Введение в Игру

Алексей Ратушный
В детстве мне довелось поболеть. Не «за», а просто: поболеть!
Поболеть довелось вволю. Досыта! До полного изнеможения сил.
До «не хочу!», до «хватит!»! Казалось бы: сколько можно? Мама меня научила общему универсальному ответу на частные вопросы, типа: «Корью болел?», «Ветрянкой болел?»
Я болел всеми распространёнными детскими болезнями без исключения. Всеми – значит реально всеми! Так что и тётю скарлатину и дяденьку гриппа я изучал на самом себе, сердешном. Поскольку немедленно после родов в декабре холодного пятьдесят второго я заболел бронхоаденитом, в дальнейшем разнообразные болезни легких, бронхов и носоглотки стали моими постоянными спутниками. Разнообразных пневмоний, крупозных и не очень воспалений у меня набралось к пятнадцати годам полтора десятка. А всего у меня было более сорока одних только скромнейших ангин. Сегодня посмотрев на бабушку, торгующую алоэ я выдал такой экспромт:
Снимает память слой за слоем
Окошко, бабушка, алоэ.

Алоэ росло на окошке. Денег не было хронически ни на что, потому печка и горячая вода с горчицей для ног были основными лекарственно-физиотерапевтическими формами дома. Я болел и рос за печкой. А еще я классно лечил свои острые и подострые риниты луковицей. Для этого я просто съедал, тщательно пережевывая сырую луковицу лука репчатого. Нафтизин на фоне такого средства отдыхает.
И вот за печкой, оставаясь многие дни и месяцы один на один с собой я играл во все доступные мне игры. А поскольку игр у меня было мало, а Рона – главный поставщик игр в моем раннем детстве – умерла, я стал придумывать игры сам. Например в шахматах я конем делал ходы короля, а королем ходы коня. Затем я опробовал перемены формулами хода у короля и ладьи, у короля и слона и далее перебирал все мыслимые и немыслимые формулы хода, одно отображение которых могло бы занять с десяток мощных сайтов.
Так я постепенно приближался к открытию полифигурных игр, игр, где игра ведётся сразу всеми фигурами на доске, под доской и за доской.

Построим сильную аналогию

Представьте себе, что кто-то принёс в пионерский лагерь колоду карт и показал детям игру в подкидного дурака. Игру дети освоили и понесли с собой по жизни. Никакой другой игры с колодой карт они не знали и даже не догадывались, что такое возможно.
Игра им нравилась, они проводили свои «домашние» чемпионаты, признавали кого-то «чемпионом» и так далее. Однажды к ним явился с другого континента человек и показал игру в преферанс. Однако они не желали играть в другие игры. Их вполне устраивала вот эта – освоенная еще в далеком пионерском тёплом детстве.

Мерцающие шахматы и другие игры на плоскостях

Между тем в мире море игр на колоде карт. Колода одна, а игр – океан!
Нечто подобное имеет место быть и в шахматах. В своё время Евгений Гик постарался, как добросовестный ученый, перечислить хотя бы основные группы шахматных игр с «колодой шахмат».
Но их – игр – на порядки больше!
На базе шахмат можно раскрыть содержание миллионов игр. По большому счету любая новая позиция – уже самостоятельная игра. Но число возможных – легальных- позиций в ортодоксальных, привычных нам с детства, шахматах крайне ограничено, скудно, не полно! Роберт Фишер постарался хоть как-то разнообразить этот материал игрой в стартовую расстановку фигур. Качественно иное решение содержится в мерцающих шахматах – одной из великих разновидностей украинских шахмат. Из классической стартовой позиции в первой же серии ходов ферзь может занять любое из восьми полей на первой – восьмой – горизонтали! Равно как и любая из ладей! Конфигурация расстановки пешек уже в первой серии допускает три различных положения для каждой из восьми пешек играющего. Уже в первой серии ходов возможно астрономическое число расстановок! Как поётся в одной из моих шахматных песен (Шахматрон)
В огромной Вселенной немало миров
У них нет начал, середин и концов
Они беспредельны! В звучании лир
Откроется сказочный шахматный мир!

Цели и задачи шахматного всеобуча, его миссия

Я не хочу, чтобы ребёнок непременно стал «чемпионом» по игре в «подкидного дурачка». Или по игре в «шахматы».
Я хочу, чтобы перед малышом открылся океан игр на плоскостях. Чтобы он играл на берегу этого океана, наслаждался его прибоем, восхищался его неохватной ширью.
Я очень сильно хочу научить его – еще совсем малыша – самостоятельно конструировать собственные игры. Для себя.  И поэтому «шахматный» всеобуч для меня – это обучение детей ("человек играющий" - homo ludens - по Хейзинга) минимально необходимому – стартовому набору микроигр, с целью включения его в мировой поток правилообразовательного процесса, с целью включения его в великое пространство Игры как таковой. Введение его в Игру, ибо человек (по Шиллеру) "тогда человек, когда играет"!!!