Сартр. задача человека

Гималайский Кедр
В книге «бытие и ничто» Жан-Поль Сартр утверждает, что главной задачей человека является создание своего собственного пространства ценностей, невзирая на авторитеты, общественные, религиозные или моральные нормы.

Если попытаться понять позитивную сторону этого утверждения, не смотреть на него сквозь призму стереотипов, оно перестает выглядеть таким страшным. Только такое собственноручно созданное пространство будет для человека по настоящему своим, удобным для его дальнейшего духовного и интеллектуального роста. Пусть даже человек находится в сфере влияния условно прогрессивной, правильной или, фактически, принятой данным обществом культуры и ее системы ценностей и моральных норм, и пусть даже он сам заинтересован в ее принятии. К сожалению, человек, в процессе своего обучения этой культуре, как правило, не свободен от частных субъективных и догматических толкований, от предвзятой оценки его собственных поступков в рамках принятых норм, от манипуляции или просто прямого насилия над его сознанием учителями. Даже изучение текстов первоисточников оставляет свободу интерпретации в силу двусмысленности языка, изменения значений слов со временем, изменением самого образа жизни и отношений между людьми.

Единственной возможностью стать полноценным носителем изучаемой культуры, ее подлинным ценителем и продолжателем, а не слепым бестолковым подражателем, это – самостоятельное ее создание – воспроизводство в себе. Резкость высказывания Сартра отражает напряженность борьбы за личную интеллектуально-духовную свободу.

Вместе с тем следует быть осторожным по отношению к своим собственным страстям, своему собственному стремлению доминирования. Борьба за свободу требует беспристрастности, а значит доброжелательного и в определенном смысле  снисходительно-критического, честного отношения к своим оппонентам. Именно такое отношение необходимо проявлять и к самому себе, чтобы борьба за свободу не превратилась в маниакальный психоз, в ваяние еще одного авторитета, подавляющего дух и интеллект свой и других. При таких условиях процесс построения собственного пространства ценностей перешагивает через барьер эгоистического восприятия мира самого строителя и находит в этом самом мире близкие себе пространства, может быть даже не только в сфере родной культуры.

И, конечно, эти пространства не существуют вне личностных интерпретаций таких же, как и он, строителей более или менее продвинувшихся в обустройстве своих пространств. Только так можно восстановить в людях подлинные ценности, присущие той или иной культуре в их утраченной первозданной истинности, которую каждое новое поколение ее приверженцев должно открывать = выстраивать заново.

В этом свете радения всякого рода фундаменталистов и ортодоксов вызывают лишь сожаления. Они пытаются второй раз войти в ту же реку, пытаются сохранить форму истины, а не саму истину, которая ускользает из всякой формы и может быть лишь частично, а не полноценно в ней присутствует. Однако не стоит над ними смеяться, может быть в чем-то они лучше нас, а может быть мы сами в чем-то похожи на них – истина ускользает из всякой застывшей формы, в этом суть экзистенции человека – в открытости миру, осознании незаконченности  духовно-интеллектуального статуса, в первую очередь своего, и вообще любого живого человека. Истина - это путь к согласию между людьми, между человеком и природой, путь к миру с самим собой.