Рубайат-2013

Павел Лобатовкин
                Какое значение синуса правильное?



 1. Жизнь в парадоксе.

**101**

На полотнище я нарисую вопрос,
Всё равно до ответов ещё не дорос,
Удивятся подобному знамени люди,
Но какой с одинокого путника спрос?

***

Я живу в парадоксе.

При этом удручает меня даже не столько незнание смысла жизни, сколько сам факт существования в невозможном мире. Невозможном с точки зрения моего разума.

Т.е., я - человек - вижу и осязаю окружающий мир, но не могу не то, что объяснить его существование, не могу даже представить, как такое вообще может существовать.
Говорят, это происходит из-за того, что мой разум конечен, а мир - бесконечен.
Возможно.

Мне довольно просто согласиться с существованием бесконечности.
Достаточно представить, что бесконечности нет. Значит, есть край. А что за краем? То-то и оно...

Получается, я нахожусь в бесконечном нигде и никогда. Все ориентиры - блеф!

Не понимаю! Не в состоянии понять.

Какой там смысл жизни, если я не понимаю того, что вижу?!

Можно не обращать на это внимания и просто жить, не задаваясь лишними вопросами.
Увы, не судьба. Раз задумавшись, никуда уже от этих вопросов не убежишь.

Можно придумать объяснение типа Бога или Дао, словом, неважно чего, лишь бы было красиво и недоказуемо. Это действенно. Вера отвечает на все вопросы.

Наконец, можно просто признать, что ответа не существует, примириться с этим фактом и... жить в невозможном мире. Жить в парадоксе.

Я думаю, жизнь в парадоксе разрушает разум. Разрушает человека.
Незаметно лишает его душевного здоровья и равновесия.
Спасение только в непроходимой глупости или в безоговорочной вере.

Выходит, путь познания - путь в никуда?
Но если я и так «в нигде», то какая разница, куда идти?!
В путь! Не дойду до цели, так хоть по сторонам подивлюсь.

***

- Скажи, мудрец, где Истину искать?
За нею я собрался в путь-дорогу.
Кого мне слушать?
А кому - внимать?
Чьи знания ведут к её порогу?

- Куда???...
За Истиной?...
Желаю долгих лет!
Пусть камни и года щадят твой посох.
Вопросы вечны,
А ответы - нет.
Поэтому - ищи её в вопросах!

**83**

Чужие дороги ведут по чужим адресам -
Так было угодно создать этот мир небесам.
Легки и приятны пути до церквей и трактиров,
Но к дому дорогу ты должен прокладывать сам.


Желающим далее читать отдельными главами (рекомендуется) - сюда: http://www.stihi.ru/2014/01/05/3020


2. Немного о пьянстве.

**27**

Стоит стакан передо мной.
В нём водка. Щедрою рукой
Плеснул лукавый... Искушенье.
Жить или грезить? Выбор - мой.

**9**

Тебе обрыдло всё на свете? Выпей!
Тебя уже никто не любит? Выпей!
Ты слаб и не имеешь сил бороться?
Воспрянь, Титан!... Или покорно - выпей.
 
***

Ну как же хорошо, как "по-русски", после неленивого трудового дня, отложив все заботы до следующей смены, тяпнуть с друзьями-сотоварищами по рюмашечке беленькой, да огурчиком солёненьким, да разговором задушевным, ненапряжным усталось трудовую снять, расслабиться!
Хорошо!

Он был таким же, как и мы. Точно таким же. И когда график определил нас в одну смену, вечером мы, конечно же, позвали его с собой. На "рюмашечку." Он охотно согласился. Компании не портил, напротив. Смачно хрумтел огурчиком, смеялся, где надо было смеяться; понимал, где надо было понимать - словом, наш. Кто бы сомневался!

И во второй раз всё было душевно.

А на третий раз он нас поразил. Он отказался!

- Не, мужики! Не пойду я. Уж больно я её, родимую (он с нежностью посмотрел на запотевшую бутылочку водки) люблю и уважаю. Для меня каждая встреча с ней - событие. Хорошее событие, приятное. А когда частишь - события нету; так - мимоходом. Так что, не буду я. Потом как-нибудь.

Вон оно как!
Выходит, хорошее, но часто – уже и не такое хорошее?

Учусь ценить События.

**163**

Случайно видел - покидая белый свет,
Давал пьянчужка исповеднику совет:
Жить в окружении полупустых стаканов
И в них искать несуществующий Ответ.


3. Немного и не только о вере.

**3**

Нелепая мудрость терзает меня.
Сомненья сжигают сильнее огня.
Пошли мне, Творец, оглупление верой.
Иначе вопросы погубят меня.

**298**

Святый Боже, Святый Крепкий!... - я молюсь.
Харе Рама, Харе Кришна!... - я молюсь.
Помоги мне, кто б ты ни был! - я боюсь,
Что не справлюсь, что не сдюжу... Я - молюсь.

**289**

Богохульствовать? Увольте! Суета.
Правду знает лишь могильная плита.
По дороге к ней сквозь полчища сомнений,
Не заменит людям веры пустота.

**483**

Пусть не для плахи ты рождён, не на убой,
Но повсеместно подтверждается судьбой
И то, что сущее тебя, конечно, любит,
И то, что с лёгкостью пожертвует тобой.

**634**

Может пешка твоя превратиться в ферзя,
Может битою быть и погибнуть зазря,
И неважно, ту пешку ты любишь, не любишь -
Боги пастве своей ни враги, ни друзья.

***

На самом краю Великого Лесного Утёса, свесив ножки, сидели три Великих Пророка.
Где-то далеко-далеко внизу плескалось Великое Пресное Озеро.

Со стороны леса к Пророкам подошёл мальчик и попросил пить.

- Я научу тебя, - сказал первый Пророк. - Возьми все свои деньги, весь свой скарб и увяжи в узел. Затем помолись Всеблагому Единому Богу Вукуше и со всей силой брось узел с Утёса в Озеро. Если ты всё сделаешь правильно, и твой узел окажется достаточно велик, Вукуша поднимет капли живительной влаги так высоко вверх, что при определённом проворстве ты сможешь поймать некоторые из них ладонями или ртом.

- Не слушай этого шарлатана, - сказал второй Пророк. - Сотни людей уже выбросили в озеро своё имущество, но каждый раз оказывалось, что или молились они недостаточно хорошо, или узелки были маловаты, или проворства не хватало. А почему? А потому что нет никакого Вукуши. И не молиться надо, а ругаться. На Старого Брунгильдера, Единственного и Неповторимого. Так ругаться, чтобы он рассердился, поднял ветер, вздыбил волны, обрушил их на Утёс, тогда и до нас капли долетят... Если хочешь, можешь отдать мне свои деньги, и я поругаю Брунгильдера вместе с тобой.

- Не отдавай, - вмешался в разговор третий Пророк. - И не слушай этих пустомель. Слушай меня, я знаю. Молиться не надо, ругаться не надо, просто ляг и ощути своё единение с миром. Ощути себя его частью, ощути себя им. Тогда мир услышит твои желания, над нашими головами сгустятся тучи, пойдёт дождь, и ты получишь не жалкие капли, а целые потоки наичистейшей воды. Напьёшься вдосталь.

Мальчик вздохнул, облизнул пересохшие губы, помолился своему Тудли-Мудли и принялся рыть колодец.

**582**

Что ни спорщик, то всем благородства пример,
И, конечно, знаток обсуждаемых сфер,
Но никто ничего никому не докажет -
Слишком много единственно истинных вер.

**519**

- Долой религию! Пора вставать с колен!
Не проповедник в храме служит, шоумен!...
Звучит, не правда ли? Жаль, смысл атеизма -
Отняв иллюзию, другую дать взамен.

**402**

В окружающем мире разброд и раздрай,
Легче верить в геенну, чем чувствовать рай.
Вместо Будды, Христа, просветления, Дао
Покорила людей философия "Дай!"

**178**

Никто не спорит, что гордыня – смертный грех,
Но стал давно мерилом жизненным успех,
Вот и сменяется порой потребность в Боге
Желаньем истовым молиться круче всех!

**291**

То ссоры, то войны, но злобы людской не унять,
За мир во всем мире в кого-то стреляют опять.
Блажен, кто всю жизнь положил на познание Бога,
Да здравствует тот, кто соседа пытался понять!


4. Немного о логике.

**344**

Что - логика? Твердь. Бастион. Монолит.
Лишь логике верить рассудок велит.
Сроднившийся с твердью не сгинет в трясине.
... но к небу душой никогда не взлетит.

**371**

В оцифрованном мире я б ужиться не смог,
Ноль-один, чёрный-белый, но шагни за порог,
И стираются грани отсутствием смыслов...
Где кончаются цифры - начинается Бог.

**82**

Во всём вокруг перемешались тьма и свет,
И без заката не случается рассвет;
Спасибо, логика, за вывод нелогичный:
Без веры смысла никакого в жизни нет.

**488**

Кто нашёл, тот ушёл. Словно дверь отворил
И, шагнув за порог, к небесам воспарил.
Я метнулся вослед, в ум и логику веря...
Лишь до крыши долез и упал со стропил.

***

1.
Однажды Глупый Учитель привёл своих учеников на самый край обрыва.
- Вот Путь, - сказал он. - Идите, если кому хочется.
Ученики с ужасом заглянули в бездну, решили, что учитель издевается над ними, и покинули его.

2.
Однажды Жестокий Учитель привёл своих учеников на самый край обрыва.
- Вот Путь, - сказал он. - Приказываю - идите!
Послушные ученики сиганули вниз и поубивались.

3.
- Когда же Вы покажете нам Путь? - спросили однажды ученики Никакого Не Учителя.
- Ха! - ответил Никакой Не Учитель. - Любой дурак может показать Путь. Но что вам с того, если вы не верите, что умеете летать?

**363**

"Зачем?" не спрашивай. Взгляни по сторонам -
Мы поклоняемся случайным именам.
Покуда логика крушит ориентиры,
Одни эмоции дают опору нам.

**210**

Искать ответы - углубляться в темный лес,
И в том мерещится мне умысел небес:
Раз все известное - сомнительная правда,
Живи, раб божий, ожиданием чудес.

**525**

Пою иррацио! Сомнения - долой!
Не постигаются основы головой.
Откуда всё? Зачем я здесь? Что будет после? -
Табу для логики отыщутся с лихвой.


5. Немного и не только о дорогах.

**424**

Знать или верить - вопрос роковой,
Судьбы решаются в жизни людской,
Умными сказано "в знании - сила",
Мудрым добавлено "в вере - покой".

**630**

Ах, боги, боги!... Меркантильность - через край.
И рад бы веровать, да чем платить за рай -
Богине Логике подай-ка в жертву чувства,
Богине Чувственности - разум подавай.

**326**

Один на водку уповал и скоро спился,
Другой в религию ушёл, от мира скрылся,
А третий логике служил, с глупцами бился,
Постиг абсурдность бытия… и удавился.

**105**

В мучениях делая выбор - куда ты идёшь?
Ни в тёмном, ни в светлом ответов, увы, не найдёшь -
Как сделана вещь, разберёшься, пожалуй, с изнанки,
С лица изучая, её назначенье поймёшь.

***

На вершине горы появился новый лыжник.
Он улыбался солнцу и с некоторым непониманием смотрел на склоны – какой дорогой спускаться вниз?

В начале пути ему по мере сил помогали.
- Езжай здесь! – кричали одни.
- Тут прикольнее! – возражали другие и подпихивали лыжника руками.
- По накатанному! По накатанному! – требовали третьи.

Со временем как-то определилось, по какому склону он спускается, с какой скоростью, какова манера его езды.
Он не знал, не видел, какие сюрпризы уготованы ему на пути, но, как и раньше, любое его движение немного этот путь изменяло. Он научился тормозить и поворачивать, объезжать препятствия и пользоваться трамплинами.
Он не мог остановиться – да. Склоны круты. Но он мог влиять на движение.

А как другие?
Вот один несётся вниз стремительно, срывая аплодисменты зрителей на крутых опасных поворотах.
Вот другой запутался в собственных ногах и переломал себе кости, бедняга.
Вот третий, осторожный и неспешный.
Но большинство просто едет. Куда и как придётся.
Держат ноги – и славно.
Серьёзны, озабочены – можно подумать от их угрюмости что-либо зависит.

Чем ниже, тем сумрачней, холоднее.
Солнце где-то там, наверху, улыбается новым лыжникам, а скорость выше, выше.
И подножие ближе… ближе… ближе…

Все там будем.

**576**

Интернеты, машины, с изыском еда,
Демократия, почести... В том и беда,
Что стремимся к благам, без которых возможно,
Забывая о том, без чего никуда.

**11**

Я ловлю себя часто на том,
Что заботы мои о пустом.
По поверхности мчит водомерка,
Но под нею - глубок водоём...


6. Немного о победах.

**23**

Ты бился, как дьявол, усталость забыв,
Уже на вершине стоял, победив,
Но лишь доказал, что по праву достоин
Почётного звания "Лучший Сизиф"!

**148**

Детишки забавлялись в "Царь горы",
Я восхитился мудростью игры:
Пока хоть раз "царём" ты не побудешь -
Ни плату не оценишь, ни дары.

**232**

Победы, победы... Сознание рвётся в полёт!
Но маленький штрих успокоиться мне не даёт:
Из малых побед над собой вырастают герои,
Из малых побед над другими гордыня растёт.

**543**

- Я из кожи вон лез, верил - врёшь! не возьмёшь!
Я хотел доказать, до чего я хорош.
Я хотел все грехи - да под ластик успеха!
- Осторожнее с ластиком. Душу сотрёшь.

***

Вы видели, как играют совсем маленькие дети?
В этой игре отсутствует результат, важен только процесс.

Затем, с возрастом, игры меняются. Хорошо поиграть, но ещё лучше – выиграть. Появляются правила. Тем, кому не удаётся часто побеждать, это не нравится. Они капризничают, плачут, пытаются изменить «плохие» правила в свою пользу. Но с каждым разом это становится всё труднее и труднее.
Наконец, это перестаёт удаваться совсем.
Игра должна быть честной – говорят им. – Правила – обязательными. Для всех.
Результат…
О том, что игра может приносить радость сама по себе забывается. Радость приносит только результат.

И вот уже кто-то научается устанавливать правила.
Кто-то – толковать и использовать правила себе на пользу.
Кто-то привыкает проигрывать.

С этими навыками мы входим во взрослую жизнь, где только Результат определяет – выиграл ты или проиграл, добился или уступил, счастлив или огорчён.

Наши родные помогают нам учиться добиваться Результата. Наши воспитатели стараются сделать нас эффективными. Наши друзья болеют за нас и поддерживают в начинаниях.
Но никто не скажет – суета! Радуйся просто так!
И мало-помалу мы теряем детскую способность быть счастливыми.
Нам перестаёт хотеться улыбаться. Мы горбим спины, мы хмурим лбы, наши мышцы постоянно напряжены. Мы готовы терпеть невзгоды и жечь свои нервы, терзать себя и унижать других во имя Результата.
Нас наказывают за нарушения правил, но не журят за мрачный вид и согбенные плечи. Нас не ругают за излишнюю серьёзность, напротив – легкомыслие и весёлая беспечность подвергаются порицанию.

Если же кто-то не хочет играть в эту игру, он становится неинтересен, он выпадает из социума. Изгой! Не общайся с ним, он не поможет тебе добиться Результата.

Вот только…

Мастер – не директор, кандидат наук – не доктор, миллионер – не миллиардер. Миллиардер… ну, например, никому не верит. Хочет быть любимым, но боится, что любят не его, а его деньги.
Результат всегда относителен. Зачем же тогда?!

Цивилизация, прогресс – им в угоду мы бьёмся за «место под солнцем». Мы не нужны счастливые, мы нужны эффективные.

Вечное сравнение, вечное соревнование.

Лишь некоторые старые люди – бабушки и дедушки, готовящиеся к путешествию с пустыми руками – просто любят. Просто так. Ни за что.

Всё будет хорошо. Мы все умрём, и наши дела-делишки канут в Лету.
Все проблемы разрешатся, все долги спишутся. Всё пройдёт…

***

Есть такой анекдот: стоит мужик, продаёт орехи. Подходит знакомый.
- Почём?
- По сто рублей.
- А где взял?
- За углом купил.
- А там почём?
- По сто рублей.
- Ты, что, дурак?
- Да, знаешь… люблю шорох орехов.

Возможно, так выглядит мудрость?


7. Немного и не только о мудрости.

**603**

На просторах сети, где я правду искал,
Повстречался мне как-то мудрец-аксакал,
Пусть ответы его показались чудными,
Но какие ж вопросы старик задавал!

**364**

Я сто обувок истоптал, увидел свет.
И к ясновидящим ходил, и в Интернет.
В конце концов зарёкся спорить с мудрецами -
У них на всё один ответ: "и да, и нет".

**619**

Дети смотрят чёрно-белое кино,
Мудрецу все кошки серы за окном,
Опыт плавит из контрастов однотонность,
Кто там чёрный, кто там белый, всё равно.

**476**

На вершине горы всемудрейший сидит.
Он велик. Он один. Сам с собой говорит.
На соседних вершинах свои восседальцы...
А в долине меж гор праздник жизни кипит.

***

Некто пришёл в гости к одному человеку и попросил:
- Научи меня жить, о, Мудрейший!

- А кто тебе сказал, что я - Мудрейший? - удивился хозяин.

- Так сказал бедняк-декханин, что указал мне дорогу.

- Бедняк? Да, я как-то помог ему, одолжив ишака. Но если я скажу, что половиной своей бедности он обязан собственной лени, он ответит, что я ослеп, раз не вижу, кем он родился, и какая жизнь была уготована ему с рождения.

- Но так сказал и купец с рыночной площади!

- Я покупаю у него. Но если я скажу, что половиной своего богатства он обязан обману и жульничеству, он ответит, что я ослеп, раз не вижу, сколько сил, здоровья и неустанного труда он положил на процветание своего дела.

- Даже падишах упоминал о тебе...

- Я уважаю нашего падишаха и не скрываю этого. Но если я скажу, что половиной своего могущества он обязан угнетению и бесправию подданных, он ответит, что я ослеп, раз не вижу, как с каждым годом людям живётся лучше и лучше. Он накажет меня.

- Я понял, понял! - вскричал гость. - Ты хочешь сказать, что на самом деле у всего есть вторая половина, о которой не следует забывать, но не следует говорить!

- Я хочу сказать, - перебил его хозяин, - что Мудрейший живёт выше по склону. Ты пришёл не по адресу.
И, глядя вослед уходящему гостю, тихо добавил:
- Интересно, если сказать Мудрейшему, что половина его мудрости - это...

**212**

С утра учиться, становиться знатоком,
В обед учить, и при усердии таком
Добиться к вечеру гармонии иллюзий...
И спать отправиться... Всё тем же дураком!

**189**

Во славу мудрого затеяли парад,
А он собрался и ушёл с подругой в сад.
В любой момент от всей души сморозить глупость -
Вот привилегия неалчущих наград.

**116**

Юноша дерзкий спешит к мудрецу - научи!
Воин могучий спешит к мудрецу - научи!
Барышня нежная словно к жрецу - научи!...
Мудрый с поклоном к шуту-игрецу - научи!

**97**

Не возмущаюсь, не печалюсь, не тужу...
Любому умнику ответственно скажу:
Я не нашёл ответов в мире мудрых мыслей
И только в глупости опору нахожу.


8. Немного и не только о добре.

**226**

Телега без коня. С добром, но без колёс.
Её бы нужно к нам, но есть один вопрос:
Кричать "Давай! Давай!" желающих в избытке,
Найдётся ль хоть один, кто сам впряжётся в воз?

**484**

Давайте будем добрыми! - воскликнул альтруист,
Давайте будем мирными! - поддакнул пацифист,
Мы с вами будем лучшими! - витийствовал политик,
Попробуем быть сытыми, - подумал реалист.

**186**

Искал заработать семье на обед -
Ловушкою вдруг обернулся сюжет:
Где хитрость в фаворе - там совести тесно,
Где честным доверились - прибыли нет.

***

У Рамзеса II не было Интернета.
А ещё у него не было мобильника, телевизора, автомобиля и многих-многих других замечательных и, казалось бы, совершенно необходимых для комфортной жизни вещей.
Но он был фараон, и он был крут.
Намного круче какого-нибудь нынешнего менеджера, обладающего всеми вышеупомянутыми достижениями цивилизации.

Но если не в уровне комфортности жизни, то в чём же тогда выражается эта не совсем чётко определяемая, но столь по-человечески понятная "крутизна"?

На мой взгляд, во-первых, в возможности обладания редкими, труднодоступными для своего времени вещами, и, во-вторых и главных, во власти над людьми.

С "во-первых" всё более-менее понятно, оно лишь подчёркивает относительность вещизма.
Не столько ценна вещь, сколько её сравнительная недоступность. Обладание даже самой-самой восхитительной вещью не прибавляет человеку крутизны, если эта вещь доступна всем или почти всем желающим.

Куда интереснее обстоит дело с "во-вторых".
Как понимаю, власть над людьми предполагает обязательное и безусловное нарушение «Золотого правила нравственности» — общего этического правила, которое можно сформулировать как «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или «не делай другим того, чего не хочешь себе» (определение из Википедии). Не может человек одновременно навязывать свою волю (властвовать) и хотеть, искренне хотеть, чтобы ему самому чужую волю навязывали.

Отсюда следует, что наше общество построено на противоречащих друг другу принципах.
С одной стороны, декларируется стремление к добру и нравственности, с другой - всецело поощряются успешность и крутизна, провозглашаются необходимость и целесообразность соревновательности чуть ли не во всех сферах жизни. Но невозможно пытаться обогнать всех, чтобы стать первым, и хотеть, чтобы обогнали тебя.

Парадокс?

Возможно.
Но так же возможно, что добро и нравственность - всего лишь утешение, придуманное первыми для тех, кто в первые не пробился.
Компенсация.
Подачка.

Либо надо признать, что соревновательность - порождение зла.

Так что же естественнее для человека – хотеть быть добрым или хотеть быть первым?

**521**

- А скажи-ка, любезный, за чей счёт банкет?
Кто сей пир оплатил, да не звоном монет,
А трудом неустанным, себя не жалея?...
- Тех, кто платит трудом, средь пирующих нет.

**580**

Во все века один вопрос - кому копать?
Для тех, кто копку "перерос", кому копать?
И хоть ты как переиначивай законы,
На труд дешёвый вечный спрос - кому копать!


9. Немного о человеке.

**213**

Кто ты есть - человек?... Я ответить не смог,
Но остался на сердце незримый ожог:
Кто я есть - человек? - неужели на части
Делят сущность мою Зверь, Зевака и Бог?

**419**

Мне технологии открыли всю планету,
Благодарю! Благодарю реальность эту
За право с дерзостью и гордостью сказать:
Я - человек! Я есмь приставка к Интернету!

**320**

Взять бы скальпелем. Да по имиджу. Полоснуть.
Всё наносное. Чужепришлое. Сковырнуть.
Посмотреть, что там. За душой твоей. Саму-суть.
Не дозволено. Так и любимся. Как-нибудь.

**215**

Зеброй клавиши черно-белые, то - душа,
Льётся музыка бесконечная не спеша,
Я попробовал только белыми чуть дыша,
Нет. Не ладится. Лишь гармония хороша.

**635**

Человек - царь природы? Учёный? Дикарь?
Относительность правит оценкой как встарь:
По сравнению с Богом - ничтожная малость,
По сравнению с дьяволом - божия тварь.

***

Вдох... Выдох...
Вдох... Выдох...
Вдох... Выдох...

Странная человеческая особенность - не замечать главного.
Вот дыхание, ну что его замечать? Есть и есть, кушать не просит, внимания не требует.
А если присмотреться?

Нам очень многое нужно для полноценной жизни (причём каждому - своё), куда меньше - для существования. Пища, вода, воздух - ничего не забыл? Без всего остального по большому счёту обойтись можно, а вот без этого - никак. Основополагающие потребности. Но, как оказывается, и между ними есть различие.
Все знают, что без пищи человек выдержит сколько-то там недель, без воды - пару суток, без воздуха - несколько минут. Воздух "важнее"?
Не знаю. Заинтересовало другое.
Человек может сознательно лишить себя пищи и умереть от голода. То же - от жажды. Но человек не может перестать дышать. Не лишить себя этой возможности (например, погрузившись в воду), а именно сознательно перестать. Дыхание оказывается неподвластным разуму, оно живёт в нас какой-то своей жизнью и даёт возможность жить нам.
Как бы ни было плохо, трудно, невыносимо
вдох... выдох...
вдох... выдох...
И пока это продолжается - мы живы. Мы можем действовать. Мы можем что-то менять в себе и вокруг себя. Прислушайтесь к своему дыханию - оно не только постоянный Ваш спутник, но и верный помощник.
Личный Источник силы.
Когда совсем плохо, совсем -
вдох... выдох...
вдох... выдох...
Что-то совершенно от нас не зависящее точно знает - ещё не конец. Ещё не всё. Ты можешь ещё немного потерпеть, ты можешь преодолеть, ты можешь жить.
вдох... выдох...


10. Немного об учителях.

**231**

Приди, пытливый, к трону моему,
Тебя наставлю разуму-уму!...
/Учить других всегда намного легче,
Чем следовать ученью самому./

**622**

Он умер всё-таки. От недостатка сил.
Причём никто ему препятствий не чинил.
Напротив, каждый поучал, как ловят рыбу!...
Но ни рыбёшкой ни один не накормил.

**377**

Сколь многие с невежеством в борьбе
Увечат корни вежества в себе,
И липнет к ним девиз "Я назидаю!",
И чванство расцветает на гербе.

**50**

Мне прохожий вещал про Великую Ложь,
Горячился, кричал: "Как же ты не поймёшь?!"
Что тебе до меня, незнакомый Учитель?
Будь здоров. Улыбайся. Живи, как живёшь.

***

1.
Широко известный в узких кругах профессор Прокопузиков В.В. высадился на берегу залива Цтельпуанто и разбил лагерь неподалёку от поселения аборигенов из племени "м-м-местные".
Зачем Прокопузиков приехал в эти места, история умалчивает.
То ли свербило в нём желание сеять разумное, доброе, вечное; то ли просто дома его всерьёз не воспринимали - кто знает?

И вот пришёл Прокопузиков в селение "м-м-местных" и заявил: Я ЗНАЮ! А Вы все - нет. Идите ко МНЕ, и слушайте МЕНЯ, внимайте МНЕ!!! Я вам ещё и книжечки свои почитать дам.

Один из "м-м-местных" сказал: здравствуй, добрый человек! Не можем мы идти к тебе, сегодня день Тудли-Мудли, божества нашего, мы к нему пойдём.

- Нет никакого Тудли-Мудли!!! - заявил Прокопузиков. - Это Я вам говорю! Прокопузиков!!!

Не поняли аборигены.
Они, понимаешь, с добром к человеку, а он сразу на их богов нападает.
Ну, да ладно. Может, принято так у людей заморских...
Очень добрые аборигены были.
В большинстве.

Ушли. Остался Прокопузиков один.

Скучно одному-то. Хоть и знаешь больше всех, а поговорить не с кем.
Начал Прокопузиков аборигенов по одиночке отлавливать, да приставать: а ну, читай мои книжечки! а ну, признавай, что только я ЗНАЮ!
Кто от него шугаться начал, кто просто в упор не замечал, но нашлись и такие, кто с ним по доброте душевной разговаривать пытался - вдруг и впрямь человек дело говорит?
Но - и тут незадача!
Как что непонятное переспросишь, как что своё упомянешь - "НЕТ ТЕБЯ!!!", - кричит Прокопузиков, - "Знал я, что не захочешь ты ИСТИНУ узнать!!!"

Всех собеседников разогнал.

Вот и спрашивается - к чему это всё?
Если Прокопузиков дурак - то понятно. Дурак - он и есть дурак.
А если Прокопузиков - профессор? Настоящий. Доразвитый.
И знания настоящие.

Знания есть, а передать не может, не умеет.

Кто же он тогда?

2.
Как известно, у каждого свой Тудли-Мудли.

Ведь нет великой беды, если у моего Тудли-Мудли глаза карие, а у твоего - зелёные; мой - высокий брюнет, твой - светловолосый коротыш; мой - молодой и беззаботный, твой - вообще старая строгая дама...

Главное - чтобы был он, Тудли-Мудли.
Чтобы было по кому поступки свои мерить, достойное от недостойного отделять, благородное от постыдного, правильное от неправильного.

Иначе как жить?
Своей головушкой наивной? Чужими суждениями набитой?
Да разве ж найдёшь в ней ответы на вопросы вселенские?! Хочешь - не хочешь, а без какого-нибудь из Тудлей-Мудлей не обойтись.

Вот и привыкли м-м-местные с берегов залива Цтельпуанто каждый день днём Тудли-Мудли считать.
Живут, дела делают, детей растят, а сами нет-нет, да о Тудлях-Мудлях своих вспоминают:
как, мол, я в Его глазах - не скурвился? не пал?

Так бы и жили в мире и согласии, да Прокопузиковы уж очень активизировались.

Да-да, много их стало.
Клонировались что ли?
Не похоже.
Но на лицо - один в один. Вылитые.
Каждый о своём орёт, свои книжечки всем пихает, своими карами небесными грозит.
Словом - даже если одному поверишь, другие тебе ад на земле организуют безукоризненный и неотвратный.

Но как поняли Прокопузиковы, что КАЖДЫЙ день - день Тудли-Мудли; как поняли, что ИХ дня никогда не будет, так совсем осатанели - м-м-местных за руки хватают, книжечки за пазуху всовывают, в шалаши подбрасывают.
Не стало житья прежнего.

Эх, добрые очень м-м-местные!
Другие бы давно всех Прокопузиковых в залив загнали, всё - крокодиловой ферме подспорье, а эти - нет. Вежливые. Скромные.
Тудли-Мудли, мол, не позволяет.
Пусть у каждого - свой, а не позволяет - и всё тут!
Людьми, мол, оставайтесь. Л-ю-д-ь-м-и!

Был бы хоть один день не Тудли-Мудлевским, не сдобровать бы Прокопузиковым, а так...

Сосуществуют.

**613**

Мы вкушали вино в полудрёме свечи,
Расставались, и я не стерпел: Не молчи!
Расскажи, как мне жить в этом море обмана?
Он, устало вздохнув, прошептал: Не учи...

**269**

Я - не советчик, увы. Утешаюсь одним:
Не по размеру мне, видно, учительский нимб.
Если я счастлив - какое мне дело до прочих?!
Если несчастен - то что мне советовать им?

**489**

Я учился всю жизнь, я прочёл сотни книг,
Как старатель осваивал знаний рудник,
Сам учителем стал, но лишь звёзды увижу,
Изумлённо шепчу: ученик... ученик...


11. Немного о законах.

**220**

"Суров, но справедлив!" - кричат со всех сторон,
Хороший лозунг, но... ведётся испокон,
Что сыщутся князья и встанут над Законом,
И станет в их руках дубинкою Закон.

***

Уважь, начальник!

Ёмкая фраза. Многогранная. Что означает?

Сделай что-то, что ты немножко не обязан, немножко не должен. Поступи не формально. Сделай, только потому, что это для меня. Уважь! Сейчас я в твоей власти, но ведь я не «всякий», я заслужил, ты знаешь.

Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Аксиома.
Сказки о том, что ВСЕ РАВНЫ, сказками и останутся.
«Уважь меня» – признай, что я для тебя «Юпитер». Ну или хотя бы – не бык.
Прояви толику внимания, выдели меня из толпы, отнесись особо.
Нарушил я что-то, не так сделал – смягчи наказание, вспомни заслуги мои былые. Не можешь? Должен?
Понимаю...
Ну, хоть поговори со мной. Посетуй, что ДОЛЖЕН. Слова какие-то скажи… человеческие…
Только не будь ко мне РАВНОДУШНЫМ!

Да, ты прав. Ты всё сделал как должно. Ты можешь гордиться собой.
Я пойду прочь.
Ты – не Человек более.
Бык.
Для меня…

**560**

На каждое деяние
Найдётся оправдание,
Но ждать ли покаяния
В ответ на понимание?

***

Удивительно, как быстро и неминуемо трогательное желание позаботиться о благе всех превращается в травлю конкретных личностей. Потому что Личность никогда не бывает как все. Мешает заботиться о себе, зараза! И никак не хочет понимать, в чём её счастье.

А ведь как благостно, как единообразно:

Идут бараны в ряд.
Бьют
Барабаны.
Шкуру для них дают
Сами
Бараны!*

Зачем пастухам Личности в стаде?
Они помешают быстро добраться до тучных пастбищ и свежайших родников.
Они помешают своим собратьям быстрее стать счастливыми... счастливыми... счастливыми...
Да и пастухов от шашлыка отвлекают.

/*- зонг из спектакля "Добрый человек из Сезуана"./


**339**

Что мне законы? Опора? Как кролик в норе,
Я на авось уповаю в своей конуре.
Ты не оставь мя своей справедливостью, Верхний!
Русское счастье по-прежнему в добром царе.

**520**

Я всегда за порядок. Порядку - поклон.
Но устроено так на Руси испокон,
Что кого ни спроси - надо жить по закону,
А кого ни возьми - нарушает закон.


12. Немного и не только о Родине.

**271**

Не верю крайностям. Зазорно в наши дни
Хулить и чествовать в порядке болтовни.
Не говорите мне, что русские ущербны!
Не говорите мне, что лучшие они!

**376**

Я советским умру. Посчастливилось мне
Народиться в великой могучей стране.
Ту эпоху теперь окрестили застойной,
А державу распяли в кусочной войне.

**606**

Базы всех социальных норм
Сокрушил перестройки шторм,
Мы советскими были, нынче ж
Человек человеку корм.

**614**

Хамство и Глупость сошлись в поединке,
Память по Чести справляет поминки,
Вместо Идеи господствует Фарс...
Радуйтесь, люди - мы в рынке, мы в рынке!

**602**

Либерал патриота скотом обозвал,
Патриот либералу манишку порвал,
Развлекается власть на народные деньги -
Что трудягам налоги, то им карнавал.

**617**

В верхах коррупция, внизу царит разгром,
И не спасут ни депутаты, ни партком,
Ведь объективно - делать бизнес на пороках
Намного выгодней, чем вошкаться с добром.

**395**

Не спрашивай - живём, как зверю смотрим в пасть,
Не трудно горевать, сложнее не пропасть,
Торгует нефтью власть, страна торгует телом,
Заступник вечно пьян - такая, брат, напасть...

***

Как известно, люди разные.
Значит, при любой, подчёркиваю - при любой власти, кому-то будет хорошо, кому-то - плохо.
Вполне естественно, что те, кому хорошо, будут текущую власть искренне и по делу, подчёркиваю - искренне и по делу хвалить, а те, кому плохо - не менее искренне и не менее по делу ругать.

Власть от власти отличается только тем, кто конкретно окажется в числе хвалителей, а кто - в числе ругателей.

Можно сделать так, чтобы в фаворе были сильные. Тогда туго придётся слабым.
Если же будет хорошо хитрым, на шестые роли уйдут честные, прямолинейные.
Вообще, если хорошо будет меньшинству, то большинство обязательно окажется так или иначе обделено.
Если же хорошо будет большинству, то восторжествует серость.

Я не демократ.

**571**

Врут и красные, врут и белые,
И худые врут, и дебелые,
Лишь один не врёт - он немой совсем,
Если б мог соврать, то не медлил бы.

**528**

Ты пойдёшь воевать, если будет война?
Чтобы жизнью твоей откупилась страна?
Чтобы грабили люд не чужие, а эти?
Я - глупец. Я пойду. Ведь Россия одна.

**301**

Коварны крайности - сколь горестей от них!
Кругом "фанатики" преследуют "иных".
Но как ни бьются - кто за власть, кто за свободу -
Незыблем мир в противоречиях своих.


13. Немного о свободе.

**532**

У каждого из нас своя стезя -
Среди запретов всяческих скользя,
Одни всю жизнь сторожатся "а можно?",
Другим милей свобода "а нельзя?!"

**430**

В пастухи не пойду! Это каторжный труд.
Подопечные жить без греха не дадут.
Бить кнутом? Понукать? Что за мерзкое дело?!
Дать скотине свободу? Так волки сожрут!

**236**

Свобода... свобода... Раскаркались тут!
Кричат, а простейших вещей не поймут:
Что в детстве, что в рабстве - тобой управляют,
Любовь и Зависимость рядом живут.

**550**

Ребята, ну, что вы, как малые дети,
В красивые лозунги верите эти?
Зачем вам свобода? Свобода - борьба.
В ней слабым достанутся крохи да плети.

**596**

Если юность шальная гуляет в крови,
Если бунт от безделия зреет внутри,
В самый раз всем вокруг показать средний палец!...
И увидеть в ответ фигой сложенных три.

**565**

Приходилось тебе размышлять на печи,
Кто достоин записанным быть в палачи -
Страж, что запер тебя на замки от искусов,
Или добрый, вручивший к свободе ключи?

***

Аааааааааааааааааааааа! Кто разрешил тебе встать?! На пол! Быстро! Колени к животу! Голову пригни! Руками закрой!... Сожмись!... Сильней!... Ещё сильней!...
Вот так...
Что ты сопишь, как лошадь? Тише, родной, тише. Чтоб не услышали, не увидели, не заметили... Чтоб в мыслях не было, что ты есть такой... Тише... Лежи...
Лежачего не бьют... А если и бьют, то меньше...

Я - твой хранитель. Я тебе пропасть не дам, не позволю!...
Лежи. Бойся. Отдайся страху. Пусть он сочится из тебя густыми желтыми каплями, обволакивает дурманом небытия, закрывает, закрывает... Боооойся... И злись...
Злись!!!
На себя, на меня, на кого хочешь! Ненавидь!... Ты знаешь, что это такое - ненависть пополам со страхом?... Оо! Это царский напиток! Эликсир! Напейся его, и я покину тебя. Ты станешь неуязвим, вечен; ты станешь Демоном!...
Лежи... Терпи...

Ха-ха-ха-ха-ха!... Ах-ха-ха-ха-ха! Ты похож на червя!...
Что?... Что ты смотришь? Ты представлял себе иначе? Ха-ха-ха-ха-ха!...
Ты видел себя счастливым? ха-ха-ха-ха!...
Ты не веришь мне?... Не веришь?...
Так плюнь на меня!!

Встань и иди.
Светись.

**592**

Говорят, что послушный подобен рабу,
Говорят, что строптивому место в гробу,
Я лазейки ищу в лабиринте запретов,
В океане свободы держусь за табу.

**607**

Всё естественно, значит, стенать не с руки,
Что сломали теплицы, снесли парники,
Где хозяин - там шанс для культурных растений,
Где свобода - там жизнью полны сорняки.


14. Немного о рейтингах.

**638**

Чтобы ширилось дело - понятно ослу! -
Нужно всюду искусство сводить к ремеслу:
Пусть не штучный товар мир получит в итоге,
Пусть ценой подешевле, но вал по числу!

**615**

Попирая культуру, традиции, стыд
Ненасытная серость к раздаче спешит,
Потреблять, что ни попадя - гиблое дело,
Но эрзац дешевизной манИт, как магнит.

**542**

Говорят, что народ голосует рублём,
Мол, поэтому мы средь подделок живём.
Фальшь дешевле, всё правильно. Выбор народа -
Марш к фальшивому счастью фальшивым путём.

***.

Ре;йтинг (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.

Люди любят рейтинги.

Это удобно, это экономит время.
Правда, не всегда оправдывает надежды, но – кто безгрешен?

Так или иначе, тем, кто находится на вершине рейтинга, внимание обеспечено.

А кто находится на вершине рейтинга? Кто имеет максимум внимания? Кто будет востребован?
Правильно – те, кто более всего набрал баллов по формуле подсчёта.

Значит, формула подсчёта формирует спрос.
Причём не только спрос материальный (рейтинговые товары лучше покупаются), но и спрос духовный. Кого читать? что слушать? кому верить? – не все, но многие, очень многие люди выбирают именно по рейтингу.

Значит, рейтинги формируют общество.

Значит, изменяя формулы подсчёта рейтингов, можно изменять общество.

Общество, каким бы ты хотело стать?

Если хозяин рейтинга сделает результат зависимым в первую очередь от мнения большинства (демократия), то наверху окажется серость. По закону нормального распределения большинство всегда серо. И получится общество свободных равноправных серых людей, в котором таланты будут чувствовать себя не слишком востребованными. Ведь большинство стремится потреблять, а не трудиться.
Большинству нужна жвачка, а не катарсис.

Если же результат будет зависеть в первую очередь от мнения некоего меньшинства (диктатура), то о равноправии придётся забыть. Одни будут решать, что потреблять другим.
Очень может быть, что это будет прогрессивное общество.
Но… вы готовы отдать право выбора вашей судьбы кому-то постороннему?

**555**

Узнать, где смеяться, подскажет закадровый смех,
За кадром помогут и лидера выбрать для всех,
Не хочешь насиловать мозг - изнасилуют совесть!
Послушных рабов выпускает закадровый цех.


15. Немного и не только о жизни.

**79**

Жизнь похожа порой на нелепый трактир:
Сервируется нами для Времени пир;
Кто-то главным в тарелке себя объявляет,
Кто-то жмётся по краю, как скромный гарнир.

**567**

Есть у каждого, видимо, свой идеал -
Кто-то ищет любви, кто-то жаждет похвал,
Часто денег хотят, преференций от Бога...
Суть - Желание. Жизнь - для него пьедестал.

**71**

Построил дом себе хапуга загребущий.
То ль райский вышел хлев, то ль поросячьи кущи...
Когда наживою пропитан хлеб насущный,
Растёт и крепнет в человеке Хомо Жрущий.

**327**

Став богатым - от зависти мира укрыться.
Став счастливым - от зависти мира укрыться.
Или плачь, или прячься - дано ли иное?...
Невозможно от зависти мира укрыться.

**113**

Даров фортуны человечеству не счесть,
Кому-то радости даны, кому-то - честь,
Одни умело добывают, что им нужно,
Другим спокойней обходиться тем, что есть.

**562**

В чистом поле сторож нравственность блюдёт,
Все над ним смеются - дескать, идиот,
В большинстве - обходят, кто позлее - пнёт,
Встанет ли кто рядом сберегать народ?

**624**

От семени семя, от имени имя,
Мы - детища, значит, не будем иными,
И нужен зачем-нибудь каждый из нас...
Но кто-то - оазис, а кто-то - пустыня.

**202**

Сегодня смеюсь от души, но ведь верил вчера?!
Менять убеждения снова настала пора.
А завтра опять... Я меняюсь. Меняются мысли...
Стирая простые критерии зла и добра.


16. Немного обо мне.

**444**

Сравнил себя с царём - как жалок мой удел!
Сравнил себя с рабом - смотри-ка, преуспел!
Так что есть жизнь моя - подарок или кара?...
Не знал бы о царях, от счастья б песни пел!

**503**

Одни кричат "не лезь!", другие тянут в бой,
А я хочу понять, как быть самим собой -
Иль с миром воевать за временно святое,
Иль с миром в мире жить, довольствуясь судьбой?

**317**

Вечно сам по себе, и нигде - ко двору,
Я с эпитетом "странный" известен в миру.
Мне досталась стезя - бить дорогу по центру
Между злом и добром... Тяготея к добру.

**267**

Я живу, как трава, и умру, как трава,
К волшебству бытия прикоснувшись едва,
Всё, что сделано мной - словно пыль под ногами,
Всё, что сказано мной - это просто слова...

***

Я - второй.
Все люди делятся на первых, вторых и никаких, так вот я - второй.
Хороший второй. Исполнительный, трудолюбивый, верный.
Но не первый.
Потому что первый отвечает за всё.

Удивительно, но очень многие из нас являются вторыми даже в своей собственной жизни.
- По телевизору сказали...
- Одна женщина в очереди посоветовала...
- Иван Петрович из двенадцатой велел...
- Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?...

И когда появляется человек, громогласно заявляющий "Я - первый", под его знамёна обязательно сбегаются вторые. Даже если этот человек ничего из себя не представляет. Демагог. Клоун. Но вторые нуждаются в первом.
Они пойдут за ним.
Пойдут...

Все не могут быть первыми, но в собственной жизни, в собственной судьбе нелепо быть вторым. И искать для себя первого, чтобы спрятаться.
Как страшно становиться первым...

**192**

Творцу молитвами сумел бы надоесть,
Когда бы знал, что из желаний предпочесть:
Чего мне хочется - просить, пожалуй, стыдно,
А то, что нужно - по большому счету есть.

**292**

Не полезу я к вам ни в шкафы, ни в бельё,
Но и в свой огород не пущу вороньё,
Принцип прост и понятен - везде и вовеки
Уважаю чужое, стою за свое!

**487**

Я долгие годы по жизни бродил, как слепой,
Но понял однажды свою ипостась пред судьбой:
Каким я родился, таким для чего-то и нужен,
И главное дело моё - оставаться собой!

**609**

Я не знаю, зачем живу - просто хочется,
Я не знаю, зачем пишу - просто хочется,
Нелогичность не приговор, просто творчество
Позволяет раскрасить мир, как мне хочется.


17. Немного и не только о рубаи.

**591**

Не стихи и не прозу - пишу рубаи,
Их продать бы хотел за почёт и рубли,
Но Хайям вспоминается с едкой усмешкой:
Через тысячу лет... Может быть... Ты твори.

**466**

Я пишу рубаи, я усвоил урок:
Пусть не кормят стихи, и старанья не впрок,
Но у творчества есть потаённая сила -
Согревать волшебством ненаписанных строк.

**16**

Волшебница рифма командует мной
И мысли меняет одну за одной.
Не я иногда рубаи сочиняю,
Они получаются сами собой.

**253**

Мне соврать бы, что Мудрый, Усопший Давно
Написал рубаи. А не я. Но грешно
Прикрываться легендой спокойствия ради...
Кем написаны строки - не всё ли равно?

**343**

Эй, поэты! Оставьте задирам бои,
Вдоль фарватера мудрости ставьте буи,
Бейте в бейты смелее, потомки Хайяма!
Пусть не чахнет в веках мастерство рубаи.

***

Сочинитель творил.
Как умел.
А умел он неплохо. Он был талантлив.

Критик выбирал лучшее.
Он знал, что Сочинитель талантлив, но также он знал, что раз на раз не приходится, что бывает получше, бывает похуже, а бывает и совсем никуда. Ведь все люди, все ошибаются.
Критику было проще оценивать тексты, ведь они не были его детищем.
Иногда он писал Сочинителю отклики, указывал на явные недостатки и даже почти не обижался, когда в ответ Сочинитель называл его долборасом.
Творцы – люди с детством в сердце, чего уж на таких обижаться?
Хороший это был критик.

Издатель делал бизнес.
Он отлично понимал, что настоящее не торгуемо, а торгуемое – пустопорожне. Поэтому он издавал много яркого и пустопорожнего, чтобы заработать денюжку и издать иногда, пусть и в убыток, настоящее.
Ещё он знал, что Сочинитель и Критик считают его хапугой, но относился к этому спокойно: должен же кто-то и дело делать.
Хороший это был издатель.

Читатель потреблял.
Если книга ему нравилась, он презрительно кривил губы – ну, ладно… сойдёт… понятно, что сейчас настоящей-то литературы не найдёшь, измельчали…
Если же книга не нравилась – о! сколько эмоций! – ведь за это он заплатил ДЕНЬГИ!!!, заработанные тяжким трудом офисного миниджера. Скоты! Уроды! Воры!!! – так  отзывался Читатель и об Издателе, и о Критике, и о Сочинителе.
Это был такой вот читатель.

Однажды Читателю попалось в руки настоящее.
Он вдруг узнал, что жизнь его может быть совсем другой – яркой, наполненной, светлой. И сделать для этого надо совсем немного, совсем чуть-чуть…
Ему так захотелось яркой и светлой…
И опять захотелось…
И снова…
Правда, он не делал того, что нужно, но желание-то от этого не уменьшалось!
...через какое-то время пришло разочарование – чушь написана. Не действует.

Мораль?
Да ладно!
Всё Вы замечательно поняли.
А не поняли – значит и не нужно было.

**623**

Не лелеют стихи ни в Москве, ни в глуши,
Не боятся стихов - что угодно пиши,
Даже власть перестала нуждатся в Поэтах...
Видно, мы обеднели частичкой души.


18. Немного и не только о критике.

**548**

Ах, критик, не спеши рубить меня сплеча
И правду насаждать ударами бича,
Будь ты хоть трижды прав - подмечено в народе:
Никто и никогда не любит палача.

**446**

О критике, друзья, сегодня мой рассказ,
Отбросим ложный стыд и скажем без прикрас:
Когда ругаем мы - такая брань по делу,
И всё сплошная ложь, когда ругают нас!

***

Задача № 347.

Коле нравится красный цвет.
Маше - зелёный.
Петру - синий.
Они живут в мире. Каждый при своём мнении.
А Викентий Силыч кричит на каждом углу, что самый лучший цвет - фиолетовый, и кто с этим не согласен - просто ничего в цветах не понимает.
Викентий Силыч называет себя дизайнером.
Коля, Маша и Пётр считают Викентия Силыча назойливым дураком.

Коле нравится повесть Александра Кричалкина "Утро".
Маше - роман Синдиевича "Опалённые уста".
Петру - анекдоты "от Федота".
Они живут в мире. Каждый при своём мнении.
А г-н Сидороватых кричит на каждом углу, что творчество Булкина - это классика, а Кричалкин, Синдиевич и Федот - графоманы.
Г-н Сидороватых называет себя критиком.

Вопрос задачи: кем считают г-на Сидороватых Коля, Маша и Пётр?

Дополнительный вопрос (на пятёрку): чего и сколько недодали Викентию Силычу и г-ну Сидороватых в детстве, что они никак не могут прекратить искать собственную полноценность в навязывании своего мнения другим людям?

**197**

Своим хулителям отвечу: господа!
Вы недовольны мною? Это не беда! -
Не знаю НИ-КО-ГО, кто нравился бы людям
Таким, как есть; безоговорочно; всегда.

**541**

Хвалят - не греет, ругают - не жжёт,
Щит равнодушия мир бережёт,
Пусть рецензенты различны в оценках,
Помнят хотя бы - и то хорошо.

**554**

Отвечает ли сын за пройдоху-отца?
Отвечает ли текст за творца-подлеца?
И разумно ли будет оценивать песню
По грехам музыкантов и нраву певца?

**589**

Шататься, право, стыд и срам
С указкой по чужим дворам,
Оставьте мне мои ошибки,
А ваши я оставлю вам.

**204**

Хранить спокойствие - порой нелёгкий труд,
Простые правила мне нервы берегут:
Не знать, как делается то, что покупаю,
И чем творцы помимо творчества живут.


19. Немного об инакомыслии.

**573**

Вот идёт человек. Он ни плох, ни хорош,
Он не должен тебе за здорово живёшь,
Просто делает мир не таким, как ты хочешь...
Остановишь его? Или мимо пройдёшь?

**564**

Вот этот глуп, вот этот злой, вот этот пьян,
А этот попросту несносный грубиян,
Теоретически мы все святые люди,
Копнёшь - и сыщется у каждого изъян.

**86**

Есть люди, весьма неприятные мне.
Я это считаю нормальным вполне.
Но значит, кому-то и я неприятен -
Дано нам и взыщется с нас наравне.

**24**

Виновен ли хлеб в том, что он - не вода?
Виновен ли воздух, что он - не еда?
Виновен ли тот, кто с тобой не согласен,
Что правда бывает порой не одна?

**577**

Всю жизнь искал шкалу - оценивать хотел
Людей по их делам. Нашёл. И обомлел:
Один ответ для всех. Один! Без исключений.
Все _нужные_ вокруг. Творец - не бракодел.

***

Как реагируют люди, столкнувшись с инакомыслием?
Очевидно, по-разному. В каждом конкретном случае реакция будет зависеть от множества как внешних, так и внутренних факторов, например:

(внутренние)
- врождённый темперамент;
- воспитание;
- образовательный и культурный уровень;
- субъективная значимость обсуждаемого вопроса;

(внешние)
- принятые в обществе стандарты поведения;
- личность инакомыслящего;
- опасность тех или иных ответных действий;
- реакция окружающей аудитории;
и т.д.

Спектр возможных реакций широк, но ограничен крайностями.

Крайность №1.
Представим, что человек всегда ставит любое чужое мнение превыше своего. Он соглашается со всем и со всеми; он безучастен к собственным интересам. Можно ли говорить, что такой человек уважает чужое мнение?
Вряд ли. Это будет слишком неточная формулировка.
Скорее, речь идёт об утрате таким человеком индивидуальности, самости, если можно так сказать.

Крайность №2.
Теперь представим человека, который всегда ставит своё мнение превыше любого чужого. Он всегда и везде категорично настаивает на своей единоличной правоте; он безучастен к интересам других людей. Можно ли говорить, что такой человек не уважает чужое мнение?
Вряд ли. Это будет слишком неточная формулировка.
Скорее, речь идёт о полном противопоставлении индивида обществу, о его неумении и нежелании жить среди людей.

Разумеется, крайности являются патологией и в чистом виде встречаются редко. Но можно говорить о склонности того или иного человека реагировать на инакомыслие мягко (ближе к крайности №1) или жёстко (ближе к крайности №2).

Для наглядности рассмотрим весьма приблизительную «лесенку» возможных реакций:

(мягкое отношение; ближе к крайности №1)
- согласиться с чужим мнением, пересмотреть свои позиции;
- не обратить внимания, остаться равнодушным;
- признать за чужим мнением право на существование и стерпеть этот факт (смолчать);
- признать за чужим мнением право на существование, но в противовес высказать своё;
- попытаться переубедить инакомыслящего;
- в случае неудачи попытки переубеждения признать инакомыслящего неадекватным и в дальнейшем не обращать внимания на его слова и действия, вычеркнуть его из своей жизни;
-  не признавать за чужим мнением права на существование, начать кампанию против инакомыслия, действуя в общепринятых рамках;
- не признавать за чужим мнением права на существование, начать кампанию уничтожения инакомыслия любыми средствами.
(жёсткое отношение; ближе к крайности №2)

Очевидно, в любом обществе будут как люди, склонные к мягким вариантам, так и люди, предпочитающие жёсткие решения. Можно ли говорить, что одни из них «хорошие», а другие – «плохие»?

Да, можно.
Но понятия «хорошести» и «плохости» будут меняться в зависимости от текущих целей общества.

Если текущим приоритетом является интеграция в мировое или другое, просто более крупное сообщество, то «хорошие» - те, кто мягок по отношению к инакомыслию («голуби»). Им проще устанавливать отношения с другими людьми.
Если же на повестке дня сохранение самостоятельности общества/народа, его самобытности – то с этой задачей лучше справятся сторонники жёстких мер («ястребы»). Они защитят устои от внешних идей.

Таким образом, в обществе постоянно присутствует некоторое количество «голубей» и «ястребов». В зависимости от тактических целей общественное мнение воздействует на их относительное количество, стимулируя увеличение численности либо тех, либо других представителей. Полное искоренение что тех, что других, обществу невыгодно, так как ставит под вопрос перспективы дальнейшего развития и выживания общества как самостоятельной единицы более крупного сообщества.

И что же в таком случае означает призыв «уважать чужое мнение»? Если, как оказывается, любому обществу в любой ситуации для самосохранения всё-таки нужно некоторое количество тех, кто привык с чужим мнением особо не считаться?

Мой ответ: это означает текущую заинтересованность общества в интеграции в более крупное сообщество и стимулирует каждого индивида осознанно относиться к чужому мнению на ступень мягче, чем для этого конкретного индивида характерно.

Т.е. для кого-то «избить» вместо «убить» – это тоже «уважать чужое мнение».
Как бы цинично ни звучало.

**612**

Конфликт - это опыт, соперник - не враг,
Бойцы вырастают из уличных драк,
Но всё-таки, всё-таки я сомневаюсь...
Где нет гуманизма, там что-то не так.


20. Немного о колебаниях.

**518**

Весь этот мир есть пляски вокруг нуля,
Пляшут и каждый атом, и вся земля,
Пляшут смешные люди, всех благ моля...
Всё симметрично в мире вокруг нуля.

**505**

Синусоидой жизнь. Как морская волна,
Что по глади стремится, не ведая дна.
В ней паденья и взлёты слились воедино,
Минус-плюс, зло-добро - всё она, всё она. . .

**463**

Камень в воду упал, получилась волна.
Побежала, но цели не знала она.
Всё пытала "зачем я бегу?". Ей не видно:
Не "зачем", а "поскольку" она рождена.

**436**

Всё изменяется, не сыщешь вечных стен,
И всё незыблемо - любовь, рожденье, тлен,
Жизнь точно маятник, качнувшийся однажды...
В основе сущего стабильность перемен.

***

Ни добра… Ни зла…
Ни хорошего… Ни плохого…
Ни правильного… Ни неправильного…

Всё – маятник.

Невообразимо огромный вселенский маятник, облепленный мириадами душ, вечно толкающих его во все стороны.

Ты уверен – надо ТАК?
Толкай, толкай маятник. Дави.
Кто-то поможет тебе, кто-то будет толкать навстречу, кто-то – в сторону…
Толкай!
И не важно – куда.
Потому что чем больше тебе будет удаваться, тем скорее начнётся обратное движение.
Добро начнёт превращаться в зло. Зло – в добро. Хорошее – в плохое. Чёрное – в белое…
Это – маятник.

Сколь бы ты не пытался его отклонить, он всегда будет стремиться обратно.
К центру.
К идеалу.
К совершенству покоя.

Но пока ты жив – ты толкаешь.
Все толкают.

И мечется маятник по немыслимой траектории, пролетает центр, пролетает точку совершенства…
Точку счастья?
Недостижимую в своей близости.

**631**

Кто был ничем, тот станет всем? Прекрасно!
Но как быть с теми, кто был всем? Не ясно.
Менять местами верх и низ напрасно?
Часов песочных подзавод! Согласны?


21. Немного о старости.

**552**

Как тут смыслы найти, ведь, божись, не божись,
Не успеешь родиться - в могилу ложись,
Но пусть вечно права равнодушная мудрость,
Всё ж на не-равнодушии зиждется жизнь.

**149**

Я добросовестно трудился на износ,
Но ближе к старости встревожился всерьёз:
Покуда вскапывал чужие огороды,
Полынью горькою мой собственный зарос.

**155**

Ты работал на совесть, копейку не рвал,
Не шустрил, не крутился, закон уважал,
Но скажи мне, старик, бескорыстна ли честность,
Если ты ждёшь награду за то, что не крал?

**120**

Радость на завтрак, слёзы на ужин;
Нет слова "плохо", есть слово "хуже";
Старый без денег даром не нужен,
Жребий его - равнодушия стужа.

**585**

В двух шагах от беды - то ещё не беда,
В двух шагах от любви - не любовь на года,
Но по-прежнему жизнь представляется вечной
В двух шагах от черты в никуда, в никуда...

**414**

Когда пути земного близится предел,
И вспоминается всё то, чему радел,
Будь славен тот, кто тихо вымолвит "я делал",
Будь неподсуден, кто заплачет "я хотел".

***

Скоро твоя мать умрёт.

Что ты вздрогнул? Я не шучу.
Месяц, год, десять... Так или иначе это произойдёт.
Скоро.
Ты потеряешь навсегда.
Ты готов?
Ты готовишься?

Скоро ты останешься один.
Сам.
Друзей разбросает. Их заменят знакомые. Всего лишь.
Дети вырастут и уйдут. Даже если останутся вместе с тобой.
Любовь?...
День за днём... капля за каплей... мало-помалу... Привычка.
Не верь мне!!!!!
Пока...
Скоро.
Ты готов?
Ты готовишься?

Скоро и ты...
Мало, правда? А казалось...
Скоро.
Но ещё не сейчас!
Ты готовишься?
Не откладывай. Ведь это твоя жизнь. Вот  э т о.
Это жизнь.

**540**

Друг мой Время утешил - и это пройдёт...
Враг мой Время ударил - и это пройдёт!
Все друзья, все враги в этом мире подлунном,
Брат мой Время напомнил - и это пройдёт.

**544**

Балуйтесь, деточки, балуйтесь, вам умирать.
Радуйтесь, взрослые, радуйтесь, вам умирать.
Грейтесь на солнышке, старые, вам умирать.
Нету у вас, нету времени, чтоб горевать.


22. Немного о незнании.

**152**

Я проник в сотни тайн - где купил, где украл;
Я в мозаику страхи людские собрал;
Неизменную Истину, думал, узнаю,
Но изменчивых правд закружил карнавал.

**633**

Не безбожник, не веры высокой адепт,
Не сторонник одной из бесчисленных сект,
Я - незнающий, вот ведь досталась планида!
Неказистый, но честный, пожалуй, ответ.

**507**

Я книжку умную рассеянно листаю,
То отложу, то вдруг немного почитаю -
Вопросом мучаюсь: зачем незнайке знать,
Каким путем другой приходит к "я не знаю"?

***

Гайкам дали возможность выбора - крепко держать болты или разбалтываться.

Некоторые сметливые гайки быстро разобрались, что все они - части единого механизма. Что смысл их физического существования - обеспечивать работу этого механизма как можно лучше и дольше.
Тем они добросовестно и занялись. Выбор не составил труда.

Но нашлись ещё более продвинутые гайки, которые сумели вычислить и доказать, что механизм этот - военная машина, предназначенная убивать, в том числе и неповинных.
Убивать неповинных плохо - решили гайки, и с тех пор многие из них выбрали разбалтывание, как противление злу.

Группа гаек-медиумов узнала, что механизм убивает неповинных только для того, чтобы сохранить жизнь всем остальным. Неповинные были заражены страшной болезнью.
Те гайки, что поверили гайкам-медиумам, решили как можно крепче держать болты. Выбрали малое зло ради большого блага.

Одна гайка-пророк получила откровение, что "все остальные" - это на самом деле популяция вредной плесени, разрушающей всё и вся. Что если эту плесень не остановить, рано или поздно погибнет всё сущее.
Гайку-пророка уважали, и многие гайки стали разбалтываться. Во имя Жизни всего сущего.

Скоро оказалось, что часть гаек держат болты крепко, а часть - разболталась. При этом и те, и те уже не были уверены, что правильно выполняют своё высшее предназначение.

Трудное дело - свобода воли.
Особенно при недостатке информации.

**296**

Как пришел, так уйду - вечно гол, как сокол,
Не пошьют мне наряд мастера разных школ.
Потому что ценю, тех кто Истину ищет,
Но бегу от кричащих "Смотри! Я нашел!"


23. Немного о выборе.

**551**

Ты не глуп, ты хочешь счастья, ты для этого пришёл,
Сделай выбор! Ну, а дальше... Дальше будет хорошо.
Сделай выбор! Выбор страшный. Выбор между равных зол -
С дураками ли в окопы, с подлецами ли за стол.

**509**

Я искал алгоритм, самый правильный путь,
Чтобы к цели идти и в кювет не свернуть,
Оказалось, увы, даже цель неизвестна. . .
Я могу выбирать; может, в этом и суть?

***

Каждое мгновение мы выбираем...

- поваляться в постели или встать и сделать зарядку;
- съесть бутерброд или ограничиться овсянкой;
- порадовать себя или уделить внимание близким;
- сгорбиться или выпрямить спину;
- нахмуриться или улыбнуться;
- сдаться или продолжить борьбу;
- существовать или жить...

Каждое мгновение мы выбираем нашу жизнь.
Каждый - свою.
И оказывается, что этот внутренний выбор куда важнее всего, что происходит вокруг.

Внутреннее или внешнее?

Если выбрать внешнее - можно рыдать и плакать: они во всём виноваты; снова не повезло; ну что ж всё так плохо-то. Более того, можно рассчитывать на искреннее сочувствие - ведь действительно вовне происходят какие-то события, и некоторые из них на самом деле благоприятными не назовёшь. Да и привычно это.

Если выбрать внутреннее - можно быть счастливым когда тебе угодно.
Но!
СКУЛИТЬ ПРАВА НЕ БУДЕТ!

**294**

Относительно - всё (если в корень смотреть),
Где добро, там и зло, где калач, там и плеть,
Так что сам выбирай, как устроиться в мире -
Обречённо скулить или радостно петь.

**93**

Делай людям добро. Просто так. От души.
Жизнь на грешное злато менять не спеши.
Возвращается всё, что подарено Миру...
А во что ещё нищему верить, скажи?


24. Немного о главном.

**600**

Тысячу раз посмотреть, не увидеть ни разу,
Есть очевидности, брат, неподвластные глазу,
Хмур этот мир, но поселится в сердце любовь -
Радугой небо отпразднует, как по заказу.

**474**

Что утешит тебя в этой жизни? Любовь.
Что согреет тебя в этой жизни? Любовь.
Что заменит тебе и награды, и званья?...
Всё, что нужно тебе в этой жизни - любовь.

**89**

Ты отдай за любовь все богатства свои,
Ты отдай за любовь все богатства земли,
Ты отдай всё, что есть, всё, что было, что будет...
И, быть может, поймёшь - нет цены у любви.

**103**

Небритой щекою по нежному телу веду,
Любимая тихо смеётся, и словно в бреду
Я вдруг забываю о хлопотах грешного мира,
У Вечности толику счастья незримо краду.

**450**

Без суеты, хлопот и бед -
Ну, чем не рай?! Но есть секрет:
Где нет детей - там нет надежды.
И, может быть, там Бога нет...

**270**

Во имя жизни расстарается челнок,
И свет божественный увидит чадо в срок.
Не хочешь видеть мир обыденным и скучным -
Не забывай, что чудо - рядом. Между ног.

**32**

Она не одна, но его ещё нет.
Её согревает божественный свет.
Великое чудо вершится во чреве -
Уже не одна... Но его ещё нет.

**445**

Печёмся каждый день о завтрашнем куске,
То счастием поём, то бедствуем в тоске,
Родись, сойдись, роди - завещано Природой,
Всё прочее твоё - что руны на песке.


25. Немного о счастье.

**508**

Ты жаждешь Истины? Чем дальше, тем сильней?
А если дать тебе покушать посытней?
А если денег дать? Любви? Почёта? Славы?
А если счастья дать?! - ты вспомнишь ли о ней?

**568**

Счастье здесь и сейчас, этот вывод не нов,
Но ленивый не верит основам основ:
Полусон-полуявь в ожидании завтра...
Полужизнь в декорациях серых тонов...


**18**

В том, что было, устал я себя обвинять.
Что случится со мной - нипочём не узнать.
Я себе разрешил быть счастливым  м и н у т у...
За минутой - другую... Теперь не унять!

**147**

Один стал счастливым. И тут же к нему ходоки -
Скорей научи нас! - А он им в ответ: Не с руки!
/В инструкции к счастью дословно написано было:
Счастливый! Будь счастлив, что есть на земле дураки!/
 
**240**

Порой нелёгок путь, всегда недолог век,
Но может взор сверкнуть мечтою из-под век,
Но может каждый день наполниться любовью...
Уговори себя, что счастлив, человек!

***

Господи, я так хочу быть счастливым! - взмолился он. - Дай мне всё!
И зажмурился.

Свершилось.
Когда он открыл глаза, у него было всё. Стоило ему хоть чего-нибудь пожелать, это моментально появлялось. Надоедало - тут же исчезало.
У него было всё. И всё было так, как он хотел. И ему было скучно.
Потому, что ему нечего было делать - у него уже было всё.
Он был несчастлив.
Бог наказывает по-разному.

Господи, я так хочу быть счастливым! - не выдержал он снова. - Дай мне всё, что для этого нужно!

Когда он открыл глаза, то увидел привычную обстановку и знакомых людей.
И понял - этого достаточно.

**611**

Что позор одному, то другому успех,
Где находка для этих, потеря для тех,
И, поэтому, может быть счастье для многих,
Но нигде не встречается счастье для всех.

**128**

Был я мрачен и хмур, видя жизнь без прикрас,
Но однажды услышал язвительный глас:
Ты хотел бы уйти, улыбаясь вселенной?
В том привычка нужна. Улыбайся сейчас!


26. Немного о…

**21**

Один созерцает, другой на войне;
И оба довольны собою вполне...
Живи, как умеешь; пусть будет, что будет -
Вот старое правило, милое мне.

***

Жили-были в одной стране далёкой три друга-молодца.
Росли они на радость статными, сильными, красивыми.
И зоркими.

Первый, что твой сокол видел.
Малую овечку на дальнем склоне, быструю рыбу в горной реке, живность лесную в чаще непроходимой – всё видел. Ничего от его взгляда ускользнуть не могло. За то и прозвище от людей получил – Сокол. Да так прижилось прозвание, что и имя-то его все, поди, позабыли – всё Сокол, да Сокол. Сокол, да Сокол.

Второй людей видел.
Все их тайны с первого взгляда замечал, все скрытые желания. Знал, кто чего стыдится, кто чем тяготится, кто к кому приязнь-неприязнь питает. И одним точным словом так мог человека срезать, так всю его подноготную наружу выставить, что тому только бежать, да прятаться оставалось. Никого не щадил.
Люди его Жалом прозвали.

А третий прозвища не заслужил.
Как нарекли при рождении Валентином, так Валентином и звали. Валей.
Он в душах, в сердцах людских видел. Видел, да помалкивал.

Случилось как-то, что решили друзья-приятели мир посмотреть, путешествовать отправились. В разных странах побывали, многие чудеса видели, с людьми непохожими говорили, ума, да впечатлений набирались.

И вот попали они однажды в страну слепых.
Все люди в той стране слепыми были. Все-все. И рабочие, и домохозяйки, и учителя, и начальники. Даже Король – и тот слепой был. А слепые охранники его от слепых злоумышленников охраняли.

Подивились друзья такому невиданному жизнеустройству, подумали-подумали, да и предложили местным людям себя в правители. Ведь они-то, друзья, зрячие! И угрозу раньше увидят, и на помощь скорее придут, и поля лучше засеять смогут, и… Да что там говорить?! Зрячие – они и есть зрячие. Всяко слепых лучше.

Долго люди слепые над предложением думали, между собой рядили-судачили.
И решили – нет. Не надобно нам таких правителей.
Вышел тогда к друзьям Король-слепец, поклонился им вежливо, в пояс, поблагодарил за неравнодушие, за желание жизнь людскую лучше сделать, и сказал с грустью затаённою: может вы, гости иноземные, и вправду что много больше нас знаете-умеете, может и вправду, лучше вы нас, обыкновенных, да нам-то как с тем жить, если ни проверить, ни прозреть мы не можем? Как же нам жизни свои в руки чуждые отдать? Неведомому судьбы свои вверить? Пусть уж по-старому остаётся. Жили мы раньше, и дальше, даст Бог, не пропадём. Пусть каких благ чудесных не узнаем, но и бед новых не накликаем. Так что, гости дорогие, поклон вам низкий, спасибо душевное – живите с миром. Хотите, с нами оставайтесь – рады будем; хотите – дальше идите. Нет вам препятствий.

Удивились друзья. Как же можно от такого предложения отказываться?  Как же может слепой слепого вести, тут зрячий нужен!

Глупцы! – в сердцах Сокол воскликнул, - Жалкие слепые глупцы! Нет мне здесь места, пойду другие края искать. Те, в которых счастье моё сокрыто.
И ушёл.
Что с ним дальше случилось – неведомо.

А вот Жало смириться не пожелал. Бросился к людям, убеждать их начал, что зрячий править должен, что нельзя по другому, никак нельзя. Он к людям, а они от него. Отворачиваются, замечать не хотят, в сторону уходят. Как взбесился Жало от такого, стал слепцов толкать, подножки им ставить, смеяться над убогими. Зло смеяться, надменно. Полицейские пришли. Пусть и слепые, да много их было. Оттеснили они Жало, прогнали.
Так, говорят, до сих пор он по окраинам и бродит, слепых обижает. Исхудал весь от злобы, иссох. Только что название – зрячий, а толку от того никакого. Один яд.

Валентин же, Короля выслушав, слова не сказал.
Отошёл, огляделся, потом присел себе на пригорок, начал по сторонам смотреть, да что видит – вроде как самому себе тихонько рассказывать. О солнышке ясном, о травке изумрудной, о небе бирюзовом, о речке-быстрянке, о целом мире – в красоте своей великолепном.

Мало-помалу слушатели собираться начали.
Кто, вроде как, мимо шёл, да рядышком отдохнуть присел. Кто дело какое поблизости делать решил. Кто – ещё что. А Валя знай себе – рассказывает. День рассказывает, другой рассказывает, третий. Так и остался. Прижился.

А потом по народу молва пошла – что у тех, кто Валентиновы рассказки слушает, дети зрячие нарождаться стали!

Говорят, из-за того даже праздник устроили, Днём святого Валентина нарекли.
Может, врут? Может, вовсе не о том Валентине праздник празднуют?
Я не знаю.
Да и надо ли?

***

"... и по-прежнему убеждён, что если попробовать все двери,
то одна из них обязательно окажется Дверью в Лето"
/Р.Хайнлайн/

Говорят, что в раю
Средь прекрасных фруктовых садов
С вечных тайн бытия
Души смертных срывают покровы,
Может быть, это так,
Но пока я не знаю, кто я,
И за что на меня
Из сомнений надеты оковы.

Может быть, я пойму,
Но, скорее, останусь ни с чем,
Может быть, я смогу
Примириться с концовкой сюжета,
Пусть идёт, как идёт,
Лишь бы помнить - в любую пургу
Где-то рядом со мной
Дверь в моё персональное Лето.


*







Послесловие.


Для меня рубайат - это мировоззрение в стихах.
Разумеется, при таком подходе рубайат может быть только один.
Но, как и мировоззрение, он может со временем изменяться.
Человек узнаёт новое, приобретает опыт, осмысливает окружающее, и его мировоззрение
становится чуть иным, чем было раньше - так и рубайат: сохраняя в себе лучшее из прошлого,
отбрасывая случайное, наносное, обогащается новыми штрихами и мыслями.

В Рубайат-2013 вошли наиболее подходящие, по моему мнению, четверостишия и другие произведения из написанных ранее.
Спасибо за внимание.


Люберцы. 1987/2009 - 2013 гг.

***