По конкурсу - Тебе, малыш. Стихи для дошкольников

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2013/09/15/8015 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/10/26/5046 Итоги конкурса

Для меня организация и проведение этого конкурса оказалось очень трудным. Не люблю я этот жанр, а вернее - почти не вижу на сайте стихов для детей, которые мне действительно нравятся. Кроме Сергея Михалкова и Самуила Маршака, на стихах которых я выросла, ни один из современных авторов не производит на меня сильного впечатления, зато сплошь и рядом натыкаюсь на полный примитив, который был написан автором на скорую руку для своих детушек и тут же был им опубликован. Но разве примитивность исполнения и содержания и доступность детям - это одно и то же? Разве тот факт, что стихи будут слушать и заучивать дошкольники, позволяет нам, взрослым, пренебрегать основными требованиями к написанию любых стихов - наличию чистой, звучной рифмы, четкого гармоничного ритма и абсолютно грамотного  русского языка? Разве в детских стихах простительна пустота или безнравственность содержания по той причине, что она кажется забавной  нам, взрослым, так любящим «сюсюкать» с малышами, но не умеющим смотреть на мир «как впервые», войти в образ того, у кого в голове еще не расставлены вехи «хорошо» и «плохо», а все сказанное взрослыми пока еще принимается всерьез и потому будет запомнено надолго?

Очень ответственно быть автором стихов для маленьких, тут одного умения плести рифму мало - нужно еще умение писать хорошие стихи для всех, а главное, умение нести ответственность перед ребенком за каждое свое записанное слово, за каждую рифму и предложение в стихотворении…

Гуляя по страницам сайта, я обычно не пишу отзывы на стихи в рубрике «стихи для детей»: не чувствую себя мастером этого жанра, сама в нем почти не публикуюсь. Одно дело - в узком семейном кругу импровизировать в рифму со своим собственным чадом, и совсем другое - иметь смелость публиковать эти домашние «складушки» для всех. Но жанр «детские стихи» существует, статья о нем была мною опубликована(мне надо было разобраться, что же думают известные детские писатели об этом жанре!), конкурс по детским стихам был организован и состоялся, и его победители выявлены. Хороши их произведения или нет, судить вам, - сегодня я не о них. 

Постараюсь в этой статье вместе с вами подумать и на вполне конкретных примерах разобраться, какие стихи для детей от 3-х до 7-и лет хороши, а какие нет, а главное - почему.

Возраст от 3-х до 7-и - это возраст ребенка, который уже научился говорить и пошел в детский сад. Все стихи для детей до 3 лет были нацелены только на развитие речи и на слушание ими голоса родителей или воспитателя, произносящих нараспев (ритмично!) те или иные слова, соединенные в предложения. Сюжета в этих стихах еще нет - только звучание русской речи плюс одна, максимум две, мысли, часто  слабо связанные  друг с другом. На первых порах этого вполне достаточно:  ребенок слушает ритм речи, и это помогает ему запоминать новые слова, новые для него понятия. Что для таких стихов более всего важно? Понятность и применимость для жизни ребенка слов, использованных автором в стихотворении и  абсолютная четкость всех рифм. 

В детском саду встает уже другая задача: закладка в сознание ребенка элементарных представлений о том, что такое хорошо, а что - плохо, что правильно, а что «нельзя». И без этого нам - никуда: хотя бы один раз в жизни мы все должны это узнать от взрослых, и все это часто постигается через литературу - через первые услышанные и выученные стихи, которые потом будут помниться всю жизнь. В стихах от 3-х до 7-и должен появиться СЮЖЕТ, история, и эта история должна быть: а) понятна (близка) ребенку, б) интересно рассказана для него и в) (в этом уже наш собственный - родительский интерес), она должна нести позитивный образец поведения - давать ненавязчивую оценку тому, что вокруг ребенка происходит.

Язык для стихов, услышанных в детском саду, тоже очень важен. Если ребенок слышит литературную, правильную речь, без всяких наших сокращений, упрощений и замещений, то он на интуитивном уровне научится чувствовать красоту своего родного языка. А еще он поймет, что даже, если вокруг него все говорят безобразно грубо и безграмотно, то это - не предел всему и не образец нормы, но есть книга и есть другой - русский литературный язык, к которому должен подтягиваться разговорный, а вовсе не наоборот - детские писатели должны опускаться до разговорного языка, чтобы стать ближе и понятнее. «Так говорят все» - это не аргумент для детского писателя, хотя и любимый аргумент многих наших сайтовских авторов, пишущих свои стихи более, чем неряшливо….

Я еще не утомила вас своими долгими рассуждениями о жанре, в котором сама не пишу?
Думаю, что утомила. Поэтому перейду к конкретным примерам - поделюсь своими непричесанными дилетантскими впечатлениями о прочитанных конкурсных стихах. 

Как человек вполне взрослый, в бурном море повального «сюсюкания» и неряшливых «ни о чем» шедевров для детей мне с первого взгляда приглянулись только одни стихи:

№1
Я сижу, поджавши ноги, на зелёном косогоре,
тонким прутиком по луже, словно кисточкой, веду,
не картинку я рисую - разбудить пытаюсь море,
чтоб плескалось и бурлило, а не спало на ходу.

Чтоб разбуженные волны доставали до колена,
чтобы солнце растворилось леденцами в глубине.
Буду я морской принцессой и китом, попеременно,
приглашу в игру лягушек - веселее с ними мне.

Если вдруг из тучи рваной неожиданно-нежданно
дождь прольётся, то кораблик без труда построю я.
И саму себя назначив рулевым и капитаном,
поспешу на сушу, к маме - рассказать ей о морях.

И ритмика изумительная, и язык - не придерешься, и сюжетная картинка выписана. И вроде бы все здесь должно быть понятно ребенку из детского сада, но … Хотела бы я, чтобы воспитатель поручил выучить на детском утреннике эти стихи моему «сокровищу»? Заманчиво… но учить их трудновато. Обязательно собьется, забудет слова… Наверное, эти стихи больше подошли бы школьнику, чем малышу…

Встречалась и «беда» с другим знаком: стихи были хороши, но из них наш читатель уже вырос - нет в них еще связной истории, нет «нравственного вывода», просто  хороший текст для развития речи: 

№2
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальчики считать,
есть на ручках, есть на ножках,
кверху подними ладошку,*
в кулачек зажми гостинец:
младший братик всем – Мизинец,
Безымянный - скромный мальчик,
для колечка этот пальчик.
а высокий – братец Средний,
он не вредный и соседним
Указательным, ему
не грозимся: «Ну-ну-ну!»
Старший братец, вот, Большой,
Вверх подняли: «Хорошо!».
Мы успели посчитать,
сколько братьев было? (Пять)

№3
У Мишутки ушки
Прямо на макушке!

У Мишутки ГЛАЗКИ
Так и ПРОСЯТ ЛАСКИ!

У Мишутки шерстка
Симпатичней шелка!

Я люблю Мишутку
Крепко, не на шутку!

Здесь и возраст не тот, и качество исполнения очень низкое: «глазки просят ласки», и «люблю не на шутку» - плохая лексика, а «шерстка-шелка» - плохая рифма. Данные стихи (с моей, дилетантской  точки зрения) - только родительская  импровизация ни о чем, которую вообще вряд ли стоит записывать…

№4.
Я о моде много знаю:
Мамин я журнал читаю,
Хоть мне мама очень строго
Говорит: «Журнал не трогай!»
Но сейчас мамуля спит,
И без дела он лежит.
Я журнал пока возьму,
На картинки посмотрю,
И себе совсем немножко,
Как у тёти на обложке,
Я накрашу красным губки,
Мамину примерю шубку,
Сапоги на каблуках.
В шубке с зонтиком в очках
До чего ж красива я!
На обложку бы меня.

К этим стихам у меня нет претензий по технике исполнения, и сюжет в них вроде есть, но не хочу я чтоб на подобных темах мои дети воспитывались. Чему они учат? Что если ты девочка, то тебя должны волновать тряпки и косметика? Мне кажется, что до этой пошлой (хотя и помогающей выживать в нашем мире) мысли девочка и сама придет позже (к сожалению), а вот закладывать в нее с раннего детства мамин восторг о пустом - не стоит. Взрослым эти стихи забавны, а вот полезны ли они детям? 

№5
Две верные подруги
ПО ВРЕМЕНИ ТОЧЬ-В-ТОЧЬ,
Гуляют БЕЗ НАТУГИ
ПО КРУГУ день и ночь.               

Короткая неспешно
ОТ ЧАСА В ЧАС ИДЁТ,
А длинная прилежно
Ведёт минутный счёт.

И вдруг, одна устала
И прекратила путь.
Подружка тоже встала
В сторонке отдохнуть.

Передохнув немного,
ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОДПРАВИВ ВИД,
Далёкая дорога
Обеим предстоит.

Задумка у автора была неплохая, можно было на тему циферблата хороший детский рассказик написать - ярко и познавательно, но - не удалось. Исполнено отвратительно даже для взрослых, а детям - и просто вредно запоминать эти  несогласованные фразы и выражения, незаконченные предложения и заплатки для рифма, смысл которых взрослому еще как-то понятен, а ребенок просто не научится четко выражать свои мысли, заучивая в детском саду подобную неряшливость речи.

№6
На дорожке – лужи, ямы,
где-то в тучах скрылось солнце.
Я держу за руку маму –
скользко, мокро, вдруг споткнётся.

Узконосые сапожки,
с каблуками будто гвозди,
и блестящею застёжкой -
даже в дождик мама носит.

Я конечно понимаю –
быть красивой это КЛАССНО!
Только – вдруг каблук сломает?
Нет, идти одной – опасно!

Через ямы, через лужи,
мы вдвоём шагаем СПОРО.
Каждой маме в жизни нужен
сын: поддержка и опора.

Здесь и исполнение хорошее, и сюжет замечательный, и вывод в концовке  - если конечно, мы хотим воспитать наших сыновей мужчинами и защитниками. Не совсем понравилась с точки зрения лексики фраза «быть красивой это классно!». Для меня  и утверждение это сомнительно, и слово «классно» не то, что нужно применительно к закладке правильной речи ребенка. Я уже слышу ваши возражения: «где вы живете, да все так говорят, даже по ТВ…» К сожалению, вы правы. Но мне хочется, чтобы литература воспитывала нас, а не отражала. Прививала вкус к чистой речи и к добрым помыслам хотя бы на этапе самых первых впечатлений от нее…
Слово «споро», как и слово «классно» здесь тоже взято из другой стилистики, и эти «инородцы» - «споро» и «классно» - друг другом совсем не сочетаются.

№7
Маленький колючий шарик
По квартире ночью ШАРИТ,
То шуршит он, то сопит,
До сих пор никто не спит!

Вечерком в лесу Егорка
Увидал ежа под елкой,
Взял домой, чтоб поиграть…
Тот с испугу – под кровать!

Фыркает, вздыхает ежик,
Отпустить его, быть может?
Вдруг С ВЕЧЕРНЕГО ЗАКАТА
Папу ждут в лесу ежата?

Еще один пример стихов, неплохо задуманных (интересная яркая картинка-сюжет), но дурно исполненных. Причем, уверена, что автор даже не работал над текстом - мы ведь, как: сочиним для своего чада что-то наспех и тут же это запишем: ребенку нравится, он ведь не судья, придираться не станет! А на каком языке в семье мама говорит, такая речь и у ребенка будет… «Шарить по квартире»… Взрослому - ирония и приятная рифма, а вот нужен ли подобный оборот в детских стихах?  Еще круче оборот  для детских стихов «с вечернего заката». И предлог «с» здесь не совсем к месту, и смысл абсурдный - бывает ли закат утренний?

№8
Мама куклу мне купила –
С БУСАМИ ЧУМАЗКУ,
Даже с порошком я мыла
Эту ЧЕРНОГЛАЗКУ.

Я трудилась, я старалась,
Только вот напрасно.
ПОДРОСЛА И ДОГАДАЛАСЬ -
СРАЗУ СТАЛО ЯСНО:

Не лежала кукла в луже,
И не замарашка,
Не зовут её Катюша,
Не зовут Наташка,

Никогда не станет кукла
Синеглаза и бела.
Просто СМУГЛАЯ ПОКУПКА
Раньше в Африке жила.

Еще один шедевр неряшливой речи и странной логики изложения при неплохо задуманном сюжете. Кстати, все, что мне не понравилось в тексте, я выделяю заглавными буквами, а вы, как читатели, прошедшие через множество моих статей с разборами, надеюсь, сами почувствуете  несовершенство языка, тем более - ЯЗЫКА ДЕТСКИХ СТИХОВ, а не шуточных "экспов" между взрослыми….

№9
Настоящий друг Алёнка –
За двоих стоит в углу:
Принесла в детсад котёнка,
Он напИсал на полу…
Ну, а наша «ВОСПИТАЛКА»
Очень любит чистоту!
Я за шкафом в раздевалке
Домик сделаю коту.
Постелю туда пелёнку –
Ведь привык малыш к теплу.
Жаль, что верная Алёнка
Полчаса стоит в углу.
Подойду я к ней украдкой
С шоколадкою в руке:
Пусть, подружке станет сладко
В этом горьком уголке!

Прекрасные стихи с хорошим сюжетом, добрые и веселые для ребенка (понятные), если бы не эта «воспиталка».  С одной стороны, детям в садике объясняют: «нужно говорить «воспитательница»», а с другой, мы в стихах слышим то, что говорить нам не советуют. Я, кстати, и автору стихов намекнула при приеме, что слово неудачное, но услышала в ответ «так все дети говорят»!!! Вот потому и говорят… А где ответственность литератора за печатное слово детям?

№10.
У Наташи нет сестрички, у Наташи нет подруг,
у Наташи ДВЕ КОСИЧКИ, И ОДИН ХОРОШИЙ ДРУГ.
НЕ ЛЕОНТЬЕВ, НЕ МАЛИНИН, НЕ ГАЗМАНОВ, НЕ МАЛЕЖЕК,
и Наташа очень мило называет его Лежик.

Он с Наташей очень ласков, он с Наташей очень мил,
на ночь рассказал ей сказку, утром МУЛЬТИК подарил,
днём Наташе песни пел, а потом вдруг заболел:
мы окно закрыть забыли, Вот его и простудили.

Лежик горло простудил, Лежик все слова забыл,
Непонятно так хрипит, ничего не говорит.
Врач больного навестил, и Наташе погрозил:
- Вы зачем меня позвали? Помогу ему едва ли.
Не поможет вам ПРОВИЗОР, ибо Лежик – телевизор.
Всем, Наташа, расскажи, что зовут его – LG.

А как вам этот шедевр? Я понимаю, он написан взрослым человеком на радость таким же, как он, взрослым, но вот зачем ребенку до 7 лет запоминать имена нашей попсы, которая классикой нашего века не станет, и зачем название импортного телевизора делать героем детских стихов? А с какого перепуга называть  врача, которого позвали в дом, «провизором»? Тем более, что сейчас и провизоры-то редкость - все лекарства приобретаем в готовой импортной упаковке… Еще я не совсем поняла, почему у Наташи «две косички» идут в одном смысловом ряду с друзьями и подругами (во второй строке). Впрочем, если лучший друг девочки - это телевизор, то это многое объясняет в содержании  автора стихов.

Я не буду приводить здесь примеры тех стихов конкурсного пакета, где были потери рифмы или ритма, где не было не только интересного  и воспитывающего (развивающего) сюжета, но не было элементарного профессионализма исполнения. Я уверена, что детский поэт, это столь же профессиональный (под этим словом я подразумеваю не звания и не число изданных книг, а владение мастерством), как и поэт для взрослых. Только еще лучше, потому что требований к детским стихам  гораздо больше, чем ко взрослым.

Стихи-победители вы можете прочесть по ссылкам Итогового протокола. К этим стихам у меня нет никаких претензий, хотя  рядом со стихами С.Михалкова, С.Маршака, Агнии Барто и даже (частями ) Корнея Чуковского я поставить не смогла бы. Но, все-таки, наши призеры - молодцы. Почитайте их обязательно!

Возможно, я в данной статье была излишне придирчива, возможно, в чем-то ошибаюсь. У меня был один критерий оценки - хотела бы я, чтобы моего ребенка заставили в детском саду выучить для утренника эти стихи? Ответ находился сразу. Думаю, что это неплохой критерий для оценки…

С уважением, ваша Алкора. 31.10.13.

По жанру "стихи для детей" см. http://www.stihi.ru/2013/09/09/5618