Двухнедельное ревью 95. Обзор Юлии Белохвостовой

Психоделика
                _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Юлия Белохвостова       http://www.stihi.ru/avtor/julia05



                _______________  ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ВЕДУЩЕГО  _______________

Во первых словах своего письма-вступления я хочу поприветствовать всех собравшихся и присоединившихся, а также поблагодарить за приглашение. Очевидно, людям, собирающимся принести стихи на двухнедельное ревью, хотелось бы знать, какими критериями будет пользоваться обозреватель и можно ли доверить ему/ей для обозрения свое детище? Я честно отвечу – не знаю. Не уверена, что вы можете мне доверять. Мнение мое большей частью основано на восприятии абсолютно личном, и с этой точки зрения вкусовщина (в смысле ориентации на собственный вкус) становится одним из главных критериев выбора. Но при этом – далеко не единственным. Могу привести слова Эдгара По из его «Рассуждения о стихе»: «Стих рождается из человеческой способности наслаждаться равенством, соответствием. К этому наслаждению, таким образом, должны быть отнесены все свойства стиха: ритм, размер, строфа, рифма, аллитерация, припев и другие подобные эффекты... факт неотрицаем - человек извлекает наслаждение из своего восприятия равности». Таким образом, и я выбираю те стихи, с которыми у меня возникает чувство равности – равности в восприятии мира, литературы, прекрасного и трагического. Я буду рада такой встрече.
Конечно, я желаю всем удачи и таких вот встреч, потому как искренне надеюсь, что каждый участник ревью как минимум прочтет стихи всех остальных, а это уже не мало.

С уважением, Ю.Б.

                _______________  ОБЗОР  _______________

Давно уже пришло время подвести итог прошедшему ревью, а я всё не могу собраться с мыслями. Неоднозначное впечатление у меня от этой подборки. Кажется, что раньше стихи в ревью были в целом сильнее и ровнее, что ли. Может быть, это просто синдром прошедшего времени - всё, что было раньше, кажется лучше? И деревья были выше, и рыбы в озерах больше было... Однако, что выловила в этот раз - о том и говорить буду.
Накануне Нового года мне хочется какого-то светлого ощущения, праздничного, счастья, любви и радости. Но вот из принесенных стихов у меня складывается такая картина мира:

судьбы исчислены, время окончено малых жертв - о жертвенности многие стихами привыкли говорить, но затихали, свою любовь не в силах удержать - и будет день, мой голос станет эхом, не находящим собственных границ - багровы угли у печи в зазоре, неутомим незримый кочегар - утонуть бы в твоих просторах, волшебная сеть, даже если называется это довольно странно: смерть… - сжечь по прочтении и выпить яду - и жизнь, как в жутком сне, проходит мимо, и ты, в кромешной тьме, летишь на свет, как бабочка...

Но ведь кто ищет - тот всегда найдет. И я нахожу то, на что уже могу опереться, на что могу понадеяться:

Но пока есть любовь, не умрём мы от солнечной жажды - спаси хоть кто-нибудь тебя и сохрани - подумаю, что мир - добрей, хотя и вылеплен из воска - я нарисую долину залитую солнцем, сосны звенящие, волнами горные гряды, птицу поющую, белый душистый шиповник - я залечу к тебе на свет, проверить смысл ошибок трудных, которых сделать нам с тобой до этих пор не довелось - я смешу тебя всеми шипящими и свистящими согласными, какие только есть в языке сентябрьского полдня - только о нас двоих на всем белом свете, о другом говорить не надо

И вот теперь я достаю из рукава припрятанные там (вслед за Ириной Адайкиной) слова и раздаю их всем.

Пожалуй, только одно стихотворение заинтересовало меня своей ритмической организацией, это Иона ( точнее, и-о-на-ни-не) Игоря Брена http://www.stihi.ru/2013/11/09/2051. И дело не в рваной записи - даже если записать его, не разрывая строк, останется ощущение ритуального песнопения,завывания, которое во многом создает настроение стихотворения, раньше, чем углубишься в смысл. Сразу же, с распевки названия. Почти только на фонетическом уровне идет и работа с аллюзиями, с историей Ниневии. И только одно замечание по фонетике так и осталось у меня - скороговорка "на ниве невинных не много ли" - для меня это понижение стилевое, переход из трагедии в сатиру. В остальном - самое интересное для меня с точки зрения фонетики, а если точнее - звукописи стихотворение.
В ревью есть несколько стихотворений, которые рисуют необыкновенно светлую картину мира, вне зависимости от конкретного места и времени этого мира - будь то настоящее или прошлое, небольшая комната в квартире или привольные просторы долин. Это зарисовка Сергея Томилина Сквозь дождь твое дыханье http://www.stihi.ru/2013/11/18/619, которую, я очень надеюсь, он еще доработает, чтобы предвкушение читателя все таки как-то было оправдано, и чтобы прозаическая зарисовка все таки стала белым стихотворением. Это стихотворение "Валёр" Сары Бернар http://www.stihi.ru/2013/11/23/5069, в котором, могу с удовольствием повторить , изысканная, даже перенасыщенная образность, тонкая эротичность, хороший звук, небанальные рифмы и общее ощущение воздуха, именно - световоздушности необыкновенной, всё на полутенях, на привкусах, и только эклер остается для меня по-прежнему тяжеловатым, слишком вещественным и приторным. Слово "смысл" не люблю по фонетическим соображениям, однако здесь оно уместнее, нежели "суть", мне кажется. Это стихотворение Ирины Адайкиной А я просто собираю в рукава слова и звезды http://www.stihi.ru/2013/04/23/4334 - я бы его радостным не назвала, но это тот случай, когда "печаль моя светла". Свои замечания по поводу этого текста я уже под рецензией оставила, но общее впечатление почти детской сказки осталось. Это еще одно обращение к детским воспоминаниям - стихотворение Сергея Богомолова Мы играли http://stihi.ru/2013/06/21/1643. Есть в нем, в этом стишике этом, легком и словно бы игрушечном на первый взгляд, вселенская картина мира, к финальным строчкам начинаешь затылком ощущать взгляд Того, Кто Смотрит на Нас, но взгляд этот добрый, отеческий. Посреди ручьев-апрелей - дополняет именно вселенский масштаб, чувствуешь себя листиком маленьким посреди океана жизни. Это стихотворение Аюны Аюны Я нарисую долину, залитую солнцем http://www.stihi.ru/2008/03/27/2538 - об особенной отстраненности от жизни, точнее - от попыток эту жизнь уместить в какие-то догмы и рамки я уже писала. И, наконец, это стихотворение Яна Бруштейна Когда я снова буду жить http://www.stihi.ru/2013/12/06/10207, в котором мир полностью встает уже на бесконечный круг повторяемости и перевоплощения, разрывая почти с собачьим вихгом - те самые скрежещущие звуки в начале стихотворения - оболочку прошлого.
Пожалуй, еще на одном стихотворении остановлюсь - Заоконность Нэйл http://stihi.ru/2012/03/07/783. Здесь картина мира более тревожная, метельная-метущая-метущаяся, но есть еще огонь, у которого можно согреть руки, а значит - есть надежда. О своих впечатлениях от этого стихотворения уже написала подробнее собственно под рецензией, скажу только, что вот здесь я насладилась соответствием ритмической структуры, образного ряда и собственно смысла стиха, хорошо. Пожалуй, одна рифма из этого "хорошо" выпадает - мотыльковых-балкона, ну. оооочень акустическая, надо сильно прислушаться.

А в целом могу сказать, что благодарна Ильдару, который меня сюда пригласил, Микаэлю, который помог мне провести ревью своим активным вниманием к участникам, всем, кто принес стихи и кто читал и высказывался о других стихах. И отдельное спасибо за стихи, в которых я узнала свой мир. Оказывается, мы здесь все соседи)))