Дикая розга. Пробуждение. Дивеево

Галина Николаевна Николаева
               "Думал ли Ты когда-либо, что все касающееся тебя, касается и МЕНЯ?
           Ибо касающееся тебя, касается зеницы ока МОЕГО. Ты дорог в очах МОИХ,
           многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для МЕНЯ составляет особую
           отраду воспитывать тебя".
         
     Этот проникновенный Божий глас открылся душе, которая искала Господа. И им оказался преподобный Серафим Вырицкий, составивший духовное завещание, где объясняется, что всё идущее к нам идет от Бога.               

     Моя мама болела. Восемь месяцев трофические язвы на ногах и на теле не только не заживали, но и увеличивались. Однажды, придя с работы, увидела лужу крови на полу и две струйки крови били фонтаном из маминой ноги. Представила, что, если бы позже пришла домой, могла бы не застать её в живых, и появилась мысль, что надо увольняться. В это время на работе поменяли главу управы, сразу же переделали штатное расписание, мою должность сократили, и мне осталось только воплотить в действие свою мысль. 30 декабря 2000 года для меня был последний рабочий день, и я пенсионеркой перешагнула в 21 век. А через два месяца мама умерла на моих глазах. До конца своей жизни не забуду последние часы и минуты ее жизни. Впервые я столкнулась близко со смертью человека, и к тому же самого близкого, и даже не знала, как надо хоронить, с чего начинать. Мама не хотела, чтобы ее кремировали, но я уговаривала: «Кто будет ездить на могилу за город?», а потом она уже молчала.
     В метрах четыреста от нашего дома находится кладбище. Из окна мама частенько смотрела в ту сторону и как-то сказала: «Вот здесь хорошо бы меня похоронили», но оно было закрыто для захоронения. Мне предложили место на кладбище где-то за городом, а если в городе, то только кремировать. А знакомая медсестра подсказала, что на кладбище рядом с домом можно приобрести участок и захоронить прах с урной. Я обрадовалась, что рядом с домом, и мама хотела на этом кладбище, а еще и для себя прикупила место.
     Прошло два месяца… Татьяна, бывшая коллега, предложила мне съездить в паломническую поездку в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. Из-за больного позвоночника я не могла решиться ехать в автобусе 10-12 часов. Но все-таки, благодаря её настойчивости, впервые в своей жизни отправилась в Дивеево, надеясь на телесную помощь преподобного Серафима.
   
     Монастырь был основан во второй половине 18 века монахиней Александрой, в миру Агафией Семеновной Мельгуновой, на месте, указанном ей Пресвятой Богородицей.
     "Это четвертый жребий Мой во Вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих…", - такие слова были сказаны Божией Материю о Дивеевской земле. На средства, полученные от продажи всего своего имущества, матушка Александра построила два больших храма: в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" и в честь Успения Пресвятой Богородицы.  По просьбе схимонахини Александры к старцам, духовник сестрам был назначен тогда еще молодой иеродиакон монастыря о. Серафим, великий светильник Русской земли.
     Преподобный Серафим Саровский, родился 19 июля (по старому стилю) в Крещении Прохор, был из благочестивой купеческой семьи Мошниных г. Курска. С детства любил ходить в церковь на службу и читал божественные и духовные книги.
     Однажды мать его, осматривая постройку церкви, начатую ее мужем, взяла семилетнего Прохора вместе с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности отрок упал с колокольни на землю. Мать его, Агафия, в ужасе сбежала с колокольни, думая, что сын ее разбился, но с удивлением и радостью увидела его стоящим на ногах, целым и невредимым. На десятом году Прохор впал в тяжкий недуг, так что домашние и не надеялись на его выздоровление.
   
     В это тяжелое для него время Прохор видит в сонном видении Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. В скором же времени слова Богоматери сбылись. В это время случился в Курске Крестный ход во главе с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы. По причине дождя и грязи Крестный ход, для сокращения пути, направился через двор Мошниной.
     Благочестивая Агафия поспешила вынести больного сына, приложила его к чудотворной иконе Богоматери, после чего сын совершенно выздоровел.
     В 17 лет, получив в благословение от матери медный крест нагрудный, оставил родительский дом для монашеских подвигов. Сначала он был два года в Киево-Печерской лавре, а потом до конца жизни с великим смирением и кротостью был в постоянном труде, молитве и уединении в Саровской пустыне Тамбовской губернии.
     По велению Божией Матери, явившейся преподобному Серафиму в ноябре 1825 года, им была основана еще одна обитель в селе Дивеево, куда принимали только девушек. Пресвятая Богородица поведала преподобному Серафиму, что Она Сама станет Игумениею этой Своей обители. Тогда же, по благословению Царицы Небесной, здесь забил источник чистой воды, получивший позже название источника батюшки Серафима.
   
     Земля, предоставленная сестрам для ведения хозяйства помещицей В.А. Посниковой, была огорожена, по благословению преподобного Серафима, Канавкой. Он говорил: "Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста прочтет "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших", тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев".
     Святой преподобный Серафим сподобился несколько раз видеть Господа и Пречистую Его Матерь. И всегда, когда Богоматерь являлась ему, Она называла его: «Любимиче Мой, сей от рода Нашего». Воля преподобного Серафима и воля Господа были одна воля, поэтому Господь и Божия Матерь исполняли все его прошения.
     Как-то он сказал: «Кто похулит Господа и Божию Матерь и убогого Серафима, тому горько придется». Этот великий святой, который читал мысли человека как в книге, привел массу людей к покаянию и исправлению жизни.
     Однажды к преподобному Серафиму пришел один генерал-атеист (и в то время были атеисты, то есть безбожники). Его грудь была в орденах, он не хотел идти к преподобному Серафиму, но его уговорили. Когда генерал вошел в келию преподобного, то увидел сгорбленного старичка – Серафима. Генералу он не понравился, и он подумал: «Что мне может дать этот темный человек, что он понимает?» Преподобный Серафим прочел его мысли и сказал: «Зачем пришел ко мне, темному человеку, что я могу тебе дать?» От этих слов генерал упал на колени и все его ордена упали с мундира. Преподобный сказал ему: «Все твои ордена нажиты неправдою – покайся в делах твоих и исправь свою жизнь». Генерал со слезами покаялся и стал совсем другим человеком, стал искренне верующим. Таких примеров было множество. Взяв подвиг на себя, преподобный Серафим, на камне молился тысячу дней днем и ночью на коленях.
   
     Преподобный Серафим был так свят и совершенен, что во время беседы с Мотовиловым (помещик и послушник Серафима) его лицо сияло как солнце. По его молитве лицо Мотовилова также стало сиять, просветилось как солнце, а внутри себя, в своем сердце, он чувствовал такую радость, такой мир, теплоту и благоухание, что не мог рассказать и описать человеческим языком. Такое действие Святого Духа продолжалось в течение двух часов в зимнее время. «Цель нашей временной земной жизни – стяжать Святого Духа», - говорил преподобный Серафим Саровский. С помощью Божией мы должны приобретать этот дар Божий, совершенствовать себя для будущей вечной жизни непрестанной молитвой, воздержанной, благочестивой жизнью по заповедям Божиим».
     После времен лихолетий в июле 1991 года Дивеевский монастырь был вновь открыт, и было в нем 140 сестер, действует храм Пресвятой Троицы, храм в честь Рождества Христова, во имя Рождества Богородицы. В Троицком соборе почивают мощи преподобного Серафима Саровского.

     Ехала в монастырь, а креститься не умела, рука моя тянулась не с правого плеча на левое, а наоборот, не говоря уже о получении благословения у священника. В пути Галина Алексеевна, наш экскурсовод, много рассказывала о вере, приводила много примеров жизненных, в том числе и о себе. Здесь я впервые услышала незнакомые мне слова «исповедь, причащение». А вечером одна из паломниц читала молитвы вечерние и к причащению, так как мы будем на Литургии и, исповедовавшись, сможем причаститься.  Она перечислила нам несколько грехов. Я начала вспоминать свои грехи, но больше, перечисленных ею, не могла вспомнить и подумала, что их у меня больше нет. Рано утром в автобусе прочитали утренние молитвы и приехали в Дивеево.
     Впервые я увидела монастырь с величественным Свято-Троицким храмом. Деревья, кустарники, подстриженные газоны с разнообразными цветами утопали в молодой зелени, а плодовые деревья необыкновенно красивые как невесты, стояли покрытые белым цветом распустившихся цветков.
     В переполненном храме шла Литургия, мы присоединились к цепочке на исповедь: чем ближе к священнику, тем больше на меня находил страх. Потом с Татьяной встали в очередь к мощам преподобного Серафима, и, вдруг, перед нами преграждают путь к раке с мощами, объяснив, что сейчас начнется молебен на 40 минут. Так было угодно преподобному Серафиму, чтобы грешница отстояла молебен. Мой позвоночник напомнил о себе, и я почувствовала, что не смогу столько выстоять, но мы решили остаться. Для меня это был подвиг. Выстояв молебен, моё грешное тело после земных поклонов с благоговением и трепетом приложилось с молитвой к раке с мощами преподобного.

     Меня потрясла большого размера икона Божией Матери "Всемилостивая". Я не могла оторвать от нее взгляд: образ Пресвятой Богородицы светился неземным светом, и я не решилась подойти близко.
     Сам святой Серафим молился пред этим образом чудотворной иконы:

     Всемилостивая, Владычица моя,
     Пресвятая Госпожа, Всепречистая Дева
     Богородица Мария, Матерь Божия,
     Несомненная единая моя Надежда,
     Не гнушайся меня, не отвергни меня,
     Не остави меня, не отступи от меня,
     Заступись, попроси, услышь,
     Увидь, Госпожа, помоги,
     Прости, прости, Пречистая.

     1928 год. В России - гонения на Церковь. Иеромонах Симеон (Сиверс) в ночь перед арестом видит чудесный сон. «Помню, вижу преподобного Серафима Саровского. Он входит в балахончике, нагибается надо мной и читает мне медленно молитву – «Всемилостивую», и я ощущаю на лбу его слезы. Утром я вскочил и записал эту молитву… Через три часа я был арестован. «Всемилостивая» меня сопровождала и оберегала 18 лет лагерей… Это была ненасытная пища для меня». В одном из Своих явлений современным святым Богородица сказала, что молитва «Всемилостивая» поможет спасти Россию.
   
     По «Канавке» мы прошли медленно, прочитав 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся…», надеясь на молитвы преподобного Серафима за нас и помощь Царицы Небесной.
     Мы пообедали в трапезной на улице, а потом поехали на озеро, освященное преподобным Серафимом. "Преподобный отче, Серафиме, моли Бога о нас".
     У лестницы, спускающейся в озеро, меня парализовал сильнейший страх, я всю жизнь боялась прохладной воды, а тут всего 4 градуса. Не знаю, как вошла, тогда для меня было загадкой. Но желание очиститься пересилило страх. С Божией помощью, трижды со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь» окунулась с головой в святой купели, а когда вышла, рядом оказался батюшка из другого города и говорит, что нужно окунуться 8 раз. Видимо мне, грешнице недостаточно было трех раз, и мы с Татьяной спустились по лестнице еще раз в святое озеро, тогда еще не ведая, что путь очищения равняется пути всей человеческой жизни. С меня как будто сполз слой грязи, и я впервые почувствовала бодрость и необычное чувство радости.
     Из монастыря мы уехали не с пустыми руками, преподобный Серафим одарил нас освященными сухариками и маслом. При жизни он всегда в дорогу давал сухарики тем, кто приходил к нему за наставлениями. Еще приобрела молитвослов, иконку Божией Матери «Умиление» и взяла с собой земельки из Канавки.

     В скиту Дивеевского монастыря, сестры нас угощали дарами из своего подсобного хозяйства - необыкновенно вкусным творогом, сметаной, пирогами. А поздно вечером нам позволили переночевать в храме: мы постелили на пол, что было при себе.
     Благодарю тебя, святой Серафимушка, за твое теплое гостеприимство, необыкновенный подарок - чудесный ночлег. Разве я могла подумать, что в день своего рождения проснусь в храме перед иконами. Преподобный отче наш Серафиме, всех любящий, моли Бога о заблудшей рабе Божией Галине.
     Мне очень захотелось еще раз побывать у святого Серафима, но уже одной. И через несколько месяцев, во время поста, нам с Татьяной представился случай неделю пожить в монастыре, но уже в качестве послушниц.
     Здесь нам пришлось увидеть такую картину. Трапезная монастыря была расположена на улице у Троицкого храма, мы только пообедали… И вдруг, откуда-то неожиданно появилась громадная черная туча воронья, которая с неистовым карканьем кружила над куполом храма. Нам стало не по себе, мы стояли как вкопанные. Только молились: «Господи, помилуй!» Эта черная масса, хором каркая и устрашая нас, то отлетала от купола, то опять налетала и кружилась, но… на купол не садилась. И так продолжалось минут двадцать-тридцать…
     Таким образом преподобный Серафим показал мне моё ничтожное маловерие. А ведь искушения, устрашения будут в моей жизни и, особенно, в Посты. Запомни, Галина, слова Господа нашего Иисуса Христа: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.XVI:18). Слава, Тебе Господи!

     Рано утром, наша группа выехала в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Главная святыня монастыря – могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Адмирал Федор Ушаков, создатель Севастополя, во многих сражениях умножил славу России. Его почитают не только русские, но и греки – за освобождение Ионических островов и многие благодеяния их жителям. До сих пор одна из улиц г. Керкиры (о. Корфу) носит имя адмирала Феодора Ушакова.
     Отойдя от службы, он избрал для жительства деревню близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы ратных подвигов молился о нем родной дядя – преподобный Феодор Санаксарский. Моряк и монах – оба они были воинами Христовыми, оба делали одно дело: служили Господу на том поприще, на которое Он их призвал.
     По прибытии группа направилась в храм, и, не доходя до него, нас попросили помочь поработать на кухне. Раньше, может быть, и не пошла бы, очень хотелось со всеми пойти в храм. Но несколько человек из группы, в том числе и я, пошли на послушание во славу Божию. А когда вышли с кухни, группа уже собралась к отъезду. В храм я уже не попала, но успела только сфотографироваться у могилы адмирала Федора Ушакова. «Праведный воин Феодоре, моли Бога о рабе Божией Галине».
     В лавке монастыря купили необыкновенно вкусные пряники, сухарики, пирожки монастырской выпечки. В автобусе Татьяна познакомила меня с Ниной и ее дочерью, Екатериной. Мы вместе в пути пообедали, отметив день не только моего рождения и день Ангела, но ещё и день духовного моего рождения. Это неожиданное самое радостное событие в моей жизни я провела не как всегда за столом, а духовно, впервые почувствовав свою душу. В этой поездке я узнала и ощутила, что, оказывается, существует ещё и другой, незнакомый мне мир.
     Слава Тебе, Господи, за Твою великую благодать во мраке.