Рецензия на Версия убийства Марины Цветаевой

Сан-Торас
Портрет Марины Цветаевой.
Работа Санто.

Рецензия на «Прошло 70 лет... Версия убийства Марины Цветаевой» (Татьяна Костандогло) http://www.stihi.ru/2010/05/30/4862
*
Дорогая Татьяна!
Я внимательно прочел Вашу книгу "ПЯТЫЙ ВОЗДУХ.
ВЕРСИЯ УБИЙСТВА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ" о ее гибели, и о нынешних тенденциях бросать камни в след ушедшим гениям.
Безмерно благодарен за этот труд.
На протяжении Вашего рассказа, раскрывающего поиски захоронения Марины, чувствовал пресс, как преграду к правде, давление властей, преследования, не дающие дышать.
Я тоже знал Анастасию Цветаеву, тоже ездил в Елабугу, читал архивы.
Еще тогда подумал, что Анастасия препятствовала поискам подлинной могилы своей сестры, потому что оберегала жизнь сына.
И, возможно, она была права – его смерть имеет запах насилия, похожего на убийство, так же как смерть Марины, чей шестнадцатилетний сын не был на похоронах матери.
Думаю - не мог, в это время его прессовали спецслужбы, а потом, он погиб неизвестно при каких обстоятельствах.
Но пройдет время, правда просочится в жизнь пробьется, источником воды из подземелья ложных версий:

Через десять лет забудут!
Через двести — вспомнят!

МЦ. поэма "Перекоп":

Нынешние тенденции "как плевки" вслед ушедшим гениям, похожи на кульные диверсии, ибо тема обличений, ничто иное, как болото липких помыслов.
Чтобы очернить, достаточно горошины ума, но чтоб воспеть - душа нужна.
Не ратую за полировку биографий - но за то, чтобы понимать, ценить и помнить. Стервятники, кружащие над полем памяти - постыдный знак нашего времени.
Находясь в потоке современных пиитов, хотел бы видеть я не пишущих, а любящих стихи!
Еще больше хотел бы увидеть знающих.
Знающих среди Пишущих.
Не стану давать оценку стремлению “самодеятельных творцов” искать пятна на солнце, ибо расталкивая топчущих цветы, топчешь их и сам.
Пусть напишут свои стихи лучше, ушедших поэтов! Пусть проживут свои жизни чище тех, кого судят!
И всякий, кто нападает на Высоцкого, Цветаеву, Бродского, Есенина или других - пусть начнет с себя.
Я хочу видеть того, кому должен доверять!
Хочу знать, что он изучил, что создал, чего стоит сам.
" Проводите, проводите меня к нему!
Я хочу видеть этого человека!"
Зависть, наполняют душу дождем, как дурная погода.
Мода паразитировать на высоких именах низкими мыслями, подобна эпидемии - это мор - свиной грипп ущербных душ.

"Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!"
МЦ. (Тоска по родине)

Кто бы ни клялся, ни думал, что знает как было, пусть помнит: никто не может знать всей правды.
Достоверностью становится то, что убеждает нас, а убеждает то, к чему мы предрасположены по уровню интеллекта и голосу совести.
Может быть, потому что Марина – «морская»
( “Я бренная пена морская”),
ее любимой молитвой была "Молитва моряка":

"Пошли Бог мне берег,
Чтобы от него оттолкнуться,
Мель, чтобы с нее сняться,
Шквал, чтобы устоять..."

Много лет занимаясь ее творчеством, я замечаю, что разговор о Цветаевой, как ни о каком другом поэте, лакмусом проявляет не только ум, но и наличие благородства в человеке.
Именно вектор духа определяет сама тема: “Марина Цветаева”.
Думаю, это не только потому, что она многогранна, но и потому, что ее горизонт так далек, что каждый может узреть столько, сколько способен охватить его взор.

"Обнимаю тебя кругозором
Гор, гранитною короною скал.
(Занимаю тебя разговором -
Чтобы легче дышал, крепче спал.)
...Крyгом клумбы и крyгом колодца,
Куда камень придет - седым!
Круговою порукой сиротства, -
Одиночеством - круглым моим!"

Глубина такова, что камень поседеет, пока достигнет дна.
Ее стихи правдивы в каждом звуке и неординарны, в них философия и пророчество, любовь и боль, сама жизнь, они не приземляют, а подхватывают ветром вдохновений, которым дышат лучшие ее строки.

"В поте пишущий, в поте пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,—
Дуновение вдохновения!"

Нередко авторы пытаются подменить вдохновение пафосом, что обесценивает стих, как подмена истинного на то, что пытается изобразить истинное.
Поэзия Цветаевой - щедрость и широта.
Ни капли приспособленчества, ни капли формализма.
Эти дары не для тех, кто алчут и "хощут"

"Хотеть - это дело тел,
А мы друг для друга души ..."
(«Поэма Конца»).

Вы пишите:
“Всякий раз удивляюсь коллективному умению вспоминать – как ходила… Во что была одета… Но самое главное – свои суждения о том, что и кому должен был Поэт, а что не должен… Как жил, а как надо было жить!… Помилуйте, при чём тут кастрюли, полы, обеды?
Опомнитесь… господа… Поэт - в стихах своих, и - только в них! Стихами дышать надобно, впитывать их, спасаться ими… Поэт - существо многомерное, непонятное. Но почему, спросите? Да потому что Солнце не настольная лампочка. И рассуждать о Солнце этой самой лампочке одноразовой…”
Для однозовых лампочек, любовь - “сделка”, а понятие верности: “жила я только с Вами и больше ни с кем”
Для Цветаевой:

"Любовь – это все дары
В костер и всегда задаром!”.
Поэма "Конца"

А понятие верности - это верность в беде!
В ее поэзии – ничего материального и меркантильного: главное для нее - любить, а не быть любимой, что означает давать, а не брать.
В том, что называется «состояться», она ценила не карьерные достижения, а сбывание души:

"Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный."

Считала, что "материалом для искусства является не слово, не камень, не холст, а – ДУХ!
"…мыслительная норма абсолютного большинства приводит к застывшим формам жизни. Вот они – другие люди…
Истинный Поэт – вне стандарта, через него работает вечное.” (Пятый воздух)

Цветаева умела не замечать быт, но обладала способностью прозревать бытие.
Несмотря на бунтарский, дух и внутреннюю вольность, не поддалась ослеплению революцией как соблазном великих утопий.

"Коли в землю солдаты всадили - штык,
Коли красною тряпкой затмили - Лик,
Коли Бог под ударами - глух и нем,
Коль на Пасху народ не пустили в Кремль -
Надо бражникам старым засесть за холст,
Рыбам - петь, бабам - умствовать,птицам - ползть..."

Мир перевернулся, но ничьи мнения не решали за нее, не склоняли в ту или иную сторону.
Это прежде всего нравственная независимость!
Она следовала своим представлениям о высоком и низком и была верна им.

Что знают хулители о хитроумных ходах спецслужб, "длинных коридорах, хитрых письменах"...
Что знают о том, как ее вербавало ЧК, намереваясь сделать освидомительницей, ее, "белоэмигрантку", муж и дочь которой - сестра и племянник, литераторы и общие знакомые были арестованы.
Приехав в Елабугу, она прошла местное КГБ.
Последняя поездка в Чистополь, во имя спасения сына - не спасла....
Незадолго до гибели она написала:

"За мое перо дорого бы дали, если бы оно согласилось обслуживать какую-нибудь одну идею, а не всю правду...»

Это смерть не от тягот быта…

"Не надо мне не дыр ушных
Ни вещих фраз
На твой безумный мир
Ответ один – отказ."

“Трое детей. Бездомье. Безденежье. - трагедия за трагедией..." (Пятый воздух)

"Лестницы, коридоры,
Хитрые письмена...
Красные помидоры
кушайте без меня."
Б.Ч.

"Но Марина была и осталась любимым инструментом во руках Господних.”(Пятый воздух)
После просьбы “убирать за писателями” т.е, принять на работу в общепит литфонда посудомойкой, получила отказ, но сама отказалась от предложения работать в НКВД переводчицей с немецкого языка…
и сделала последнюю попытку наняться на работу в совхоз, когда ей директор подает милостыню, 50 рублей сказав: "у нас и без вас все грамотные",
(не приняла милостыню) - но может быть это и стало последней каплей, упавшей на письмо:
“ …не похороните живой, проверьте”…

"Пятый воздух" - цитата:
“Сегодняшние выяснения, предположения, домыслы, догадки, рассуждения - решительно ничего не дают, но - о многом говорят. Вот ещё две известные странности. Первая - Марина ушла из жизни, не сняв кухонный фартук. Так её и похоронили. Поэт так уйти не может. Финал – точка, поставленная Поэтом, тем более Женщиной. Даже если сама ушла… фартук она бы сняла. Что заставило забыть о фартуке? Что?
Вторая странность более, чем странность – горячая рыба в сковороде, только что приготовленная ею… Как вам голос самоубийцы за кадром?
«Дорогие мои, я тут повесилась, а вы обедайте! Не обращайте внимания, приятного вам аппетита!»
И вспомним тех двоих в штатском, что в час ее смерти выпрыгнули в окно дома, где она снимала угол. Тех, кого видели соседи, боясь сказать об этом. Иначе почему прячут ее могилу? Препятствуют, угрожают?

“хоронил Цветаеву конюх дядя Коля, промсовхоз дал лошадь и телегу”
Я был на ее могиле, но кладбищенский воздух, не заживляет утрат.

Марина Цветаева не только лирик, она обладала способностью масштабно мыслить, оценивать происходящее и будущее, не случайно Бродский назвал ее интереснейшим мыслителем, утверждая, что:
"Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции, таким, как у политика, торговца или шарлатана... Другими словами, оно лишается своего собственного эволюционного потенциала. Ибо то, что отличает нас от остального животного мира, это именно дар речи... Поэзия – не форма развлечения и, в определенном смысле, даже не вид искусства, а наша антропологическая, генетическая цепь, наш эволюционный лингвистический маяк"

Ее творчество - величина необъятная.
Опережая время, она видела и нынешнюю жизнь, нравственный стержень, которой проявляется здесь и сейчас.

Убили ее в Елабуге или нет, но правда в том что:
“Даже если сама ушла – всё равно убили. Такие Поэты, как Марина - спасательный круг для живых. Промысел божий.” (Пятый воздух).

В память о Марине с горечью пишу эти строки.
*
И те, чьи речи cтоль избиты -
Утилитарны и скупы,
Чьё царство - кухонные плиты,
Чьи помыслы слепы,

От стонов зависти оглохнув,
В Твой Дом – словесности приют,
Стучат половниками в окна,
Тебя на суд зовут.

В темницу тайн, где быль и небыль,
Ушла. - Трагедия без дна...
Как высоко, Марина, небо,
В котором Ты - одна.

Огонь лампадный чист и светел,
Отпущен грех, но эта смерть,
Как пиршество "доильцам сплетен",
Их лакомая снедь.

Цветет в Елабуге рябина,
Шумят листвой ветра...
Кто сочинит твой стих, Марина,
Купцы? Бугалтера?

Кто скорбь, до горечи осиля,
За всё воздаст мольбы?
Да не простит себе Россия,
Твоей судьбы.


"В 1990-ом году патриарх Всея Руси Алексий второй  дал согласие на отпевание Марины Цветаевой, его спросили:
- Что позволило сделать исключение для Цветаевой?
- Любовь народная, - ответил  патриарх." (Пятый воздух)