Флоренция. Палаццо Питти

Раиса Бачерикова
                (По залам Палатинской галереи)
                Художникам, подарившим миру Красоту
      
                Молись за художника.
                Ф.Бартоломео

                Прекрасны площади Флоренции в закат.
                "Давид" Буонарроти - это чудо!
                И поздний Ренессанс изяществом богат -
                Уходят в небо шпили. Шпили всюду.

                Широкая Арно. Ступеней добрый путь. Спешу
                В чертог богов, дворец - Палаццо Питти*, -
                С картин, люнетов** ярких глаз не отвожу:
                Венок здесь Красоте сплели - смотрите!

                Здесь, в этих залах, жили пятьсот лет
                Под звуки клавесина и виолы.
                Как в зеркале, всех Медичи здесь след
                И Ренессанса позднего все школы.
         
                К Венере, к Зевсу, к Марсу в залы ухожу -
                На потолках живые вижу фрески.
                О! гении творений, Боже! Чуть дышу:
                Здесь дар бесценный, а не жанр бурлески***.

                Художник чистых красок здесь не пожалел:
                Так много золота, лазури, сини.
                Сияньем чудным льётся дальний свет с небес,
                И дух творца живёт, живёт поныне.

                Сюжеты расписные вижу всюду я,
                Пространства иллюзорные эффекты,
                В рельефах медальоны, золотом горя,
                Льют отсветы на тондо****и портреты.

                Из века одного в другой перехожу.
                Вот "золотой"... Он весь в потоках света -
                В гармонии созвучий радость нахожу,
                Художника читая вдруг заветы

                О том, как путь держать, добро нести, любить
                И радоваться жизни, травам, свету,
                Свечой души своей чтобы светить
                И благодарным Богу быть за это...

                Так радостны лица на фресках Кортона:
                Здесь молодость светлою в мире живёт,
                Как в "грёзах" Овидия, нет слёз и стона,
                В классический рай всех дорога ведёт.

                Панель вот "Аполлон и музы" хороша.
                Герои, мне знакомые, танцуют -
                Живёт Перуцци-рисовальщика душа,
                Изяществом и красотой чарует.

                Как чудно вдохновенны лица у богинь,
                Как грациозны и легки движенья,
                Глаза у Аполлона, что сапфира синь,
                Полны и красоты, и вдохновенья!

                Но вот внимаю бронзовым скрижалям:
                В цепях здесь генералы... плен, трофеи -
                Воинственность людей не понимаю,
                Несут беду такие вот "метели".

                Встречает век, однако же, "железный".
                Здесь крики, плач, насилие, убийства
                (Ужасен, друг мой, человек мятежный)! -
                То силы и бессилие злодейства.

                О! ужас, гнев и боль. - "Последствия войны",
                В страданиях от грабежей Европа,
                Любовь, искусства, милость в жертву отданы -
                Сам Рубенс говорит! - нельзя галопом.

                Всё - боль и страх. Судьба младенцев решена.
                Со взором к небу в трауре Европа.
                Венера сдерживает Марса. Фурия страшна -
                И гибель впереди. Там Голод, Смерть, Чума...
 
                По залам галереи медленно хожу,
                Стою, задумавшись, у Рафаэля. -
                Печали материнской свет там нахожу.
                Стою всё у мадонн, уйти не смея.

                А вот Божественность и человек слились
                От Духа в золотистой дымке света -
                "Крещение Христа"!.. - мой друг, остановись -
                Нам Веронезе шлёт свои заветы:

                Сложив смиренно руки, голову склонив,
                Христос вдохновенно уходит в Крещение.
                Здесь ангел, голубь белый... И Креститель с ним -
                Иисус был человек! - вот откровение.

                Я отойду. И стану чуть в сторонке,
                Пытаясь сердцем пережить. Молчу.
                Уже смолкает чей-то голос звонкий -
                На цыпочках к причастию стою!.. 
               
                А вот уже и плачут над Христом.
                Безмерно горе. В лицах состраданье.
                Вдали видны  Голгофа, ряд крестов -
                Бартоломео - верх всех ожиданий:

                Горюют Магдалина, верный Иоанн,
                Над телом Сына Божьего склонившись, -
                Печаль, обида, боль... в глазах туман.
                Суровы Пётр и Павел, появившись.

                Фигуры богатырские апостолов,
                Как будто войско на защиту встало, -
                На плащанице, на земле разостланной,
                Иисуса тело злоба распластала...
               
                Но дивен лик "Святого Иеронима".
                О кардинал! (О Верроккьо сюжеты!) -
                Что слышит он? Душа его хранима,
                Духовность в облике, в чертах аскета:

                Он сам есть слух Уходит весь в далёкое
                И что-то тайное один лишь слышит.
                Он сам есть свет! Он чувствует высокое.
                И, Словом светлым вдохновенный, пишет.

                Библейских текстов верный переводчик
                (Убор же красный голову венчает!),
                В его руках святой первоисточник,
                Знать, Дух Святой на труд благословляет.

                Небесной синью светятся глаза,
                И Божий голос слышен ему рядом,
                Всё в облике святого, в трепетных руках -
                Святой Грааль***** ведёт. И слов не надо.

                Великий Леонардо руку приложил,
                Чтоб на века запечатлеть святого
                Духовные искания. Святой так жил. -
                Нет, друг, нам взора не забыть такого.

                Как Чаша Святая******, тот взор вдруг играет
                В святом ореоле чудного света.
                Сам Дух Красоты здесь сиянье являет -
                Ты, Боже, велик! - спасибо за это.

                Задумавшись, из Ренессанса выхожу,
                Спускаюсь я. О времени ступени! -
                И, обернувшись, благодарною смотрю,
                Пред Красотой душой став на колени.

                Людской поток течёт, как тихий водопад.
                И по ступеням медленно движенье.
                Скрижалями времён палаццо здесь богат,
                И эти нам скрижали во спасенье.

                Молюсь, художник, гений, за тебя молюсь,
                Прошу у Господа тебе я света
                За то, что к Красоте божественной тянусь,
                За то, что так светлы твои заветы.

                Молюсь! Художник, за тебя молюсь.
                Январь 2014
                __________
                *Палаццо Питти - самый грандиозный дворец Флоренции,
                расположенный на левом берегу р.Арно,
                который является зеркалом истории
                европейской имперской семьи, древней
                Савойской династии, династии Медичи,
                короля объединённой Италии.

                **люнет -(от франц. Lunette)- арочный проём в своде или
                стене, ограниченный снизу горизонталью. 
                ***бурлеска -(от итал. burLesco, burLa)- шутка.

                ****тондо -(от итал. tondo)- картина или рельеф,
                круглые по форме.
   
                *****Святой Грааль(перен.)- для обозначения заветной цели,
                часто недостижимой или труднодостижимой.

                ******Чаша Грааля (по Н.К.Рериху) - Культура, то есть
                наивысшее понятие, к которому должны
                быть направлены все лучшие, творческие
                мысли всей человеческой сущности на
                службе человечеству.