Послевкусие

Сергей Псарев
                Послевкусие - фр. – Persistance. Вкус и ароматы, которые       
                задерживаются во рту после того как вино попробовали,   
                подержали  в полости рта и проглотили. Синоним   
                продолжительности ароматических и вкусовых ощущений после
                дегустации вина. Послевкусие - наиболее важный фактор в 
                оценке характера и качества напитка. Чем дольше послевкусие, 
                тем вино ценнее.
                Кулинарный словарь.







              Мы расстались с редактором журнала Сергеем Адамским всего несколько минут назад. Я пропустил презентацию нового номера в Союзе писателей и получил его в руки только сейчас, на короткой частной встрече.  Теперь, сидя за чашкой крепкого чая в магазине Товарищества "Братья Елисеевы",  неторопливо просматривал его и искал страницы со своими рассказами. Место для чтения журнала было не лучшее, зато оказалось для меня самым близким на Невском проспекте.
             Под огромной  ананасовой пальмой среди витрин и прилавков с разными вкусностями здесь стояли столики кафе. Вокруг сверкали золоченые канделябры с узорчатой ковкой  в виде листвы и потолочные карнизы с головами кариатид. Яркость светильников многократно увеличивалась огромными настенными зеркалами.
             Этот гастрономический рай не был предназначен для обычных покупок. Сюда скорее приходят посмотреть на других. Обычно здесь  происходит дорогостоящий пищевой разврат, посреди которого состоятельные посетители жертвуют своей талией. За соседним столиком одинокая молодая брюнетка лакомилась марципановыми грибочками. Она с улыбкой покосилась на меня, оглянулась по сторонам, а потом изящным  движением своих пальчиков украшенных многочисленными кольцами, принялась укладывать в свою сумочку пакетики с тростниковым сахаром из стоявшей вазочки. Сахар здесь всегда в свободном наборе. Опустошение вазочки доставляло ей заметное удовольствие. Случается иногда такая игра или болезнь у некоторых богатых людей. Потом она набросила себе на плечи пальтишко из светлой стриженной норки с седовласым собольим воротником и не торопясь проследовала к выходу раскованной и полной достоинства походкой.
                Модная писательница Лена Ленина как-то откровенно призналась в том, что жизнь богатых людей остается непонятой большинством граждан. Это верно, экскурсий туда не дают. Вот и эта дама из золотой клетки, остается чем-то неудовлетворенной в своей повседневной жизни и определенно скучает.
                Новый выпуск социально-культурологического журнала «Вдыхая жизнь» мне нравился. У него было свое лицо, что очень важно для любого издания. Социальная направленность, ориентированность на незащищенных людей заметна уже в самой первой редакционной статье Марии Наклейщиковой.  Она рассказывала о слепой девушке, жившей здесь, в Петербурге. Это был пример редкого мужества. Уже являясь инвалидом по зрению, она продолжила учебу и получила красный диплом РГПУ.  Теперь работала диспетчером и консультантом. Такая жизнь не могла не вызывать восхищения.
                После этого  здесь было уместно читать строки поэта Вячеслава Иванова о человеческих судьбах.

                Если поставила жизнь на тебя капкан,
                Раны свои лечи и учись дышать.
                Счастье – не в том, чтоб полон был твой карман.
                Счастье, когда полна твоя душа.

                Мария – душа всего этого проекта, объединившая усилия взбалмошных, в чем-то нестандартных и неправильных авторов. Здесь всегда было много желания, идей и замыслов. Не хватало только одного - спонсоров для реализации всего задуманного.
                Журнал хорошо иллюстрирован фотографиями. Особенно мое внимание привлекли графические работы соредактора, писателя  и художника Сергея Адамского. Они всегда очень узнаваемы. В своих рисунках Адамский пытается осмыслить основы человеческого бытия, религиозные,  мифологические сюжеты и произведения классической литературы. Совсем недавно Сергей Адамский провел свой творческий вечер "Свет и тени". Это была своего рода экскурсия по его творчеству, где он  расшифровывал непосвященным зрителям замысел представленных работ.
                На страницах журнала много уже знакомых мне имен. Среди них издатель Сергей Шаповалов, психолог и соучредитель проекта Сергей Шаврин, музыканты Александр Лебедев, Сергей Шиподько, поэты Ирина Асеева, Юлия Гордеева, Ирина Манина, Николай Мильто, Милена Маслова, Вера Скоробогатова, Сергей Чабан, прозаики Диана Лунит, Хельга, Михаил Шмидт, Федор Шилов. Всех их не перечесть в такой короткой публикации. Думаю, что участие в таком большом коллективе  всегда и ко многому обязывает каждого автора.
                Проект провозгласил свое стремление создать новое творческое пространство, способное воодушевить, взаимно обогатить, творчески и энергетически активизировать всех, кто в него вольется. Все это было мне не очень понятно и заметно отдавало юношеским максимализмом. Но по своей сути идея была действительно благородная и в какой-то своей части уже работала.
                Конечно, в журнале было много стихов о любви и Петербурге. Без этого не обходится ни один его выпуск.

                Но знаешь,
                Слово гранит нерв –
                На камне Питера ли, в Смене…

                Любовь по-прежнему в цене,
                А Дух мой – день и ночь – в огне,
                И я не рухну на колени.

                И силой этой напоен,
                Я всеми признан ненормальным –
                За то, что в памяти Времен
                Учет виду породам скальным

                Событий вечности святой,
                Стихами, иссекая стены,
                У моря снов, лучась мечтой,
                Тебя нагую жду из пены.
               
                ( Николай Мильто) 
               
                Я продолжал просматривать новый журнал. Мимо меня бесконечно скользили молоденькие официантки в белых блузочках и темных строгих юбках. Они были чем-то неуловимо похожи на курсисток начала прошлого столетия. Вежливые продавцы за прилавками неторопливо и аккуратно нарезали тончайшие пластины румяных окороков и укладывали их в фирменные пакеты. Они делали это  так искусно, что напоминали мне ваятелей-художников эпохи Возрождения. Наверное, так здесь было и в начале XX века при купцах Елисеевых.  Где-то рядом заиграла  музыка. Кажется, исполняли что-то из Шопена. Оглянувшись назад,  я увидел механический рояль. Все в нем двигалось само, даже клавиши нажимались чьей-то невидимой рукой. Очень милая игрушка. На балконе второго этажа установленные фигуры братьев-купцов в такт музыке покачивались и приветствовали покупателей.
                Мне сразу вспомнилась знакомая сцена из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино". Хозяйка дома, в котором разворачиваются события фильма, желая развлечь гостей, удивляет их неожиданным представлением. Гости приглашены на балкон, с которого они могут наблюдать за тем, как во дворе дома, за тем самым механическим пианино из названия фильма, сидит дворовой мальчишка и исполняет нечто из Шопена. Гости ошеломленно молчат, а мальчишка бьет по клавишам. Затем, по знаку своей хозяйки он отходит от пианино, продолжающего и без него исторгать музыку. Все гости облегченно смеются, а Павел Петрович Щербук произносит свою знаменитую фразу: "Мистификасьон! Я ж говорил, что чумазый играть не может! Чумазый этого делать не может! Не может!"
                По-настоящему в жизни так ничего не происходит. За любым творческим процессом стоит большой и тяжелый труд. Здесь его легко продублировала электроника известной японской фирмы. А в нашем журнале так уже не получится.  Нужно  снова искать авторов-единомышленников и спонсоров, желающих поддержать  социально-культурологический проект. Каждый  выпуск журнала становится очередным испытанием для его редакционной коллегии.
                Рядом со мной молодой пьяненький, прилично одетый  господин беззастенчиво вытер руки об роскошную обивку  стула. Происходившее действо было явно не из начала XX века.
                - Тоже мне, дворяне… Хуже пейзан, никакой гигиены, - вспомнилась мне фраза из фильма Никиты Михалкова по мотивам произведений Антона Павловича Чехова.- Господи! Где они, представители нашей аристократии? Пушкины, Лермонтовы где? Видимо не здесь следовало их искать…
                Я расплатился и вышел на Невский. Проспект сверкал многочисленными огнями фонарей и нарядной подсветкой исторических зданий. Главная артерия города, где даже ночью бывает всегда многолюдно.
                Здесь, за витриной Елисеевского магазина, знаменитый художник Михаил Шемякин поселил героев волшебного "Щелкунчика". Прекрасные и ужасные, они смеялись и танцевали. Это были они и не они, потому что этот хоровод у них получался очень продуктовый. Сказочный мышиный король со своей свитой представали за стеклом кто с сосиской в лапе, а кто с сырной головкой за плечами. В отличие от оперного спектакля в Мариинском театре, персонажи "Щелкунчика" выглядели здесь более доброжелательными. Может быть потому, что жизнь за витриной  у них более сытая. Получился "Щелкунчик с сосисками". Что же, сейчас и так бывает!
                На этом месте  всегда много туристов и гостей города. Вот и теперь молодая парочка, на фоне светящейся витрины обнявшись, имитировала половое действие. Они фотографировались на память. И вообще, у них сегодня было очень хорошее настроение… 
                - Размножайтесь господа, размножайтесь…
                Кажется, нечто подобное  недавно продемонстрировала одна подвыпившая свадебная компания молодежи у мемориала «Разорванное кольцо», что находится на Вагановском спуске у Ладожского озера. Там 22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера прошла первая колонна автомашин, связав осажденный Ленинград с Большой землей.
                Мне тогда кто-то даже сказал: "Чего же вы от них хотите? Они просто не знают всего этого. Ребята здесь веселятся и отдыхают". 
                Опять почему-то вспомнился Антон Павлович Чехов и страдания его бесконечно ищущих себя литературных героев.
                - Мама, отправьте меня в желтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность, дружбу!
                По-хорошему наш журнал был адресован каждому молодому человеку. Чтобы они помнили и лучше понимали окружающую жизнь. Чтобы не замыкались в своем несчастье, а в счастье умели дарить радость другим.
                И все же готовых ответов в жизни не бывает, - наверное, так звучат для каждого строки нашей поэтессы Веры Скоробогатовой.

                Молчи, не спрашивай, как жить…
                Ведь ты живешь! И светит солнце.
                И сквозь невидимую нить
                Жар вдохновения в сердце льется.

                Сияют белые крыла,
                Не опускаясь ни на йоту,
                Увидишь: все, что ты ждала,
                Уже на линии полета.


                Фото из Интернета. Так когда-то было у Елисеевского магазина на Невском проспекте.