Встречи. Рихард Вагнер

Клуб Слово
 Wagner, Richard (1813-1883), великий немецкий композитор.
 Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника
Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец),
дочери мельника из Вайсенфельса.
Детство Вагнера не было благополучным: он много болел, семья часто переезжала,
 в результате мальчик учился урывками в школах разных городов.
Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему
впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан , полюбил оперы К.М.Вебера ,
 посещал концерты.  Систематически заниматься музыкой он начал только в 15лет,
 под влиянием своего отчима.
 В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет, В университете
Вагнер слушал лекции по философии и эстетике, занимался музыкой с Т. Вайнлигом,
 кантором школы св. Фомы. Тогда же он познакомился с людьми,
связанными с польскими революционерами-изгнанниками
Годы нужды. Благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта)
Вагнер получил должность репетитора  в оперном театре Вюрцбурга.
Он энергично принялся за дело, продолжая при этом занятия композицией.
 В лейпцигской "Газете элегантного света" Вагнер опубликовал статью
 "Немецкая опера", по сути предвосхитившую его более поздние теории,
 и приступил к сочинению оперы «Феи» ,  на сюжет К.Гоцци, первой работе
 композитора в данном жанре. Однако опера не была принята к постановке в Лейпциге.
 В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре, и одновременно
 в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой
 Минной Планер, серьезно увлекся ею и после двух лет ухаживания женился.
 
Больших успехов молодой музыкант в Магдебурге не добился  и был не прочь
подыскать другое место. Он поработал в Кенигсберге и Риге, но не задержался
 и в этих городах. Минна уже начала сожалеть о своем выборе и на время
уехала от мужа. Кроме того, Вагнера донимали долги и разочарование в своих
 силах после неудач двух новых произведений - увертюры Правь, Британия!
 и оперы Запрет любви.
 После отъезда Минны Вагнер сбежал от долгов и прочих неприятностей
 к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф.Брокгаузом.
Осенью 1838 Рихард вновь соединился с Минной в Риге, однако театральные
 интриги вынудили его вскоре покинуть театр. Супруги отправились
в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское путешествие оказалось
 тяжелым испытанием. Во время плавания он услышал от матросов легенду,
 которая легла в основу его новой оперы "Летучий голландец".
Чета Вагнеров провела во Франции два с половиной года
Несмотря на всевозможные трудности и отсутствие постоянного заработка,
 Рихард развернулся в Париже в полную силу.
Обаяние, блеск интеллекта обеспечили ему уважение и дружбу ряда выдающихся людей.

. В творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды:
здесь была написана симфоническая увертюра «Фауст», завершена
 партитура «Риенци», закончено либретто «Летучего голландца». 
Дрезден, 1842-1849. Воодушевившись полученным известием,что «Риенци»
принят  к постановке, чета Вагнеров решила вернуться на родину.
В Лейпциге  Мюнхене и Берлине Вагнер встретился с рядом препятствий,
 а прибыв в Дрезден, обнаружил недовольных оркестрантов,
перед которыми партитура Риенци ставила необычные задачи.

. Однако Вагнер не сдавался, и его усилия увенчались триумфальной
 премьерой  «Риенци» .
 Имя Вагнера приобрело известность столь значительную, что в феврале 1843
он был назначен на должность придворного капельмейстера 
Эта новость привлекла внимание многочисленных кредиторов композитора
 из разных городов Германии. Вагнер, гениально умевший улаживать
конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, справился
 с нашествием кредиторов - так же, как с предыдущими и последующими
 инцидентами такого рода. 
В мае 1849, находясь в Веймаре на репетициях Тангейзера, Вагнер узнал,
 что в его доме был обыск и уже подписан ордер на его арест в связи
 с участием в дрезденском восстании. Оставив в Веймаре жену
 и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих,
 где провел следующие 10 лет.

Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, англичанка,
 жена французского негоцианта; она не осталась равнодушной
к ухаживаниям немецкого музыканта.
За этим скандалом последовал другой, приобретший большую огласку:
 речь идет о связи Вагнера с Матильдой Везендонк, жене мецената
, давшего Вагнеру возможность поселиться в комфортабельном доме
на берегу Цюрихского озера.
 
В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды.
 Главным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической
 концепции, которая после четверти века упорного труда приняла форму
оперной тетралогии « Кольцо нибелунга» .
 В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров
 с тем, чтобы часть будущей тетралогии -" Смерть Зигфрида" была готова
 к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский замысел явно превышал
 возможности веймарского театра.
Вагнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей
Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк
 и была вдохновлена любовью Вагнера к ней.

 Во время сочинения Тристана Вагнер познакомился с композитором и дирижером
 Г.фон Бюловым, женатом на дочери Листа - Козиме
(в будущем ставшей женой Вагнера)." Тристан" был почти закончен, когда
 автор спешно покинул Цюрих и уехал в Венецию:
это случилось в результате очередной ссоры с Минной, которая вновь заявила
 о своем твердом намерении никогда более не жить с мужем.
Около года Вагнер не встречался с женой, однако в сентябре 1859 они вновь
съехались в Париже. Вагнер предпринял еще одну попытку покорения
французской столицы - и опять потерпел неудачу.
 Три его концерта были враждебно встречены прессой и не принесли
ничего, кроме убытков.
Неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и перед лицом угрозы ареста
за долги, он совершил очередной побег - на этот раз со своей
 цюрихской знакомой Элизой Вилле - в Мариенфельд.
Это было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге
Эрнест Ньюмен, "большинство друзей композитора, особенно располагавших
 средствами, устали от его просьб и даже начали бояться их; они пришли
 к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные
приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки".

Мюнхен. Второе изгнание. В этот момент пришла нежданная помощь - от Людвига II,
 который только что взошел на королевский престол в Баварии. Больше всего на
свете молодой король любил оперы Вагнера, - а они исполнялись в Германии все чаще и чаще .
Летом 1865 королевская труппа осуществила премьеру Тристана (четыре спектакля).
Незадолго до того Козима фон Бюлов, с которой Вагнер с конца 1863 связал
свою жизнь, родила ему дочь. Это обстоятельство давало политическим
оппонентам Вагнера в Баварии повод настаивать на удалении композитора
из Мюнхена. И снова Вагнер стал изгнанником: на этот раз он поселился
 в Трибшене на берегу Люцернского озера, где провел следующие шесть лет.

 В Трибшене он закончил "Мейстерзингеров", "Зигфрида" и большую часть
"Гибели богов», создал ряд литературных трудов, 
завершил автобиографию: книга «Моя жизнь» появилась по настоянию Козимы,
 которая после развода с фон Бюловым стала женой Вагнера. Это случилось
 через год после рождения единственного сына композитора - Зигфрида.

  К тому времени Минны Вагнер уже не было в живых .
 Людвиг Баварский, разочаровавшись в Вагнере как человеке, неизменно оставался
 страстным поклонником его искусства. Вопреки серьезным препятствиям и
собственным предубеждениям он добился постановки в Мюнхене  «Мейстерзингеров» , 
«Золота Рейна» и «Валькирии» , и столица Баварии превратилась в мекку для
европейских музыкантов.
 В те годы Вагнер стал бесспорным лидером в европейской музыке.
Избрание в Прусскую королевскую академию искусств стало поворотным
пунктом в биографии Вагнера. Теперь его оперы ставились по всей Европе
 и часто встречали у публики горячий прием.
Новый закон об авторском праве упрочил его материальное положение.
 Э.Фрич опубликовал собрание его литературных трудов. Оставалось лишь осуществить
 мечту о новом театре, где могли бы получить идеальное воплощение
его музыкальные драмы, а их Вагнер теперь осмысливал как источник возрождения
 немецкого национального самосознания и немецкой культуры.

Последние годы. После торжеств в Байройте Вагнер с семьей совершил путешествие
 в Италию; он встретился с графом А.Гобино и  Ницше.
Последняя работа Вагнера  - сценическая мистерия «Парсифаль» в соответствии
 с королевским указом могла исполняться только в Байройте,
и такое положение сохранялось до декабря 1903, когда Парсифаль был поставлен
 в нью-йоркской "Метрополитен-опера".
В сентября 1882 Вагнер снова отправился в Италию.
Его мучили сердечные приступы, и один из них,
 13 февраля 1883, стал роковым.
 Тело Вагнера было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями
 в саду его виллы Ванфрид. Козима на полвека пережила мужа (умерла в 1930).
 В один год с нею скончался Зигфрид Вагнер, сыгравший значительную роль
 в сохранении наследия своего отца и традиций исполнения его произведений.