Тайна Троицы в христианстве

Валентина Хоральд Байрам
   Троица Великая Божественная, являет собою единение в цельное всего Сущего, населяющее Мироздание, которое и есть Господь Всевышний, Созидатель и Творец, Судья и Учитель всему, что сотворил, а следовательно и себе самому.
   
   Вот как на  тему Троицы пишут в массмедиа:
   "Одно из главных откровений христианства, отличающее его от всех остальных религий, заключается в том, что Бог есть Троица. Современному человеку не так просто осознать и принять, что Отец, Сын и Дух – не три бога, а один. Для понимания этого следует обратиться к свидетельству учеников Иисуса Христа и опыту первых христиан.
  Что такое Символ веры и зачем он нужен? Для христиан знание и понимание Символа веры необходимо. Без этого невозможно быть сознательным и ответственным членом церкви.
  Лет 15 назад в воскресной школе Данилова монастыря, где я тогда работал и учил мальчишек и их родителей, мама одного из воспитанников рассказывала нам случай. На улице кто-то из бездомных и нищих попросил у неё денег, мотивируя это тем, что он верующий и православный. И она, как человек образованный в церковных вопросах, решила испытать его: «Символ веры-то хоть расскажи!» Ответ попрошайки нельзя передать без жестикуляции. Он, разводя руками над головой, сказал: «Э... Мать, чтоб Символ веры знать, надо во-о-от такую голову иметь!» Мы, конечно, тогда все смеялись. Однако по сути, хоть и не понимая этого, бездомный был прав. Символ веры — очень непростая тема.
   По мере сил в этой и следующих заметках постараюсь не только поделиться моим пониманием, что такое Символ веры и зачем он нужен, но и предложить комментарии и пояснения к тексту.
   О вере. Чтобы не повторяться, напомню, что как-то о вере в Бога я уже писал. Здесь мне важно акцентировать внимание на том, что вера — это нечто из области личных отношений. Даже в простых разговорах мы часто произносим: «Я тебе верю», «я доверяю», «я верен тебе», «я уверен». Для меня вера — это некое выражение внутреннего отношения личной отдачи и своего личного посвящения. То же, что и в любви.
   Сказать кому-то «я знаю, что ты...» — это значит сказать отстранённо, констатировать факт. Что, кстати, тоже важно. Но сказать «я верю» — значит показать включённость, единство и некие живые отношения. Я думаю, что вера — это во многом знание о себе. Это свидетельство о понимании себя и своей решимости, и включённости, и своего принятия Кого-то, и готовности к встрече с Кем-то. Вера, в конечном счёте, — это и своего рода видение, и знание, и ощущение, и опыт, и личные отношения.
   У верующего, как и у любящего, нет внешних подпорок. Заученные слова, прочитанные книги, знания о чём-то, какие-то действия — всё это вторично по отношению к тем самым личным отношениям. Христианин как бы висит над небытием один на один с Богом, и связывать их может только личная и живая вера. У каждого свой «разговор», свой «договор», свои «счёты» с Христом, и, по большому счёту, никто не может вторгаться в эти отношения.
  Зачем же нужна формализация? Как ни парадоксально, но вера требует формализации. И для этого, я думаю, есть несколько причин.
  Первая — это осмысление и фиксация своего опыта, ради самоидентификации. Любой человек или любая группа нуждаются в ответе на вопросы: «Кто я?», «Кто мы?». И для ответа важна не только работа мысли, но и унификация понятий. Исходной точкой для христианского осмысления веры является Священное Писание — Библия. Если я христианин, то моя вера должна быть созвучна Библии. Научу вас молитве хорошей!
  Вторая причина — передача веры своим детям, или, более широко, последующим поколениям. Формализация веры и рождённые ей тексты — это своего рода учебные пособия в педагогике веры. Понятно, что педагогика шире и больше учебников или формул, а воспитание не сводится к передаче знаний, оно, скорее, передача жизненного опыта. Но и без знаний тут не обойтись. В кого и как мы верим? Кто наш Бог? Что Бог ждёт от людей? Что значат его заповеди? Эти вопросы не могут иметь разные ответы из поколения в поколение на протяжении истории. Необходимо единство, преемственность и соотнесённость с Евангелием, а значит — удобная для хранения и передачи форма ответов.
   Правда, тут требуется одна оговорка. Христианам важно знать историю, но жить настоящим. Им важно понимать, чему тот или иной вероучительный текст учит их (лично каждого) сегодня, а не учил когда-то и кого-то.
  Третья причина формализации веры — это позиционирование по отношению к иным и, если нужно, защита от противников и врагов веры. Позиционирование говорит, что веры бывают разные, и требует признания этого факта. Защита веры (апологетика) предлагает не только объяснить и сравнивать, но и противопоставлять и отделять. Для каждого верующего важны не только личные ощущения и переживания, но и ясные ответы на вопросы. Чем моя вера отличается от других? Как я могу ответить на разного рода вопросы и обвинения? Получается, что верующим людям необходимо умение выражать свою веру на общепринятом языке.
  Зачем нужен Символ веры? Не только христиане и не только верующие стремятся к единству. Любое сообщество, даже вечеринка, имеет границы, а значит, имеет и критерии принадлежности и условия пребывания внутри сообщества: во-первых, по цели и смыслу, во-вторых, по дисциплине. В идеале критерии и условия должны быть краткими и понятными. Для христиан, для Православной церкви такими критериями по цели и смыслу издревле были Символы веры — краткие и точно сформулированные самые важные истины. Символы веры выражают то, без чего вера неполна, или рассыпается, или становится чужой.
  Символ веры, вернее, готовность его принять как краткое и общее выражение личной веры, и является одним из условий единства, то есть пребывания в христианской общине, в церкви. Наверное, можно сказать, что Символ веры — это те границы и очертания, в которых каждый христианин видит отражение своего опыта жизни с Богом. Символ веры выражает то главное, в чём каждый член христианской общины и Православной церкви солидарен с иными членами. Для христиан знание и понимание Символа веры необходимо. Без этого невозможно быть сознательным и ответственным членом церкви.
  Как появился известный Символ веры? Кто такие священники и почему появились «предатели в рясах»?
  Христианские общины древних церквей имели свои в чём-то различные символы веры. Так или иначе, различаясь, все они отвечали указанной выше цели. Прежде всего, символы веры изучались и впоследствии торжественно произносились новообращенными христианами перед крещением. Это было свидетельство о личной вере и о том, что подготовка пройдена. С глубокой древности христиане пели (и поют доныне) символы веры вместе перед Причащением Тела и Крови Хростовых в знак живого свидетельства не только о единстве, но и о том, что они именно христиане — ученики Христа. Символ веры также традиционно произносили (и произносят) будущие священники и епископы перед рукоположением.
  С началом имперского периода в жизни христианства (после 313 года) пришла и пора формулировки и унификации вероучения. Известный нам всем Символ веры появился во второй половине IV века, вероятно, в Иерусалимской Церкви. В основе своей он отражает истины веры, сформулированные на соборе христианских епископов в г. Никее в 325 году (I вселенский собор). Есть мнение, что Символ был доработан участниками Константинопольского собора (II Вселенского) в 381 году. В итоговой версии Символ веры оказался настолько удачным, что уже к середине V века вытеснил собой традиционные для той или иной местности символы, что и было закреплено официально на Соборе в г. Халкидоне (IV Вселенский) в 451 году. С тех пор и поныне подавляющее большинство христиан исповедуют свою веру словами Символа веры, именуемого Никео-Цареградским (Никео-Константинопольским).
  Символ веры. Приведу текст Символа веры по-церковнославянски и по-русски. В следующих заметках речь пойдет о содержании этого вероучительного текста.
По-церковнославянски: По-русски:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено.
3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).
   
   "Тайна Бога. О Символе веры. Часть вторая.
   Несмотря на вполне традиционный и даже хрестоматийный разбор Символа по частям, хочу обратить внимание, что это лишь педагогическая попытка разложить общее на составляющие, чтобы впоследствии их собрать воедино.
   Итак, продолжим разговор о Символе веры. Зачем он нужен и как он звучит, я уже сказал ранее. Поделюсь своим пониманием первой части Символа веры.
   По-церковнославянски: По-русски:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Общие мысли
   Несмотря на вполне традиционный и даже хрестоматийный разбор Символа по частям, хочу обратить внимание, что это лишь педагогическая попытка разложить общее на составляющие, чтобы впоследствии их собрать воедино. В этом смысле для современного человека Символ веры, вероятно, звучит слишком разрозненно.
   Частностей в этой теме настолько много, и они настолько важны, что после их изучения единая картина складывается далеко не у всех. Паззл и вправду сложен. Для современной постсоветской культуры и мировоззрения Символ веры — вещь слишком умозрительная, чуждая и по своей сути (как религиозная богословская формула), и по своим частным богословским категориям, не имеющим ни оснований, ни аналогов в общественной и личной жизни.
   Мы видим, что Символ умалчивает то, что христиане готовы сказать о Боге в целом. О Святой Троице как Единстве речь не идёт. В целях дидактики взгляд на Бога разделяется изначально, предлагая как бы параллельный разговор об Отце, Сыне и Духе. При этом, конечно, многое из сказанного об Отце относится к Богу вообще.
   Поэтому для целостного понимания при чтении Символа веры не стоит делать паузы, он должен прозвучать на одном дыхании, как цельное и неразложимое в жизни и в вере исповедание Одного, Единого Истинного Бога христиан.
   И последнее предварительное замечание. Как люди узнавали о Боге, как познавали Его? Ответ христиан таков: о Боге говорит личный опыт, Библия, история христианства и христиан. В определённом смысле Символ веры стоит изучать после чтения Библии (или хотя бы Евангелия), ибо он лишь философски ёмко сводит библейское откровение к краткому выражению.
  Бог — Живая Личность. В первой части Символа, говорящей, как видно, о Боге Отце, мы видим и очень важные истины о Боге вообще. Их удобнее всего комментировать в контексте Ветхого Завета — того откровения, что было дано людям до пришествия Христова, а значит, до откровения о Троице.
   Спас Нерукотворный (Новгородская икона XII в.)
Для меня очень важно, что Библия говорит о Боге как о «Боге отцов наших», Боге Авраама, Исаака и Иакова, Боге Моисея и т. д. Бог для библейской традиции и для христиан — это Тот, кто вступает в живые отношения с людьми, более того, с людьми, исторически реальными и названными по именам. Бог в Библии — это Бог Завета (договора), являющий Себя, прежде всего, в непреложности и исполнении этого договора.
   Вспомним Моисея. Бог является ему и открывается как «Аз есмь Сущий» и как Тот, кто заповедал спасти израильтян. Бог открывает себя, как истинное и непреложное Бытие. Всё, что существует, — есть лишь потому, что ему позволено быть. Но открывается это не бездушно, а в диалоге. Моисей слышит от Бога: «Аз есмь» и «выведи Мой народ из плена», но и отвечает Ему и даже возражает. Бог не только говорит о Себе, Бог общается — Он, говоря нашим современным языком, Живая Личность, лицом к лицу приступающая к человеку.
   Бог не просто поручает Моисею спасение израильского народа из плена, Он становится гарантом выполнения этого поручения и пребывает с Моисеем и даёт ему власть и силу всё исполнить.
   Творец. Библия говорит о Боге как о Творце и Вседержителе. Для христиан именно Бог сотворил мир и человека. Об этом я говорил в другом месте. Тут важно, что мир и человек — это творение, то есть то, что не есть Бог. Бог не рождает мир и человека, не отщипывает их от Себя, но творит из ничего. Отсюда для христиан основание для диалога с Богом, для общения с ним. Говорить могут только различные существа, разговор самого с собой невозможен.
   Судьба на острие. Мифическая история копья, пронзившего Христа
 В этот момент обычное оружие стало тем самым Копьём Судьбы. Фрагмент иконы «Распятие».
   Мир сотворённый — мир, устроенный разумно и имеющий цель. Мир — дом для человека. Мир познаваем человеком и преобразуем. Это, кстати, является одним из базовых оснований для появления и развития науки (см. соответствующую заметку).
  О людях Библия говорит, что они созданы Богом по Его «образу и подобию». Опять же, подробнее я говорил об этом в другом месте. Тут лишь укажу, что для христиан именно это и есть основа глубочайшей уверенности в том, что человек — это разумное, самостоятельное, свободное существо, способное к любви и творчеству. Человек — тварная (то есть сотворённая) личность, способная в диалоге общаться с Личностью Нетварной.
   Кстати, по вере христиан, наделив человека свободой, Бог не посягает на неё. Именно поэтому отношения с Богом — это всегда отношения личного свободного выбора человека, то есть вера.
   Слово «вседержитель» для христиан означает, что мир не оставлен сам по себе, как часы, сделанные часовщиком. Бог — Вседержитель, Он — Тот, кто всё сотворённое держит, поддерживает в бытии. Без творческого участия Бога бытие проваливается. Мир как бы висит над пропастью, и если не поддерживается — распадётся. Но и это не всё. Библия говорит, что Бог участвует в судьбах и человека, и мира, Богу дорого Его творение. В Евангелии есть удивительные слова о Боге: «Ибо так возлюбил Бог мир…».
   Видимые и невидимые миры — это, конечно, мир ангелов — служебных духов Божьих (об ангелах см. отдельно) — и мир человека с его домом — вселенной.
   В завершение приведу несколько очень красивых высказываний о Боге.
   Иоанн Златоуст (IV в): «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия».
   Иоанн Дамаскин (VII в): «Бог во всём пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству». «Всё отстоит от Бога не местом, а природой».
   
   "Главная тайна христианства. Символ веры. Часть третья.
   Теперь, пожалуй, можно сказать и о главном, о том, что отличает христианство от всех остальных религий. Продолжаем разговор о Символе веры.
   Верую во Единого Бога Отца... и Сына Божьего единородного, иже от отца рождённого прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождённа, несотворённа, единосущна Отцу, им же вся быша... И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего пророки... Верую в единого Бога Отца... и Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено... И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
   Верую во Единого Бога Отца... и Сына Божьего единородного, иже от отца рождённого прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождённа, несотворённа, единосущна Отцу, им же вся быша... И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего пророки... Верую в единого Бога Отца... и Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено... И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  Свидетельство Писания. В чём смысл православного праздника Троица?
  Когда мы говорим о Боге — Отце, Сыне и Духе, — нам недостаточно того откровения и тех слов, что даны в книгах Ветхого Завета. Следует обратиться к свидетельствам учеников Иисуса Христа и опыту первых христиан.
В этой заметке я приведу наиболее яркие слова Самого Христа. Апостол Иоанн, один из четырёх евангелистов, очень подробно описал последнюю беседу учеников со своим Учителем. Вскоре после неё Иисус был арестован, над ним издевались, его били, унижали и распяли на кресте. Подробно об этом можно почитать в одной из прошлых публикаций.
   Пророчествуя о Своей смерти, Иисус говорил ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте... Видевший Меня видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
   Всё, что имеет Отец, есть Моё; Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим... Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
   Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»...
   Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».
   Мы знаем, что на кресте Иисус умер, после чего был погребён, а на третий день воскрес! Вот что написал апостол Матвей в своём Евангелии: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...»
   Язык философии. Что значит верить в Святого Духа?
   Итак, что мы видим? Иисус Христос открывает своим ученикам и слушающим его нечто очень важное. Он говорит о своём Божестве, именуя себя Сыном. Говорит об Отце Своём как о Ком-то, Кто не есть он Сам, но с Кем Они едины. Говорит и о Духе, который придёт и будет учить и наставлять. Эта персонифицированная троичность настолько важна для Иисуса, что стать Его учеником и обрести полноту общения с Богом, а значит, и жизнь вечную, можно только через крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа.
   Как видно из дошедших до нас памятников древнехристианской письменности, первые христианские общины жили этой верой, но почти не рационализировали её, не превращали её в единое стройное учение.
   Я хочу подчеркнуть, что первичной для христиан была данность Отца, Сына и Духа — Единого Истинного Бога. Что данность эта имеет библейские корни (в жизни израильского народа и в словах Писания) и основана на проповеди Иисуса Христа и жизни его учеников. Эта данность очень практична! Именно она, строго говоря, невыводима из какой бы то ни было иной религиозности.
   Христианское учение, следуя общей библейской традиции, было больше откровением опыта и приобщением к опыту, чем стройной философской системой. Однако культурный язык греко-римского мира был во многом языком философии. Заповедь Иисуса «идите и проповедуйте всем народам» могла исполниться только при условии смены языка проповеди, только через попытку выразить веру на философском языке.
   Зачем нужны православные догматы?
 Если философия априори полемична и ветвиста, то богословие, хоть и выстроенное по её законам, не может быть таковым. Оно призвано говорить о Едином истинном Боге в рамках библейского откровения. Вера была представлена через слова, через словесные формулы, подчиняющиеся законам античной философии.
Правильное понимание
   Итак, что христиане хотят сказать, предлагая эту вторую часть Символа веры? Говоря кратко, что они верят в Бога — Святую Троицу. Иными словами, христиане утверждают, что Бог Единственен и Един по существу и троичен в Лицах. Он — Отец, Сын и Святой Дух — единство в троичности. По словам известного богослова IV века Афанасия Александрийского: «Вселенская вера состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице, и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности»
   Я понимаю, что эти слова для многих звучат как бессмысленное словосочетание. Такова наша современная оторванность от христианской культуры. Попробую хоть что-то расшифровать.
   «Существо», «сущность» и «природа» — для христианского богословия синонимы. Они говорят о том, что являет нам общие свойства чего-либо. К примеру, природа человека подразумевает разум, самосознание, психические и биологические свойства. Разумное двуногое существо — человек, мы всегда отличим его от чего бы то ни было.
   «Ипостась» — нечто конкретно явленное, или, как говорили в древности, — природа с особенностями, нечто уникальное. Каждый человек как ипостась разумной природы обладает своими особенностями тела, психики, мышления и т.д.. Например, мягкий характер, способность к математике, музыкальный слух, голубые глаза, рыжие волосы, маленький рост.
   «Личность» — существо, обладающее самосознанием и свободой, то есть самоопределением своей жизни. Такое существо способно к личным отношениям, к любви. Оно ответственно. Каждый человек — личность, хотя и проявляет себя в свою, уникальную меру. Каждая ипостась человеческой природы — личность. Поэтому эти понятия в христианском богословии взаимозаменяемы.
   Для чего христианам нужны иконы. Так вот, когда античные христиане, а вернее, наиболее талантливые из них захотели выразить свою веру в словах, понятных для того (подчеркиваю, того) времени, то получилось примерно следующее. С Отцом, Сыном, Духом можно общаться, молиться каждому их них, услышать ответ и получить помощь В отличие от привычных и доступных нам категорий, Отец, Сын и Дух не три бога, а один Бог, обладающий единой и общей божественной природой. Отец, Сын и Дух — живые Личности. Каждая из Них — Ипостась единой и общей божественной природы.
   Бог есть Любовь. Я абсолютно уверен, что предложенное мной объяснение почти никому не прибавило ясности. Из него так и не стала понятнее тайна Единого Бога Троицы. Но Символ веры и не призван тайны открывать. Он лишь фиксирует понимание в более-менее ясных категориях, на основании которого можно вести дискуссию, что-то сравнивать, обсуждать.
   Тайна Троицы открывается в жизни с Богом, в общении и молитве. Чтобы хоть как-то пояснить это, приведу два высказывания.
   Первое — слова Христа из упомянутой выше последней беседы. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
   Второе высказывание — слова апостола Иоанна, сказанные им в назидание христианам где-то через 60 лет после смерти и воскресения Учителя — Господа Иисуса. «Братья дорогие, будем любить друг друга, ведь любовь от Бога. Кто любит, тот от Бога рождён и знает Бога. А кто не любит, тот совсем не знает Бога, потому что Бог и есть любовь. Эту любовь Он открыл нам, послав Сына Своего единственного в мир наш, чтобы через Него обрели мы вечную жизнь. ...если мы любим друг друга, Бог пребывает в нас, и любовь Его достигла в нас своей цели. Он наделил нас дарами Духа Своего, и поэтому мы знаем, что и мы в Нём, и Он в нас. Мы сами видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына спасти мир. Кто признаёт Иисуса Сыном Божьим, в том пребывает Бог, и он сам в Боге. Мы познали любовь Божию к нам и доверились ей».
   Бог есть любовь! А значит, и Троица. Любовь немыслима по отношению к Абсолюту-Единице. Любовь возможна во множественности. Собственно, это и есть одно из откровений христианства, отличающее его от какой бы то ни было религии.
   (Юрий Белановский.www.aif.ru)"