В добрый путь!

Галина Назаренко-Умбденшток
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
  памяти учителя

Я родилась и выросла в Ленинграде, пережила в нём блокаду, с ним связаны мои детство, юность и первые жизненные впечатления. 27 января 1944 года ленинградская блокада была снята, а в сентябре я пошла в школу в первый класс. Шок блокадного и военного времени стёр из памяти большую часть того, что связано с обучением в начальной школе и с учителями, которых я там встретила. Но я помню, что всеми учителями были  женщины, и это казалось естественным. Обучение тогда было раздельным, школа была женской, т.е. ни одного мужчины в школе нельзя было встретить.
Наступил 1948-й год. И вот однажды, придя в школу осенью, я узнала, что в нашем пятом классе вести уроки русского языка и литературы будет учитель-мужчина и, более того, он – наш классный руководитель. Им стал Виктор Николаевич со странной двойной фамилией – Сорока-Росинский. В моих глазах всё это делало его авторитетным и уважаемым и в чём-то загадочным. Но те три года, которые он посвятил работе с нашим классом, заставили помнить его всю жизнь.
Русский язык – предмет непростой, так как огромное количество правил и исключений из них выучить нелегко даже в очень юном возрасте. Мне помогало то, что я много читала и, поглощая книгу за книгой, автоматически усваивала русскую грамматику и синтаксис. Но, всё равно, правила надо было знать и уметь рассказать даже, если тебя разбудят среди ночи и потребуют ответ.
Виктор Николаевич, разработав свою систему изучения русского языка, сделал нашу учёбу не только лёгкой, но и интересной. На многие правила у него были придуманы такие запоминалки, которые мне не забыть до сих пор. Как например, слова, в которых после «ц» пишется «ы»:
  «цыган, ступая на цыпочках по цыновке, цыкает на курицына цыплёнка: цыц!»
Авторитет Виктора Николаевича в глазах его подопечных рос день ото дня, и, когда он входил в класс со своим большим кожаным портфелем, поправлял пенсне и начинал урок, я ждала очередного открытия.
Однажды Виктор Николаевич сказал, что почерк является характеристикой человека, и, посмотрев на свои каракули, я начала учиться писать заново, взяв за образец почерк нашей отличницы. Буквы приходилось вырисовывать, подражая ей, скорость письма резко упала, и это создавало дополнительные трудности во время диктовок и при записях на уроках. Но стремление стать лучше через почерк победило, хотя у самого Виктора Николаевича почерк был весьма своеобразный и вовсе не красивый, но на это повлияло его военное прошлое, а именно – контузия.
Когда же позже я узнала, что Викниксор, описанный Леонидом Пантелеевым в его книге «Республика ШКИД», и есть наш учитель, то уважение к нему возросло многократно. Сам он никогда не говорил на эту тему и ничего не рассказывал о себе.
А я ходила в школу, училась и долгое время не знала, что каждый день встречаюсь с легендой и что это, как и всё в этом мире, - недолговечно. Однако, вспоминать Виктора Николаевича мне суждено всю жизнь и, чем дальше, тем чаще. Однажды он нам рассказал о словах-паразитах, тех словах, которые не несут смысловой нагрузки и которые мы бездумно используем в своей речи больше или меньше, подчиняясь привычке. Слова «да», «ну», «как бы» и другие , им подобные, сопровождают речь почти каждого. Виктор Николаевич заставил меня прислушаться к тому, что и как говорю я сама и окружающие меня люди. Он заставил меня постараться избавиться от этих слов, контролировать свою речь. Сейчас я с прискорбием наблюдаю засилье этих слов-паразитов на самом высоком уровне. Я их слышу в речи тех людей, которые должны нести культкру другим по определению: сами учителя, работники радио и телевидения, артисты, общественные деятели и политики.
Уже в 40-е – 50-е годы Виктор Николаевич обратил наше внимание на засилье иностранных слов в нашем языке и требовал заменять на русское то иностранное слово, которое встречалось в речи или тексте. Например, говорить «промокашка» вместо «клякспопир», «свидание» вместо «рандеву», и примеров множество. Что сказал бы Виктор Николаевич в наше время, когда винегрет из русских и иностранных слов стал нормой в нашем обществе, и, глядя, в частности, на рекламу, не всегда понимаешь, а на каком же языке она написана. Только юмор спасает в данной ситуации.
А когда с высокой трибуны кто-то из руководителей говорит: «Наш кандидат, он берёт на себя обязательства…» и т.д., я вижу Виктора Николаевича, который указывал на эту широко распространённую ошибку неправомочного использования в предложении двух подлежащих при одном сказуемом. Благодаря Виктору Николаевичу я на всю жизнь запомнила образец неправильно построенного предложения: «сидя на окне, у меня упала шляпа».
Мне горько сознавать, что через полвека указанные Виктором Николаевичем ошибки не только не перестали существовать, но и многократно умножились, идя навстречу бескультурью, безнравственности и бездуховности.   И хочется крикнуть: «Остановитесь, не разрушайте себя, возродитесь через наш прекрасный русский язык! Помните своих учителей и следуйте их мудрости! Ведь внутренняя суть человека проявляется внешне через его речь, через язык!»
И, когда через много лет я написала стихотворение о русском языке, то привёл меня к этому стихотворению Виктор Николаевич, и ему я хочу его посвятить.

Я радуюсь озвученному слову,
Удачной рифме, вписанной в размер,
И восхищает неизменно снова
Язык мой русский – всем другим пример!

Не удивляет множество поэтов,
Которым русский сызмальства – родной,
Язык – творец духовности и света,
Как бриллиант в оправе кружевной!


Посвятив свою жизнь точным наукам и инженерной профессии, я никогда об этом не пожалела. Но, заложенные в школьные годы знания и любовь к русскому языку, привели меня, в итоге, к поэзии, и сейчас радость от творчества освещает мне жизнь, реализуясь в виде стихов, рассказов, эссе. Это погружение в глубины русского языка делает меня счастливой, и в начале этого процесса стоит Виктор Николаевич Сорока-Росинский – легендарный Викниксор, отдавший много лет своей жизни обучению и воспитанию самых трудных детей – беспризорников, оказавшихся на улице в ходе революционных потрясений.
Я вижу Виктора Николаевича, слышу его голос, он улыбается мне сквозь седые усы  и машет рукой: «В добрый путь!»
И я шлю ему через годы свой привет:


                Песня лебединая –
Этот женский класс.
Выучка старинная,
Всё не напоказ.

Были дети с улицы
В прошлые года,
Вновь душа волнуется,
Вспомнив иногда.

А теперь состарился,
Трудно дослужить.
До законной пенсии
Хочется дожить,

Опыт свой и знания
Детям передать,
Приложив старания,
Жизни труд издать.

Мой учитель старенький,
Ты – прекрасный сон,
Через полстолетия
Шлю тебе поклон!

Дописав стихотворение, я улыбаюсь. Тёплая волна, омыв сердце, подступает к горлу и выжимает из глаз слёзы. Как же давно всё это было, а кажется, что вчера – так чисты и свежи нахлынувшие чувства, оживившие память. Спасибо тебе, Виктор Николаевич, за эту свежесть воспоминаний и чистоту чувств. И хочется, идя указанной тобою дорогой, передать всё лучшее тем, кто идёт после меня, новым поколениям ищущих, жаждущих знаний людей. Создаётся единый поток сознания. Это – тот поток, который, преодолев все преграды, возродит Россию и поднимет русскую нацию на ту высоту, которой она достойна. Время пришло!
По книге Л.Пантелеева снят фильм с тем же названием – «Республика ШКИД», где Сергей Юрский в роли Викниксора очень хорош и даже внешне очень похож на него. Фильм часто показывают по телевизору, и каждый раз я стараюсь посмотреть этот фильм, и учитель как будто снова оживает, и меня охватывает радостное волнение и гордость, что в моей жизни был такой учитель.
В 2010 году вышла книга воспоминаний о любимом учителе, друге и наставнике, написанная ученицей нашего последнего руководимого Виктором Николаевичем класса Шендеровой Ривой Ильиничной под названием «Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Страницы жизни», Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Книга снабжена множеством архивных документов и фотографий и дополнена воспоминаниями учеников Виктора Николаевича.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился в ноябре 1882 года, скончался в октябре 1960 года.  Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге посвятил ему специальный стенд в своём музее и торжественно отметил 125  лет со дня рождения учителя в декабре 2007 года. К этой дате под девизом «ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА» была издана книга «Петербургский учитель»/жизнь и творчество В.Н.Сороки-Росинского/. Муниципальные власти поставили памятник на могиле учителя на Серафимовском кладбище. Дело жизни учителя – русский язык и уникальные методики его преподавания имеют продолжателей в лице благодарных учеников.