Донское побоище

Леонид Размахнин-Даурский
                "Донское побоище".

                "Сказание
            о Великом народном подвиге на поле Куликове
                и
             о Великом князе Владимирском и Московском
                Дмитрии Ивановиче".


                2006 г.


       Российскому воинству и русской Православной Церкви – главным столпам  исторического процесса образования Российского государства посвящается.
      (Автор – атеист, но почтительно относится ко всем традиционным конфессиям , проповедующим высокие гуманистические и нравственные идеалы, пониманием ко всем истинно верующим согражданам.)


                Ремарка

       Не для хапуг, политических болтунов и конъюнктурщиков, коррумпированных элементов… и всех тех, кто без чести и совести, в ком жадность и стяжательство закрыли Отечество , кто в деструктивные  годы  ельцинского разорения и развала страны грабил богатства, принадлежащие всему народу, кто продолжает свою разрушительную приватизационно - грабительскую деятельность, кому не уйти от справедливого гнева.

                Авторское предисловие.

       Предлагаемая Вашему вниманию героико-патриотическая  интернационалистская просветительская эссе  - поэма – сказание (Так представляет её себе автор и надеется, что после прочтения, и Вы согласитесь с таким необычным её жанром.) появилась на свет непредсказуемо, и этим “обязана” внуку автора, обратившемуся 8-го сентября 2006 года, в то время – ученику 4-го класса, с просьбой написать стихотворение на тему Куликовской битвы . О том, как эта просьба была выполнена, повествуется в рассказе "Поэт поневоле" на портале "Проза. ру". 
При написании, автор предполагал возможность проявления интереса к сочинению друзей и одноклассников внука и надеялся, хотя бы у совсем малой части молодого поколения, пробудить гордость за свою Отчизну – Святую Русь; подвигнуть молодёжь на бескорыстное служение Родине, благополучие которой должно быть поставлено выше собственного, особенно во времена больших перемен и, тем более, “великих смут” (подобным горбачовско-ельцинским временам).

                Уважаемый читатель!
            (юный, и вполне возможно, что не очень)

       Прежде, чем Вы приступите к чтению предлагаемого сочинения, считаю своим долгом предупредить о том, что автор не писатель и не поэт, и только неожиданная просьба внука, и связывающая с ним дружба, преисполненная доверия и взаимного уважения, побудили взяться за оказавшуюся чрезвычайно увлекательной работу.
       Автор, даже не дилетант  в литературном труде, поскольку это его первая серьёзная и, возможно, последняя проба своих литературных возможностей. Однако это обстоятельство не может являться оправданием ошибок, а порой, вероятно, и невежества в процессе литературного, и, прежде всего стихотворного творчества. Предвидя жёсткую критику, в случае если  поэма когда-либо увидит свет (последние слова не были бы написаны, если бы не пожелания близких сочинителю по мировоззрению  людей), автор старался в меру своих способностей (ежели таковые всё-таки будут кем-нибудь обнаружены, не ему оценивать их уровень), как можно тщательней отредактировать текст и неоднократно возвращался к уже, как ему казалось, готовому материалу, каждый раз обнаруживая, с авторской точки зрения, всё новые и новые неудовлетворяющие его фрагменты. Однако эта неудовлетворённость не была тягостной, так как каждый возврат к тексту увлекал работой, перемещая сознание в другое измерение, погружая в атмосферу творчества родственную процессу инженерного конструирования (автор, в прошлом, военный инженер-конструктор на определённом этапе жизни). Это походило на музыкальную импровизацию на заданную тему, и доставляло непередаваемое удовольствие. Приступая к работе, автор “Сказания…”, старался строго следовать хронологии событий, признанной официальной историографией, но при этом придать изложению художественность формы, в меру творческих возможностей, которые в необходимом минимуме, как ему казалось, у него имелись. Впрочем, вполне возможно, что творец поэмы заражён избытком завышенной самооценки, и читателю, в таком случае, предоставляется возможность указать ему на соответствующее его способностям место (желательно в корректной форме).
       Работая над “Сказанием…”, его творец  на каком-то этапе, стал невольно сопоставлять события той далёкой эпохи, с жизнью современной России, лидеров и их сподвижников глубины веков и современности. Главный герой поэмы - сказания, неоспоримо талантливый государственный деятель, результаты трудов которого ещё полностью далеко не осознаны, особенно нашими современными политиками. И это, понятно. Даже первым лицам современного российского государства, несмотря на все их озвученные инициативы, а среди них немало достойных, не только не дотянуться до исторической высоты главного героя сочинения, но даже отдалённо приблизиться к нему по масштабам и результативности деятельности, и прежде всего по причине природной заурядности, в чём вины их нет. (Впрочем, с Путиным у автора связаны светлые надежды на возрождение России, но при этом часто зарождаются сомнения, глядя на неприкосновенность разрушителей экономики государства в постсоветский период и малую эффективность нынешнего кабинета министров, за исключением отдельных его членов, рост цен, падение здравоохранения и образования, развал промышленности и сельского хозяйства, упадок армии под преступным руководством "директора мебельного магазина" (по меткому определению народа) и правоохранительных органов и т.д, и т.д, и т.д.)  К великому огорчению сравнение оказалось не в пользу наших современников, а откровенные непопулярные, а нередко и вредоносные их деяния ввергли в пучину сомнений и пессимизма. Это отразилось в многократно редактированном вступлении к поэме, завершённом в представленном варианте уже после написания “Сказания…”, и вызывающим до сих пор бесконечные авторские сомнения в справедливости суждений.
       Критическое отношение автора к событиям горбачёвско-ельцинского периода России, нашедшее отражение во вступительном слове к “Сказанию…”, объясняется неприятием автором всего, что произошло в Отечестве со времени прихода к власти Горбачёва. Этот и его "тронный насильственный преемник", каждый со своей сворой подельщиков, предали страну и идеалы, которым клялись и присягали в верности, в угоду личным амбициям  и корыстолюбию .
       Множество примеров этому утверждению  во властных структурах всех уровней можно наблюдать и по сей день.

                “Предавший в одном – предаст и во всём.”
                Сергей Шаргунов, молодой писатель


                Знай, молодой читатель:

                Любое предательство бесчестит.
                Честь цены не имеет.
                Чувство чести заложено в человеке с рождения,
                также как и склонность к предательству.
                Честь и гражданский долг каждого –
                залог честного общества.
                (Убеждение автора “Сказания…”)    

                Справка:
1. Ещё немного терпения и Вы приступите к чтению “Сказания…”. При публикации "Сказания...", содержащего 295 сносок, редактор не пропустил их, также как и иллюстрации.   
       Автор, наблюдая за молодёжью в различных жизненных ситуациях, пришёл к неутешительному заключению: в своей массе она страдает крайне убогой эрудицией , и прежде всего в литературе и истории, что является результатом целенаправленного разрушения российского образования и науки, подмены высокоинтеллектуальной культуры, развращающей мораль и разрушающей нравственные традиционные русские устои эрзац  культурой. Поэтому, воспользовавшись приёмом сносок, что даёт право считать поэму просветительской, хотел дать, молодому читателю, пояснения устаревших и мало употребляемых слов, просторечий, слов иностранного происхождения, а также справки, касающиеся исторических событий и личностей , чтобы мало-мальски пополнить багаж их знаний. Однако опубликовать поэму типографским способом автор не может в связи с неразрешимыми финансовыми трудностями и в глубине души поддерживает огонёк надежды на спонсорское вмешательство.
       Тешу себя надеждой, что кто-то из молодых читателей, обладая природным даром воображения, сможет влиться при чтении в эпоху описываемых событий и, может быть, даже испытать свою сопричастность к ним, и осознать, что он является наследником всенародного подвига, зародившего Великую Россию. Уповаю на то, что в ком-то, предложенный массив дополнительной информации сносок, разбудит интерес к истории и родному языку,поможет излечиться от игровой компьютерной зависимости, ставшей, по мнению автора, основной  причиной падения интеллекта.

       “Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная”.  А.Пушкин
       “Если не умеешь говорить — учись читать”.  Помпоний Л.
       “Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить”.               
                Вольтер Ф.

       Эти высказывания “великих” приведены для того, чтобы напомнить о неизмеримом воздействии чтения на духовность человека.
       Что касается настоящего сочинения – автор даже мысли не допускает о претензии на признание. Жизнь сама покажет чего оно стоит.

2. Описания родной природы (в редакции, подготовленной к типографскому изданию) выделены в “Сказании…” курсивом, чтобы показать, скромными возможностями автора, божественно-сказочную красоту родного края.

3. Автор прибегнул к стихотворной форме изложения хорошо известных событий, т. к. считает бесспорным превосходством поэзии её образность.

4.Отдельные фрагменты “Сказания…” носят иносказательное  значение и приемлемы к современной жизни России. Многоточия в тексте говорят об исключении автором фрагментов по цензурно-политическим соображениям.

          * * *          

Для Вас, друзья, сказание я это
Писал душой, и, как мог, изложил.
Свершенье старины, чтоб не пропало в “Лета ”,
Я в стихотворной форме осветил.

О, юные создания России!
Вам предстоит поднять величье вновь
Руси, а не какому-то Мессии ,
Чтоб в детях к ней всегда жила любовь.

          * * *


       Прежде, чем Вы продолжите чтение, приводятся слова в полной мере  ординарного  человека, оказавшегося в связи с рядом специфических обстоятельств в большой политике. И, именно потому, что человек ординарен, в его словах усматривается угроза для всех тех, чьё мнение разница с его представлениями.
      
       “Любой, сомневающийся в курсе президента, правительства, или любой человек, который имеет свои жизненные планы (Причём тут это? Что, любой сомневающийся может не строить своих жизненных планов, потому что они всё равно не сбудутся…?), вправе обратиться ко мне с заявлением. Но это нужно делать открыто.
       А вот любую безответственную болтовню мне придётся пресекать…”
      (Само высказывание обнаруживает . . .???)
      (Из известного выступления… в день отставки А.Л. Кудрина, признанного в своё время лучшим министром финансов , что в свою очередь также вызывает большие сомнения и недоверие. Автору бывший министр представляется заурядным чиновником, поднявшимся в структурах власти благодаря, по-видимому, протекции  влиятельного лица или группы лиц. Будущее покажет...)
       Приведённое “грозное” высказывание автор поэмы экстраполирует  на весь российский народ и призывает:

                “Поэтом можешь ты не быть,
                Но гражданином быть обязан”.
                Н.А. Некрасов


                * * *


Вступительное слово автора.
            
Пришло время всем россиянам,
Живущим в просторах страны,
Напомнить о подвиге бранном
Героев седой старины.

О древней невиданной брани
За честь и свободу Руси,
Веков заскорузлые  длани
Историю нам донесли.

И автор сего изложенья
Решил, что пора заместить
Безумство к наживе стремленье
Желаньем Отчизне служить.

Чтоб нынешний наш современник
Критично взглянул на себя
И понял: не в “бешенстве” денег
Насущность его бытия.

Чтоб вновь, как в далёкие годы,
Проснулось желанье служить
Отчизне; другие ж народы
Стремились бы с нею дружить.

            * * *

В ту давность, в столетних покровах,
Ценили свободу и честь;
В условиях жизни суровых
Рождалась правдивая месть.

И верность Отчизне ценили
Превыше , чем личный успех,
И радость, и горе делили,
А алчность считали за грех.
(Не то, что члены нынешней Государственной Думы,
погрязшие в этом грехе, не считая других грехов; не все, разумеется.)

И, может, взгляд в прошлое наше
Позволят задуматься нам
О той беспримерной пропаже
Страны на утеху врагам.

Утрате больших достижений
В леченье, учёбе, труде,
Промышленности… и свершений
Науки в великой стране.

Быть может, прочтенье поэмы
Разбудит сознание в “НАС”
И даст “НАМ” увидеть проблемы,
Ведущие к гибели масс.

(и прежде всего русского этноса)
(Что “выродил” правящий класс.)
(др. вариант; на Ваше усмотрение.)

Возможно, средь власть предержащих
Найдётся - умом кто силён:
Народ и отчизну доящих,
Посадит в тюремный вагон,
Отправит в далёкие дали,
Суд правый над ними верша,
России, чтоб граждане знали:
Не стоит вор даже гроша.

Вернёт, что награбить сумели
За Ельцина время в стране;
Душа ж его в трупной постели
Пусть корчится в адском огне.

Ему нет прощенья России
За весь его ”доблестный труд”,
Теперь, как бы ни возносили, –
Его ждут бесчестье и суд.

Дорвался отступник  до власти,
Собрал нечисть шабаш  играть
И словно Пандора  напасти
Открыл, чтоб народу страдать.

Он внёс зёрна распри  в народы,
Столетия, живших семьёй.
Близки уж кровавые годы
Готовые вспыхнуть войной.

Безмерна тревога народов,
Которым Святая Русь – МАТЬ,
А Ельцин и кучка “уродов”
В стране мир сумели взорвать .

Неважно, какие народы
Живут на просторах страны,
Но все хотят личной свободы
И жить меж собой без войны.

Восприятие российской действительности
автором в период написания "Сказания...".

За многие наши столетья
Не ведала Русь столько зла,
Что дал “ТАТЬ ” тысячелетья, -
“В капусту пустили козла”.

И ныне, все те, кто с восторгом
Поют дифирамбы  ему,
Возможно уже перед моргом
Ответят народу всему:
Как грабили и расхищали
Народное НАШЕ добро,
Какую нам жизнь обещали…
На деле ж, построив “дерьмо”.
(Простите. Не сдержался.)

И прежний болтливый правитель,
Включивший развал, демагог
Всех прежних успехов хулитель,
Прославиться глупостью смог.

Он предал идеи, что прежде
Народы на подвиг вели.
Как мы, болтуну и невежде
Поверить всем “МИРОМ” смогли?!

Так пусть пред судом вседержавным
Предстанут “живой комбайнёр”
С “расстрельщиком  Думы”, тем славным,
Что выставил Русь на позор.

Россия оценит деянья
Сих  временщиков  – ("мудре"-подле и пр.)…цов.
(на усмотрение читателя)
Вошли они в наше сознанье
Предательством дела отцов.
…………………………………………………………..
(Здесь и далее многоточие заменяет текст
исключённый автором по цензурно-политическим соображениям.)

Нам тысячу лет собирали 
Русь нашу цари и князья.
А "эти" - развалу предали
Страну, хаос в жизнь привнеся.

         * * *
Чтоб править огромной страною,
Хозяйствовать нужно уметь,
Россию любить всей душою,
Служить ей и делом гореть.

Но те, кто толпятся у власти,
Стремятся набить свой карман;
Уж доллары лезут из “пасти”,
Народу ж – “фальшивок” туман.

И нет ни единого года,
Когда бы рост цен на еду,
Не тронул простого народа.
Ну, как “НАМ” осилить беду...!

В правительствах, Думах…, повсюду,
Где можно брать взятки и красть,
Предавшись словесному блуду,
Вершит тризну чуждая власть.

Сегодня при власти толпятся
Все те, кому Русь не нужна.
“Нахапать” “бабла ”  постараться
Их цель. Она “архиважна ”
Затем, чтоб купить на “Мальдивах”
           (и других райских местах)
Усадьбы, угодья, дворцы…
Для них – словоблудно-брехливых
Вопрос жизни – спрятать “концы”
Преступных деяний в угоду
Врождённой корысти души;
Всему ж остальному народу
Оставить на жизнь лишь гроши.

“Едросовцы” в Думе засели;
Не жаждут России помочь.
Слова их пустышка на деле, -
Россия не мать и не дочь.

Всё, кажется, главной заботой
Для них стало власть удержать,
Чтоб тешиться личной свободой
И жизнь с наслаждением “жрать”.

Для них Дума - средство наживы:
Зарплата и тысячи льгот
Себе “дорогим”. Как болтливы –
Отвлечь, чтоб от мыслей народ!

А нужно, чтоб Дума бесплатно
Трудилась на благо страны,
………………………………………………………………..
Как было уже многократно:
Примеры нам в прошлом даны.
(Боярские Думы древней Руси, Верховный Совет СССР)

Законы должны создаваться
В профессиональных НИИ ,
А в Думе лишь им приниматься,
Без лишней пустой болтовни.
      (Вообще-то это профанация .)
       (Заинтересовался процессом законотворчества в современной России, ознакомился с рассуждениями различных “умников” и обнаружил такой “бред”, что совестно стало… (может чего-то не понял, а может вообще ничего не понял, поскольку, всё-таки, “бред” златоустов). А ведь, алгоритм  законотворчества  времён Советского Союза был прост и понятен даже непрофессионалу. Сложилось ощущение, что сегодняшнее законотворчество призвано завуалировать никчёмность целого ряда структур и, прежде всего, Государственной Думы. Смотришь на конгломерат  “едро-жиро-зюго-миров” и поневоле восклицаешь: “…Твою Мать!!!” Впрочем, иногда, чтобы совсем не обрушиться во мнении народа, говорят полезное.)
      ……………………………………………..

Но внемлешь “господскому” слову,
Что вновь производства растут,
Что будто б в стране за основу
Вновь труд созиданья берут,
(Может дождёмся этих светлых дней?)
И хочется верить, что власти
Желают Отчизне помочь,
Что главные в прошлом напасти,
Но слушать их стало, невмочь .
        ………………………………………………………..


Поют нам свои заклинанья:
“Спасёт нас капитализм”.
К чему нам дурманить сознанье?
Даёшь вновь нам социализм!!!

(Читайте на страничке автора: "Предателям СССР."

Не всё ведь так скверно в нём было,
Как ныне рисуют нам СМИ:
“Лапша на ушах, в глазах мыло”,
И жизнь наша – дрянь, хоть умри.

Везде в ней, где бизнес, там каждый
Готов обмануть и украсть.
И тает мечта, что однажды
Получим достойную власть .

Чтоб, как и в советские годы,
Страны нашей потенциал
Могли бы России народы,
Считать, что он их капитал.

Но, видно, напрасно надежды
Питает российский народ.
Власть вновь захватили невежды;
Народ с безысходности ж пьёт.

Не будут в стране перемены!
Не выпрямит спину она
Пока в руководстве спортсмены,
(шоумены…, кто угодно, но мало специалистов)
Ворьё, а порой и шпана.
(Акцентирую Ваше внимание -
по состоянию на время написания поэмы.
Живу надеждой, что со временем, если доживу,
увижу изменения к лучшему.).

В России конца нет вопросам.
Вся жизнь у народа – “БЕДА”.
И лишь к словоблудным “едросам”
Судьба благосклонна всегда.    
…………………………………………………………

С достойным упорством вгоняют
Нам в разума облыжные СМИ:
Что, мол, ВВП возрастает, -
Но хочется крикнуть: “Не ври!”
(Всё за счёт высоких цен на газ и нефть.)

Нашли, кому вверить “Роснано ”.
Зачем...? Чтобы этот (.)удак
 (В очередной раз можете подобрать приемлемое для Вас определение, поставив "Ч, Д или М.)
Расхитил науку всю рьяно ?
Мошенник он, видно и так.
……………………………………………………………..

Вновь “ваучезатор” при власти…
Что ж нам от неё ожидать…?
Что, новые глыбы напастей
Помогут исправить нам власть…?

И это пример лишь единый
Того, что власть наша ….а (слеп- глуп-глух, на Ваше усмотрение,
но автор в полном замешательстве…)
Всю гадость гнать нужно дубиной!
Не может она ни … (Ах! Я! Ничего хорошего)!
(Могут быть по усмотрению читателя и другие приемлемые для него варианты.)

А, впрочем, продать и разрушить –
Они молодцы и спецы ,
И, кажется, жрать, а не кушать
Готовы всю жизнь ….ецы.
(Используйте свой вариант: мудр…, подл… и пр.)

Их менеджмент  там ярко виден
Где можно в России украсть,
И “подвиг” их дел очевиден, -
Слепа лишь верховная власть.

А, может, они заедино…?
И власти мы все не нужны…?
Ей, может, Россия чужбина…? -
Тогда её …!
(Читателю даётся возможность предложить
 свой вариант завершения строфы.)

Русь ждёт, чтоб явился правитель,
Такой, кто б себя не жалел,
Чтоб алчности  был он гонитель,
И кончил во всём беспредел.

Задумайтесь, добрые люди:
У нас власть страшнее Орды?
(или чего-то другого, сами придумайте…)
Не будет Вам счастья на блюде.
Вы …(сами додумайте, что Вы…) должны.

(Надежда на В.В. Путина у народа живёт. Может он, всё-таки, докажет, что он настоящий офицер службы государственной безопасности и, опираясь на данную в прошлом народу присягу, не будет ссылаться, что, мол, ему “замес” неудачный достался; озадачится проблемами безопасности, во всеобъемлющем понимании, развития экономической мощи державы и др.; отложит до лучших времён проведение международных спортивных и прочих мероприятий.)

Сплотить, чтоб он смог монолитно
В единство народы славян,
Чтоб не было, впредь, всем нам стыдно,
Что “главный наш”- пьянь иль болван,
Иль явный болтун, иль хапуга,
Иль сборник порочных грехов…,
Короче, изрядный “тварюга”
Под маской из правильных слов.

Теперь же, мы, молча, взираем
На язвы великой страны;
Молчаньем своим поощряем
Кончину её без войны.
……………………………………………………..
    
          * * *   

Но было в истории время,
Когда наш Московский удел
На подвиг собрал русов племя
И в битве Орду одолел.

Ведь подвиг народа в той битве
Рождён был во имя Руси.
Просил Сергий  в истой  молитве:
“Христос, нам Отчизну спаси!”

За жизнь и свободу Отчизны
Под вещий  церковный набат
На брань, для победы иль тризны,
Поднялся в Руси стар и млад.

Под общей идеей сплоченья,
Связавшей прочней братских уз,
Славяне, по сердца веленья,
В те дни заключили союз.

Тогда во главе сводной рати
Московский Великий встал князь;
Не собственной выгоды ради, -
Чтоб мощь Руси вновь поднялась.

Чтоб сильная Русь воедино
Сплотила бы братьев - славян,
И жить они стали едино,
Являясь примером для стран.

Желал он славянским народам,
Чтоб выстоять против Орды,
Слить силы; единым оплотом ,-
Встать против всеобщей беды.

Он думал: “Славянства держава
Примером могла бы служить;
Нужно ей единое “ Право” , -
Чтоб суд справедливо вершить.

(Когда руководство страны заставит, именно заставит, суды работать по законам, даже если решения не в его пользу, а не по “понятиям” и заказам? Пример: Сердюков и др.)

Для тех, кто допустит хоть словом
Народ братский в злобе хулить ,
В том “Праве” суровом и новом, -
Статью об изгоях  включить.
(независимо от этнической принадлежности.)

И нормы славянского “Права”
Поддерживать ночью и днём;
Чтоб крепко стояла держава -
Закон блюсти честным судом.
(Неподкупным и пресмыкающимся перед властью.)

Желал он, чтоб это навечно
Являлось в союзе славян
Основой…, закрыть бесконечно
Царящий раздоров дурман.   

(Полякам, литовцам, а теперь и оболваненным западно-европейской и бендеровско-национал-фашистской пропагандой украинцам (хотя такой нации в истории не было) пора одуматься и отказаться от русофобской  политики. Ведь если Россия им предъявит свой исторический счёт, то мало не покажется 


          * * *
    
      Замечание автора.

Единство в России народов
Для недругов хуже, чем Ад.
Развал её - дело уродов,
А гибели - враг лишь наш рад.

(Если руководство США и НАТО чем-то
довольны в жизни России, значит,
плохи дела “в нашем королевстве”.)

Единство! И только Единство –
Сплотит и возвысит славян,
И канет  в Лета , как “ордынство”
Диктат США, как в вёдро  туман.

          * * *

Сплотить всех славян мыслил Дмитрий –
Пассионарий  Москвы –
Правитель, и мудрый, и хитрый -
Защитник Руси от беды.

          * * *

Но кроме побед над врагами
Князь в память народа вошёл
Благими мирскими делами
И ими других превзошёл.

Границы, где мирно раздвинул,
Где с помощью верных дружин,
Кремль белый на диво воздвигнул,
Москву, возродив из руин .

         * * *
      
      (И многие ещё благие деяния совершил молодой князь – творец будущей великой России, не в пример иным…
       Князь любил охоту, как иные нынче любят спорт, но считал главным – заботу о народе, вверенном ему, укрепление экономической и военной мощи растущего государства, ратовал за развитие отечественного ремесленного труда, в современном понимании – промышленности, создавал реальные, а не эфемерные  условия для увеличения численности ныне вымирающего русского этноса…)

         * * *

Но, хватит! Оставим на время
Фантазии бойкую прыть.
Возложим  приятное бремя
Руси славу вновь воскресить.    
            
         * * *


        “…Там русский дух…
        Там Русью пахнет!”               
              А. С. Пушкин

        Пролог

Событие, даже в мгновенье,
Сыграть может важную роль;
Проигранное же сраженье
Таит долгосрочную боль.

Два года с начала рожденья
Той боли прошло, но с тех пор
Мамай , злобясь за пораженье,
Упорно искал с Москвой ссор.

Причина – на Воже  побита
Орда, и потерян обоз.
Москвой осознанье добыто,
Что ига не вечен  вопрос.

Победа надежду вселяла
На гибель постылой Орды,
Подвластным народам давала
Возможность избранья судьбы.

Разгневан ордынский правитель.
Сбирает несметную рать.
Коварный и злобный воитель
Спешит Русь огнём покарать.

Посеяв коварством раздоры
Средь знати могучей Орды,
Мамай, кочевые просторы
Вверг в бездну кровавой вражды.

Убийства ножом и отравой
Свершались в Орде каждый год.
Мамай жаждал править державой:
Возглавить ордынский народ.

И зависть к победам Батыя
Рождала в сознанье его
Мечты для Орды роковые…,
И веру в своё торжество.

         * * *

         Думы Мамая

“Все русы, решили впредь в дани
Орде отказать навсегда.
Вражда вновь легла между нами…,
Платить будут кровью тогда.

Но было не так давно время,
Когда русов сильная рать
Вдевала не раз “ногу в стремя ”
С Ордой вместе шла воевать
По первому слову Сарая.
Казалось, так будет всегда.
Жизнь мирная, хоть и худая,
Желанней, чем снова вражда.

Теперь же не раз побивала
Баскаков  ордынских Москва.
Напомню, как прежде бывало…
Расправа совсем уж близка.

Московский князь Дмитрий зарвался:
Не хочет платить Орде дань.
Сожгу вновь Москву, чтоб боялся…,
А с ней накажу и Казань.

И пусть горделивые русы
Познают всю силу Орды.
Всю Русь разделю на улусы,
Как плату за наши труды.

Оклады , кресты, позолоту
Сорвём и отправим в Сарай.
Забудут славяне свободу.
Я рабским их сделаю край.

А вместо церквей минареты
Стоять будут в русских снегах.
Князей закуём всех в “браслеты” ,
И жизнь они кончат в цепях.

Напомню судьбу Византии,
Османами втоптанной в прах;
Их храмы и лики святые 
Сожгу - возрожу вновь в них страх.

Заселим и сёла, и грады,
А русов в рабов превратим.
Их жён войнам в виде награды
Для ласк и утех отдадим.

          * * *

      Князь Дмитрий

Под сводами думного зала,
Пред троном с резьбой и в парче ,
Совет Дума с князем держала,
Как выстоять в новом биче .

Князь, молча, выслушивал речи
Древнейших боярских родов,
И думы сутулили плечи
Под рокот степенных басов.

Он внешне казался спокоен,
Но князя наперсник  - Бренок ,
По опыту знал, что расстроен
Князь, коль согласиться не мог.

Суровел взгляд, хмурились брови,
Коль речь шла до лучшей поры
Войну оттянуть; чтоб без крови
Решить спор - отправить дары.

И взор становился светлее,
Когда слышал в мудрых речах
Идею: сплотиться дружнее,
Орду встретить в южных полях.

Уж полночь, а споры жестоки.
Дрожанье теней на стенах.
Все, доли московской пророки,
В запале не ведают страх.

Устали. И дымно, и душно.
Сникает жар пылких речей,
Но нет того, кто б равнодушно
Отнёсся к Отчизне своей.

И те, предлагал кто  дарами
Спасти Русь от новой беды,
И те, кто считал, что мечами
Лишь можно спастись от Орды -
Молили защиту у Бога
В душе своей. Каждый сулил 
До самого жизни порога
Трудиться без жалости сил
На благо Отчизны родимой,
Чтоб множился русов народ,
Чтоб край бесконечно любимый
Не ведал в дальнейшем невзгод.

И тот, кто желал откупиться
И мир тем добыть для Руси,
И те, кто желали сразиться –
Просили у Бога: “Спаси!”

Закончились жаркие пренья,
И каждый боярин, как мог,
Свою точку высказал зренья
На сумрачный нынешний рок.

Князь встал, и сложеньем могучим ,
Казалось, стеснил думный зал,
И гласом, под сводом гремучим,
Решение Думе сказал:

“Я выслушал все ваши мненья,
И вот, Вам решенье моё:
Объявим мы сбор ополченья,
Дадим всем и щит, и копьё,
Рогатины, сулицы, луки,
Доспехи от пущей беды…
Судьба знать, чтоб мирные руки
Познали труд ратной страды .

Отправим посольство к Мамаю,
Чтоб выведать планы его,
И Тютчев  – боярин, я знаю,
Заданье осилит моё.

Не станет Русь дольше   мириться
С господством постылой Орды.
Судьба нам всем миром сплотиться
В защиту родной стороны.

Доколе  терпеть униженье,
Баскаков заносчивых дурь,
Насилье, умельцев плененье
И прочих негаданных бурь…

И вот, что ещё я надумал:
Напишем князьям мы письмо,
Чтоб каждый из них бы подумал:
Где место отныне его?

Бери, дьяк, перо и бумагу.
Мы грамоту будем писать
Князьям, чтоб явили отвагу,
Сбирали, чтоб сильную рать…”

Задумался князь ненадолго,
Решая, как лучше сказать,
Чтоб больше в письме было толка…
И начал его диктовать.

          * * *

Письмо Дмитрия к князьям.

“Уж более века под гнётом
Русь жестокосердной Орды,
Пришла нам пора стать оплотом
Для нашей родной стороны.

Мамай пораженье на Воже
Не сможет забыть никогда.
Его жажда мщения гложет.
Руси угрожает беда.

Оставьте кровавые споры.
Святая Русь – общая Мать
Всех русов. Забудьте раздоры.
Негоже  Отчизне страдать.

Коль мы не сплотимся рядами
И путь не закроем врагу,
Не быть на Руси нам князьями,
Я жизнью поклясться могу.

Взываю я к доблести Вашей,
Сознанью разумных людей -
Беда над Отчизною нашей.
Седлайте на битву коней.

Настало теперь наше время
Собрать православный народ
И сбросить ордынское бремя.
Уверен: Победа нас ждёт!

Когда мы слабы, то открыты
Обидам и козням врагов;
И сил у нас нет для защиты
Ни сёл наших, ни городов.

Мы только единою силой
Способны врага одолеть.
Послужим для Родины милой.
Ей хватит страданья терпеть”.
               
          * * *

Пусть грамоту эту размножат,
В уделы князьям разошлют.
Уверен: она им поможет
Избрать брани доблестный труд.
      
          * * *

И скоро князья отвечали
Согласьем на Дмитрия зов
И Кремль в Москве назначали
Для сбора российских полков .

Из ближних и дальних селений
Пошёл православный народ,
Составить рать скорых сражений –
Руси от ордынцев оплот .

По всей Москве настежь амбары 
Посадов: бояр и купцов…,
Снедь  разная, винные чары …-
На стол мужиков - удальцов .

Не долго дружины сбирались,
И в августе с разных сторон
С Кремлём и Москвою расстались
Под звонкий церквей перезвон.

А князь, по старинным законам,
Чтоб в битве позора не знать,
В святую обитель с поклоном
Спешил получить благодать .

         * * *

Под пологом сосен и елей
В глухом первозданном лесу
Из брёвен смолистых для келий
Поставлен скит в ига грозу.

Ворота и тын частокольный -
Спасают от хищных зверей;
И с зорями звон колокольный
Живёт средь тенистых ветвей.

В жилище монашеском скромном
В мерцании медных лампад,
Рисующих блики по брёвнам,
Молился игумен за чад .

Всех тех, кто собрался на сечу
За Русь и за веру Христа,
Кто вышел Мамаю навстречу,
Душа в ком тверда и чиста.

Князь Дмитрий в глубоком волненье
Свиданья с игуменом ждал
Пока тот в усердном моленье
Победу Руси испрошал .

А пастырь, любимый народом,
Христа просил: ”Русь нам спаси!
Конец положи всем невзгодам
И мужество в воинов внеси”.

Игумен закончил молитву
И в келье, в глубокой тиши,
Увидел кровавую битву
Предвиденьем светлой души.

Он видел смешение воинов.
Он слышал стенанье  людей;
Зрил образ невиданной бойни
С безумием тяжких страстей .

Он видел бегущих ордынцев
И конницы русов полёт
Вослед убегающим крымцам,
И в битве крутой поворот.

И долго пред образом Бога
В молчанье молитель стоял.
- Не лёгкой к свободе дорога
Руси предстоит, - прошептал.

          * * *

Скита дверь, чуть скрипнув, открылась.
Игумен шагнул за порог.
Дружина главами склонилась.
Князь просьбу в волненье изрёк .

- Святой отец, благословенья
Прошу я для наших полков
Пред тем, как пойдут на сраженье:
На смерть или жизнь без оков.

- Решенье, угодное Богу,
Ты принял. Желаю тебе
И войску успеха в дорогу,
И мужества в ратном труде.
   
Пришло долгожданное время,
Чтоб сбросить оковы Орды,
Стряхнуть мыти  тяжкое бремя,
Как плод вековечной  беды.

Кто данью спешит откупиться,
Стремясь, жизнь свою сохранить,
Главой перед силой склониться –
Тот может свободу забыть.

Иди, князь. Не знайте сомненья
И ты, и российская рать.
Даю Вам я благословенье,
Врагов, чтоб Руси покарать.

Два схимника, витязи ране,
На битву с Ордою пойдут;
Пусть в страдном победном деянье
Бессмертия славу пожнут.

Ослябя  – испытанный воин,
Такой же и брат  Пересвет .
И каждый из братьев достоин
За Русь воплотить свой обет .

Победой в народе разбудишь
Стремленье к единству славян
И вечную славу добудешь
Защитника всех россиян”.

       * * *

Рассвет лишь затеплил зарёю,
А князь и дружина его
Из дебрей, стоящих стеною,
Въезжали в Погостье - село.

Над дальнею кромкою леса,
За поймой заросшей реки,
Рождалась восхода завеса,
На своде, гася огоньки.

Средь зарослей вербы  и тала
Спит в заводях тихих Шерна.
Туман над водою устало
Стекает к стене камыша.

Природа умылась росою
В ночи и в предутренний час,
Ждёт встречи с встающей зарёю…
В тиши месяц, нехотя гас.

В оранжево–алом восходе
Луч-первенец – утра гонец,
От сна ещё вялой природе
Принёс весть, что ночи конец.

Уже чрез мгновения шаром
Светило над лесом взойдёт,
И мир, пробудившийся, даром
Тепла и пространства зальёт.

В палитре волшебной рассвета
Предстанут луга и леса,
И в ливнях рождённого света
Заискрится в травах роса.

А в своде небесном планеты,
Безмерном, как вечность миров,
В симфонию жизни куплеты
Пернатых сольются  певцов.

Во влажной и сумрачной куще ,
Где тени затменья мрачней,
На лапнике колющей гущи
Заснёт ночь средь тяжких ветвей.

И всё, что спало, вдруг, проснулось
Под ливнем рассветных лучей;
И с кроны дубовой взметнулась,
Крикливая стая грачей.

Князь замер. Картина рассвета
Над дремлющей поймой Шерны
В глубинах сознания где-то
Зашторила призрак  войны.               

- Что может сравниться с тобою
Родная Отчизна моя,
С твоей необъятной красою -
Любимая наша земля!

         * * *

Во власти нежданной отрады ,
Заметил обширный погост,
Обсаженный, вместо ограды,
Рябинами в саженный  рост.

По склону юра  до низины –
Ряды погребальных холмов
И красные гроздья калины
Средь тёмных дубовых крестов.

От сельской околицы  к лугу
Старик гнал с десяток коров.
- Отец, окажи мне услугу,
Поведай судьбу сих крестов.

И старец земно  поклонился,
Коснувшись рукой бороды,
И молвил: “Народ здесь сразился
С заезжим отрядом Орды.

Ордынцы все были побиты,
И наших немало легло.
Ковши ”ихной”  жизни испиты.
Семь лет уж с тех пор утекло.

Тела их нашли погребенье
На этом погостном холме,
Чтоб видеть зорь ранних цветенье
И спать вечным сном в тишине”.

- Знать, точно уж время приспело
Оковы Орды разорвать, -
Сказал князь, – Пора нам за дело;
Быстрей нужно войско нагнать.

Дорога петляет меж сосен,
То лугом бежит без забот
Под небом, где чистая просинь,
То в сумрачный ельник нырнёт.

Нежданно кукушка запела
Печальную песню свою.
- Пора куковать отлетела,
На радость поёт иль беду? –
Подумал князь, мерно качаясь,
Под бег иноходца  в седле,
- С какою судьбой повенчаюсь?
Победе ли быть, иль беде?

И князь обратился к певунье:
“А ну-ка, кукушка, скажи,
Ты жизни и смерти вещунья,
Сколь лет впереди? Предскажи”.

Кукушка, помедлив, запела,
А князь кукованье считал.
Вот девять “ку-ку” прилетело 
И голос вещуньи пропал.

- Не щедро, ты, русская птица
Остаток мне жизни сулишь ,
Но коли нам скоро сразиться,
То значит победу вестишь .

Коломна все ближе и ближе.
Князь чаще меняет коней.
Диск солнца скатился уж ниже
И краем коснулся ветвей.

С войсками момент встречи близок.
Последний прошли переход.
Закат, дотлевая, был низок;
Восточный мрачнел небосвод.

       * * *

В округу  Коломны явилась
Славянства восточного рать.
Впервые в Отчизне родилось
Единство – за Русь постоять.

Казалось, что звёзды вселенной
Упали в луга средь бойцов
И в жизни земли неизменной
Предстали в обличье костров.

Князь медлил. Картина рождала
Уверенность в будущем дне.
Всхрапнул конь, споткнувшись, устало.
Плотней князь уселся в седле.

- Наступит, однажды, то время,
Когда православная Русь
Сольётся в единое племя,
За что и молюсь, и борюсь, -
Подумал князь, гордо взирая,
На отсветы дальних костров,    
- Отчизна должна жить родная
Без тяжких ордынских оков.
          
       * * *

В обширном бревенчатом зале,
При свете оплывших свечей,
Князья в сборе Дмитрия ждали
Под гомон  басистых речей.

Вошёл князь, и все оживились.
- Не будем же время терять.
Сегодня мы силами слились,
Чтоб братством за Русь постоять.

Средь нашего войска немало
Народов других воинов есть.
Знать, время такое настало,
Что жизни дороже им честь.

Не только Русь миром сплотилась
И вышла на битву с Ордой,
К нам в помощь немало явилось
Разбуженных бранной страдой.

Волынь,  Полоцк, Брянск и смоляне…
Пришли, чтобы нас поддержать,
И войны Литвы и Казани
Вошли в нашу общую рать .

Чтоб знать: сколько собрано воинов,
Построим полки на лугу
И вместе решим, как достойно
В сраженье ответить врагу.

Русь-матушка прежде не знала
Столь дружного сбора князей.
Её больше века держала
Орда под пятою своей.

И хоть мы сумели наладить
Общенье с Златою Ордой,
Но мы должны Родиной править,
А не кочевник степной”.

Закончены приготовленья.
Князья разошлись по полкам.
А Дмитрий, во власти волненья,
Пошёл к задремавшим лугам.      

          * * *

Закат догорел, но высоко,
В темнеющей бездне небес,
Гряда облаков одиноко
Мостом пролегла через лес.

От дебрей родимого края
До дальних ковыльных степей,
Седым перламутром играя,
От севшего солнца лучей.

Покой вечер поздний венчает,
Лишь громко скрипит коростель,
И перепел спать призывает
В лугов голубую постель.

А в небе бездонно далёком,
Чернеющем сажей в ночи,
Сияют стовидящим оком
Манящих созвездий лучи.

И в темень, внезапно вонзаясь,
Как искра степного костра,
Вдруг, с купола неба, срываясь,
Падёт, умирая, звезда.

И вновь мир спокоен и ясен.
И снова мерцают лучи…
- Всегда лик Отчизны прекрасен!
И даже в глубокой ночи!

       * * *
 
      Военный совет

За несколько дней перехода
До Дона дошла русов рать.
По общему плану похода
Тут войско должно отдыхать.

Над тихими водами Дона
Собрал князь в походном шатре,
Согласно старинным законам,
Военный совет на зоре.

- Здесь воды Непрядвы и Дона
Сливаются в общий поток,
И лучше придумать заслона,
Наверно, никто бы не смог.

Скажите свои предложенья:
Как лучше построить нам рать,
Чтоб в ходе начала сраженья
Орду мы могли бы сдержать.

Отправлена в степи разведка;
Следить за движеньем Орды.
И с дальних курганов нередко
В ночи она видит огни.

Вчера полонили ордынца.
Он тайну Орды не сберёг.
Две сотни туменов у крымца.
Собрал он, кого только смог.

Ордынцев несметная сила.
Мамай нас решил растоптать.
Но Русь в нас все силы вложила.
Удел наш один – Побеждать!

Мы знаем уменье Мамая
Вести битву конной волной.
Она, словно хищников стая
В охоте за дичью степной.

Мы ж выбрали место для сечи,
Где всё Орде будет мешать:
И лес, и Непрядва, и Меча…
Строй в битве нельзя нам терять.

Коль дрогнем и пустимся в бегство
И в страхе нарушим ряды,
То детям оставим в наследство
Разор и гнёт ига Орды.

Мамаю лишь день перехода
Остался до наших полков.
Для нас нет другого исхода,
Как здесь встать за отчий наш кров.

          * * *

Тут мненья князей разделились.
Одни предлагали стоять
И ждать, чтоб ордынцы явились
И Дон стали переплывать.

Тогда, мол, ударим из луков
И каменным боем пращей,
И войны ордынские в муках
Падут вместе с тьмою коней.

Другие считали: пред бранью
Войскам лучше Дон перейти;
Придётся литовцам с Рязанью
Искать обходные пути.

Известно, что здесь, у слиянья
Двух рек, им назначил Мамай
Трёх войск перед битвой свиданье,
Победный затем курултай .

И так же, как в Думе московской,
Князь выслушал мненья князей
И молвил: “ Там луг Куликовский,
Судьба там Отчизны моей.

Пусть плотники за день поставят
Мосты через Дон, а к утру,
Князья войско всё переправят;
Построят его на лугу.

А чтобы без страха сражались,
Не вздумали жизни беречь,
И сил не жалея держались –
Велю все мосты те я сжечь.

Нам честь и Отчизна дороже,
Чем жизнь под пятою Орды.
Мы вновь возродим и умножим
Победы седой старины.

Не будет в сердцах наших места
Для страха и мыслей бежать.
Для всех нас Победа – невеста.
Её должны в битве мы взять.

Ягайло  спешит к войску хана,
Но мы на родимой земле.
Рязанцев полтьмы непрестанно
Стесняет Литве путь к  Орде .

Слияньем войск силы умножить
Решил эмир крымский Мамай,
Чтоб Русь навсегда уничтожить,
Стереть и народ наш, и край.

(Замысел Мамая близок к воплощению в
настоящее время в связи с вымиранием
русского народа. Кто же принял на себя
исполнение замысла Мамая…?!)

Глагольте  с бойцами дружины
Про то, что роднее всего:
Про солнца восходы, рябины,
Семью и родное село…

Пусть в сердце у каждого война
Пылает к Отчизне любовь.
Уж, коль умирать, то достойно,
Чтоб жить в поколениях вновь.

За веру христову Отчизны,
За честь и за память отцов,
Чтоб не было нам укоризны
И бранью наполненных слов,
За наши любимые долы,
Селения и города,
Где матери, жёны и вдовы
Ждут воинов с победой всегда,
Сразимся мы в завтрашней брани.
Добудем победу мечом!
Поднимем с Христом наше знамя
Во славу Руси, иль падём!

За Доном для нас нет дороги.
Нам некуда с поля бежать.
Забудьте родные пороги.
Чтоб Русь была – нужно стоять.

На сей час такое решенье:
Пусть нам воевода Боброк ,
Пред тем, как пойдём на сраженье
Свои предложенья изрёк ”.

          * * *

Толково, со знанием дела,
Боброк битвы план изложил.
Заката заря уже тлела,
Когда князь совет отпустил.
         
          * * *   
      
      Думы князя Ягайло

Ягайло – князь подлый и дерзкий,
Где он, там измена везде.
Предлог найти хочет он веский,
Не слишком спешить чтоб к Орде.

- Как знать, чем закончится ссора
Меж князем и ханом Орды.
Литве до решения спора
Нет дел, чтоб не вызвать беды.

Коль Русь разойдётся, то ляжет
Печаль на просторы “Cтепи” .
Всех недругов в “узел завяжет”…,
Медведя спусти лишь с цепи.

Нельзя его трогать напрасно,
Он может и в ярость ведь впасть.
К Мамаю спешить мне опасно.
Могу под “раздачу” попасть.

Пожалуй, замедлим движенье.
Мамаю ж пошлём мы гонцов
И в письмах свои заверенья
Изложим из выспренних  слов.

Пусть думает грозный воитель:
Литва, мол, поддержка его.
Вознёсся ордынский грабитель.
Считает, что он божество.

Так пусть с ним князь Дмитрий сочтётся
За кровь, за обиды, разбой.
Предчувствую, что отольётся
Жестокость расплатою злой.

Нам день впереди перехода.
А нужно ль судьбу мне пытать?..
Вернёмся в Литву из похода
И вести с Орды будем ждать.

Так думал Ягайло в походном,
Из шкур бычьих, тёплом шатре,
В рассвете осеннем холодном
На росной янтарной заре.
            
          * * * 
         
        Поле Куликово

В рассвете сентябрьского утра
Косматый тумана покров,
Играя в цветах перламутра,
Накрыл строй славянских полков.

Он в лёгком воздушном движенье
Меняет бесформенность масс,
И русов, в кипенье отмщенья,
Скрывает от вражеских глаз.

Взывают на подвиг сигналы
Труб бранных, тревожа покой
Задонья, - глашатаи  славы
Восставших на праведный бой.

На мирном вчера ещё поле
На выбор давал русам Бог:
Иль дальше жить в тяжкой неволе,
Иль, выполнив ратный свой долг,
Жить так, как жилось до Батыя,
Но только без княжьей вражды,
Забвенью, предав, роковые
Года межусобной беды.

И, встав, на коне пред полками,
К ним речь обратил свою князь:
“Сюда я пришёл вместе с Вами.
Судьба моя с Вашей слилась.
      
Сегодня такой же я воин,
Как Вы. Мечта наша сбылась.
Свободы край отчий достоин.
Нам битва на долю пришлась.

Пути нет за Дон и Непрядву.
Мы в битве врага разобьём.
Мы встали за Русь и за правду.
Мечом мы свободу возьмём”.

И ратники с воинским кликом
В согласье подняли щиты,
- Клянёмся пред божеским ликом,
За Русь отдадим животы !

- Ты князь наш и первый наш воин, -
Сказал князю верный Бренок, -
С опасностью спорить ты волен,
Но нужно ль, испытывать рок?

Отдай, мне сою приволоку ,
Коня ты мне тоже отдай.
Собьём тем ордынцев мы с толку.
Меня пусть мнит  князем Мамай.

А сам же в кафтане  холщёвом
Вставай среди войска потом
И в облике война суровом
Сражайся, коль хочешь, мечом.

Не внемлешь  ты нашим советам.
Опасность висит над тобой.
И мы хотим общим запретом
Не дать тебе биться с Ордой”.

- Андрей, мы с тобой побратимы ;
И оба, Русь любим как мать.
Мы были с тобой неделимы.
Нам жить вместе и умирать.

Предстанешь в моём облаченье,
То в битве, возможно, падёшь.
Спаси тебя Бог за раденье .
А я, что ж, на труса похож?

Но крики раздались: “Укройся,
Князь, в гуще дружины твоей…”

- Мы все порадеем , не бойся,
О пользе Отчизны своей…

- Коль в битве падёшь ты, кто будет
За русскую землю радеть?

- Навеки Отчизна пребудет
Под ханом и станет хиреть .

- Всем ведомо – князь - славный воин,
Но ныне не те времена.
Решать за себя сам ты волен,
Но жизнь твоя всем нам нужна.

- Мы ценим тебя, князь, и любим.

- Ты молод, но нам ты отец.

- За край отчий биться мы будем,
Пока держим меч–кладенец.

- Негоже  мне бегать от боя.
Как братья близки все Вы мне.
Не будет мне в жизни покоя,
Коль я схоронюсь в стороне.

Коль я отрешусь  от сраженья,
Что людям смогу я сказать?
Уверен, без тени сомненья,
Что к Вам в строй обязан я встать.

Мы все сыновья для Отчизны.
И с Вами стоять нужно мне.
Ведь совесть, как гнёт укоризны,
Не даст жить спокойно нигде.

Как сложится бранная доля,
Об этом лишь знает Господь.
Коль будет Всевышнего воля –
Судьба нам Орду побороть.

И в битву иду я, как воин.
Так издревле уж повелось.
Победу, иль смерть князь достоин
С дружиной принять, коль пришлось.

Но войска послушав веленье,
Отдал князь любимца – коня
И плащ, и в глубоком волненье
Встал в полк первый, Бренка коря.

         * * *

И двинулись рати навстречу…
Громовая поступь шагов
Нещадную прочила  сечу,
Несметную  гибель полков.
      
Гудела грудь поля от шага
Одетых в доспехи людей.
И зверь дикий днищем оврага
Стремился уйти поскорей.

Всё русское войско светилось
Цветами червленых  щитов,
Ордынское – тенью накрылось
От мрачных доспехов врагов.

Друг другу навстречу катили,
Войска, словно в море валы,
И замерли, словно застыли,
Решаясь на выбор судьбы.

От войска простор к войску тесен,
Не больше полёта стрелы,
И воин, что силой известен,
Предстал перед строем Орды.

Чтя древний и славный обычай,
Он вышел судьбу испытать:
Иль стать в поединке добычей,
Иль новую славу снискать .

Гарцует с копьём перед строем
Ордынский мурза Челубей.
В Орде он прославлен героем.
Он сеятель в битвах смертей.

Всегда неизменный зачинщик
Разгулья и бранных потех ,
Он ждёт, чтоб предстал поединщик
Для славы и ратных утех.

От русского войска дружинник
Предстал пред полками в просвет,
Обители Троицкой схимник -
Могучий монах Пересвет.

И молвил: “Ордынец сражаться
Подобного ищет себе.
“Желаю я с ним повидаться”
И вызов  бросаю судьбе.

Простите, коль грешен я, братья,
Но коли не сдюжу  в бою…,
То с тризной “костлявая сватья ”
Судьбу повенчает мою.

Не ради молвы всенародной
Готов жизнь поставить в заклад.
Отчизна должна быть свободной
И славной в веках много крат”.

Как ветры пустились навстречу
Два самых могучих бойца;
Открыли кровавую сечу;
Пронзили друг другу сердца.

В мгновение смерть прекратила
Победные битвы мурзы,
И тело недвижно застыло
Главой в направленье Орды.

А воин в монашеской рясе ,
Склонившись на гриву коня,
В пробитой под сердцем кирасе
В траву пал, молитву творя.
      
- О! Это дурная примета, -
Мамаю советник шепнул,
- Кровавая песня отпета.
Навеки наш воин уснул.

Смерть лучшего война застала
Нас, видно, в трагический день,
Приметою страшною стала,
Рождая тревожную тень.

Орда со времён Бату–хана
Не знала в сражениях бед.
Лишь шёпот степного бурьяна
Хранить станет славу побед.

Вновь стали могучими русы.
Князь Дмитрий князей смог собрать.
Орда ж разошлась на улусы
И стала внутри враждовать.

Орды сила в битве несметна,
Но русам победа нужна.
Смятенье в ордынцах заметно,
И участь Орды решена.

Тут гордый Мамай сдвинул брови.
- Что лжёшь ты, презренный шакал!
Накличешь ордынской ты крови…
Казните, глупца! – приказал.

И грозная стража Мамая
Схватила провидца - муллу,
И воплям его не внимая,
Башку отрубила ему.

А темник  знак подал десницей.
Он жаждой победы горел.
И конница хищною птицей
Взметнулась, и бой закипел.

Покорные воле Мамая
Вступили наёмники в бой.
Всё поле от края до края
Заполнилось лавой стальной.

Столкнулись. И крики, и звоны,
И ржанье сражённых коней,
И смертью рождённые стоны
Покрыли безмолвье степей.

Сам воздух над битвой от стона
Дрожал. От ударов копыт
В затонах, проснувшихся, Дона
Гладь водная мелко рябит.

Рубились мечом и секирой,
Пронзали копьём и тарчем.
И луг, словно царской порфирой
Оделся под первым лучом.

Два вала, две грозные рати,
Слились в общий яростный бой,
Ордынцы, лишь алчности ради,
А росы – за Руси покой.

Ордынцы валами катили
И били стрелой на скоку,
И стрелами небо затмили,
И тень пролегла по лугу.

Но витязи русской дружины,
Цвет лучших боярских детей ,
Щитами и копий щетины
Закрылись от стрел и коней.

Вал конницы первый отброшен,
Второй вал и третий за ним…
Передний полк весь уничтожен,
Но Дмитрий Всевышним храним.

С остатками верной дружины
Он встал в центр большого полка,
Но давит вал ханской махины,
Где левая войска рука.

Трещали в сражении копья,
И лязг царил хищных мечей,
Косила косой, словно снопья 
Смерть воинов и бранных коней.

Всё поле невиданной битвы
Кипело, и древняя новь
Под стоны, спасенья молитвы –
Сливала в ручьи брани  кровь.
      
От воплей и конского храпа
Бледнела небес синева;
И в звуках предсмертного сапа 
Из павших вставала стена.

Раскаты сраженья, как громы,
В просторах терялись полей,
И чистого неба хоромы
Взирали на гибель людей.

Уж тысячи пали достойно
За Русь, и, уставшая рать,
Числом уступая, невольно,
Теснимая, двинулась вспять.

Казалось, кончались их силы,
Как снег в дождь, редели ряды,
Но заново, будто б родились
Полки среди смертной страды.

Сражён знаменосец московский.
Хоругвь князя с ликом Христа
Поникла, но Дмитрий Литовский,
Сражаясь один против ста,
Отбил её, поднял над битвой;
И войны, кто был ещё цел,
Кто с кличем , а кто и с молитвой
Сплотились. Бой вновь закипел.

Сзывают разрозненных воев
Раскаты сигнальных рогов,
Встать вместо погибших героев
Под стягами павших полков.
       
Вот бьётся пред смертной могилой
В монашеской рясе, один,
С дубиной  в руках и секирой
Красавец монах – исполин.

Страшатся к нему подступиться
И пеший, и конный джигит,
И даже толпой навалиться
Не смеют, их витязь страшит.

Ослябя – тот воин могучий.
Пред ним груды павших врагов.
Ордынцы вокруг тёмной тучей,
Как стая голодных волков.

И, чтоб одолеть великана,
Скрываясь за грудою тел,
Стрелок–лучник, лучший у хана,
В засаде, как ловчий  сидел.

И пал от удара стрелою
Могучий воитель–монах.
И буря восторга волною
Гулять пошла в дальних лугах.

Мамай наблюдал за сраженьем
С вершины степного холма,
Чтоб в битве последним движеньем
Сломить, уничтожить врага.

          * * *

За речкою Смолкой дубрава.
Схоронен  засадный в ней полк,
И ждёт он: ударить, чтоб справа
И выполнить с честью свой долг.

Кипят в нетерпении войны,
Взирая, как бьются полки.
Ряды их давно уж нестройны,
И битвы картины горьки.

Владимир-князь  в гневной досаде,
Не может спокойно взирать,
Как гибнут полки, а в засаде
Он с конницей должен стоять.

- Доколе  ж взирать нам, как гибнут
В сражении лютом полки,
Знамёна как гордые никнут,
Где войска полк левой руки.

Когда ж час пробьёт, чтоб мы сами
Вступили на помощь полкам?
Пора, воевода, нам в брани
Работу дать нашим клинкам.

- Пожди, князь, не то ещё время,
Чтоб в битву засаде вступать.
Скажу, когда встать нужно в стремя
И двинуть засадную рать.       

Нам время ещё не приспело ,
Но скоро наш будет ответ.
Мы вступим в кровавое дело.
Не милым Орде станет свет.

И вновь в напряжённом молчанье
Воители смотрят на луг,
Где кровь, боль и пот, и стенанье,
Где царство физических мук.

Всё ломит ордынская сила,
И никнут хоругви  Руси,
Орда ж крыло  в битве открыла…
- Ну, Боже, Отчизну спаси!

- “Дерзайте, родные сыновья !” –
Клич бросил  бесстрашный Боброк,
И, встав у полка в изголовье,
Повёл в сечу конный поток.

Ордынцы ликующим криком
Трубили победу свою,
Засада ж, в неистовстве диком,
Гнев выплеснула на Орду.

Как соколы в буйной охоте
Бьют клин в высоте журавлей,
Засада так в грозном намёте
Направила в битву коней.

И первым в кипящую массу
Ликующих вражьих полков,
Владимир, одетый в кирасу,
Ворвался раскатом громом.

И враг, словно змей многоглавый,
Сражён им булатным мечом.
Тогда был увенчан он славой
И “Храбрым” молвой наречён.

Внезапность и сила удара
Сломала ордынцев ряды.
И сила Мамая бежала,
Отдав битве, павшими мзды .

Мамай в битву дал подкрепленье,
Чтоб войско своё поддержать,
Но виден исход уж сраженья,
И сил нет, чтоб Русь удержать.

И грозный воитель, и свита
Бежали на борзых  конях.
Сто тысяч ордынцев побито
В задонских полынных степях,
Когда русов конные рати,
Преследуя, били Орду
Свободы Отечества ради,
Ордынцам - на страх и беду.

До самой медлительной Мечи 
Рубили мечами врага.
Уж ныли уставшие плечи,
Но множились, павших стога.

Затихла безумная сеча.
Пополнили воды свои
И Дон, и Непрядва, и Меча
Потоками бранной крови.

Рога  вновь над полем запели,
Сзывая победную рать,
И в дали Задонья летели,
О подвиге русов сказать.

Несметно побито на сече
И воинов простых, и князей.
- А князь где? – послышались речи.
- Нам князь, нынче, жизни ценней.

Поют рога, выжившим сборы,
Но князя нигде не видать.
Лишь павших воителей горы.
Все начали князя искать.

Нашли. Он лежал без сознанья.
К берёзе спиной прислонясь,
И ветви ему в час молчанья
Шептали: “Победа сбылась”.

Как воин простой из народа
Князь бился без жалости сил.
- Пусть ноне  умру, но свобода
Дороже, чем жизнь, - он решил.

Сражался он вместе со всеми
И выжил в жестоком бою.
Помяты зерцала. На шлеме
Враг “подпись” оставил свою.

Разбит щит и меч затупился,
И порван ремень поясной.
Как сокол с воронами бился,
Так бился князь с силой степной.

На шлеме, перчатках, кольчуге,
Следы крови павших врагов.
И верные отроки-други
Без лишних всё поняли слов.       

Тогда же “Донского”  прозванье
В Святой Руси князь заслужил,
А за честные  деянья
Причислен к числу святых был.

Уж к вечеру в день грозной битвы
В Москву и до дальних концов,
С тем, чтоб отслужили молитвы,
Князь Дмитрий направил гонцов.

          * * *

А утром, с любимой дружиной ,
Поехал князь поле смотреть;
Подавленный смерти картиной,
Душой стал о павших скорбеть.

Лежали в сплетении трупы,
И нет между ними вражды.
Побитых воителей группы
Сливались в холмы и гряды.

Над полем невиданной битвы
Кружило уже вороньё.
- Отслужим по братьям молитвы,
Могильный холм их бытиe.

И те, кто в той битве жестокой
Остался живым, чтоб продлить
Род русов, пред дальней дорогой
Всех павших стеклись схоронить.

Закончили сбор павших воинов.
Семь дней хоронили подряд.
Решил князь над всеми пристойно
Свершить погребальный обряд,
С тем, чтобы в ином измеренье
Их души покой обрели,
И лёгок был путь вознесенья,
Предав тлен заботам земли.

По павшим всем справлена тризна.
Помянуты все имена.
Князь молвил: “Героев Отчизна
Чтить будет во все времена”.
      
          * * *

В Москве ликованье повсюду.
И вновь, как при сборах в поход,
С победой, пришедшему люду,
Столы накрывает народ.
       
Епископ в Успенском соборе
Молебен  в честь воинов свершил,
Утешил вдов в траурном горе
И всех помянул, кто почил.

Всего за неделю свиданья
С семьёй и любимой Москвой
Раздал через благодеянья
Князь милости щедрой рукой.

Особые милости отдал
Он вдовам погибших бойцов,
И тем все условия создал
Для жизни детей без отцов.

Народ ликовал, а он снова
В обитель направил свой путь
За тем, чтоб ещё до Покрова
Вернуться домой, отдохнуть.

За краткий день бабьего лета
Спешил князь проделать в седле
Неблизкий путь и до рассвета
Вновь встретиться в монастыре
С провидцем великой победы,
Кто в души решимость вселил,
Кто видел и радость, и беды,
Святым на Руси кто прослыл.

Струится тракт мирный к востоку,
Пылит под копытом слегка;
Осеннее небо глубоко,
И свежесть бодрит седока.

В полях, где недавно стояла
Стеной золотистая рож,
Жнивьё , отдыхая, лежало,
Готовясь принять сохи нож.

Царит нега  бабьего лета.
Не слышно пернатых певцов.
Вдали, за жнивьём спящим, где-то
Бьёт колокол. Стая скворцов
Вспорхнула шумливо со стерни.
Над водами вялой реки,
Из ближней к дороге деревни
Мост ладят лесной мужики.

Проехали светлую Учу ,
Поля позади и луга,
Втянулись в бор сосен могучих,
Смолистую власть холодка.

Вот место, где пела вещунья.
Кукушки уже не слыхать.
- Теперь кому наша певунья
Возьмётся судьбу предсказать, -

Подумал князь, глядя на ветви,
В нарядах осенней листвы,
- Уж скоро и осень, и ветры
Лишат лес красы до весны.

И тут, в подтверждение мысли,
Порывом дохнул ветерок,
И листья в круженье повисли,
В тенистый гонимые лог .

Под вечер, с закатной красою,
Достиг монастырских ворот,
Украшенных красной зарёю,
Проехал под арочный свод.

Для встречи с духовником мудрым
Он в келью с поклоном вошёл, 
И ратном пути многотрудном
Рассказ беспристрастный повёл.

- Разбили мы, Отче, Мамая,
Но много славян в битве той
Легло, и от края до края
Кровь в поле струилась рекой.

Прошу, отслужи панихиды
По павшим в сраженье бойцам,
Чтоб души могли без обиды
Уйти в мир иной к праотцам.

И, Отче, скажи, как построить
Нам мирную жизнь и создать
Условия, чтоб обустроить
Нам Русь и врагов обуздать.

И Сергий, игумен, неспешно
Повёл речь для князя о том,
Что жизнь не пойдёт безмятежно;
Придётся бдеть ночью и днём.

- Твоя, князь, победа добыта
Кровавым и тяжким трудом,
Но чаша всех бед не испита.
Готовься к ним. Помни о том,
Что враг Руси в злобе опасен.
Жива и могуча Орда,
Но ратный твой труд не напрасен,
Хиреть  теперь станет она.

Ты выполнил волю народа.
Мамая полки разгромил.
Над Русью простёрлась свобода,
Но много утрачено сил.

Тебе не купцы и дворяне
Помогут вновь силы собрать.
Ремесленники и селяне
Составят Отечества рать.

Немало ещё потрясений
Придётся Отчизне узнать:
Побед и различных лишений –
Судьба нам всю жизнь воевать.

День битвы стал вехой  рожденья
Великой державы; и Русь,
Пройдя лихолетья терпенья,
Восстанет, о чём я молюсь.

И знай, князь, то подвиг народа,
В который вошли племена
Для  коих и “Русь, и “Свобода” -
Родные на все времена!

Ведь кроме московской дружины
На битву все те собрались,
Как ягоды в гроздь у рябины,
Чьи чаянья в Руси сбылись.

У многих воителей смелых
Отчасти славянская кровь.
Их всех, в бранном деле умелых,
Сроднила к Отчизне любовь.

Их пращуры  были татары
И половцы, и литвины ,
И некогда злые хазары…,
Теперь же - Руси все сыны.

(“Поскреби любого русского,
 найдёшь” татарина” – гласит народная
 мудрость. В родословной почти каждого
пятого русского прослеживаются
татарские корни.)

Ты просишь совет, как устроить
Жизнь так, чтобы Русь расцвела?
Как лучше правленье построить,
Отчизна, чтоб мощью росла?
Но главный вопрос твой: “Как править?..”
Так выслушай думы мои:
Богатых всех нужно заставить
Понять, что они не одни
Живут в нашем крае богатом
И лесом, и дичью, и льном….
Известен, коль кто тороватым -
Казну пусть пополнит рублём.

И пусть часть добра дадут семьям,
Кормильцы которых, в бою
Погибли, и тем поселеньям,
Что влились в рать дружно твою.

И каждый, кто трудится честно,
Часть денег, добытых трудом,
Отчизне отдаст, и известно
Народу пусть будет о том.

И помни, народ наш в той битве
На смерть шёл, себя не щадил.
К живым, да и павшим в молитве
У Бога я милость просил.

Нельзя, чтоб одни богатели
И грабили свой же народ,
И в Думе, как галки галдели,
Когда народ с голоду мрёт.

Нельзя, чтоб купцы и бояре
Плодили дома–терема,
Страну воровски обирали…
Коль жить так, не жизнь будет –
                “ТЬМА “.

Нельзя, чтоб в приказах  “сдирали”
С народа от жадности грош,
Налоги корыстно взимали…
В казну поступать будет, “ЧТО”  ж?..

С княжения князя Ивана,
Народ его звал “Калита”,
Князья годы все неустанно
С разбоем боролись всегда.

И ты, как твой дед и родитель,
Карай воровство и разбой.
Князь – жизни народа вершитель.
Правь так, чтоб гордились тобой.

Предел есть терпенью народа.
Но, коль, терпеть станет невмочь,
То в бунте восстанет природа
И всё сметёт лишнее прочь.

Известно, что зависть в народе
Посеять в бездумье легко.
Она не сорняк в огороде.
Её прополоть нелегко.

Твоя ж, князь, должна жизнь быть ясной,
Как воды лесных родников:
Разумной и доброй, но властной,
А в помощь возьми мудрецов,
Чей опыт вниманья достоин,
Кто жизнью народу служил,
Неважно, он смерд или воин…,
Но важно, чтоб честен он был.

В сражении лютом побито
Немало достойных мужей.
Под этой трагедией скрыто
Последствие мора грозней.

Как князь всемогущий и воин,
Вели православной Руси
В наложницы брать или в жёны
Девиц побеждённой Орды.

Пройдут скоротечные годы,
И дети потомство дадут.
Появятся внуки. Невзгоды
Дом наш стороной обойдут.

Не сыщется впредь такой ворог,
Решил, чтобы Русь покорить.
Отечества путь будет долог, -
Народ его будет хранить.

Трудись, князь, на благо народа.
Делами ты смог доказать –
Хозяин ты и воевода.
Ты Русь сможешь снова поднять.

Теперь же иди, князь, и делай,
Что совесть и Бог нам велят.
Дорогу осилит лишь смелый
И те, кто победой горят.

Ещё на прощанье добавлю:
В молебне, наш стойкий народ
Я панегириком  восславлю,
Он боле достоин господ.

             * * *          
       
           Эпилог 

В кремлёвском дворце для приёмов
Послов и заморских гостей
Царит настроенье подъёма,
И льётся свет тысяч свечей.

Скамьи и дубовые стулья
Стоят вдоль дубовых столов;
И, как в потревоженном улье,
По залу шумит многослов.

Хмельные расставлены вина
Средь разных холодных снедей,
Медами играют кувшины,
И в блюдах несут лебедей.

Князь встал, и умолкли все речи.
- Поднимем златые ковши.
Помянем всех павших на сече…
За тихий покой их души.

Все встали. С минуту молчали.
И каждый друзей вспоминал.
И в тихой глубокой печали
Прощание павшим сказал.

Прервал князь минуту молчанья
И молвил: “Мы здесь собрались,
Поскольку в бою побратанье
Нас дружбой крепит на всю жизнь.

Победа подвигнет народы
Всех княжеств, что к битве сошлись,
Чтоб все мы, как вешние воды,
В поток один общий слились.

Теперь возродится дух дедов,
Вершителей древних побед.
Достойны ль мы русов-венедов ?
Победа на сече ответ.

На битву с постылой Ордою
Сошлись разных княжеств полки.
Мы стали единой семьёю,
И годы расцвета близки.

И в том, что Москва всем явила
Дар божий на битву поднять
Народы славян, чтоб их сила
Смогла бы Орду обуздать:
В том вижу предвестье расцвета,
И верю, что Матушка–Русь
Народы со всех сторон света
Сплотит, что пророчить берусь.

Отныне желаю: навеки
Быть в дружбе славянским князьям,
И если  случатся набеги –
То вместе за Русь встать всем нам.

Наступит то светлое время,
Когда весь славянский народ
Сольётся в единое племя,
Создаст нерушимый оплот.
      
Славяне – великая сила,
И в мире сил равных ей нет.
Веками Русь наша растила
Бессмертье славянских побед.

Доколе родная Отчизна
Жить будет единой семьёй,
Не тронет печалью нас тризна,
Рождённая бранной страдой.

Мы сбросили рабства оковы.
Нет ига постылой Орды.
Все княжества вместе готовы
Вложить в Русь все силы свои.

Пусть мир воцарится повсюду,
Ремёсла с торговлей цветут;
С уменьем российского люда
Руси они славу дадут.

Богата Русь мехом и мёдом,
И лесом, и льном, и зерном…
Мы станем единым народом
И вместе к расцвету пойдём.

Мы войско в числе восстановим
Не ради вражды и войны,
Но коль нападут - уготовим
Врагам удел тяжкой нужды.

И ведайте, братья–славяне,
Руси бесконечны года.
В труде мирном, в воинской брани -
Она Вам поддержка всегда.

Нас в битве овеяло знамя
С божественным ликом Христа.
И славы бессмертное пламя
Хранить народ будет всегда.   

Поднимем же кубки победы
За Отчий край с именем Русь.
Пусть в прошлом останутся беды.
Я русским народом горжусь!

Пусть ныне князья и бояре,
И все, кто победе служил…,
Все те, кто свободу избрали…-
Гуляют без жалости сил.

Столы для народа накрыты       
И бочки с игривым вином
Давно виночерпием вскрыты,
Чтоб радость царила кругом.          

         * * *

Шесть с лишним промчалось столетий
С тех пор, а простой наш народ
Героев чтит тех долголетий
И помнит тот доблестный год.
             
   
                Конец.

                * * *
          
        Post scriptum
 
Закончена повесть о давнем,
Ушедшем в седые года,
Событии грозном и славном.
Русь чтить  его будет всегда.

Теперь же признаюсь, читатель, -
Поэму писал не поэт.
Но, кажется, всё, что Создатель
Вручил воплотить мне проект.

С затеи что вышло - не знаю.
Мне трудно об этом судить,
Но всех, кто прочёл – призываю –
Любить Русь и делом крепить!          

И помните, все россияне:
Победа в те давние дни
Должна войти в Ваше сознанье,
Как жизненный подвиг страны.

И быть неизбежно дню битвы
В истории русской всегда -
Днём памяти павших, молитвы
И праздничным днём на века.

Не дату изгнанья поляков
Мы праздновать с Вами должны,
А даты: призванья варягов
И битв дни седой старины.

Хочу и надеюсь, что будет
Республик славянских союз,
Где каждый обиды забудет,
О чём, хоть безбожник, молюсь.

Пусть снова призывно и громко,
Хоть с пеной у рта рычит “СЭР”,
С востока до западной кромки
Звучит гордо СССР . 

Уверен: настанет то время,
Когда наш российский народ
Посеет любви братской семя,
А мир целый - братство пожнёт.

Отриньте жестокость и склочность,
Завистливость, лень и обман.
Пусть в мире царит беспорочность,
Духовное братство землян.   
               
          * * *

“… Да разве найдутся на свете такие
огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу! "
                Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”


            * * *

Вот, вкратце, что мне захотелось
Сказать на излёте годов,
Да и к событьям приспелось …
На суд Ваш предстать я готов.


Авторское признание в мотивах,            
побудивших взяться за “перо”.
(В оправдание дилетантского труда.)

Напомню, что я не писатель,-
Не буду ничуть удивлён,
Коль некий “бумагомаратель”
На “Сказ…” “настрочит” фельетон.

Не горько, коль гнев справедливо
Заслужит творенье моё,
Но искренне пусть и правдиво
Изложит сужденье своё.

Я взялся писать от безделья,
Чтоб время, хоть как-то, убить;
Под лёгким в безделье похмельем,
Решил “что-нибудь” сотворить.

А, взявшись за дело, - увлёкся,
С народом и князем страдал,
От жизни в безделье отрёкся
И это “Сказанье…” создал.

А “горькую” пью для леченья,
Так мне геронтолог велел,
И нет никакого сомненья:
Не пил бы – давно б околел.

Я водкой лечусь лишь читатель,
И пью в день всего сорок грамм.
Коль шкалик  - здоровья лататель  -
Советую это и Вам.
(Когда достигнете преклонного возраста и начнёт расти холестерин в крови.)

И вот в чём ещё я признаюсь,
Родной мой, российский народ,
Я с молодости не “надираюсь”-
“Лечусь” же тридцатый уж год.

              * * *

И всё же, писать эту повесть
Я начал с раздумий, не вдруг.
Мной двигали: чистая совесть
И просьба, что высказал внук.

Основное время написания поэмы:

10 – 18. 09.2006 г. – первая редакция,
20 – 25 декабря 2006 г. редактирование по замечаниям и предложениям, отправка в мусоросборник (отдельная история, слегка затронутая в послесловии).