Наказания

Латиф Бабаев
    На дверях храма, который Иван Васильевич посещал по дням воскресным и праздникам церковным, он прочёл несколько цитат из трудов православных старцев. Его несколько удивило присутствие среди них человека с типично английской фамилией – Клайва Льюиса, представленного как христианского писателя.

         Цитата эта привлекла внимание не только тем, что слова иностранного  писателя, вполне возможно человека не православного, среди изречений особо почитаемых старцев, да ещё и на дверях церкви было случаем непривычным, но, гораздо больше, содержанием сказанного. Иван Васильевич даже переписал в свой блокнот эти несколько строчек: «Бог обращается к человеку шепотом, а если он не услышан, то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, то Бог обращается через рупор страданий» (Христ. писатель Клайв Льюис).

         По дороге домой Иван Васильевич глубоко задумался над образным выражением слов незнакомого ему писателя. Лучше и короче, пожалуй, о следствиях нарушений заповедей христианских сказать довольно трудно, подумал он. И всё-таки, что-то его в этих словах смущало. С чем-то, пока ещё не сформулированном в его сознании, он был не вполне согласен.  Но с чем?   

          Смущали его, как он понял после долгих раздумий, последние слова цитаты – «рупор страданий». С одной стороны сказано вроде бы справедливо. Очень часто именно во время страданий человек обращается к Богу. Но Бог ли посылает тяжёлые страдания, испытания не слышащему «голоса совести»? Бог ли карает оступившегося?  Ведь Бог есть Любовь. Именно так чувствовал Иван Васильевич, и разум его никак не мог согласиться с карающей функцией Всевышнего. Не мог в его понимании Бог карать созданное им же.

        Иван Васильевич понимал, что далеко не все его представления о Господе соответствуют сказанному в Евангелиях, учениях православных старцев.  Тем не менее, он давно решил для себя – наказывает человека не Бог, наказание - результат нарушения заповедей, жизни человека не по «голосу совести». Всё в нашем Мире, нашей Вселенной существует по определённым Законам. Мир материальный подчинен Законам существования материи. Мир духовный живёт по законам духовным.

           Нарушение этих Законов ведёт к разрушению в Мире материальном и к страданию в Мире духовном. И наказывает человека не Бог. Наказывает сам себя человек, нарушая Законы Мира духовного. Может и в его рассуждениях, думал Иван Васильевич, есть изъяны, неполное соответствие учению Церкви, но объяснить многое легче и понятнее для него  было именно так.

          Всё, в таком случае, казалось очень простым – нарушил заповеди и жди наказания. А наказываешь себя сам. Не нарушай и не будет наказания, будешь жить в мире и согласии с собой и окружающими.