(Психологический портрет)
Как быстро пролетают годы! Вот и опять вчера была дорогая февральская дата традиционной встречи выпускников.
…В одну из недалёких пока ещё позади вёсен ушел в самостоятельную жизнь мой последний одиннадцатый класс. Каждый из детей унес с собой частицу сердца педагога. Тем более, что класс был своеобразный. Осознавая себя личностями, ученики во всем предпочитали оставаться сами собой... И была среди них девочка-лидер.
Всему свое суждение
...Невысокая, с черными прямыми короткими волосами. На круглом лице выразительные глаза то искрятся смехом, то выражают сосредоточенную серьезность. Это Лена Скоблова, - Аленка, как неизменно, по садиковой привычке, называют ее все одноклассники.
Начиная работать с ними, «пятиклашками», я сразу отметила в Алене черту, мне симпатичную: желание иметь по всему свое доказательное суждение. И еще я увидела в ней явные задатки организатора.
Круг обязанностей старосты - всегда нелегкая ноша. А Лене был доверен в результате выборов «титул» повыше – президент республики Шустряндия. Она возглавляла правительство из пяти министров с их заместителями, контролировала работу редколлегии. Мы в классе выпускали свою стенную газету, вели уникальный объемный альбом, которым очень гордимся и сейчас - «Вот наша жизнь…» Фотографии, рисунки, рукописные материалы о жизни класса, вырезки из районной газеты «Звезда» с нашими заметками и о нас – всё это составляет его страницы. Заботилась о их заполняемости все семь лет Алена. Она же хранит альбом как раритет теперь у себя дома. Когда встречаемся, с трепетным чувством, восторженным умилением, радостными возгласами рассматриваем дорогие страницы – и будто нет прошедших лет, - возвращают они нас в школьные годы… И продолжаем, продолжаем писать там о себе…
Сколько было интересных дел, интеллектуальных игр, вечеров и
поездок! Вдохновить ребят на подготовку мероприятия, взять на себя ответственность за его проведение Лена умела. Её поручения одноклассники выполняли безоговорочно. Так что классному руководителю почти не приходилось вмешиваться. Это облегчало и в то же время осложняло роль воспитателя. И в курсе всех дел нужно было быть и одновременно оставаться словно бы в стороне, что требовало немалой работы души и напряжения. Проще самой распорядиться. Но я знала: полная самостоятельность порождает у детей личную ответственность, осознанность действий и поступков, порождает желание проверить свои способности и умения, Лена окончательно сформировалась как лидер здесь, в классе.
Не возгордись
К тому, что дорого, стараешься прикоснуться не раз. Перечитываю старые сочинения. Вот восьмиклассница Аленка в рассуждениях на тему: «Как стать человеком слова и дела?» пишет: «Без самовоспитания никогда не сможешь самоутвердиться, не почувствуешь себя надежным, нужным людям». Аккуратный, ровный почерк. И мысли серьезные, свои, не стандартные…
Из анкет одноклассников: «Самая яркая черта Лены - непостоянство. Умная, с чувством юмора. Умеет найти подход к людям. Человек необыкновенно понимающий. Никогда не предаст. Не сплетничает. Ей можно полностью доверять».
Из анкеты: «Если решающее слово должен был сказать кто-то один, им часто оказывалась я».
Из анкеты (сама о себе): «Не выношу критику в свой адрес. Я признаю свои ошибки. Но только сама перед собой».
О том, что Лена сознательно работает над собой, мне было ясно не только из её творческих письменных работ, но и, например, из суждений на уроках литературы, а также из выбора ею стихов современных поэтов для заучивания наизусть. Помню, в 11-ом классе после некоторых не очень приятных событий, связанных с её категоричностью и непримиримостью, она стала читать на уроке Е. Евтушенко:
Смири гордыню - то есть гордым будь...
Я дрогнула тогда внутренне, догадавшись, как переживает Лена, раз, перелистывая томик стихов, наткнулась глазами на эти строчки; глубоко прочувствовала и приняла в своё сердце и душу мудрость поэта:
Не оскорбляйся
мнением любым...
А слова заключительные, судя по последующим обстоятельствам, уверена, остались для нее заветом навсегда.
Не возгордись ни тем, что ты борец,
Ни тем, что ты
в борьбе посередине,
И даже тем, что ты смирил гордыню,
Не возгордись - тогда тебе конец.
Над собой работать всегда трудно. Особенно если ты по знаку Зодиака Близнецы.
О непостоянстве натуры свидетельствует и лирическое отступление - экскурс в мир душевных пристрастий:
- Твое любимое время года?
- Зима и лето.
- Погода?
- Тихо падающий снег, лунная ночь. Раннее туманное утро. Ясный солнечный день.
В классе не было человека, более сведущего в гороскопах, чем Елена. Она изготовила твердый вращающийся круг с характеристиками знаков Зодиака, под которыми родились одноклассники. И к нашему классному уголку приходили потом многие, чтобы узнать в этом плане о себе. А какие интересные сообщения делала по астрологии! Например, о том, что соседа по парте нужно подбирать, исходя из знаков Зодиака. Этот материал весьма поучителен был бы для любого классного руководителя.
«Я в психологи пойду...»
Нетерпеливая мечта Алены стать психологом проявлялась не единожды в сочинениях. Например: «Меня привлекает внутренний мир людей. Я люблю общаться с окружающими, помогать им, поддерживать в трудную минуту, умею слушать и понимать людей, становясь на их место» (9 класс).
В одиннадцатом классе Лена записалась на очные подготовительные курсы Академии госслужбы, чтобы лучше подготовиться к поступлению в этот вуз. Каждую неделю по несколько раз ездила в Волгоград на занятия. Не пропустила ни одного.
Стоит только захотеть...
Алену с самого начала двигало по жизни ощущение, что человек все может - стоит лишь очень захотеть. Была в уверенности этой большая доля возрастного максимализма, но присутствовал и незначительный собственный опыт, который доказывал: степень успеха пропорциональна степени желания. Плюс труда, разумеется.
В девятом классе девочка успешно участвовала в районном конкурсе «Ученик года». Жюри по достоинству оценило ее подготовку и умение держаться на сцене.
Неимоверно устав после напряженного, начавшегося для нее в шесть утра дня, на обратном пути она тихо сидела рядом со мной в машине. Слегка темнело. Лена смотрела через стекло на раскинувшийся по обеим сторонам дороги привычный пейзаж. И мне тогда припомнились трепетные строки из ее сочинения:
«Степь я люблю, такую родную, единственную и неповторимую. Она для меня всегда будет самым лучшим уголком на земле».
Но, оказалось, не только о родной земле думала Лена. Волновалась, успеет ли на выступление в каком-то школьном мероприятии... Она участница, и она обещала. Сейчас для нее было самым главным - не опоздать. И к моему чувству радости за ее победу присоединилось (в который уже раз) чувство уважения этой по-взрослому умеющей дорожить данным словом девочке.
В десятом классе я предложила детям не брать готовые сценарии Новогоднего праздника, а создать свой. И у них получилось. Когда начались репетиции, я заболела, но подготовка общешкольного мероприятия продолжалась. Лена, с самого начала взявшая всё в свои руки, прекрасно справилась. У нее хватило сил, энергии на грандиозную работу. Была и режиссером, и оформителем, и участницей программы. Вечер удался на славу!
Пока горит свеча…
…Классный вечер. Алена за учительским столом зажигает свечу и предлагает: «Давайте поговорим...» Этот момент для всех стал ее сюрпризом - экспромтом. В полной темноте при свете маленького язычка пламени, которое высвечивало лица ребят, тихо звучали рассказы о школьных днях, о лучшем, что запомнится, мечты о будущем...
...Эта оплавленная свеча хранится в специальной шкатулке, как мы тогда договорились. Я иногда открываю ее и тоже вспоминаю доброе, хорошее, что было у нас… Например, за неделю до Нового года около доски устанавливали натуральную сосенку, наряжали ее игрушками, многие из которых изготавливали своими руками, украшали свой кабинет. Учились в эти дни, будто находясь в волшебной сказке.
Разноцветные человечки
Все одиннадцать лет Алена училась на «отлично». Принимала самое активное участие в художественной самодеятельности, в общественной жизни школы, поддерживала ее честь на конкурсах, спортивных соревнованиях районного масштаба.
Держалась всегда с достоинством, порой раздражая непокорностью взрослых. Не умела смиряться… Привыкла поступать соответственно своим принципам. Не просто так на прощальной линейке прозвучала перефразированная ребятами при её участии песня о куклах-марионетках:
По ниточке, по ниточке
Ходить вы нас учили...
Но мы - живые!..
Медаль ей не была положена из-за трех, а не двух допустимых правилами четверок в последнем полугодии...
Выпускной вечер. На стене зала - широкая лента-дорожка с двенадцатью разноцветными человечками. Эти фигурки - полушаржи на выпускников - дело рук самих выпускников. И мы, учителя, пытаемся узнать, кто есть кто...
Елена в длинном черном вечернем платье ведет программу. Несколькими часами раньше в школе на торжественном собрании после вручения аттестатов она разволновалась до слез и не могла говорить. Передала учителям лично от себя приготовленные на компьютере «Благодарности». На каждой - свой текст. Впервые в истории школы выпускница таким способом выражала то, что шло от сердца, переполняло душу. Всю оставшуюся жизнь для меня будут дороги строки: «Спасибо за... терпение, веру в меня. Именно благодаря Вам я стала самостоятельной, уверенной в своих силах».
«Многого хочу добиться»
В одиннадцатом классе Алена приняла участие в студенческой олимпиаде «Паруса науки», которую проводил институт экономики, социологии и права. За конкурсную работу получила II место и возможность быть зачисленной без вступительных экзаменов. Но, привыкнув дерзать, подала документы в Волгоградский государственный университет. На желаемый фа¬ультет психологии поступить не удалось - не хватило баллов. Стала студенткой факультета социологии. Из беседы:
- Лена, у тебя началась новая жизнь?
- Нет, продолжаю прежнюю. Просто центр тяжести переместился.
Из школьного сочинения:
«Я очень многого хочу добиться, у меня большие планы. Я стану творцом, а образование откроет мне двери в богатую духовную жизнь». Рождалась судьба. Какой она будет в реальности, ещё не было известно, но заявка на судьбу уже имелась.
В Лениной заветной тетрадке я прочла однажды её небольшое стихотворение, возникшее из радостного ощущения зимнего пейзажа:
Может, счастья - хоть немного-
Мне подарят эти дни.
Мне так хотелось, чтобы все дни Елены были счастливыми!
Послесловие.
Как мне не радоваться, если девочка уверенно, успешно идет по жизни. Семья, дочка Диана. Лена работает и готовится к защите диплома - получает второе высшее образование (юрист).
У нее все ХОРОШО!
На фото: Галина Николаевна Клинкова и Елена Скоблова