Викинги

Валентина Хоральд Байрам
     Отважные мореходы викинги не знали магнитного компаса (который к тому же в приполярных областях бесполезен), но в то же время отлично ориентировались в море, доплывая до Гренландии и Северной Америки. В одной из древних исландских саг (конец IX — начало Х века) изложен эпизод плавания викингов при пасмурной погоде, когда ориентироваться по Солнцу не было возможности: “Погода стояла облачная и штормовая... Конунг осмотрелся и не нашел ни клочка голубого неба. Тогда он взял солнечный камень, поднял его к глазам и увидел, где Солнце шлет свой луч через камень”.
   Еще в 1967 году датский археолог Торкильд Рамскоу предположил, что “солнечный камень” викингов был каким-то природным кристаллом-поляризатором. Действительно, поляризационный фильтр, направленный на покрытое облаками небо, позволяет определить, где на небосводе поляризованность света максимальна и где минимальна, а отсюда понять, где находится Солнце. Сам солнечный свет не поляризован, но его поляризуют облака. Этот метод навигации был открыт только в ХХ веке и использовался в полярной авиации вплоть до появления радиокомпаса и спутниковой навигации, но, возможно, викинги знали его тысячелетие назад. Кстати, пчелы используют его в облачные дни, так как их глаза воспринимают поляризованный свет.
   Недавно гипотезу датского археолога подтвердили ученые из лаборатории биологической оптики Будапештского университета. Они совершили экспедицию в Арктику и показали, что даже примитивный поляризатор действительно позволяет в туман и при сплошной облачности указать направление на Солнце. Метод действует и в то время, когда светило находится на несколько градусов ниже горизонта, но оттуда освещает небесный свод.
   Каким камнем могли пользоваться викинги в своих плаваниях? В Норвегии имеются залежи минерала кордиерита, кристалл которого, сколотый по определенной плоскости, способен служить поляризационным фильтром. Направленный на Солнце, скрытое облаками, он при повороте окрашивает небо в желтоватый цвет, тогда как вдали от светила кристалл на просвет голубоват. Кроме того, в Исландии викинги могли добывать исландский шпат, известный своими поляризующими свойствами и применяющийся в оптических приборах до сих пор. Встречается в этих краях и турмалин, также обладающий подобными свойствами. Какой из этих минералов древние мореходы называли “солнечным камнем”, остается пока загадкой.
( http://www.nkj.ru)
  «Найденный в Шотландии скелет мог принадлежать королю викингов
Археологи предполагают, что кости взрослого норманна, обнаруженные в 2005 году, могут быть останками Олафа Гутфритссона, короля государств викингов в Дублине и в Йорвике (современный Йорк).
   Скелет, который был обнаружен при раскопках в Восточном Лотиане (область в Шотландии), мог принадлежать Олафу Гутфритссону, королю государств викингов в Дублине и в Йорвике (современный Йорк), или человеку из его окружения.
   В захоронении взрослого мужчины, найденном в 2005 году, находилось большое количество предметов, указывающих на его высокий социальный статус. Судя по находкам, погребённый имел какое-то отношение к королевскому дому скандинавско-ирландской династии Уи Имар, которая примерно с 917 года до середины X века контролировала всё побережье Ирландского моря.
   Олаф Гутфритссон разорил окрестности Олдема и Тамуорта (Восточный Лотиан) незадолго до своей смерти в 941 году. То, что погребение находится в этом же регионе, высокий социальный статус погребённого и его возраст, позволили археологам и историкам предположить, что им удалось обнаружить останки самого короля или его приближённого.
   Поскольку исследователям неизвестны ныне живущие потомки Олафа Гутфритссона, то анализ ДНК не поможет установить личность погребённого. Археологи могут опираться только на косвенные свидетельства, а идентификация останков Олафа Гутфритссона остаётся под вопросом. Материалы захоронения и предположения о личности погребённого будут опубликованы отдельной книгой в следующем году.
   Олаф Гутфритссон – сын короля Дублина и Йорвика Гутфрита I. Последнего в 927 изгнал из Йорка англо-саксонский король Этельстан. В 934 году Гатфрит I умирает, и Олаф Гутфритссон становится королём Дублина. В 937 голу он берёт в жёны дочь Константина II, шотландского короля. Результатом этого брака становится союз против Этельстана. К Гутфритссону и его тестю Константину II в этом союзе присоединяется Эоган I, король Страклайда.
   Войска трёх королей, состоявшие из викингов, шотландцев и валлийцев, взяли Йорк и двинулись на юг. В 937 году войска «союзников» встретились при Брананбурге с армией англосаксов, которую возглавляли король Этельстан и его брат Эдмунд. Битва была кровопролитной, в ней погибли 5 шотландских «королей» (местных правителей»), 7 скандинавских ярлов (высший титул у норманнов), два кузена короля Этельстана и англо-саксонский епископ. Войско скандинавов, шотландцев и валлийцев было, в основном, пешим, между тем англосаксы активно использовали кавалерию. Это и решило исход битвы – войско Олафа Гутфринссона, Константина II и Эогана I были полностью разбиты. Олаф с небольшим отрядом смог бежать через море в Ирландию.
   В 939 году, после смерти Этельстана, Олаф Гутфринссон снова вторгается в северную Англию. Его войска берут Йорк, безуспешно осаждают Нортгемптон и грабят окрестности Тамуорта. Около Лестера войска Олафа встречаются с армией Эдмунда I, короля Англии (брат Этельстана, участник битвы при Брананбурге). Однако, благодаря посредничеству Кентерберийского и Йоркского архиепископов, королям удалось заключить мир. По договору к Олафу перешли земли к северу от Мёрсии. В 941 году, как уже отмечалось, король викингов снова грабит окрестности Тинингема и вскоре после этого умирает.
   Идентификация останков королей – определённая тенденция в современной британской археологии. Так, осенью 2012 года на автостоянке в Лестере были обнаружены останки взрослого мужчины. В 2013 году археологи и историки объявили, что эти останки принадлежат королю Ричарду III (1452–1485), последнему представителю династии Йорков, правившему в конце войны Алой и Белой роз.
  Погребение было датировано радиоуглеродным методом. Из «лестерских» останков извлекли ДНК и сравнили её с ДНК потомков сестры Ричарда III, Энн. Открытие вызвало большой общественный и научный резонанс, его называли одним из главных археологических событий последних десятилетий. Возник даже судебный спор о том, где должны покоиться останки Ричарда III – в Лестере или в Йорке. Между тем некоторые историки и археологи высказывали сомнения в идентификации останков. По их мнению, останки могли принадлежать кому-то из родственников короля.
   В начале 2014 года группа исследователей из Университета Уинчестера заявила, что кости, обнаруженные им при раскопках в аббатстве Хайд, могут быть останками первого короля Англии – Альфреда Великого (840–899 гг.). Однако прямых доказательств археологи не предоставили. У них есть косвенные исторические свидетельства о том, что король был перезахоронен на территории аббатства, радиоуглеродный анализ показал близкую к его смерти дату, возраст скелета близок возрасту, в котором умер король. При этом сами исследователи отмечают, что останки могли принадлежать и сыновьям Альфреда. Однако останки из Хайда плохо сохранились, а их анализ ДНК не может решить проблему, поскольку живые потомки Альфреда Великого неизвестны.
( Егор Антонов. www.nkj.ru)