Дикая розга. Путь к покаянию. Враги и обидчики

Галина Николаевна Николаева
            В Нагорной проповеди Господь сказал: "Вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".    

             Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники? Иисус Христос дал нам правило, как мы должны обращаться с ближними своими всегда: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ним".
             А мы хотим, чтобы все люди любили нас, делали нам добро и прощали нас.
         
             Однажды, читая молитву «Отче наш…», вдруг меня осенили слова, от которых зависит мое спасение: "...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим".
             Любовь к врагам – вот чем отличается православный христианин от мстительных язычников и неверующих людей. Но как бывает горько и неприятно вспоминать мне о некоторых людях и очень тяжело им простить. «Своим искалеченным умом, - вразумляет совесть, - ты думала, что они плохие, а ты «хорошая» и во всем права, что тебя оскорбляют незаслуженно, все тебе представлялось в черном цвете. Но на самом деле это далеко не так, все люди прекрасны и все окружающее вас прекрасно, но враг-сатана, который залезает в ваше сердце, лжет и клевещет на людей, возбуждая вас ненавидеть их. А вы верите этой клевете.   
         
             Нельзя подходить к исповеди, не примирившись со своим обидчиком и не простив ему от души согрешения. Поэтому не примирившийся напрасно будет каяться, исповедовать грехи, молиться - не примет Господь ни его исповеди, ни молитв, ни подвигов покаянных. И праведен суд Божий, так как такой грешник хочет, чтобы Бог ему простил громадный долг, а сам не хочет простить своему должнику и маленького долга (Мф.18,24-30). Потому-то в начале Великого поста, перед днями покаяния и установлено святой Церковью Прощеное воскресение. Для покаявшегося блудного сына отец заколол тельца, устроил пир, а для покаявшегося грешника Бог Отец заклал Сына Своего возлюбленного и установил святую трапезу – Причащение".
            
             Меня как будто электрическим током пронзила страшная мысль: «Ведь я же причащалась, не примирившись с обидчиками, и молитву «Отче наш…» читала, не примирившись с врагами и обидчиками, да еще утаивала грехи». И тут же бес начал смущать мою душу: «Ну как ты можешь простить их? Это они виноваты перед тобой и пусть они просят у тебя прощение!» «А ты послушай, - говорит совесть, - что говорят святые: «И сделать врагов друзьями». «Ну, это уж через край», - не унимался бес.
            Но Господь вразумил мою душу через духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого:

            Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое,
                - От МЕНЯ ЭТО БЫЛО.
            Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший   друг твой есть ГОСПОДЬ.
            Я ХОЧУ, чтобы ты все приносил ко МНЕ и говорил МНЕ.
         
            Перед глазами я увидела ту Великую Голгофу… Он, Сын Божий, преданный позору креста, молился за врагов Своих. Мне ли после того не любить и не прощать ближних, мне грешнице до расчетов ли с должниками моими, когда столько долгов на мне перед Господом? Мне ли помнить обиды? Значило ли бы что-нибудь, если бы я и семьдесят семь раз в день простила обидчика?
         
            Позднее я поняла, что слова святых имеют глубокий смысл и для меня они оказались пророческие. Но как тяжело было прощать своих обидчиков, а еще тяжелее просить у них прощение. Вспомнив своих недругов, смирив свою гордыню, и в душе простив всех, решилась просить прощение.
            И тут-то  началось! Враг не хотел моего примирения: то находил мне оправдания, то льстил, то вводил меня в сильнейшую дрожь. Рука не поднималась набрать номер отцу моих детей, я ходила «кругами» вокруг телефона и так каждый раз откладывала до следующего дня. Но, в конце концов, надо было переступить через эту черту. Я набрала номер, меня опять начало трясти, а в голове вражья мысль: «хоть бы его не было дома». Но, услышав его голос, темная сила советует: «брось трубку», и я уже хотела ее положить. Но тут же меня остановила спасительная мысль ангела-хранителя: «Очисти свою душу».   

            Перехватив дыхание, я как будто с разбегу перескочила пропасть и впервые в жизни произнесла: «Виктор, прости меня за все, и я тебя прощаю», в ответ слышу удивленный голос: «Что это с тобой?» Он что-то еще говорил, и только в конце услышала долгожданный ответ: «Прощаю». Физически я была как выжатая тряпка, зато душа моя почувствовала необыкновенную радость. И она придала мне силу на дальнейшее продолжение чистки души по телефону, в письме, при встречах.   

            Некоторые святые для укрощения плоти, страстей и смирения носили на себе металлические вериги по несколько килограммов, чтобы потом быть вечно с Богом в раю. А я, безумная, десятилетиями гордо носила тяжелейший ядовитый груз для ада, с которым никак не хотела расставаться. И только милостью Божией, наконец-то мое сердце освободилось от этого смертельного груза. Душа моя ликовала от счастья, от сознания того, что у меня больше нет ни врагов, ни обидчиков. Она приобрела нечто новое и безценное.
            
            Господи! согрешила пред Тобою, ежедневно оскорбляя Тебя всю жизнь. Грех памятозлобия носила в себе тридцать лет. А когда молилась, говорила ложь, обманывала Тебя. Просила у Тебя прощения своих грехов и говорила, что прощаю ближним грехи их, а сама не прощала, молилась в свое осуждение; к своим грехам прибавила еще грех – обман, ложь, от стыда грехи утаивала. Господи, прости меня окаянную, столько времени лгала и оскорбляла Тебя; прости меня, словом и делом обидящую, ближнего ненавидящую.
            Дивны дела Твои, Господи! Хвала и слава Тебе! Ты заповедал нам любить ближних, как самих себя, и Ты знаешь сердца человеческие. Молюсь Тебе, не презри спасения душ моих врагов и обидчиков, но помилуй их и всели страх Твой в сердца их, чтобы и они познали Тебя.   
         
            Прошел год, и слова святых постепенно начали воплощаться в действие. Мои недруги становились друзьями. А еще, через несколько лет, вера нас еще более сблизила. И эта дружба уже не мирская, которая исчезла как пыль, а духовная, безкорыстная, в которой есть любовь к ближнему и сострадание, поддержка в разных формах, а главное она не измеряется ни деньгами, ни положением, в ней нет ни лжи, ни лицемерия.
            Любящий Господь помог мне наступить на свое гордое «я» и дал прочувствовать огромную сердечную радость от обидчиков, и вразумил, что через смирение, в прощении и одного слова «ПРОСТИ» зло обернулось в добро, что это и есть любовь к Нему, и Бог дарует мир душе. Воистину, какая польза будет для моей души, если буду искать добро от добра?
            
            Еще подумала: «Как с Ольгой, крестной моих детей с Украины, мы сумели сохранить отношения вот уже в течение 30 лет. Она отличалась своей безграничной добротой. А сколько враг пытался нас столкнуть, поссорить: с обеих сторон шли наговоры.  И длилось это 27 лет. От Ольги получала очень печальные письма: казалось, вот-вот наступит разрыв. Мы жили без Бога. Только милостью Божией мы сохранили невидимые духовные нити родства. Было время, когда она помогала моей семье в трудное для нас время. Сейчас крестники ее выросли, теперь они помогают ей в наступившее для нее тяжелое время. Промыслом Божиим мы пришли к вере и дай Бог, чтобы и ее молитвами  крестники познали Истину и делали добрые дела во славу Божию.