Дж. Х. Джебран. Буря. Рабство

Алесь Ромашкин
Здесь люди - лишь рабы, сама жизнь – рабство,
 бесчестием, позором дни покрыв,
   слезами с кровью наполняет ночи.

Семь тысяч лет назад придя впервые -
  рабы доныне лишь да узники в цепях...

Всю землю обошел, был на Востоке,
 на Западе. В тени, при свете был.
Как нации покинули пещеры
 и сделали дворцы - увидел я.

Но спины лишь, согбенные под ношей,
 в оковах руки да пред идолом колени.

От Вавилона до Парижа следом шел
  за человеком, от Ниневии к Нью-Йорку.
Посюду только лишь следы оков
  где след ноги остался, всюду слышал,
   как повторяют лес и дол стенанья,
    стенания веков и поколений.

Видел дворцы, храмы науки и святыни -
 там троны, кафедры и алтари стоят.
Везде рабочий – раб дельца,
  делец – раб война,
    воин – правителя,
      правитель – раб жреца,
        жрец – идола,
          а идол сам из праха
             вылеплен демоном,
               и на горЕ из черепов людей.

Входил в дома людей богатых, сильных,
 в лачуги бедных, слабых. Я бывал
   в покоях из слоновой кости, злата
    и в хижинах с отчаяньем и смертью.

Младенцы с молоком всосали рабство,
 мальчишки учатся покорности,
  у девочек - смирения одежды,
    повиновения, женщины на ложе
     безропотности с послушаньем спят....

От Ганга берегов шел к берегам Ефрата,
  шел к устью Нила, шел к горам Синая,
    на площади Афин и к римским храмам...
Константинополем и Лондоном ходил.

Со славой и величием везде
   все то же рабство существует рядом.

На алтарях закалывают юных,
  при этом называя рабство - Богом,
   в честь рабства вина льют и благовонья,
    зовя царем; и курят фимиам
      пред изваяньем, назовя пророком,
        колени перед ним склоня, зовут законом.
Друг друга поубив - патриотизм -
  склоняются перед земною тенью Бога;
   и повинуясь этой воли тени,
     дома свои сжигают и селенья,
      но называют равенством и братством;
        силы и время отдают ему, 
          богатством и торговлей называя...

Имен у рабства много - суть одна;
  как много форм, но неизменно содержанье.

Извечная болезнь, с дыханьем жизни
  вдыхают дети от родителей его;
идет его посев из века в век
  как лето и зима в круговороте.

Как много в мире странных видов рабства.

Слепое - связывает жизнь сегодня с прошлой,
склоняя души пред традициями предков,
в тела младые старый дух вгоняя,
и превращая в склепы их, где тлен и прах...

Немое рабство, что мужчину вяжет
к жене, ему давно уж ненавистной;
на ложе к мужу женщину бросает,
давно отвратному - их попирает жизнь.

Глухое рабство – мертвый вкус толпы,
ее цветА, ее фасон одежды;
и голос человека - уже эхо,
и тело человека - только тень.

Хромое рабство – заставляя сильных
склоняться пред обманом, подчиняя волю
честолюбивца прихотям, сводя
к машинам, что движением руки
толкнуть, остановить или сломать...

Седое – низвергает души
детей с заоблачных высот в ущелья горя;
нужда с невежеством, с отчаяньем растут,
в страданиях, в преступностях влача
существование, в пороке умирают.

Вот криводушное – мошенников зовет
оно как прозорливых, называет
ученостью простую болтовню,
за кротость слабость выдает,
за гордость - трусость.

Согбенное – оно угрозой страха
ворочает язык слабых людей:
чужое говорят, хотят чужое
как тряпки, что руками нищета
по своему желанью сжимает.

Горбатое – когда одним народом законами другого управляют.

Чесоточное – что возводит неизменно на трон одних царских детей...

Черное рабство –
что клеймит позором детей преступников, нимало не повинных.

И рабство перед рабством – здесь виной инерции лишь сила.

Я устал
за поколениями вслед идти, парад народов
глядеть устал, в долине тех теней,
где призрак прошлого живет и ждет грядущее,
присел. И там увидел призрак,
что одиноко брел, глядя на солнце.

И спросил его:
– Кто ты?
– Свобода.
– Где сыны твои?
 
Услышал:
– Да на крест один взошел и умер.
  Другой - сошел с ума. А третий
  не народился вот еще....

Исчез в тумане призрак...