После первой звезды...

Алексей Толин
На редакционной планерке, посовещавшись с коллегами было принято решение: на  Крещение разъехаться по разным местам, чтобы сделать фоторепортажи о том, где и как праздновался этот один из самых древних праздников христианской церкви. Я поехал в город моего детства Хвалынск. Так уж сложилось, но за всю свою жизнь ни разу не довелось окунуться в крещенскую прорубь. Поэтому теплилась робкая надежда, а вдруг на этот раз мне удастся приобщиться к этой суровой православной традиции...

Хвалынск встретил меня возмужавшим морозом, ослепительным солнцем и пронизывающим ветром. По народным приметам, если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое, а если пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Нынешний ясный день на Крещение предвещал... неурожайный год. Ну, что же, посмотрим, насколько в наше время можно доверять старым «агротехническим» приметам-предсказаниям.

Выпавший накануне снег искрился под солнечными лучами, а ярко подсвеченные лучами дома и деревья на фоне бездонного голубого неба, казались лубочными декорациями к рождественской сказке. Практически в каждом дворе топились бани, распространяя по всей округе уютный дымный аромат. Бани здесь топят разными дровами, в том числе и от фруктовых деревьев, отчего в дымный коктейль вплетаются вкусные «компотные» нотки. Особенно явственно это проявляется на морозе. Как жаль, что такой вот «сухофруктный» аромат невозможно зафиксировать на каком-нибудь компакт-носителе!
Расчехлив фотоаппарат я сделал несколько панорамных снимков безлюдных хвалынских улиц, чем привлек внимание бабушки, набиравшей воду из уличной колонки. Поставив ведра, бабуля поинтересовалась, чего выдающегося я там высмотрел — уж не тарелку ли летающую?
Ну, как же, посмотрите, красота-то какая! Лепота!!! Хоть картину маслом пиши! - я обвел перекресток широким плавным жестом.
Где красота?! - изумилась бабуля.

Пройдя половину квартала я оглянулся. Бабуля стояла, и как зачарованная, пристально вглядываясь в улицу, видимо пытаясь докопаться до первоисточника, вызвавшего приступ восторга и квасного патриотизма.

Из телефонного разговора с моим другом Александром Рябушкиным, выяснилось, что хвалынчане в этом году проруби на Волге не рубили, поэтому ночная служба с освящением воды состоится на Святом источнике. Мы договорились, что в половине двенадцатого ночи Александр заедет за мной, потом за настоятелем Крестовоздвиженского храма протоиерем Виталием Колпаченко и... вместе поедем на Святой источник. 
За чисткой снега и банными хлопотами, короткий зимний день сгорел незаметно, и в быстро потемневшим небе ярко загорелась первая звезда, после которой православным разрешается вкушать пищу.

А вскоре и все ночное небо украсилось алмазным блеском небесных светил. Но особенно расстаралась луна — нереально больших размеров, она светилась какими-то красновато-оранжевыми, зловещими оттенками. В связи с чем, вспомнилась еще одна примета, накануне прочитанная в Интернете: если крещенская ночь придется на полнолуние — по весне возможны обильные паводки, а звездная ночь предвещает сухое лето и обилие ягод. Поживем — увидим, окажется ли  предстоящее лето засушливым и ягодным?
Как и договаривались, Александр заехал за мной в назначенное время, и мы поехали за отцом Виталием. Их храма батюшка вышел уже в праздничном облачении, держа в одной руке крест, а в другой увесистую церковную книгу. Настроение было приподнятое и немного волнительное, словно в предвкушении чудесного события!
Дорога к территории Святого источника оказалась идеально очищенной от снега, а по обилию автомобилей напомнила оживленную магистраль. Уже на подъезде к Животворному Источнику, нас остановил было полицейский патруль, но отец Виталий показал через стекло крест. Блюститель порядка взял под козырек и махнул рукой — проезжайте. Невольно вспомнилась фраза из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Вот, во-о-от, чего крест животворящий делает!».

У купели было многолюдно, тут и там стихийно образовывались островки разнокалиберной посуды с водой, загодя налитой из Святого источника. Несмотря на обилие людей царила торжественная тишина, нарушаемая лишь негромким бурчанием насоса качавшего воду. В этом месте в летнюю пору я бывал многократно, но сейчас зимней ночью открывалась незабываемая, фантастической красоты картина!
На фоне темного леса, таинственно проглядывался белый силуэт часовни, через раскрытую дверь которой были видны пламенные язычки горящих свечей. Рядом бревенчатый сруб купели, и над всем этим огромная луна в оранжевом гало. Никогда не видел подобного сочетания!

Началась праздничное служение. А я, к великому сожалению, понял, что редакционный фотоаппарат, всегда безотказный, как АКМ — на сей раз подвел. Даже при предварительном просмотре было понятно, что качество снимков просто ужасное! Перепробовав все режимы съемки, пришлось констатировать: фотоаппарат здесь и сейчас почему-то категорически отказывается работать. Позже при просмотре на мониторе компьютера, обнаружились еще одни странности. На некоторых снимках было видно, как из двери часовни, будто молнии выбиваются яркие световые лучи. На одном из снимков эти молнии формировали фигурки напоминающие конские головы. Чудеса да и только!
После праздничного служения отец Виталий произнес проповедь из которой особо запомнились слова о том, что для многих христиан проще  залезть в иордань с ледяной водой, чем прийти на исповедь.

На самом деле это «моржевание» не имеет ничего общего с Таинством Исповеди и Таинством Причащения, которые дают благодать очищения от грехов, - сказал о. Виталий.
Это в народе почему-то возникло ошибочное поверие: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. «Моржевание», как демонстрация своей приверженности к православию, на самом деле не имеет ни смысла, ни значения, - констатировал священник. Наверное благодаря этой проповеди в ту ночь никто из присутствующих ледяной водой не обливался. По крайней мере я таких не видел.

Вернувшись далеко за полночь, я угощал маму освященной водой из Животворного родника. И эта голубоватого оттенка вода, казалась самой вкусной из всех существующих напитков. И признаюсь честно, не было никакого сожаления, что «моржевание» вновь отложилось на неопределенный срок. Эта чудесная крещенская ночь и без «водных процедур» запомнится мне на всю оставшуюся жизнь...