По конк. лирики - Про любовь, 2. Стихи

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2013/10/11/6445 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/11/16/4370  Итоги конкурса

Начало статьи - http://www.stihi.ru/2013/11/20/8526

Приведу тексты стихов участников конкурса, которые понравились  мне больше всего,  а так же те произведения, которые получили больше всего очков от членов жюри.

Свою выборку я начну с группы стихов, которые не только написаны удивительно красивым языком истинной  поэзии - авторским, ярким, интересным, но и повествуют о подлинной любви. Что такое любовь? По моим представлением, это то, что является антиподом эгоизма и себялюбия, внимания к своей собственной персоне - ее обидам, страданиям и потребностям, это нечто, что не требует к себе  ответной любви и внимания, а, наоборот,  желает их давать другому.

Стихов о таком чувстве, причем, написанных хорошим языком любовной лирики, в пакете встретилось совсем немного:
 
Полуночные грёзы. Поляков Борис 2

Я не умру. Я буду жить в цветке,
и ты придёшь ко мне – к моей поляне,
как будто на счастливое свиданье
в далёком и прекрасном далеке...

И, обрывая венчики небрежно,
ты, может быть, помедлишь над моим,
почувствовав на миг, что вместе с ним
уйдут из жизни вера и надежда.

Земля – не место для чудес, и всё же,
быть может, улыбнёшься ты ему,
и пусть так будет только потому,
что он тебе стал чуточку дороже.

А если нет – пусть не щадит рука
тобою не прощённого цветка.

А вдруг бы разминулись? Наталья Шалле

Подумалось: а вдруг бы разминулись?
И никогда бы не пересеклись...
Когда б к нам небеса не повернулись,
и нас соединить не поклялись...

Озябших две души скитались где-то
во времени, пространстве, по ночам.
И возвращались в дом перед рассветом,
стирая темень ластиком луча...

Не встретиться – Вселенской катастрофе
равно бы было, знай тебя сейчас.
Ты колдовал с цикорием и кофе.
Я в тот момент пила имбирный чай.

Писал стихи… И я слагала строки.
Ты грезил мной, а я тобой жила.
Стучали в такт два сердца одиноких.
Ты засыпал – я сон твой берегла.

Цветов букет... тобою собран будто.
Эшшольции, что крылья мотыльков,
настурции, ромашки, незабудки,
цитринки пижм, сапфиры васильков.

Твоё я имя в вензеле рисую.
Произношу, дыханье затаив...
Коснуться щёк, две ямочки целуя,
так хочется – желанье за двоих!

Подумалось... и, вздрогнув, присмирела.
Мне без тебя нет солнца по утрам.
Оглохла бы, ослепла, онемела.
Пуста была б – орешком без ядра.

Подумалось...

Просьба. Ольга Новикова 2

Когда снегопада пряди свивает метелью в локоны,
прошу тебя, Бога ради, оставаться где-нибудь около.
Не близко, не до стеснения, не объятья, не лобызания -
просто где-нибудь в поле зрения и в возможности осязания.

На закате дыма лиловые, ледяные сумерки длинные.
Не цветут клевера медовые, не звучат голоса пчелиные.
Вымерзает душа из формочки, остаётся одно название.
Одиноко сквозит из форточки неустроенность мироздания.

Я люблю это время смутное, время складывать слово «вечность».
Вечера растянуты сутками, люди носят тёплые вещи.
Я люблю его, я не жалуюсь, я не ною: «когда же кончится?»
Только около будь, пожалуйста, не сдавай меня одиночеству!

На крючке. Елена Севрюгина 3

Скрипит ополоумевший сверчок
За спинкою неубранной постели…
Мы пойманы друг другом на крючок-
Любой рывок теперь для нас смертелен!

В дыре небес хохочет Зодиак,
От рыбьих плавников свело ключицы!
Мы до сих пор понять не можем, как
Могло такое с нами приключиться!

Лучом пронзая водорослей тьму,
Холодная луна сияет куце,
Всплывая над водой по одному,
В любой момент мы можем задохнуться!

И кажется, что раньше, на земле
Мы никогда так сильно не любили,
Не засыпали в неге и тепле,
Укрывшись от акул в подводном иле,

Не плавали бок о бок между скал,
Сплетясь навек упругими хвостами,
Сумев в ночи друг друга отыскать,
Мы для других потерянными стали!

Но наш бессменный Рай – тонуть в реке
Любви, зияя ранами на теле,
Болтаясь друг у друга на крючке
И зная, что любой рывок смертелен!

Неужели из робкой нежности. Ирина Ломовцева Спб

Неужели из робкой нежности,
из малька,
из икринки, приклеившейся ко дну,
вышло ЭТО? Уж слишком, господи, велика
пучеглазая рыбина! Всё. Тону!

По воде плывут щепки, веточки, стебельки,
задевают мою короткую тень.
Странно думать "Тону!", когда под ногой мостки,
а по берегу дым лиловый –
сирень...

Солнце растеклось, как раздавленное яйцо,
Небо – в перьях из ангельского крыла.
В шевелюру сиреневую уткнёшь лицо,
а оттуда – разгневанная пчела.

Как басовая потревоженная струна,
прогудит, затихая... Смотри не смажь
непросохшую краску!
ещё она
жарким мёдом течет из цветочных чаш,
золотыми нитями тянется по траве –
но разваливается узор цветной!
Небо съёживается. Волны,
огромных две,
две ладони смыкаются надо мной.

Створки раковины. Холодные лепестки.
Нежность, слишком кроткая, чтобы помочь –
светлячок, которого выпустить из руки
было жалко, а стало
совсем невмочь.

Что же делать, если и днём он светится так,
что укрыться мне негде от чьих-то глаз!
На ладони жёсткой,
готовой сжаться в кулак,
жизнь моя в комочек медузовый собралась...

Еще одна группа стихов  - это яркие жизнеописания отношений двух, с выразительным сюжетом, с описанием деталей, раскрывающих психологию и характер взаимоотношений. По композиции такие стихи близки «рассказу в стихах», но написаны они языком поэзии - языком любовной лирики:

Провожала. Фили-Грань

Провожала – почти и не плакала: поздно… зачем?
Жизнь уже на излёте, игра не всегда задаётся…
Нестоличный вокзал был в ста лицах печален и нем –
Был настроен на нас – так сто лет у вокзалов ведётся.

Поезд рыскал – нащупывал рельсы по бликам огня.
Ты сказал, отправляя в полёт сто какой-то окурок:
«Я молился бы… Только вот есть ли он, – Бог для меня?
Так за жизнь и не понял – наверно, я всё же придурок…»

Обнялись напоследок. Понятно, уже навсегда.
Не успеть – и зачем? – снова встретиться даже случайно…
Одиноко над горьким перроном висела звезда.
И глядела, как все одиночки, светло и печально.

В сладострастном восторге, покорно отдавшись судьбе,
Не железная – анизотропная – билась дорога.
Ты сказал: «А скажи… Вдруг – ну, вдруг! – это ясно тебе…
В чём он был – применительно к нам – этот замысел Бога?..»

Ты сказал: «Мы как звёзды – которым неведома высь…
Мы как рельсы – не слиты, но всё же разбиты попарно…»
…Одинокой звезде – одинокой, как я, – помолись!
И прости, и простись – с нашим прошлым простись благодарно…

Всмятку. Андрей Кац Доктор

Ну, вот и все! И пару слов про бал
Шепнула ты.
На нас смотрели люди..
И день неповторимо догорал,
Качая солнце,
Как желток на блюде..

Вот и окончен "перерыв на жизнь",
И вечер тихо выл,
Почти что плакал..
Теперь тебе другие "типажи"
Закажут номера ..
Помогут с платьем ..

Еще текли уставшие слова
В отмерeнные паузы
И сроки..
И  кто-то пел "Любовь всегда права.."
В загаженном подвале
Новостройки..

Ещё раз о любви. Виктор Марков 2

В темноту макнув перо,
зачеркнули день вчерашний.
Полночью пустой перрон,
 освещённый и нестрашный…
Счастье было лишь на день...
В жёлто-голубые дали
он уехал.
…Ты надень бесприютные печали,
а потом домой, скорей, через площади в тумане,
Задыхаясь у дверей, ключ в замок...
Ищи в кармане
листик,
где десяток цифр ты помадой написала
(миг прощанья тороплив в суетливости вокзала!),
брось зубами отбивать бессознательно чечётку
и со страхом набирать,
попадая в ряд нечётко -
ноль, шесть, девять, двадцать пять... -
Дальше, дальше!..
Но, опомнясь,
начинаешь понимать одиночества огромность.

Яркий, словно фейерверк, день был прожит поминутно:
с каждым шагом  - только вверх,
если ветер, то попутно!
Тут улыбка, сила, стать, -
к чёрту страхи и резоны!
...Телефон бубнит опять: "Связи нет..."
 Опять вне зоны.
Как безжалостна судьба!
И сомнения - некстати.
Но уже жалеть себя перестала:
ты в халате,
чай и слёзы ( пополам)…
В дверь звонок нежданно-робкий:
"Я не смог... Вернулся к вам... Слез на первой остановке".

А вот еще одно стихотворение - удивительно мягкое, теплое и мудрое,  славящее не кипение страстей, а любовь между любящими и понимающими друг друга людьми, супругами:

Осенний кофе. Надежда Ваничева

Осенний кофе, сладкий мёд
С тончайшей горечью полыни...
Такой горячий, губы жжёт...
Пусть, ничего:  сейчас остынет.

Как шмель осенний над цветком,
Роятся мысли хаотично,
О нас, о жизни, обо всём,
Что так давно, и так привычно...

Дымок взовьётся над трубой,
Огонь в печи, ведь всё же осень...
Так не похожи мы с тобой,
В любом обыденном вопросе.

Но всё же радость, или боль
Привыкли общей мерой мерить.
И если в этом есть любовь,               
Тогда и осень - не потеря.

Осенний кофе пью одна,
Узор на чашке изучаю...
А ты садишься у окна:
"И я с тобой, налей мне...чаю."

Если честно, то мне так и хочется 3-ью  строку в самой главной по смыслу строфе этого стихотворения:

            "Но всё же радость, или боль
            Привыкли общей мерой мерить.
            И если в этом есть любовь,               
            Тогда и осень - не потеря"

изменить на «И если это - не любовь. то…. (последнюю строку автор пусть додумает сама, если ей моя идея понравится!)». Мне кажется, что когда речь идет о любви, а не о чем-то ином, то  она именно такая - негромкая, не выпячивающая свои потребности, терпеливая и  дающая.

А вот еще один автор, который постоянно растет в своем личном творчестве, работает над ошибками и ищет новые формы. Алексей - постоянный участник конкурсов Фонда, причем, каждый раз он выступает с новыми стихами: не пытается, как это делают многие, одно и то же единожды победившее стихотворение использовать во  множестве разных конкурсов, не ищет количества побед, а растет над собой - пишет новые стихи и проверяет их в конкурсах: весьма непростое для самолюбия каждого автора испытание, ведь - даже самые способные из нас далеко не всегда занимают верхние строки в таблице номинантов! Такая работа над своими стихами достойна всяческого уважения!

Миф. Алексей Алексеевич Осипов

Он бы стал человеком вновь,
Но – не в силах касаться чувств.
Он бы счастлив был с ней одной
В самой жалкой из всех лачуг.

А она осторожна с ним:
У него так остры клыки.
Пыль волос её греет нимб,
Одеянья её легки.

Сила крыльев её влечёт
Отдаваться его мирам,
Только он, почему-то – чёрт! –
Средоточье душевных ран.

Ей бы стать человеком вновь –
Задыхаться от плотских чувств,
Перетянутой быть струной,
Прикасаясь к его плечу.

У неё есть небесный свет,
А его занесло во мрак.
Он когда-то её отверг –
Он, наверное, был неправ….

Их сотрёт суета сует,
Одинокостью истомив.
Без любви – бесконечна смерть,
А любовь – это просто миф!

Стихи интересны по форме, наполнены энергетикой чувства и ярки по содержанию - перед глазами возникает целая история непростых взаимоотношений. Правда, поиск интересных рифм и звучаний здесь забрал на себя слишком много: автор местами переигрывает, говорит, не то, что его волнует, а вынужденно фантазирует в угоду  рифме. Мало понятна строка «У него так остры клыки» (если здесь речь идет не о людях, то это не раскрыто в стихах). И еще портит дело концовка: если строка «без любви – бесконечна смерть» подводит итог всему стихотворению и великолепна, то самая последняя строка «а любовь – это просто миф!»  полностью противоречит всему содержанию и предыдущей строке. Хотя, возможно, я чего-то просто не поняла. Но стихи стоит писать так, чтобы они были понятны каждому, хотя и не обязательно однозначно для всех.

Напоследок есть смысл рассказать и о стихах, получивших наибольшее число очков от членов жюри (4-ое и 2-ое места в таблице номинантов). Стихи хорошие, хотя, на мой взгляд, не идеальные.

Забытое танго из ретро-винила...  Алена Качина

Из распахнутых окон о чем-то грустит радиола,
Чертит клин журавлиный неровные нотные станы.
В партитуру судьбы добавляя прощальное соло,
Август танго серебряных ливней танцует устало...
Неизбежный, мой грешный, молчи, я тебя заклинаю.
Ветер жухлой листвою скрывает романы-обманы.
Уезжаю... Ты слышишь?.. Ты слышишь летящую стаю?
Это осень-разлучница дарит напев первозданный.
Те печальные звуки и танго из ретро-винила –
Отголоски любви запишу в именные скрижали...
Птица-сердце в забвенные дали упрямо манила.
Птица глупая, нас никогда за морями не ждали.
Я не стану прощаться, забуду, мне все это снится:
Легкой грусти мотив с терпким вкусом медового счастья.
Я не плачу – сверкают дождинки на влажных ресницах...
... И едва прикасаясь, целуешь ты нежно запястья...

Здесь прекрасное звучание, содержание, которое не может не трогать: веришь, что это про любовь, что написано искренне, но допущено довольно много «ритмических заплаток» - случайных фраз и не совсем точно подобранных слов. (Придираюсь по максимуму, учитывая  высокое место произведение в таблице номинантов):
-«ветер жухлой листвой». Слово  «жухлая» - существует, правильное, но вряд ли оно здесь уместно - на фоне красивого лирического языка стихотворения лучше употребить «прелой», «желтой» или еще какое-нибудь, а в идеале - этот образ должен  иметь смысловую связь между «листвою»  и «романами-обманами». Аналогично и с «ты слышишь летящую стаю?» О какой стае здесь речь? Не ясно, не раскрыт образ - ни как иносказательный образ,  ни как деталь пейзажа. Далее -  осень дарит «напев первозданный». Странное словосочетание, смысл которого тоже не раскрыт, выглядит случайным (вставка для заполнения ритма). Строка «Птица-сердце в забвенные дали упрямо манила» хороша по смыслу, но совсем плоха по исполнению. Во-первых, если птица-сердце, то манилО, (вот если бы было «сердце-птица - тогда правильно манилА). Во-вторых, существующее в словаре слово забвенные» здесь выглядит странно, не говорят так, не тот оттенок смысла в нем (уж лучше бы «забытые дали», хотя и они - не очень: не раскрыт смысл - только один автор и знает о каких забытых далях идет речь… А еще «грусти мотив с терпким вкусом медового счастья». Мне кажется, «терпкий вкус» скорее подходит к грусти, но уж никак не к счастью, которое автор, к тому же здесь же называем «медовым». Наконец, последняя строка (во всех стихах она очень важная - она интуитивно воспринимается как главная мысль стихотворения). Здесь она тоже не выглядит как главная, а союз И в начале её ничего не объединяет - он явно вставлен для заполнения ритма. Словом, стихи хороши, но не проработаны.

Мост в одиночество. Татьяна Шкодина 2

Еще дождем не смыта пыль, но воздух влажен…
Поговори со мной, прошу: мне слишком важен
Твой взгляд, зовущий за собой, не отрешенный.
Уедешь ты, останусь я - вопрос решенный…

Змеится мокрое шоссе до горизонта.
Твои звонки и смс – как вести с фронта,
А я незримо за спиной твоей присяду,
Возьму дыхание твоё себе в награду.

Оцепенею без тебя пчелой осенней,
Твоё «вернусь» мне станет ложью во спасенье.
Когда тоска моя найдет пути наружу,
Я тонкий мостик в одиночество разрушу…

Стихи написаны мастером, которого все мы очень любим: Танечка всегда пишет легко, мелодично и точно, и здесь тоже есть её красивые находки «Оцепенею без тебя пчелой осенней» и «Твоё «вернусь» мне станет ложью во спасенье», но вот всё остальное мне понравилось меньше. «Взгляд не отрешенный» - как-то не понятно, зачем это подчеркивать (мы же не говорим без повода «у него взгляд не безумный»!) - не раскрыто это определение и производит впечатление вставки ради рифмы. А еще - слишком много притяжательных, не везде нужных (твой, твои, мной, твое, тебя, моя, твоё, собой…) Это не украшает руку мастера. Не понравилась мне и ритмическая непродуманность звучания последней строки «Я тОнкий мОстик в одинОчествО разрУшу…» - многосложное слово «одиночество», в котором нельзя  прочитывать сразу два фонетических ударения, портит ритм.

В заключение - стихи-победитель конкурса:

Осенний бал. Вера Шкодина

Любовь на исходе, не верить - наивно,
И месяц ущербный крут.
В пустых переулках и зябко, и дымно:
Осенние листья жгут.
Последние листья тоски и ненастья,
Их ветер шальной сорвал.
Не выпита радость тревожного счастья,
И срок оказался мал.
Короткого лета, средь волн и рапсодий,
Промчался девятый вал.
И царствует снова в душе и в природе
Осенний прощальный бал
Любовь на исходе, и день на исходе.
И месяц ущербный крут.
А нам не хватило рассветных мелодий,
И, может, пяти минут...

На мой вкус - это не самое яркое и интересное произведение в пакете, но выполнено оно замечательно, придраться не к чему, а концовка - вообще прекрасная. Стихи написаны о завершении любви, что автор умело передал осмысленной и хорошо продуманной цепочкой образов: «осенних листьев», «короткого лета», «ущербным кругом луны», «дня на исходе», «прощальным балом» и «девятый (завершающий!) вал» -всё это зримо и не буквально (не скучно) передает нам общее настроение ухода  любви. А в концовке (главной мысли стихотворения) очень умело вставлена фраза: «не хватило РАССВЕТНЫХ мелодий» и ещё это великолепное «и, может, пяти минут». Это «пяти минут» открывает нам больше, чем все стихотворение. Очень профессиональные стихи.

Не знаю, как вам, а мне конкурс показался интересным - читала смтихи с удовольствием. В качестве приятного дополнения к нему, я хочу здесь представить вашему вниманию стихи мастера нашего сайта Инны Заславской, в этом конкурсе (как и большинстве других) не участвовавшей:

Почему ничего не пишется о любви. Инна Заславская

Почему ничего не пишется о любви?
Растеряла навык, недостает объекта
Или же в нашей стреноженной се-ля-ви
Уже неуместно говорить про это?
Было время, рифме, прыгавшей нагишом
Через костер желаний, был страх неведом,
А теперь страшновато…
                Давно прошел
И бальзаковский возраст и тот, что следом,
И остался один огонь, и тот на плите,
Под кастрюлей борща. Но борщ этот важен
Как сигнал, что дом в довольстве и чистоте
И мужчина в доме накормлен, наглажен
И уверен, что будут встречать у дверей,
Чай с малиной заварят, если простужен.
И такой любви ни ямб, ни хорей,
Ни, тем паче, анапест совсем не нужен.

Мне очень жаль, что многие мастера нашего сайта - талантливые и интересные, гнушаются участием в конкурсах Фонда. А ведь они могли бы дать нам пример своего таланта, научить новому, а заодно, и свои силы проверить. Это ведь всегда полезно - проверить свои возможности и творческий потенциал сегодняшнего дня в непростом состязании с другими поэтами….

С уважением, ваша Алкора. 22.11.13.