До встречи в другой Вселенной...

Николай Старорусский
Примерно такую записку оставила отцу, Хью Эверетту. его дочь,  принимая смертельную дозу снотворного.

С грустью надо признать, что  суицид среди физиков-теоретиков  - не такое уж исключительное явление.  Умственное сверхнапряжение, невозможность отвлечься на настройку или переделку своего прибора, непризнание идей
современниками… Достаточно вспомнить Людвига Больцмана, Пауля Эренфеста… Не говоря уж о просто ранней смерти…

Но вот такая комбинация все же  уникальна. Все наоборот. Дочь в последний момент вспоминает о научной идее отца.  Сам же отец переходит в военное ведомство США и «оптимизирует ядерные удары» по Советскому Союзу.

Что же это за идея, которая периодически, как волнами, уже более полувека  накрывает  не только популярные журналы (например, Знание-сила №2 и 3 за 2013 год), но и часть научного сообщества?

Нам придется чуть коснуться – без всяких формул – квантовой механики.  Представим себе перегородку с двумя щелями, за ней параллельно – фотопластинку.   С другой стороны, на некотором расстоянии посередине – источник, излучаюший микрочастицы, скажем, электроны.

Если закрыть одну из щелей, то засвечен будет участок фотопластинки напротив другой щели.  Если оставить открытыми обе щели, то каждая частица засветит одну точку на пластинке. Однако в итоге, пропустив много частиц, мы увидим не два пятна, но гребенку – чередование светлых и темных полос на пластинке.

Эту простейшую демонстрацию квантовомеханической специфики в той или иной постановке  воспроизводят студенты в учебных лабораториях.  (Между прочим,  отсюда же видно, что и логика в микромире другая: например, И и ИЛИ отличаются не так сильно, как в макромире).

Картина, однако, изменится, если мы попытаемся каждый раз определять (например, с помощью света), через какую щель прошла частица. Тогда гребенка исчезнет, каждая  частица попадет или в левое, или в правое пятно.

Объяснение такого поведения до сих пор – предмет дискуссий.  Самый радикальное, хотя и полуфантастическое решение, как раз и предложил Эверетт в 1957 году.  Он считает, что каждый раз при измерении реализуются обе возможности: если тут, у нас, частица отклонилась влево, то в другой Вселенной – вправо. И так всякий раз, так что таких Вселенных – видимо-невидимо. 

Здесь, конечно, речь пока  о микроопытах. Однако постепенно фантазия распространила эту красивую картину и на макрообъекты. И вот по околонаучным – и не только -  страницам зашагали бесчисленные экземпляры одного и того же человека, проживающего совсем разные жизни в разных Вселенных и не ведающих друг о друге.

И что только не пытались «объяснить»  на этом  пути! Например, известное в психиатрии сосуществование нескольких личностей в одном пациенте.  И, конечно, разные мистические истории…

Увы, реальность ограничивает полет фантазии. Хотя бы потому, что всегда сохраняется заряд и энергия, и их никак не хватит на всех бесконечных человечков.

 Говоря точнее, эти раздвоения происходят не в реальном, а в чисто условном математическом пространстве. Причем не только с объектом наблюдения, но и с самим наблюдателем.  Как говорят, что-то вроде шизофрении.

В статье проф. Андрея Гриба  (УФН, декабрь 2013), как некоторое наводящее соображение, предлагается взглянуть на картину Эшера «Дикие гуси».  Одновременно мы видим, что гуси летят и налево, и направо…