих фильмов  ужаса» постепенно заполняют кинематографическое пространство? Их создатели, разумеется, обосновывают «полезность» своей продукции необходимостью «эмоциональной разгрузки путём стресса». От стресса, между тем, вздрогнуло всё общество. Один мой приятель честно признаётся, что он видит в «обогащённых» таким материалом сюжетах - верный способ заработать деньги на «настоящее кино»... Жуткие сцены как никогда востребованы. Но разрабатываемая индустрией развлечений эстетика «нестрашного» мучения и «красивого» умирания, ещё опаснее откровенной, неприкрашенной жестокости. Злобное насилие лакируется здесь присутствием акробатических номеров, зрелищем интересных спецэффектов, а также другими «удивительными возможностями» из арсенала технических достижений современного кино, где претензия на «психологизм», - совершенно нивилирует стоящую за этими красивостями человеческую драму. Убил, отряхнулся и пошёл.   

По логике наших правоохранительных органов, столкнувшихся с иском того же потерпевшего, должно будет для предотвращения подобных случаев снабдить двери кинотеатров соответствующей сигнализацией, пропускниками с металлоискателями, поставить там вооружённую охрану... Ну да, пусть желающие реализуют свои задумки где-нибудь на стороне: не на все, ведь, двери стражу поставишь, а массовых мероприятий предостаточно и на открытом воздухе. И  желающие, к несчастью, могут выискаться.

...Но в этом деле предполагается ещё один ответчик – наше здравоохранение, реальную заботу об улучшении качества которого, подменяют манипуляцией страховками. Между тем, одна рука тут не знает, что делает другая, и подавление симптомов болезни (а не собственно оздоровление), – самый на сегодня популярный метод «лечения». Профессиональный уровень и человеческие качества врачей «наблюдавших» Холмса, теперь под вопросом. Пичкая его, кто во что горазд, психотропными, успокоительными и обезболивающими средствами, они понятия не имели об истинном душевном состоянии своего пациента и, видимо, вообще не были знакомы последовательно с историей его болезни.

Как показывают предыдущие громкие процессы, где на свет всплывало беспорядочное назначение подобных препаратов, - залечили таким образом не одного Холмса. Увы, больные с куда более выраженными симптомами свободно разгуливают, пугая окружающих диким видом, бессвязными речами и неадекватными действиями. Я сама не раз была свидетелем их агрессии и поэтому уверена, если даже их не лишать права на покупку оружия, им его не продадут все равно. Зато наш злоумышленник этим правом обладал. Спрашивается почему? Ему отказал в членстве местный стрелковый клуб. Браво. Тогда этот «неуравновешенный» обладатель оружия сумел доказать, что и без удостоверения в кармане способен заставить мир заговорить о себе, как о «супермене Джокере».          

Попробуйте дать своё вразумительное объяснение череде массовых убийств в школах, университетах, общественных и культурных заведениях, на массовых мероприятиях, совершённых молодыми людьми «по непонятным причинам» и, в основном, завершившихся самоубийствами... Возможно, они и сами не вполне понимали, что творили, и как такое могло с ними случиться. Мотивы и этого преступления останутся тайной за семью печатями, ибо общество предпочитает оставаться в неведении, чем услышать страшный диагноз. «Колорадского убийцу», наверняка, ждёт смертный приговор. Да это, видимо, и лучше для невменяемого молодого человека, чем казнить себя всю оставшуюся жизнь за «супер-игру», обернувшуюся массовым убийством. А что делать с теми, кто убивать учит?
Вынужденное дополнение.
Всвязи с недавним кровопролитием в одной из московских школ должна уточнить, что это моё эссе под фамилией Л. Гаршина-Дюрам опубликовано в международном еженедельнике "The West East Weekly" за 28 августа - 3 сентября 2012 г., N32(626) сразу после того, как в одном из кинотеатров Колорадо (Северная Америка) на премьере «Темного рыцаря» произошло очередное массовое побоище. Виновник трагедии был задержан. Медицинская экспертиза в диагностировала невменяемость подследственного, приобретшего оружие на законном основании...   
Справка.
Показательно, что в Штатах продолжается кампания в защиту прав владельцев оружия и поощрение его продаж населению.
Так на днях комиссия штата Миссури посоветовала местному парламенту принять закон о снижении контроля за оборотом оружия. В числе прочего законопроект содержит положение, отменяющее федеральное ограничение на этот счёт и позволяющее привлечь к ответственности федеральных агентов за попытки заставить местных жителей исполнять общеамериканские законы в этой сфере. В случае принятия этого закона - действия федерального агента будут наказываться годом тюрьмы и штрафом в тысячу долларов.
Законодатели Миссури, в частности, планируют отменить у себя в штате федеральные законы о тщательных всесторонних проверках потенциальных покупателей оружия, а также о запрете на владение штурмовыми винтовками.
Помимо этого, сотрудникам школ разрешат носить на работе пистолеты, а приобретать огнестрельное оружие позволят с 19 лет, а не с 21 года, как это было ранее.