Хорошие стихи 2. Три стихотворения о главном

Вадим Герман
  Сегодня я хочу поговорить о трех хороших стихотворениях, два из которых не прошли в финальную часть Кубка Мира по русской поэзии – 2013, а одно, несмотря на ожесточенную критику, попало в четверку сильнейших стихов Кубка. Впрочем, и двум другим стихотворениям из этой «тройки» крепко досталось от благодарных читателей –  что поделаешь, так принято… Повод, однако, есть, и,  отбросив словесную шелуху, можно оставить от него только обиженный возглас: «Так нечестно!». Нечестно – потому что разговор идет об отношении героя(читателя, автора)  с самыми дорогими ему людьми – детьми и родителями. «Нечестно» - потому что автор стихотворения вольно или невольно «зацепил за живое», «содрал болячку»,  «насыпал соль на рану» - в общем, коснулся того, что для каждого человека очень больно, важно и значимо. И если такие стихи – «удар ниже пояса»,  то значит, что это место незащищено. И кто сказал, что от стихотворения можно получить только эстетическое удовольствие? Можно получить и боль, но если нам больно, значит, мы не потеряли шанс выздороветь.
 Первое стихотворение, о котором я хочу поговорить, поразило меня не изысканными метафорами, интересными рифмами и  четкой, отшлифованной формой, поразило – идеей.   «Лир». Вадим Смоляк не просто использовал образ трагедии Шекспира, скорее, он позаимствовал только «оболочку», «внешность» главного героя, имена, но не суть. У Шекспира Лир, пострадавший от коварства и лицемерия двух дочерей, фигура трагичная вдвойне: он сам оттолкнул любящих людей; у него осталась надежда. Порой мне кажется, что надежда – самое страшное зло на земле.  «Все обойдется» -  шептались в местечках при наступлении фашистов; «Да здравствует революция!» - говорили вполне неглупые люди, зная, по горькому опыту,  что любая революция убивает в первую очередь людей образованных, и с особым удовольствием – тех, кто её поддерживал;  «а со мной он пить не будет» - такое говорит каждая вторая соотечественница… Есть ли надежда у героя этого стихотворения? Нет. У него есть уверенность – причем, конечно же, необоснованная, что дочери  (как только у них выдастся  свободная минутка), его найдут, утешат, похоронят. И, видимо поэтому, он – «меченый вечностью». У вечности – минут хватает. И, наверное, хватает таких героев – ждущих… А пока – он счастлив. Счастливый, оставленный детьми Лир – какая ирония! И не нам судить и осуждать – мы не слышали рассказа дочерей.  И сочувствовать – не нам. Мы еще – не на его месте. И – может быть что-то гораздо страшнее, но об этом – чуть дальше…
http://www.stihi.ru/2013/12/21/9773
Вадим Смоляк
Лир

 У бакалеи на желтой скамеечке,
 Кутаясь в клетчатый плед,
 Млеет на солнце и лузгает семечки
 Меченый вечностью дед.

 Кто-то одарит початой бутылочкой,
 Кто поднесет бутерброд,
 Благо, что славится взаимовыручкой
 Щедрый на жалость народ.

 Как-то спросил старика на неделе я,
 Есть ли на свете родня?
 «Три - Гонерилья, Регана, Корделия -
 Дочери есть у меня.

 Выйдет минутка, отыщут и явятся,
 Вытрут слезинки с лица.
 Милого сердцу, бродягу и пьяницу,
 Тихо схоронят отца».

 Выпили вместе, прониклись симпатией,
 Проще взглянулось на мир.
 Передо мною был в царственной мантии
 Всеми отвергнутый Лир.

 Пряди седые по ветру полощутся,
 В прошлое впились зрачки.
 Там на закате зеленая рощица,
 Дочки, панамки, сачки…

 Ахи и вздохи, ошибки девичества,
 Внуки – подарки небес.
 Что же осталось вам, Ваше Величество?
 Пенсия, хвори, собес.

 Годы покрыли чело, будто рабица,
 Выкрали прежнюю стать.
 «Старче, как жизнь?», а он щурится: «Нравится!»
 Что еще можно сказать…

 
Второе стихотворение я привожу в несколько сокращенной редакции – по моему мнению, некоторые моменты и детали, важные для автора, для меня, как читателя,  являются  длиннотами. Для успешной дальнейшей жизни стихотворения, как мне кажется, его можно и нужно переработать, выкинув все необязательное. Полностью его  можно прочитать на страничке автора, здесь же приведу те строки, которые важны для сегодняшнего разговора. 

http://www.stihi.ru/2014/01/23/2112
    Инга Сташевска
Материнская любовь

 Вновь её голос в трубке - приезжай, поговорим,
 Дескать, скучаю, давно не виделись и т.д.
 ( И дрожит струна, взводят курок (раз-два-три),
 Пепел Содома падает на Эдем).

 Конечно, приеду. Деваться некуда - всё же мать,
 Не сбежать (развестись и забыть - не муж),
 Конечно, было бы проще - строкой письма,
 И ни марки, ни адреса чтоб письму...

 Приеду, шепотом - точнее - просто приду,
 Ведь за углом и бываю там каждый день.
 И услышу с порога (как всегда!), что я дура из дур.
 И всё у меня абсолютно иначе, чем у людей.
……………………………………………………
……………………………………………………

 Часы на стене - почему-то совсем не ползут
 Противные стрелки!...Внезапная тишина -
 Она дрожащей рукой вытирает слезу,
 И - последняя фраза - "Ведь ты у меня - одна! -

 Ложится - камнем, точнее, последним штрихом,
 Стежком в полотне, картине осеннего дня....
 И, кутая горло связанным ею шарфом
 Думать - одна... как и ты - одна у меня.



После Лира, брошенного дочерьми (или дочери были  им брошены – кто может сказать точно?), вот, кажется, более благополучный вариант: дочь терпит упреки матери, страдает, но терпит; мать не может простить не исполненные дочерью ожидания, терзается, наставляет – но, кажется,  без толку…  Обе  любят… Какое честное и страшное стихотворение: два любящих человека, у которых больше – никого,  отчаянно мучают друг друга – своей любовью, своим существованием, изводят тем, что они  разные. Не помню у кого(и поэтому за точность не ручаюсь), я прочитал фразу: «люди не могут избежать зла: нам приходится учиться нести в себе осуждение и боль других».  Боль, которую несут в себе героини стихотворения – обоюдная.
   Рискну предположить, что дочери «Лира», героя первого стихотворения, так же легкомысленны, как их блудный папаша (и на это есть намеки в стихотворении); предположу, что дочь и мать из  второго стихотворения тоже, на самом деле очень близки и похожи. “Как-жить-в-этом-мире” – закладывается в детстве, нашими родителями. И то, как мы к ним относимся сейчас, так позже будут относиться к нам наши дети -  простите за банальность.
 На Кубке мира- 2013  это стихотворение  заметила и отметила Наталья Малинина, думаю, не только за отлично прописанный текст(длинноты опустим), но и за честность. Честность автора, поэта, которая очень нужна, хотя и неприятна – в этом стихотворении каждый из нас увидел себя.  Вы – лучше, добрее, терпеливее?  Скажите откровенно - Вы так не делали, так не чувствовали?  Никогда? Я снимаю перед Вами шляпу…

    Третье стихотворение сегодняшнего дня – одно из самых моих любимых на прошедшем Кубке.
http://www.stihi.ru/2014/01/04/8174

Рая

 А на девочке пижама в горошек.
 У горошка легкомысленный вид.
 Укрываю. Лёгкий чубчик ерошу.
 Напеваю. Рая губки кривит.

 За окном долдонит дождь-барабанщик.
 Рая видит сны о самом простом.
 Просыпается, оладушков клянчит.
 Говорю ей: «Спи, мой птенчик. Потом».

 Утром тру для Раи фрукты с базара.
 И оладушки даю. И чайку.
 Рая просит: «А поставь Лесковара».
 Что ж, пластинки с чердака волоку.

 Но не слушает. Лепечет о папе,
 об отце и о младенце с икон.
 Я меняю ей слюнявчик и памперс
 и в коляске вывожу на балкон.

 Во дворе осенний свет. Клён желтеет.
 Рая дремлет под рефрен Mamy Blue.
 В феврале ей будет семьдесят девять.
 Если Рая не умрёт к февралю.


     Какой искренней любовью и сочувствием наполнено это стихотворение! Наверное, лучшие образцы стихов с таким наполнением и должны быть написаны легко, тяжеловесность в таких текстах губительна.  Но все ли просто в  этом стихотворении? 
Этот текст, как мне кажется, стоит в одном ряду с двумя «знаковыми» для Чемпионата Балтии стихами.
http://www.stihi.ru/2009/11/20/6196  Людмилы  Орагвелидзе
http://www.stihi.ru/2013/01/01/2127 Светланы Чернышевой
     Когда я читал стихотворение Людмилы Орагвелидзе,  несколько раз мелькала мысль-цитата: «Скажите, долгая старость – награда или расплата?».  От  «В булочную»  Светланы Чернышевой – ощущение оптимизма и трепетного отношения к старости, легкой улыбки, нежности и приязни. «Рая» поднимает несколько другую тему, её секреты не так очевидны…
Первое – зеркало.  Старость - детство. Вначале мать заботилась о дочери, сейчас пришел черед заботится дочери. Кажется, довольно банально, человек приходит в мир слабым и беспомощным, и уходит из него – впавшим в детство, требующим к себе заботы и внимания. Но смотрите, какой контраст с тем же стихотворением  Людмилы, со стихами «Лир»  и «Материнская любовь»  из сегодняшнего нашего разговора: вэтом стихотворении  героиня с теплом и нежностью относится к матери. Да, так и должно быть, но часто ли мы это видим? Какой заряд доброты, тепла и заботы смогла передать своей дочери Рая, чтобы тепло, забота и величайшее терпение вернулось к ней под конец жизни! И в стихотворении – именно дочь,  не наемная сиделка -  недаром здесь упомянута песня Юбера Жиро «Тоска по маме»…Второе. Имя героини – Рая. Рая - рай… «Лепечет … об отце и о младенце с икон»… если только можешь, авва отче…достать чернил и плакать…? Даже не аллюзии – просто носится в воздухе… «Утром тру фрукты» - непростая игра со звуками  игра в «простом» стихотворении…
  Но вернемся к главному. Старость, смерть, беспомощность – это очень большой страх в жизни каждого человека. В стихотворении страха нет, есть только любовь. Как мне кажется, самая большая ценность этого текста– именно в  заряде любви, который дает автор. Мне, кажется, пришла в голову разгадка, отчего некоторые читатели этого стихотворения так болезненно отреагировали на него – с таким   даром, что дала Тали, надо что-то делать…а показать, что ты можешь любить, можешь плакать, можешь сопереживать – в наше сумеречное время опасно – могут счесть слабым…
Вадим, Инга, Тали – спасибо Вам за Ваши стихотворения. Не все и не во всех стихах я принимаю,  но главное – вы сказали то, что должны были сказать. Есть немодное слово -  Человечность. Спасибо Вам за то, что не боитесь быть…немодными…